Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога
Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 11:59, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность данной темы высока, человек существо социально и большая часть его жизни проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 1.1 Подростковая жестокость как социальное явление 1.2 Особенности личностного развития в подростковом возрасте 1.3 Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 2.1 Исследование проявлений подростковой жестокости 2.2 Апробирование занятий по профилактике подростковой жестокости 2.3 Выводы и рекомендации ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Чижова С.Ю. Детская агрессивность.-
Ярославль, Академия развития, Академия,
Ко Академический холдинг, 2001.
Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1996.
Интернет ресурсы
29. Васильева Н.Ю. Детская
жестокость.: Психологи на b17.ru.
30.Щеглов А.В. Психология
агрессивности и жестокости.: Психология.
ВВЕДЕНИЕ
Понятийный аппарат
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каково
содержание работы социального педагога
по профилактике подростковой жестокости?
Решение этой проблемы составляет ЦЕЛЬ
нашего исследования.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: подростковая
жестокость.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: профилактика
подростковой жестокости в работе социального
педагога.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Раскрыть понятие, причины,
виды подростковой жестокости;
2. Проанализировать различные
пути профилактики подростковой
жестокости в условиях школы.
3. Провести исследование
по выявлению подростковой жестокости
в коллективе класса подростков.
4. Подобрать и апробировать
занятия по профилактике жестокости
у подростков.
5. Разработать рекомендации
для родителей учащихся по
предупреждению детской жестокости.
Актуальность данной
темы высока, человек существо социально
и большая часть его жизни проходит в контакте
с другими людьми, поэтому общество в целом
задает вопрос о положительном или отрицательном
поведении своих членов. Анализируя последние
события, происходящие не только в нашей
стране, но и в мире, нельзя не заметить
общий рост агрессивных проявлений и жестокости,
как на индивидуальном уровне, так и на
уровне социальной группы. Агрессия и жестокость,
являясь индивидуально-личностными характеристиками,
воздействуют на качество социальной
жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются
то внимание и тот интерес, которые в последние
десятилетия наблюдаются у психологов
в отношении проблем агрессии.(4,14,20)
Жестокость - человеческое чувство,
не знающее жалости, сожаления, сочувствия.
Э. О. Уилсон обозначает
жестокость как - физическое действие
или угроза такого действия со стороны
одной особи, которые уменьшают свободу
или генетическую приспособленность другой
особи.
В современном мире
она везде, по крайней мере мы так считаем,
но мы бы никогда не подумали, что она может
поселиться, завестись в детях самых непорочных
и святых существах ,как нам кажется но
к сожалению нет. Она проявляется со всех
сторон как это возможно. Подростки издеваются
над животными, взрослыми, такими же, как
они. Возраст 8-17 лет самый непредсказуемый
и непонятный возраст, когда подростки
доказывают себе, но, главное, окружающим,
что они сами по себе самостоятельны. Доказывают
они это в самой жестокой манере, показывая,
что они никого и никогда не боятся. Самое страшное, когда
они, доказывая, задевают, и влияют на отношение
родителей.
Многие века ребенка рассматривали
как взрослого, только небольшого, слабого
и не имеющего прав. О специфике детского
поведения заговорили после романов Ч.
Диккенса - сначала в плоскости литературы,
причем дети представлялись сущими ангелами:
кроткими, добрыми, несчастными. А используя
научный подход, психологию детского возраста
стали серьезно изучать в основном после
работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий,
происшедших в детстве, на всю дальнейшую
судьбу человека.
Довольно быстро стало понятно,
что дети являются ангелами не больше,
чем взрослые, и жестокость им присуща
в полной мере. Согласно многочисленным
исследованиям, сейчас проявления детской
жестокости являются одной из наиболее
распространенных форм нарушения поведения,
с которыми приходится иметь дело взрослым
- родителям и специалистам (воспитателям,
работниками социальной защиты). Сюда
относятся вспышки раздражительности,
непослушание, избыточная активность,
драчливость. У подавляющего большинства
детей наблюдается прямая и косвенная
вербальная жестокость - от жалоб, до прямых
оскорблений и физических мер («Ты - уродина»,
«Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»).
У многих детей отмечаются случаи физической
жестокости - как косвенной (разрушение
чужих игрушек, порча одежды сверстника,
лежащей возле его постели и пр.), так и
прямой (дети бьют сверстников кулаком
по голове или лицу, кусаются, плюются
и т. п.). Такое жестокое поведение всегда
инициативно, активно, а иногда и опасно
для окружающих, и потому требует грамотной
коррекции.
Проблема жестокости одна из
самых значительных проблем в социальной
работе. Первые годы жизнь ребенка всецело
зависят от родителей, особенно от матери:
именно она дает ему еду, защиту, обслуживает
и согревает чувством любви и принятия.
В этот период, больше, чем в любой другой,
он ищет родительского внимания и одобрения
своего поведения. Проявления жестокости
являются одним из механизмов привлечения
внимания и способом добиться своих целей.
Многое зависит от реакции взрослых:
они могут мгновенно выполнять все требования
родного чада (особенно тревожные и неуверенные
в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать
на него внимания. Интересно, что обе эти
дороги приведут к одному результату -
ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.
Подведя итог по данной
теме можно сказать особенности жестокого
поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную
сферу личности, они способствуют усугублению
морального диссонанса, формированию
стрессового и депрессивного состояний.
Высокий уровень агрессии у лиц подросткового
возраста является настораживающим фактором,
так как негативно влияет не только на
учебную деятельность, взаимоотношения
с родителями, друзьями, сверстниками,
индивидуальное развитие, но и на успешность
их будущей личной и профессиональной
деятельности.
Подростковая жестокость
как социальное явление.
Возраст полового созревания
- это трудное время для подростков. Время,
когда все смешивается в одну кучу — страх
перед неотвратимыми и необратимыми переменами,
гормональные всплески, нагрузка физическая
и эмоциональная, проблемы адаптации и
поиска себя, первая любовь и самоопределение
во взрослой жизни. Все вышеизложенное
— это проблемы адекватные, с которыми
сталкивается самый благополучный, любимый
и психологически реализованный из подростков.
В подростковом возрасте
одна из характерных особенностей поведения,
которую отмечают многие исследователи
последних лет – это жестокость по отношению
к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Начиная от 15 до 20 лет — это
дети, которые родились в девяностых годах,
когда по телевизору демонстрировались
сюжеты очередного заказного убийства,
а общий психологический настрой был весьма
пессимистичным. Моральная сторона не
принималась в расчет.
Представители очень многих
психологических школ, например, долгое
время доминировавшего в Западной Европе
и США психоанализа, убеждены, что человеческая
личность окончательно и бесповоротно
закладывается и формируется годам к 6-7.
И хотя очень многие положения психоанализа
остаются недоказанными спустя десятилетия,
роль раннего детства очень важна. И накладывает
хотя и не фатальный, поддающийся впоследствии
коррекции, но очень серьезный отпечаток.
Бессознательное ребенка,
его память, его ожидания от
мира и способ взаимодействия
с ним сформировались в атмосфере
жестокости, напряжения и страха
— даже если это сын или
дочь вполне благополучных в
обычном смысле родителей. В стрессовом
состоянии сужается охват сознательной
памяти, и происходит своеобразный регресс
к тем формам отношений, которые ребенок
узнал первыми.
Равнодушие, подростковый максимализм,
отсутствие четких нравственных норм
и привычка к жестокости — это очень опасная
смесь. К тому же, наложили отпечаток и
десятки мультиков для самых маленьких,
в которых прекрасная дама может заехать
с ноги в физиономию своему рыцарю, и игры,
в которых часто нужно просто ходить по
городу и расстреливать все, что движется.
Невозможно ограждить детей от агрессии.
И сегодняшнее размывание домостроевских
стандартов женственности и мужественности
тоже может стать расширением возможностей
для подобной самореализации личности.
Уметь защищать себя
— прекрасно, больше того, делать
это обязаны уметь как девочки,
так и мальчики. Но кроме причинения
вреда и разрушения, еще нужно уметь
создавать. А очень многие дети, ставшие
сейчас подростками, не получили в детстве
хотя бы минимального урока доброты.
По сравнению с прошлыми годами,
многие из подростков с одной стороны,
больше заняты, а с другой — совершенно
бесконтрольны. Сейчас исчезли бесплатные
кружки и группы по увлечениям.
Хорошо, если семья
показывает на собственном примере
важность увлечения спортом или чтением
книг. Запретный плод всегда сладок, и
запрет на продажу пива и сигарет несовершеннолетним
иногда имеет обратный эффект. Пиво и курение
становится атрибутом взрослости, самостоятельности,
даже вся информация о вреде здоровью
воспринимается негативно.
Пропитанный агрессией
мир зачастую не позволяет
подросткам жить иначе. Всплески
агрессии становятся часто единственной
возможностью как-то выплеснуть
негатив, в том числе и агрессии к самому
себе. Недостатки могут стать поводом
для насмешек. А подростку важно принадлежать
к значимой для него группе. Причем зачастую
— любой ценой. Если психика не окрепла,
не сформировалось чувство ответственности
— а так и бывает чаще всего, то вывода
делается два: как положительный, так и
отрицательный. А отсюда недалеко до попыток
суицида.
К аутоагрессивному поведению
ведет сформировавшаяся негативная самооценка,
внедряемое с самыми благими намерениями
чувство вины и собственного ничтожества.
Один из деструктивных
способов психологической защиты
— какого-то минимального совладания
с ситуацией — идентификация
с агрессором у подростков. Когда
жертва — особенно если это
ребенок — становится на его
сторону против себя самого, реализуя
свою же жизненную потребность
любить и подражать значимому взрослому.
А через несколько лет эти воспоминания
накладываются на болезненное переживание
неудачи, стрессовые состояния и естественные
для такого возраста гормональные всплески.
И вероятность, что являющийся продуктом
своей агрессивной среды подросток причинит
вред, жестокость другому или самому себе
очень высока.
Существует многообразие
подходов к интерпретации термина «жестокость».
Наиболее распространенными
являются определения:
1. насильственные,
захватнические действия;
2. реакция на стресс,
вызванная угрозой;
3. акт, который принимает
разные формы, но его цель состоит в нанесении
ущерба индивиду или тому, что отождествляется
с ним;
4. любой вид поведения,
приносящий вред другому, любое действие,
имеющее цель нанесения вреда другому;
5. индивидуальное или
коллективное поведение, действие, направленное
на уничтожение другого человека или группы
людей;
6. реакция на возбуждение,
которые направлены на достижение различных
целей. (6,25)
Различают 2 основные формы
жестокого поведения подростков: физическое,
психическое (эмоциональное):