Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога
Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 11:59, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность данной темы высока, человек существо социально и большая часть его жизни проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 1.1 Подростковая жестокость как социальное явление 1.2 Особенности личностного развития в подростковом возрасте 1.3 Профилактика подростковой жестокости в работе социального педагога ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 2.1 Исследование проявлений подростковой жестокости 2.2 Апробирование занятий по профилактике подростковой жестокости 2.3 Выводы и рекомендации ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие взрослости
в разных ее проявлениях зависит
от того, в какой сфере пытается
утвердиться подросток, какой характер
приобретает его самостоятельность
– в отношениях со сверстниками, использовании
свободного времени, различных занятиях,
домашних делах. Важно и то, удовлетворяет
ли его формальная самостоятельность,
внешняя, кажущаяся сторона взрослости,
или ему нужна самостоятельность реальная,
отвечающая глубокому чувству. Существенно
влияет на этот процесс система отношений,
в которую включен ребенок – признание
или непризнание его взрослости родителями,
учителями и сверстниками [19, с. 93].
Ведущей деятельностью
в этом возрасте является коммуникативная.
Общаясь в первую очередь со
своими сверстниками, подросток
получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение
о нем группы, к которой он принадлежит.
Сам факт принадлежности к определенной
группе придает ему дополнительную уверенность
в себе. Положение подростка в группе,
те качества, которые он приобретает в
коллективе, существенным образом влияют
на его поведенческие мотивы.
Взаимодействуя друг
с другом, подростки учатся рефлексии
себя и сверстника. Взаимная заинтересованность,
совместное постижение окружающего
мира и друг друга становятся самоценными.
Общение оказывается настолько притягательным,
что подросток забывает об учебе и домашних
обязанностях. Успехи в среде сверстников
ценятся более всего. В подростковых объединениях,
в зависимости от общего уровня развития
и воспитания, стихийно формируются свои
«кодексы чести». Подростки жестко оценивают
сверстников, которые в своем развитии
еще не достигли уровня самоуважения,
не имеют собственного мнения, не умеют
отстаивать свои интересы
В переходный период происходят
кардинальные изменения в мотивационной
сфере подростка. В содержании мотивов
на первый план выступают мотивы, которые
связаны с формирующимся мировоззрением,
с планом будущей жизни. Самоопределение
основывается на устойчиво сложившихся
интересах и стремлениях субъекта, оно
опирается на формирующееся мировоззрение
подростка и связано с выбором профессии.
Процесс развития подростка
тесно связан с возрастными особенностями,
которые оказывают значительное влияние
на формирование личности. Подростковый
возраст считается более трудным для обучения
и воспитания, чем любой другой. В подростковом
возрасте совершается переход от детства
к взрослости и связан с серьезной перестройкой
психики, ломкой старых, сложившихся форм
отношений с людьми, изменением условий
жизни и деятельности.
Психология установила, что
движущими силами развития подростка
являются противоречия между порождаемыми
его деятельностью новыми потребностями
и возможностью их удовлетворения; между
растущими требованиями к подростку со
стороны общества, взрослых, коллектива
и наличными формами поведения подростка.
Разрешаются эти противоречия путем формирования
более высокого уровня психического развития,
более сложных форм и видов деятельности,
ряда новых качеств личности. В результате
осуществляется переход подростка на
более высокую ступень психического развития.
С переходом в средние классы
изменяется содержание обучения: от системы
фактов и явлений, понимания простых и
конкретных отношений между ними школьники
переходят к систематическому изучению
основ наук. А это требует от подростков
психической деятельности более высокого
уровня – глубоких обобщений и доказательств,
понимания более сложных и абстрактных
отношений между объектами формирования
отвлеченных понятий, более высокого уровня
произвольного внимания и запоминания.
Старые формы обучения, учебной деятельности
вступают в противоречие с этими новыми
потребностями и задачами.
У школьника существенно меняются
его общественная позиция, положение в
системе общественных отношений. Новая
социально организованная и стимулированная
деятельность подростка является основой,
условием и средством развития его психики,
его личности.
Содержательная характеристика
подросткового возраста меняется с течением
времени, потому что меняются биологические
и особенно социальные условия существования
человека.
По складу личности младший
подросток – общественник. Ребят привлекает
коллективный способ жизни и деятельности,
они тянутся к совместной общественнополезной
деятельности, активному участию в жизни
коллектива. В любом мероприятии они предпочитают
быть деятелями, а не созерцателями, проявить
активность, самостоятельность, инициативу.
Серьезные изменения претерпевают
отношения подростка со взрослыми (родителями,
учителями). Свои новые права подросток
распространяет прежде всего на сферу
отношений с ними. Он начинает сопротивляться
категорическим требованиям взрослых,
протестует против ограничения его самостоятельности,
всяческой опеки, мелочного контроля,
отношения к нему, как к маленькому. Он
требует учитывать его интересы, отношения,
мнения, хотя они не всегда достаточно
разумны и зрелы. Расширяя свои права на
самостоятельность, уважение к личности,
подросток в большинстве случаев не имеет
возможности взять на себя новые обязанности.
Возникшее противоречие между потребностью
проявить самостоятельность и реальными
возможностями ее осуществления выступает
в качестве конфликтообразующего фактора.
Формирование личности подростка
– процесс сложный и неоднозначный: педагогическое
воздействие, как правило, встречается
с активным субъектом самовоспитания.
Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно
важно понимать, на какие образцы и ценности
они ориентируются, что считают важным
и значимым. Эталоны же, которые выбирают
для себя подростки, чрезвычайно важны:
от литературного героя до человека, занимающего
асоциальную позицию.
В числе первых оказываются
внешние образцы: сигарета, грубое слово
– в устах мальчика, такие атрибуты взрослости,
как прическа и грим, – у девочек, чрезмерная
забота о собственной внешности, привлекательности.
Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся
образцы вместо развития вкуса плодит
одинаковые лица и униформы, а усвоение
того, что считается популярным, без осмысления
делает его формально принятым личным
критерием оценки и самооценки, порождает
бездуховность. Манера держаться, внешний
вид – своего рода визитная карточка человека,
показатель его культуры и важное условие
внутреннего комфорта. Поэтому воспитание
вкуса в одежде (но не подмена его излишествами),
выработка характерного для человека
стиля, двигательной культуры, манеры
общения с людьми не должны выпадать из
поля зрения воспитателей. Диктаторское
отрицание устремлений молодежи при этом
недопустимо. Основное средство решения
проблемы – личный пример.
Склонность к подражанию характерна
для человека любого возраста, но особенно
проявляют эту склонность подростки. Они
подражают не только внешним образцам,
но и их внутреннему содержанию. У мальчиков
например популярным является эталон
настоящего мужчины. Этот эталон включает,
с одной стороны, силу, волю, мужество,
выносливость, а с другой – верность дружбе
и товарищам. В этом наборе самым значимым
качеством является сила. Чтобы завоевать
уважение товарищей, подросток не только
демонстрирует ее (в спорте, борьбе, драке
и т. п.), но нередко преувеличивает степень
своей причастности к проявлению качеств
мужественности. Отсюда – известная хвастливость
подростка.
Переход к серьезным занятиям
в какой-то конкретной области и реализация
полученных знаний в деятельности ставит
подростка перед необходимостью самооценки
своего соответствия требованиям деятельности
и самосовершенствования. В этой связи
подросток обращается к размышлению о
своих недостатках и достоинствах, однако
самостоятельно решить эти вопросы ему
еще трудно в силу отсутствия как достаточно
четких критериев оценки, так и психологических
знаний. Помочь ему в этом может, с одной
стороны, совместная деятельность, позволяющая
внести коррективы в его представления
о самом себе, а с другой стороны – педагог,
задача которого – помочь учащемуся понять
свои проблемы и трудности.
Для старших подростков характерно
стремление к самовоспитанию, однако оно
сосредоточено, концентрируется вокруг
поведенческих моментов (регуляции своих
реакций, поступков, планирования занятий
и т. п.). Особенно часто ставится задача
самовоспитания воли, хотя неорганизованность
чаще всего зависит от отсутствия организованности,
умения и желания систематически работать.
Научить этому – значит дать подростку
ключ, инструмент для самовоспитания и
саморазвития.
Формирование личности подростка
в значительной степени зависит от того,
как сложатся в процессе его жизни и воспитания
отношения между его притязаниями, самооценкой
и реальными возможностями удовлетворить
свои притязания, оправдать свою самооценку.
Эти отношения могут сложиться
по-разному: требования ребенка к себе,
его притязания и самооценка могут оказаться
ниже реальных и даже потенциальных возможностей,
и тогда в процессе развития он не реализует
их. Может случиться, что удовлетворение
притязаний потребует напряжения всех
сил, и это приведет к интенсивному развитию
способностей. Наконец может оказаться,
что притязания в какой-то области или
общие притязания личности на определенное
положение в обществе или коллективе превышают
его возможности. В этом случае, как правило,
собственный опыт, оценка со стороны других
людей перестраивают самооценку и притязания
и приводят их в соответствие с возможностями
ребенка.
Однако может возникнуть такое
положение, когда притязания и самооценка
не снижаются (момент, характерный для
подростка), несмотря на опыт неудач, и
в то же время ребенок не может добиться
успеха, поднять свои возможности до уровня
своих притязаний. Возникает разрыв между
потребностями и стремлениями ребенка
к их удовлетворению. Эти случаи сопровождаются
тяжелым эмоциональным состоянием, чувством
постоянной неудовлетворенности, эмоционального
неблагополучия. Ребенок не может постоянно
жить в таком состоянии, ищет выход из
него.
Одним из способов сохранения
определенного отношения к себе, сохранения
высокой самооценки является как бы непроницаемость
для опыта. В этом случае ради сохранения
привычного, удовлетворяющего ребенка
отношения к себе он игнорирует свой неуспех,
у него возникает неосознаваемое им самим
острое эмоциональное отталкивание всего,
что нарушает его отношение к самому себе,
что может выбить его с привычной позиции.
Такой путь приводит к неадекватному отношению
к действительности, заставляет ребенка
переосмыслить действительность и придать
новое значение всему тому, что вызывает
необходимость пересмотреть свое отношение
к себе. Соответственно этому изменяется
и эмоциональное отношение ребенка к действительности.
Неадекватность отношения к
действительности становится определяющим
признаком такого состояния. И именно
она в свою очередь не позволяет подростку
преодолеть свой неуспех. Казалось бы,
по логике вещей самый радикальный способ
выхода из этого состояния – поднять свои
достижения до уровня притязаний, во всяком
случае – приложить все усилия именно
в этом направлении. Однако анализ поведения
подростков, находящихся в таком состоянии,
показывает, что именно этого не происходит
даже в тех случаях, когда подросток мог
бы без особого труда преодолеть, например,
свое отставание в учебе, связанное с неумением
работать. Подросток мог бы научиться
работать, но он идет не по линии увеличения
усилий по овладению навыками учебной
работы, а по линии игнорирования неуспеха
или объяснения своих неудач происками
недоброжелателей, других лиц. Мысль о
том, что причины кроются в собственных
недостатках, не допускается до сознания,
подросток не анализирует свой неуспех,
отвергает его. Отсюда возникают чувство
обиды, уверенность в несправедливости
оценок и несправедливом отношении со
стороны других.
Весь этот комплекс переживаний
дает ребенку внутреннее основание проявлять
агрессивность по отношению к тем людям
и обстоятельствам, которые обнаруживают
перед ним и другими людьми его несостоятельность.
Такая ситуация и такое состояние называют
аффектом неадекватности, который характерен
для подростков и оказывает сильное влияние
на формирование их личности (в частности,
влияет на формирование самооценки, направленности
личности, в конце концов может привести
к ее деградации).
Препятствием к возникновению
аффекта является интерес ученика к содержанию
дела, которым он занимается, или к самому
процессу деятельности. Наличие очень
сильного интереса устраняет даже саму
возможность возникновения аффекта.
Кроме того, при наличии аффектогенных
условий иногда возникает направленность
не на самого себя, а на дело. Аффект неадекватности
не только не возникает, но, напротив, может
возникнуть сильная аффективная тенденция
к преодолению своего неуспеха, к тому,
чтобы научиться делать то, что не удается,
овладеть необходимыми умениями и навыками.
Вывод: (надо о проблеме подростковой
агрессивности, которая может привести
к жестокости)
1.3 Профилактика подростковой
жестокости в работе социального педагога.
Ведущая роль в предупреждении
и коррекции жестокости у детей и подростков
принадлежит семье, родителям. Однако
велико значение и работы социального
педагога.
Социальный педагог
занимается проблемой повышения эффективности
ранней профилактики подростковой жестокости,
работая в следующих основных направлениях:
1.выявление неблагоприятных
факторов и десоциализирующих воздействий
со стороны ближайшего окружения, которые
обуславливают отклонения в развитии
личности несовершеннолетних и своевременная
нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих
воздействий;
2. диагностика асоциальных
отклонений в поведении несовершеннолетних
и осуществление дифференцированного
подхода в выборе воспитательно-профилактических
средств психолого-педагогической коррекции
отклоняющегося поведения.
Для осуществления работы с
подростками, имеющими жестокое поведение,
социальный педагог осуществляет следующую
деятельность: социально-профилактическую,
диагностическую, коррекционную, профориентационную),
психолого-педагогическую, медико-консультационную,
информационную, правовую и культурно-досуговую,
а также, связанную с социальной адаптацией.
1. Социально-профилактическая
работа, которая реализуется с
помощью индивидуальных и групповых
форм. К индивидуальным формам социально
профилактической работы можно отнести
консультирование со социалистами, беседу,
запрос информации, встречи, составление
карты, сетевого окружения ребенка и т.д.
К групповым формам социально-профилактической
работы можно отнести лекции, тренинговые
упражнения, игровые технологии, дискуссионные
формы работы, экскурсии, социально значимую
деятельность (акции, мероприятия), коллективно-творческие
дела и т.д.
2. Учебные занятия, коллективное
творчество (выставки, концерты, конкурсы,
фестивали и т.д.), экскурсии, походы и т.д.
3. Организация досуга. Данное
направление осуществляется по
средствам самореализации в различных
направлениях деятельности, таких
как прикладное творчество, социально-полезная
спортивно-оздоровительная, художественно-творческая.