Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа
Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития.
Введение…………………………………………………………………….3
Методика диагностики личности………………………………………….4
Типы и виды диагностики………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………..17
Использование диагностических методик……………………………….18
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Возрастная психология»
на тему: Методы диагностики и их использование в работе социального педагога.
Содержание:
Введение.
Социальная
диагностика является непременным
элементом любого технологического цикла,
даже самого простейшего. Диагностика
обычно предшествует другим технологическим
процедурам социальной работы. Социальная
диагностика — это процесс исследования
социального объекта, явления путем распознавания
и изучения причинно-следственных связей,
отношений, характеризующих его состояние
и тенденции развития. Цель диагностики
заключается в проникновении в сущность
конкретных социальных проблем, присущих
объекту или явлению, и их описание в системе
показателей (норм, нормативов, ориентиров
диагностируемой сферы жизнедеятельности).
Как способ не только индивидуального,
но и комплексного накопления социологических
знаний диагностика вошла в исследовательскую
практику на рубеже XIX—XX вв. По мнению
специалистов, сам термин “социальная
диагностика” утвердился в конце 20-х —
начале 30-х гг.
Будучи технологической процедурой, социальная
диагностика включает в себя определенные
этапы. В имеющейся научной и учебной литературе
приводятся различные варианты выполнения
процесса диагностики. Наиболее общий
из них, как нам представляется, приведен
в толковом словаре “Социальные технологии”
(1995). Здесь Дана модель ведения социальной
диагностики, состоящая из трех основных
этапов. Первый — предварительное ознакомление
с объектом, постановка задач, выделение
состава диагностируемых ситуаций, параметров
ситуации, выбор показателей методик;
второй — измерение и анализ показателей;
третий — построение выводов, заключение
по диагнозу.
Отдельные исследователи самостоятельными
этапами ведения социальной диагностики
выделяют проведение общей и специальной
диагностики. Общая диагностика предполагает
выделение и анализ наиболее важных проблем
исследуемого явления, а частная диагностика
нацелена на распознание и анализ частных,
более узких проблем диагностируемого
явления.
Методика диагностики личности.
Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
Цель: раскрыть основные теоретические аспекты диагностической работы в деятельности социального педагога; изучить методики диагностики детей группы риска.
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика — важнейший компонент социальной технологии (цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
В числе обязательных
документов, составляемых социальным
педагогом, — медико-психолого-
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями:
Результаты
диагностической деятельности оформляются
социальным педагогом в единую «Карту-характеристику
личности», «Медико-психолого-
Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.
Типы и виды диагностики.
Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.
Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ. При составлении анкет используются вопросы:
По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).
Виды интервью:
Информация о работе Методы диагностики и их использование в работе социального педагога