Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога
Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 11:59, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность данной темы высока, человек существо социально и большая часть его жизни проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 1.1 Подростковая жестокость как социальное явление 1.2 Особенности личностного развития в подростковом возрасте 1.3 Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 2.1 Исследование проявлений подростковой жестокости 2.2 Апробирование занятий по профилактике подростковой жестокости 2.3 Выводы и рекомендации ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание и формы деятельности
социального педагога способствуют преодолению
трудной жизненной ситуации человека,
создают условия для развития его активной
жизненной позиции и воспитывают гражданина,
которому присущи патриотизм и гуманные
ценностные ориентации.
В своей работе социальный
педагог может использовать различные
типы методов, такие как методы социологии,
педагогики, психологии. Важно отметить,
что выбор методов зависит от цели и задач
воспитания, особенностей возраста и личности
воспитанников, а также знаний и мастерства
социального педагога.
У социального педагога не редко
возникает необходимость в проведении
системного анализа индивидных, личностных,
социально-психологических и психолого-педагогических
факторов, обуславливающих социальные
отклонения в поведении несовершеннолетних,
с учётом которых должна строиться и осуществляться
социально-профилактическая работа по
предупреждению этих отклонений. Раннее
выявление поведенческих проблем у детей,
системный анализ характера их возникновения
и адекватная воспитательно-коррекционная
работа дают шанс предотвратить десоциализацию.
Несвоевременное обнаружение
начальных признаков отклоняющегося поведения
и проблем в воспитании, препятствующих
развитию ребёнка, приводит к быстрому
переходу отклонений в хронические нарушения
поведения.
Большую важность также имеют
навыки совместной работы, поэтому этому
следует обратить особое внимание, в частности
в рамках школы.
Формы работы с жестокими детьми:
1. Групповая и индивидуальная
работа, как с детьми, так и
с родителями (беседы, лекции, конференции,
акции против наркотиков и алкоголя);
2. Соучастие и творческое
представление в социальной жизни
(праздники, отдых в загородных
лагерях);
3. Консультирование (телефон
доверия, ИПДН);
4. Формы реабилитации (медикаментозное
лечение, психологическая помощь).
Эффект снятия запретов может
увеличить вероятность проявления жестоких
действий со стороны наблюдателя. Постоянное
наблюдение сцен насилия способствует
постепенной утрате эмоциональной восприимчивости
к жестокости и к признакам чужой боли.
Наблюдатель привыкает к насилию и его
последствиям.
Жестокость в подростковом
возрасте связана с положением его в коллективе.
Обучаясь в школе, ребенок может
также усваивать опыт агрессивного поведения
через общение с учителем. Агрессивность
детей зависит от стиля взаимодействия
учителя с учащимися. В классах, где учитель
работает в авторитарном стиле, уровень
детской агрессивности выше. Причиной
агрессивного поведения детей может стать
и фрустрация самого учителя.
Педагог постоянно имеет дело
с подростковой жестокостью. Любое его
замечание о допущенной ошибке в домашнем
задании или неуместной форме поведения
вызывает фрустрацию. К тому же сам педагог
фрустрирован «бестолковостью», «необузданностью»
учеников, он ощущает страх за реализацию
своих замыслов.
Социальный педагог
работает с отдельной личностью, с отдельным
ребенком, подростком, а если с группой,
то небольшой. Одна из главных задач социального
педагога является поддержать ребенка
духовно, вселить в подростка веру в то,
что все может измениться к лучшему. Поэтому
педагог должен знать свои способности,
чем он может добиться успеха, и свои недостатки.
Например, один педагог владеет даром
красноречия, другой может разжечь энергию
подростка и т.п. Влияние социального педагога
на ребенка зависит от его личных качеств
- доброта, сопереживание, отзывчивость,
стремление прийти на помощь и т.п. Однако
социальному педагогу необходимы и профессиональные
знания: педагогика и психология, физиология
развития ребенка, методика воспитательной
работы. Эти знания необходимы для изучения
ребенка (подростка), анализа его поступков
и поведения, особенностей его общения,
совместимости его в группе детей.
От личностных качеств
зависит и педагогическое мастерство
социального педагога, от его знаний и
умений.
К тому же социальный
педагог должен уметь организовывать
деятельность и сотрудничество с детьми.
Существует такое понятие как педагогическая
технология, которой должен владеть приемами,
умениями, навыками влияния на воспитанников.
Сюда относятся умения владеть некоторыми
приемами артистизма, речью, дыханием,
ритмом и постановкой голоса, мимикой
и жестами [18, 71].
Уровень агрессивности
детей и подростков и частоту проявления
актов жестокого обращения и насилия непосредственным
образом влияет на систему взаимоотношений
субъектов воспитания. В систему психолого-педагогических
действий должны входить следующие элементы:
диагностика
психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная
работа с администрацией;
консультативно-образовательная
работа с педагогическими кадрами
и родителями;
консультативно-коррекционная
работа с детьми, подвергшимися жестокому
обращению;
информационно-образовательная
работа с детьми;
формирование
психоэмоциональной среды учебного
заведения, которая включает систему взаимоотношений
между всеми субъектами образовательного
процесса.
Вывод. Таким образом,
для профилактики жестокого поведения
необходимо научить навыкам позитивного
общения, взаимодействия с другими членами
социума, умения находить альтернативные
мирные пути решения конфликтов.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ
ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Исследование проявлений
подростковой жестокости
При работе с агрессивными и
жестокими подростками возможно использование
следующих диагностических методик:
Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
Определение деструктивных
установок в межличностных отношениях
В.В. Бойко.
Шкала реактивной и
личностной тревожности Спилбергера-Ханина
(тревожность);
Фрейбургская анкета
на выявление склонности к агрессивному
поведению;
Тест «Склонности к
риску»;
«Шкала враждебности» Кука-Медлей;
Методика экспресс-диагностики
невроза (К.Хек и Х.Хесс)
1. Опросник Басса- Дарки.
Басс разделил понятия агрессии
и враждебность и определил
последнюю как: "...реакцию, развивающую
негативные чувства и негативные
оценки людей и событий". Создавая
свой опросник, дифференцирующий проявления
агрессии и враждебности, А. Басса и А.
Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия
– использование физической силы
против другого лица.
2. Косвенная – агрессия,
окольным путем направленная
на другое лицо или ни на
кого не направленная.
3. Раздражение – готовность
к проявлению негативных чувств
при малейшем возбуждении (вспыльчивость,
грубость).
4. Негативизм – оппозиционная
манера в поведении от пассивного
сопротивления до активной борьбы против
установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть
и ненависть к окружающим за
действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность –
в диапазоне от недоверия и
осторожности по отношению к людям
до убеждения в том, что другие люди планируют
и приносят вред.
7. Вербальная агрессия
– выражение негативных чувств
как через форму (крик, визг), так
и через содержание словесных
ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает
возможное убеждение субъекта
в том, что он является плохим
человеком, что поступает зло, а
также ощущаемые им угрызения
совести.
Опросник состоит из
75 утверждений, на которые испытуемый
отвечает "да" или "нет".
При составлении опросника
использовались принципы:
Вопрос может относиться только
к одной форме агрессии.
Вопросы формулируются таким
образом, чтобы в наибольшей степени ослабить
влияние общественного одобрения ответа
на вопрос.
Методика также позволяет
определить индекс враждебности,
который включает в себя 5 и 6 шкалу,
и индекс агрессивности (как прямой, так
и мотивационной), который включает в себя
шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является
величина ее индекса, равная 21 плюс-минус
4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.(Приложение
1)
2. Определение деструктивных
установок в межличностных отношениях
В.В. Бойко
Цель опросника выявление
деструктивных установок в межличностных
отношения испытуемых.
Опросник состоит из
25 суждений, с которыми испытуемые
должны согласиться (ответ «да») или
не согласиться (ответ «нет»)
По результатам диагностики
определяется степень выраженности
следующих негативных тенденций
Завуалированная жестокость
в отношении к людям, в суждениях о них
Открытая жестокость в отношении
к людям
Обоснованный негативизм в
суждениях о людях
Брюзжание
Негативные личный опыт общения
с окружающими
А также общий показатель
выраженности негативных тенденций.