Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы высока, человек существо социально и большая часть его жизни проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Подростковая жестокость как социальное явление
1.2 Особенности личностного развития в подростковом возрасте
1.3 Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Исследование проявлений подростковой жестокости
2.2 Апробирование занятий по профилактике подростковой жестокости
2.3 Выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 66.41 Кб (Скачать)

 

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

 «Ленинградский социально- педагогический колледж»

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога.

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

  

2014

 

План

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

1.1 Подростковая жестокость  как социальное явление

1.2 Особенности личностного  развития в подростковом возрасте

1.3 Профилактика подростковой  жестокости в работе социального  педагога

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ  ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

2.1 Исследование проявлений  подростковой жестокости 

2.2 Апробирование занятий  по профилактике подростковой  жестокости

2.3 Выводы и рекомендации  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антье Э. Агрессивность. - М.,2008.
  2. Бандура А., Агрессия. – Москва: Апрель Пресс, 2000.
  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2007.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Спб.: Питер, 2010.
  5. Бесковиц Л. Секреты причин насилия. Агрессия-причины, последствия и контроль.
  6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 84
  7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с
  8. Бреслав Г.Э. Психокоррекция детской агрессивности. Учебное пособие. СПб.2004.
  9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми - М: Педагогика, 1991.
  10. Выготский Л.С. Избранные произведения в 3-х томах. М., - 2001
  11. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005
  12. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.
  13. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  14. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.:Нева 2005.
  15. Ленденева И.Л. Психологическая помощь детям с агрессивным поведением // Актуальные проблемы обучения и воспитания. - Иркутск, 1999.
  16. Ломакина Г.Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем- М.: Центрполиграф, 2010.
  17. Лубовский, В. И. Специальная психология: Учебное пособие / /Под ред. В. И. Лубовского. – М.: Академия, 2004.
  18. Невский И.А. Трудный успех. - М.: Просвещение, 1991.
  19. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1986 .
  20. Пахомов О. Шаг за шагом. Психология. – Москва: Открытый мир, 1995.
  21. Реан А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1996.
  22. Сафонова Т.Я., Цимбал Е.И., Олиференко Л.Я. и др. Жестокое обращение с детьми.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  23. Семенака С. И., Агрессивное поведение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.- Армавир, АГПА, 2010.
  24. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции. М: Феникс, 1998.
  25. Смирнов А.А. Психологический словарь. – М.: Академия, 2003.
  26. Смирнова  Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  27. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996.
  28. Чижова С.Ю. Детская агрессивность.- Ярославль, Академия развития, Академия, Ко Академический холдинг, 2001.
  29. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1996.

Интернет ресурсы

29. Васильева Н.Ю. Детская  жестокость.: Психологи на b17.ru.

30.Щеглов А.В. Психология  агрессивности и жестокости.: Психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятийный аппарат

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каково содержание работы социального педагога по профилактике подростковой жестокости? Решение этой проблемы составляет ЦЕЛЬ нашего исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: подростковая жестокость.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Раскрыть понятие, причины,  виды подростковой жестокости;

2. Проанализировать различные  пути профилактики подростковой  жестокости в условиях школы.

3. Провести исследование  по выявлению подростковой жестокости  в коллективе класса подростков.

4. Подобрать и апробировать  занятия по профилактике  жестокости  у подростков.

5. Разработать рекомендации  для родителей учащихся по  предупреждению детской жестокости.

 

Актуальность данной темы высока, человек существо социально и большая часть его жизни проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы. Агрессия и жестокость, являясь индивидуально-личностными характеристиками, воздействуют на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии.(4,14,20)

Жестокость - человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия.

Э. О. Уилсон обозначает жестокость как - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

В современном мире она везде, по крайней мере мы так считаем, но мы бы никогда не подумали, что она может поселиться, завестись в детях самых непорочных и святых существах ,как нам кажется но к сожалению нет. Она проявляется со всех сторон как это возможно. Подростки издеваются над животными, взрослыми, такими же, как они. Возраст 8-17 лет самый непредсказуемый и непонятный возраст, когда подростки доказывают себе, но, главное, окружающим, что они сами по себе самостоятельны. Доказывают они это в самой жестокой манере, показывая, что они никого и никогда не боятся. Самое страшное, когда они, доказывая, задевают, и влияют на отношение родителей.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав. О специфике детского поведения заговорили после романов Ч. Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход, психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, работниками социальной защиты). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты - уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Проблема жестокости одна из самых значительных проблем в социальной работе. Первые годы жизнь ребенка всецело зависят от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления жестокости являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Подведя итог по данной теме можно сказать особенности жестокого поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц подросткового возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.

 

 

    1. Подростковая жестокость как социальное явление.

 

Возраст полового созревания - это трудное время для подростков. Время, когда все смешивается в одну кучу — страх перед неотвратимыми и необратимыми переменами, гормональные всплески, нагрузка физическая и эмоциональная, проблемы адаптации и поиска себя, первая любовь и самоопределение во взрослой жизни. Все вышеизложенное — это проблемы адекватные, с которыми сталкивается самый благополучный, любимый и психологически реализованный из подростков.

    В подростковом возрасте одна из характерных особенностей поведения, которую отмечают многие исследователи последних лет – это жестокость по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Начиная от 15 до 20 лет — это дети, которые родились в девяностых годах, когда по телевизору демонстрировались сюжеты очередного заказного убийства, а общий психологический настрой был весьма пессимистичным. Моральная сторона не принималась в расчет.

  Представители очень многих психологических школ, например, долгое время доминировавшего в Западной Европе и США психоанализа, убеждены, что человеческая личность окончательно и бесповоротно закладывается и формируется годам к 6-7. И хотя очень многие положения психоанализа остаются недоказанными спустя десятилетия, роль раннего детства очень важна. И накладывает хотя и не фатальный, поддающийся впоследствии коррекции, но очень серьезный отпечаток.

 Бессознательное ребенка, его память, его ожидания от  мира и способ взаимодействия  с ним сформировались в атмосфере  жестокости, напряжения и страха  — даже если это сын или  дочь вполне благополучных в  обычном смысле родителей. В стрессовом состоянии сужается охват сознательной памяти, и происходит своеобразный регресс к тем формам отношений, которые ребенок узнал первыми.

Равнодушие, подростковый максимализм, отсутствие четких нравственных норм и привычка к жестокости — это очень опасная смесь. К тому же, наложили отпечаток и десятки мультиков для самых маленьких, в которых прекрасная дама может заехать с ноги в физиономию своему рыцарю, и игры, в которых часто нужно просто ходить по городу и расстреливать все, что движется. Невозможно ограждить детей от агрессии. И сегодняшнее размывание домостроевских стандартов женственности и мужественности тоже может стать расширением возможностей для подобной самореализации личности.

 Уметь защищать себя  — прекрасно, больше того, делать  это обязаны уметь как девочки, так и мальчики. Но кроме причинения  вреда и разрушения, еще нужно уметь создавать. А очень многие дети, ставшие сейчас подростками, не получили в детстве хотя бы минимального урока доброты.

По сравнению с прошлыми годами, многие из подростков с одной стороны, больше заняты, а с другой — совершенно бесконтрольны. Сейчас исчезли бесплатные кружки и группы по увлечениям.

 Хорошо, если семья  показывает на собственном примере  важность увлечения спортом или чтением книг. Запретный плод всегда сладок, и запрет на продажу пива и сигарет несовершеннолетним иногда имеет обратный эффект. Пиво и курение становится атрибутом взрослости, самостоятельности, даже вся информация о вреде здоровью воспринимается негативно.

 Пропитанный агрессией  мир зачастую не позволяет  подросткам жить иначе. Всплески  агрессии становятся часто единственной  возможностью как-то выплеснуть негатив, в том числе и агрессии к самому себе. Недостатки могут стать поводом для насмешек. А подростку важно принадлежать к значимой для него группе. Причем зачастую — любой ценой. Если психика не окрепла, не сформировалось чувство ответственности — а так и бывает чаще всего, то вывода делается два: как положительный, так и отрицательный. А отсюда недалеко до попыток суицида.

 К аутоагрессивному поведению ведет сформировавшаяся негативная самооценка, внедряемое с самыми благими намерениями чувство вины и собственного ничтожества.

 Один из деструктивных  способов психологической защиты  — какого-то минимального совладания  с ситуацией — идентификация  с агрессором у подростков. Когда  жертва — особенно если это  ребенок — становится на его  сторону против себя самого, реализуя  свою же жизненную потребность  любить и подражать значимому взрослому. А через несколько лет эти воспоминания накладываются на болезненное переживание неудачи, стрессовые состояния и естественные для такого возраста гормональные всплески. И вероятность, что являющийся продуктом своей агрессивной среды подросток причинит вред, жестокость другому или самому себе очень высока.

Существует многообразие подходов к интерпретации термина «жестокость».

Наиболее распространенными являются определения:

 

1. насильственные, захватнические действия;

2. реакция на стресс, вызванная угрозой;

 

3. акт, который принимает разные формы, но его цель состоит в нанесении ущерба индивиду или тому, что отождествляется с ним;

 

4. любой вид поведения, приносящий вред другому, любое действие, имеющее цель нанесения вреда другому;

 

5. индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на уничтожение другого человека или группы людей;

 

6. реакция на возбуждение, которые направлены на достижение различных целей. (6,25)

 

Различают 2 основные формы жестокого поведения подростков: физическое,  психическое (эмоциональное):

Информация о работе Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога