Социальная работа и социальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:41, реферат

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается не только в этом, но и в том, что профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальная педагогика…………………………………….………….4
Глава 2. Социальная работа……………………………………………..……...6
Глава 3. Проблемы и соотношения……………………………….…………….8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

социальная работа и социальная педагогика.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Арзамасский  государственный педагогический институт

имени А.П. Гайдара» 
 
 

Реферат на тему:

СОЦИАЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНА  РАБОТА: ПРОБЛЕМЫ И  СООТНОШЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 

               Выполнил: Щеулов Н.А.

              Студент III курса психолого-

              педагогического факультета,

              31 группы, специальности «психология».

              Проверила:  
               
               
               
               
               
               
               

г. Арзамас, 2011 год.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Социальная педагогика…………………………………….………….4

Глава 2. Социальная работа……………………………………………..……...6

Глава 3. Проблемы и соотношения……………………………….…………….8

Заключение……………………………………………………………………….10

Список  литературы………………………………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Каждая  наука - философия, социология, психология и другие, изучает не объект науки, а лишь его часть, которой присущи закономерности, свойства, а это и составляет предмет данной науки.

      Социальная  работа и социальная педагогика относительно молодые науки.

      На  протяжении всего времени существования  этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.

      Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики оправдана – обе эти науки культурно и исторически связаны между собой, оправдана с теоретической и практической точек зрения.

      Актуальность  этой темы заключается не только в  этом, но и в том, что профессия  социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.

Глава I. Социальная педагогика

      На  протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.

      Социальная  педагогика - одно из направлений педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы Горячев М.Д. Социальная педагогика. - М., 1999. - С. 8..

      Почему  же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

      По  утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая  социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий  людей, в организациях, специально для  этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».

      Социальная  педагогика опирается на историю  педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы.

      Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

      В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

      Общественный  смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

      Функции социальной педагогики.

  1. Изучение ребенка (подростка),его состояние в стадии конфликта.
  2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
  3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него
  4. Соц.педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
  5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
  6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.

   Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:

  • Воспитательная; социально-правовая; социально-реабилитационная.

     Воспитательная функция предполагает  включение ребенка (подростка)  в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

     Социально-правовая означает заботу  государства о детях, их правовую  защиту.

     Социально-реабилитационная функция  – это воспитательная и образовательная  работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

     Отдельно следует остановится  на прикладных задачах социальной  педагогики. Это то, на что ориентируется  и в соответствии с чем строит  свою работу социальный педагог, социальный работник.

    

Глава II.  Социальная работа

      Социальная  работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные  жизненные ситуации, их психосоциальной  реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

      Социальная  работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальности.

      Профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и  получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.

      Проблему  целостного постижения человека как  объекта познания теория социальной работы выносит за скобки теоретических  построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Однако это не означает, что в теории социальной работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления.

      Повышенное  внимание к миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и психологическое, и биологическое, и социальное, и хозяйственно-экономическое, и политическое, и духовно-культурное, а также к миру явлений, фактов, составляет существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для него его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы.

      Основные  функции социальной работы

      Специалисты выделяют следующие основные функции  этой работы:

  • диагностическая - изучение особенностей личности клиента, семьи, группы лиц, степени и направленности влияния микросреды, постановка социального диагноза;
  • прогностическая - программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности;
  • предупредительно-профилактическая (превентивная) и социально-терапевтическая - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, оказание необходимой помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов и др. в обществе;
  • организационно-коммуникативная - содействие включению общественности, специалистов различных ведомств, учреждений и организаций в социальную службу, привлечение их к оказанию различных видов помощи конкретному человеку семье, группе лиц, сбор информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с клиентами;
  • охранно-защитная - использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов клиента, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на клиента;
  • социально-медицинская - организация работы по планированию семьи, формированию общественного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, овладению основами оказания первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиенических правил, правил безопасности жизнедеятельности;
  • социально-педагогическая - выявление интересов и потребностей семей, отдельных лиц и их групп в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, семейного туризма и т.д., привлечение к этой работе различных учреждений, организаций, общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности;
  • организаторская - организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействию клиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями;
  • социально-бытовая - содействие в получении нуждающимися клиентами и семьями материальной и другой помощи, улучшении их жилищных условий;
  • психологическая - обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в дела клиента, семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным институтам воспитания, обеспечение связи между клиентом, семьей и микросредой, личностью и обществом, выполнение роли доверенного лица клиента, семьи.

Информация о работе Социальная работа и социальная педагогика