Инновационные методы в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Новейшие на сегодняшний день исследования физиологов доказывают, что дельфины корректируют такие заболевания, как ранний детский аутизм, ДЦП, синдром Дауна и различного рода неврозы.

Оглавление

Дельфинотерапия
Иппотерапия
Игровая терапия
Сказкотерапия
Цветотерапия
Логотерапия
Ароматерапия

Файлы: 1 файл

Иновационные методы соц работы.docx

— 55.02 Кб (Скачать)

План

    1. Дельфинотерапия
    2. Иппотерапия
    3. Игровая терапия
    4. Сказкотерапия
    5. Цветотерапия
    6. Логотерапия
    7. Ароматерапия

Дельфинотерапия

       Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит  общение человека и дельфина. Новейшие на сегодняшний день исследования физиологов доказывают, что дельфины корректируют такие заболевания, как ранний детский аутизм, ДЦП, синдром Дауна и различного рода неврозы. Большим достижением данной методики можно назвать работу в области онкологических заболеваний и реабилитации незрячих людей. Хороший результат от общения с «умной рыбой» бывает при посттравматических синдромах, сильных стрессах. Тяжелый разрыв с любимым человеком, увольнение с работы, проблемы в семье и многое другое – все это повод пройти курс дельфинотерапии.

       Немногие  знают, что дельфинотерапия оказывает  комплексное влияние на ребенка, улучшает не только его физическое состояние, но и благотворно воздействует на психоэмоциональную сферу. Например, очень замкнутые дети, страдающие аутизмом, через общение с дельфинами постепенно раскрепощаются и начинают общаться с людьми. Ребенок гладит дельфина, чувствует интерес и доверие животного.

       От  лечебной физкультуры дельфинотерапия  отличается тем, что она способна вызвать у занимающегося сильную  разнонаправленную мотивацию. С  одной стороны, ребенок боится дельфина - животное из другой стихии, он не уверен в себе, а с другой стороны - испытывает желание поплавать и пообщаться, да и просто потрогать дельфина. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить самооценку.

       Дельфинотерапия основана на двойном эффекте

       Купание с дельфином позволяет пережить яркие эмоции, которые становятся толчком к выздоровлению. У этих потрясающих млекопитающих удивительная на ощупь кожа, а кончик верхнего плавника холоднее, чем основание. Добродушие и общительность животных могут расшевелить даже самого замкнутого и невеселого человека. Многие, кто плавал с дельфинами или просто играл с ними на помосте, рассказывали, что глупая улыбка не сходила с их лица несколько часов после сеанса дельфинотерапии.

       О лечении

       Количество  занятий подбирается индивидуально - в зависимости от заболевания и психологических особенностей пациента. Например, вывести человека из тяжелой депрессии дельфин может за один – два сеанса (длительность одного 30-40 минут). Но если вы пришли с чем – то другим, то, как правило, посещать вам придется раза два-три в неделю в течение как минимум месяца. После этого психолог и физиолог решат: достаточно ли для вас одного курса дельфинотерапии, прошел ли он успешно или требуется закрепить достигнутый эффект. И могут назначить повторный курс через полтора – три месяца. Вы должны быть готовы к тому, что эти млекопитающие предпочитают прохладную воду. Поэтому не стоит плавать с ними, если вы чувствуете, что простыли или, наоборот, только-только выздоравливаете. Кроме того, хорошо, если у вас будет возможность сразу после водных процедур встать под горячий душ, выпить чаю, прыгнуть в теплый бассейн или прогреться на солнышке. Ну и, конечно, не забудьте захватить с собой большое махровое полотенце или халат.

       Общение с дельфином позволяет достичь  следующего:

    • прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;
    • вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
    • выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;
    • стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
    • стимулировать процесс развития личности;
    • восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;
    • через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;
    • создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом

       Самые лучшие результаты дельфинотерапия  дает при лечении аутизма. Улучшение  наступает в 97 случаях из 100. Эта  методика помогает также скорректировать поражения головного и спинного мозга, снять синдром хронической усталости, депрессию, мышечную астению и задержку умственного развития. Улучшение происходит за счет того, что лекари моря уменьшают возбуждение центральной нервной системы и активизируют работу головного мозга.

       Кроме того, игры с дельфинами улучшают состояние  детей, которые страдают разными  видами неврозов и задержкой речевого развития (речь становится более четкой уже после 10–12 сеансов).

       А еще эти добродушные млекопитающие  благотворно влияют на беременных женщин. Доказано: плавание с дельфинами перед родами облегчает схватки. А учитывая, что дельфинотерапия сочетает в себе процедуры закаливания, физической нагрузки и аквааэробики, она отлично повышает иммунитет.

       Лучше всего дельфины справляются с:

    • детским церебральным параличом
    • ранним детским аутизмом
    • синдромом Дауна и другими генетическими патологиями
    • минимальной мозговой дисфункцией
    • функциональными нарушениями центральной нервной системы
    • умственной отсталостью (кроме глубокой степени)
    • расстройствами речи и слуха
    • нейросенсорной тугоухостью
    • неврозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами
    • депрессивными расстройствами неэндогенного характера (субдепрессивный уровень)
    • расстройствами памяти, нарушениями обучаемости.

       Прежде  чем отправиться с дельфином  в заплыв, следует пообщаться со штатным психологом лечебно- оздоровительного центра. Только специалист может предположить длительность сеансов и курса. Прежде чем отправиться «в заплыв», вы должны поиграть с дельфином на помосте: познакомиться. Возможно, побросать мяч или погладить животное. Дельфинам нравится, когда им оказывают знаки внимания, если человек не сам навязывает игру, а откликается на ту, что предложил «врач».

       Дельфина  психологи часто рекомендуют  в качестве семейного психотерапевта, для совместного сеанса с любимым и семьей. Они каким- то непостижимым образом налаживают отношения между людьми, прекращают ссоры, учат терпимости. И не забудьте в конце сеанса поблагодарить «доктора». Можно даже поцеловать!

       Важные  детали:

       Дельфин между сеансами должен отдыхать. В  зависимости от того, с каким пациентом  он работал до вас, пауза может  длиться 10-30 минут.

       Белухи  спокойнее, медлительнее, с ними комфортнее тем, кто не очень хорошо держится на воде. Афалины – вечные дети. Отлично  плаваете, ныряете? Обращайтесь к  ним!

       Самцы ведут себя «по-мужски», заставляют партнера делать то, что нравится им. Самки лабильнее – могут играть и по вашим правилам, и по своим.87 % пациентов после сеанса отмечают увеличение телесного комфорта. Это также подтверждают тесты Люшера. В 75 % случаев улучшается речь при логоневрозах, например, при заикании. Общение с дельфинами снижает частоту приступов астмы в 38%, а в 61% случаев – улучшает концентрацию внимания. У диабетиков значительно понижается уровень сахара в крови.

       Плавать с дельфинами лучше всего в  специальном спортивном купальнике, которые не слетит с вас, когда «доктор» помчит вас бороздить морские просторы.

       Приводить на дельфинотерапию ребенка младше 4 лет не стоит. Он не готов воспринять большую «рыбу» как позитив. Вреда  будет больше, чем пользы [1].

       Курсы дельфинотерапии в Украине проводят:

    • Государственный океанариум пгт Партенит
    • Государственный океанариум Украины г. Севастополь
    • Международный институт дельфинотерапии г. Евпатория
    • Одесский культурно-оздоровительный комплекс «Немо» г. Одесса

Иппотерапия

       Иппотерапия – лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь). Это  форма реабилитации, при которой  используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка). Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

       В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это  происходит на рефлекторном уровне, поскольку  сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.

       Иппотерапия воздействует на организм человека через  два фактора: психогенный и биомеханический.

       Так, при лечении неврозов, детских  церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный.

       При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический.

       При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением не словесного диалога "язык жестов", с соблюдением тишины, дистанции.

       Лошадь  требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается "выигрышным" по сравнению с положением терапевтов: "Я наверху, они внизу". Верховая езда требует концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинеза "при детском церебральном параличе", что, дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона.

       На  занятиях иппотерапией соблюдаются  основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.

       Использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений  умственного развития, дает положительные  результаты:

       1. Облегчает снятие заторможенности. 

       2. Уменьшает чувство тревоги 

       3. Организует адаптацию к реальному  пространству и времени. 

       4. Способствует достижению самостоятельности.

       Показано, что иппотерапия (райттерапия) оказывает  положительное влияние на детей  с диспластическом сколиозом, что  обусловлено биомеханическими свойствами верховой езды.

Информация о работе Инновационные методы в социальной работе