Социальная работа и социальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:41, реферат

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается не только в этом, но и в том, что профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальная педагогика…………………………………….………….4
Глава 2. Социальная работа……………………………………………..……...6
Глава 3. Проблемы и соотношения……………………………….…………….8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

социальная работа и социальная педагогика.doc

— 69.50 Кб (Скачать)
 

Глава III. Проблемы и соотношения

      История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Прежде всего их объединяют культурно исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.

      Однако  они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как  официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться  в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика, как отмечалось ранее, – в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи. Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук: социальная педагогика – из педагогики, а социальная работа – из социологии. Как науки и та, и другая в России фактически делают свои первые шаги. Развитие теории социальной работы происходит так же трудно и противоречиво, как и развитие социальной педагогики. Существуют различные точки зрения на предметы и объекты этих наук, в том числе и на их соотношение: делаются попытки подчинить социальную педагогику социальной работе и наоборот, что нужно рассматривать как закономерное явление в развитии наук.

      Однако  пока ведутся эти научные дискуссии, в практической деятельности различное  происхождение социальной педагогики и социальной работы проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

      В то же время области практической деятельности социальной педагогики и  социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и  по методам работы, что они не могут не пересекаться.

      Попробуем выделить то общее и специфическое, что связывает социальную работу и социальную педагогику как области практической деятельности. В первую очередь, это касается их объекта, или адресата. В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.

      Те  или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение  всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.

      Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.

      В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует  помощи в процессе его социализации – превращения индивида в социального субъекта, т.е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

      Сопоставление этих объектов наглядно показывает и  то, что сближает эти две науки  и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиен том, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок.

      Но  между соц. работой и соц. педагогикой  есть определенные различия. Соц. работа-это деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента; в то время как соц. педагогика-это социальная работа, направленная на развитие личностного потенциала клиента.

      Любой соц. педагог с легкостью может  рассматриваться в качестве соц. работника, ибо он занимается деятельностью по разрешению педагогических проблем клиента.

Заключение

      На  основе выше изложенного можно сделать  вывод: исторически так сложилось, что социальная работа и социальная педагогика в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа и социальная педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставления социальной работы и социальной педагогики приносят больше вреда, чем пользы, так как они несут собой одни и те же функции:

     Воспитательная

     Правовая

     Реабилитационная. 

Список  литературы 

  1.   “Социальная   работа  в  России: прошлое   и  настоящее”.  Под  ред.  Бадя.  М.1998г.
  2. Василькова Ю.В. “Лекции  по  социальной  педагогики”.  М1998г.
  3. Горячев М.Д.  “Социальная  педагогика” .Хрестоматия.  Самара 1996г.
  4. Колобов О.А.  “Социальная  педагогика  как  профессия”.  Нижний  Новгород1996.
  5. Куличенко Р.М.  “Профессиональное  становление  и  развитие  института  социальных  педагогов  и  России”.  М1998г.
  6. Мудрик А.В.  “Введение  в  социальную  педагогику”.  М1997г.

Информация о работе Социальная работа и социальная педагогика