Методы диагностики и их использование в работе социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Методика диагностики личности………………………………………….4
Типы и виды диагностики………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………..17
Использование диагностических методик……………………………….18

Файлы: 1 файл

Методы диагностики и их использование в работе социального педагога..doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установок испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов за «круглым столом» — не более 12 человек. Подобная форма выработки общего мнения или оценки осуществляется по схеме, когда каждый участник «круглого стола» берет на себя определенную роль:

«генератор  идей» — активно выдвигает  всевозможные предположения о прогнозируемом явлении;

«селекторы» —  оценивают и отбирают наиболее значимые идеи, выдвигаемые «генераторами  идей»;

«стимуляторы» — стимулируют «генераторов идей» к выработке различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;

«регуляторы»  — следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения; не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга;

«президент  «круглого стола»» — удерживает внимание экспертов на центральной теме дискуссии.

Обсуждение  проблемы может происходить в  несколько туров, пока не удастся  выработать некоторую более или  менее согласованную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той или иной проблеме.

Вариантом метода экспертных оценок выступает метод  экспертного прогноза — «дельфийская техника», который заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Приведем алгоритм использования данного метода:

-   первый опрос экспертов;

-   обобщение результатов;

-   сообщение итогов;

-   повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии с мнением большинства.

Данная схема  повторяется 3—4 раза, пока не вырабатывается согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто после  неоднократных опросов остался  на своей позиции.

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т. п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.

Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:

-   по степени персонификации — на личные и безличные;

-   в зависимости от статуса документального исследования — на официальные и неофициальные;

-   по источнику информации — на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опрои) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).

По надежности информации официальные документы  более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. При использовании вторичных  источников важно установить их первоначальный источник, так как надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение событийной и оценочной информации, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.

Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующие:

-   учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

-   отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

-   цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться;

-   подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных установках, направленности человека.

Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Биографический метод — один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «социальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Существуют различные источники биографических данных: наивленые интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы. При использовании метода «социальных биографий» следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа получаемой от индивида информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект.

Вариант этого  метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).

Существуют  и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др. Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактичной деятельности. Ниже рассмотрены некоторое диагностических методики, необходимые для первичной диагностики учащихся группы риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Процедура комплексной  диагностики детей и подростков в специализированных социальных учреждениях  должна включать в себя целенаправленное исследование их психологического статуса. А для этого недостаточно проведения диагностических бесед и системного наблюдения. Должны быть подключены и такие диагностические методы, как тестирование и интервью-собеседование. С детьми целесообразно использовать преимущественно проективные тестовые методики (тесты “Дерево”, “Семья”, “Несуществующее животное”). Для детей среднего школьного возраста и подростков можно использовать и различные тесты вербальной направленности. Что касается интервью-собеседований, то их следует проводить со школьными учителями и прежде всего классными руководителями, а также с имеющимися у детей родителями. Такие собеседования очень ценны для получения диагностической информации о социальном статусе ребенка. При этом нужно учитывать, что родители детей, содержащихся в специальных социальных учреждениях, в большинстве случаев уклоняются от собеседований со специалистами. По данным М. Г. Хоменко, в конце 90-х гг. в центрах социальной реабилитации несовершеннолетних Нижегородской области специалистам по социальной работе лишь в 20% случаев удавалось убедить родителей в необходимости подобных встреч-собеседований. 
При анализе данных комплексного диагностического исследования специалистам следует их умело интерпретировать. В частности, следует исходить из того, что результат может быть не вполне достоверен из-за индивидуальности и разнообразия функционирования механизмов психической деятельности. Как уже отмечалось, если ребенок был встревожен или явно настороженно, негативно отнесся к процедуре тестирования, то нельзя оценивать его результаты как вполне достоверные. Один и тот же механизм психической деятельности может на практике, в условиях проведения диагностики иметь совершенно разное диагностическое значение. Так, чувство заниженной самооценки, неполноценности у одного человека может проявляться в пассивности, в замедленности реакции, в малой общительности, в тихом голосе, а у другого, напротив, в намеренной крикливости и хвастливости, являющимися своего рода компенсационными проявлениями. Все это еще раз свидетельствует о необходимости профессионального подхода к ведению социальной диагностики и анализу данных, полученных в ходе ее проведения. 
В заключение следует отметить, что социальная диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе технологизации социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
  2. Шишковец. Справочная книга социального педагога: учебное пособие. – М.2005г.
  3. Соколов Я.В. Ответственность за правонарушения: Учебное пособие для уч-ся СОШ. – М.: НВЦ «Гражданин», 2000.
  4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М., 1984.
  5. Кожанова Н.Е. Диагностика семьи и семейного воспитания. – М., 1995.
  6. Немов Р.Г. Психология: в 2т. – М., 1994.
  7. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практикующего психолога: в 2т. – М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест  «Ваша уличная компания»

Цель: выявление принадлежности подростков к группе риска в компаниях различной направленности.

Литература:  Соколов Я.В. Граждановедение. – М., 2003.

Постарайтесь выбрать наиболее подходящий вариант ответа:

  1. Как часто собирается Ваша компания? 
    каждый день — 1; через день — 3; реже — 5.
  1. Где Вы чаще всего собираетесь?

в подвале или  бродите по улице — 1;

на площадке перед домом или в подъезде — 3;

у кого-либо на квартире — 5.

3. Сколько в группе признанных лидеров? 
один — 1; несколько — 3; ни одного — 5.

4. Приходилось ли вместе с группой «балдеть» ночь напролет?

да — 1; часов  до 2-х ночи — 3; нет — 5.

5. В каком количестве группа употребляет спиртные напитки?

без ограничений  — 1;

до легкого  опьянения — 3;

не употребляет  — 5.

6. Сколько членов группы курят?

все — 1; половина — 3; менее 10 процентов — 5.

7. Сколько членов группы потребляют  «травку», иные наркотики?

все — 1; около  половины — 3; никто — 5.

8. Обсуждаются ли в Вашей группе вопросы интимной жизни?

да — 1; иногда — 3; нет — 5.

9. Участвует ли Ваша группа в защите своей территории? 
да — 1; некоторые, но в других группах — 3; нет — 5.

10. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?

да — 1; не уверен, но возможно — 3; нет — 5.

11. Участвовала ли Ваша группа в коллективных драках?

да— 1;

некоторые, но в  составе других групп — 3;

нет — 5.

12. Что бы предприняли члены группы, если бы кто-то заявил о своем уходе из нее?

избили — 1; припомнили все долги — 3; ничего — 5.

Если Вы набрали от 12 до 17 баллов, то все, как говорится, ясно: у Вашей группы сложилась явная антисоциальная ориентация. Вам может казаться, что ничего особенного с Вами не происходит, поскольку «все так себя ведут». Во-первых, не все. Многие делают вид, что им «море по колено». На самом деле они стараются контролировать свои действия, и дальше шумных тусовок дело не идет. Они не хотят рисковать будущим.

Во-вторых, Вы настолько  втянулись в жизнь своей группы (возможно, уже банды), что никаких  норм для Вас не существует. А  ведь еще шаг и... Прозрение наступает, когда за спиной начинают лязгать стальные запоры, а на суде вчерашние закадычные дружки начинают «топить» друг друга.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Трудно советовать сменить эту группу на кружок кройки и шитья. Но решительный  шаг для ухода сделать надо! Для начала нужно хотя бы захотеть уйти.

Если Вы набрали 18 и 42 баллов, то скорее всего Вы общаетесь с теми, кто проводит время в поисках разнообразных способов убить время. Для этого все средства хороши, лишь бы «предки не докучали». В такой группе, в общем-то, можно чувствовать себя неплохо — особого напряжения нет, никто ничего не требует, ничего не навязывает. Но и тоска не покидает — ведь абсолютно ничего не происходит.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Пожалейте свое время! Его так  мало осталось до того момента, когда  на Вас обрушатся настоящие житейские заботы. Попробуйте для начала сочетать пустую трату времени с хорошим делом. Например, разберите слова какой-нибудь популярной песни на иностранном языке. Каждый день должно происходить что-то полезное, интересное.

Если Вы набрали свыше 43 баллов, то, видимо, Ваша уличная группа является обычной группой сверстников, в которой происходит нормальное человеческое общение. В такой группе может быть очень интересно. Как правило, проводя часть времени в такой группе, люди еще имеют массу самых разнообразных интересов и дел вне ее.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Старайтесь делать все, чтобы Ваши партнеры по группе чувствовали себя с Вами легко и раскованно. Всегда поступайте по отношению к друзьям так, как Вы бы хотели, чтобы относились к Вам. Не смотрите туда, где все кажется более интересным. Сами делайте жизнь интересной.

 

 

 

Анкета.

Дорогой друг! Мы проводим исследование взаимоотношении  в коллективе с целью оказания тебе помощи в дальнейшем. Подписывать  свою анкету не обязательно, но если тебе так хочется, то можно. Пожалуйста отвечай на вопросы искренне. Ты можешь выбрать один или несколько вариантов ответа.

Информация о работе Методы диагностики и их использование в работе социального педагога