Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы высока, человек существо социально и большая часть его жизни проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Подростковая жестокость как социальное явление
1.2 Особенности личностного развития в подростковом возрасте
1.3 Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Исследование проявлений подростковой жестокости
2.2 Апробирование занятий по профилактике подростковой жестокости
2.3 Выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 66.41 Кб (Скачать)

Содержание и формы деятельности социального педагога способствуют преодолению трудной жизненной ситуации человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации.

В своей работе социальный педагог может использовать различные типы методов, такие как методы социологии, педагогики, психологии. Важно отметить, что выбор методов зависит от цели и задач воспитания, особенностей возраста и личности воспитанников, а также знаний и мастерства социального педагога.

У социального педагога не редко возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться социально-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у детей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию.

Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует обратить особое внимание, в частности в рамках школы.

 

 

Формы работы с жестокими детьми:

 

1. Групповая и индивидуальная  работа, как с детьми, так и  с родителями (беседы, лекции, конференции, акции против наркотиков и алкоголя);

 

2. Соучастие и творческое  представление в социальной жизни (праздники, отдых в загородных  лагерях);

 

3. Консультирование (телефон доверия, ИПДН);

 

4. Формы реабилитации (медикаментозное  лечение, психологическая помощь).

 

Эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления жестоких действий со стороны наблюдателя. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к жестокости и к признакам чужой боли. Наблюдатель привыкает к насилию и его последствиям.

Жестокость в подростковом возрасте связана с положением его в коллективе.

Обучаясь в школе, ребенок может также усваивать опыт агрессивного поведения через общение с учителем. Агрессивность детей зависит от стиля взаимодействия учителя с учащимися. В классах, где учитель работает в авторитарном стиле, уровень детской агрессивности выше. Причиной агрессивного поведения детей может стать и фрустрация самого учителя.

Педагог постоянно имеет дело с подростковой жестокостью. Любое его замечание о допущенной ошибке в домашнем задании или неуместной форме поведения вызывает фрустрацию. К тому же сам педагог фрустрирован «бестолковостью», «необузданностью» учеников, он ощущает страх за реализацию своих замыслов.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой. Одна из главных задач социального педагога является поддержать ребенка духовно, вселить в подростка веру в то, что все может измениться к лучшему. Поэтому педагог должен знать свои способности, чем он может добиться успеха, и свои недостатки. Например, один педагог владеет даром красноречия, другой может разжечь энергию подростка и т.п. Влияние социального педагога на ребенка зависит от его личных качеств - доброта, сопереживание, отзывчивость, стремление прийти на помощь и т.п. Однако социальному педагогу необходимы и профессиональные знания: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методика воспитательной работы. Эти знания необходимы для изучения ребенка (подростка), анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе детей.

От личностных качеств зависит и педагогическое мастерство социального педагога, от его знаний и умений.

К тому же социальный педагог должен уметь организовывать деятельность и сотрудничество с детьми. Существует такое понятие как педагогическая технология, которой должен владеть приемами, умениями, навыками влияния на воспитанников. Сюда относятся умения владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами [18, 71].

Уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия непосредственным образом влияет на систему взаимоотношений субъектов воспитания. В систему психолого-педагогических действий должны входить следующие элементы:

 диагностика  психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная  работа с администрацией;

 консультативно-образовательная  работа с педагогическими кадрами  и родителями;

консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

 информационно-образовательная  работа с детьми;

 формирование  психоэмоциональной среды учебного  заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.

 

Вывод. Таким образом, для профилактики жестокого поведения необходимо научить навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ  ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

2.1 Исследование проявлений  подростковой жестокости 

При работе с агрессивными и жестокими подростками возможно использование следующих диагностических методик:

 Опросник Басса-Дарки (агрессивность);

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко.

 Шкала реактивной и  личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);

 Фрейбургская анкета  на выявление склонности к агрессивному поведению;

 Тест «Склонности к  риску»;

 «Шкала враждебности» Кука-Медлей;

 Методика экспресс-диагностики  невроза (К.Хек и Х.Хесс)

 

1. Опросник Басса- Дарки. Басс разделил понятия агрессии  и враждебность и определил  последнюю как: "...реакцию, развивающую  негативные чувства и негативные  оценки людей и событий". Создавая  свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

 

1. Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

 

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

 

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

 

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

 

5. Обида – зависть  и ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные действия.

 

6. Подозрительность –  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

 

7. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

 

8. Чувство вины – выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло, а  также ощущаемые им угрызения совести.

 

 Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый  отвечает "да" или "нет".

 

 При составлении опросника  использовались принципы:

 

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

 

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

 

 Методика также позволяет  определить индекс враждебности, который включает в себя 5 и 6 шкалу, и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной), который включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.(Приложение 1)

 

2. Определение деструктивных  установок в межличностных отношениях  В.В. Бойко

 

 Цель опросника выявление  деструктивных установок в межличностных  отношения испытуемых.

 

 Опросник состоит из 25 суждений, с которыми испытуемые  должны согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»)

 

 По результатам диагностики  определяется степень выраженности  следующих негативных тенденций

 

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них

 

Открытая жестокость в отношении к людям

 

Обоснованный негативизм в суждениях о людях

 

Брюзжание

 

Негативные личный опыт общения с окружающими

 

 А также общий показатель  выраженности негативных тенденций.

 

 Текст опросника и  ключ приведены в Приложении 2.

 

 


Информация о работе Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога