Анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 06:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:
теоретический анализ литературы по проблеме;
эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
выявление гендерных различий;

Оглавление

Введение...................................................................................................................2

Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3
Определение понятия.........................................................................................3

Причины агрессивности....................................................................................4

Социальные условия, способствующие закреплению агрессии..................19

Подросток в семье........................................................................................19

Подросток в группе сверстников...............................................................24

Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27





Практическая часть.

1.Метод исследования.

2.Организация исследования.

3. Результаты исследования.

4. Второй этап исследования.

5.Общие выводы.

Заключение.


Список литературы.

Файлы: 1 файл

Агрессия и подросток.DOC

— 526.00 Кб (Скачать)

           В подростковом возрасте в процессе полового развития происходит изменение гормонального статуса. С одной, стороны все изменения  в организме подростка происходит под стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринной  железы. Секреция тестостерона и эстрогена регулируется посредством обратной связи между этими гормонами, с помощью которых гипоаламус и гонады получают сигнал о том, что гормоны выделены в достаточном количестве.

           С другой стороны, многие биохимики утверждают, что есть связь между уровнем гормонов и агрессией. Так, в ряде работ говорилось о том, что избыточное выделение тестостерона у лиц мужского пола вызывает неконтролируемую агрессию. Но изменение гормонального статуса происходит и у девушек в предменструальный период. У многих повышается раздражительность, общее самочувствие, отек лица и ног, ухудшение аппетита. К.Мойер утверждает, что этот отрезок времени опасен, согласно его исследованиям 62% насильственных преступлений совершается в течении предменструальный недели и только 2% в конце периода. Эта связь очень значительна, так что в некоторых странах закон признает менструацию как смягчающее обстоятельство.

           Американский ученый Дж. Уайт считает, что "Даже в том  случае, если биология увеличивает  готовность к агрессии, очевидно, что факторы среды могут действовать таким образом, чтобы свести к минимуму или довести до максимума всплеск агрессии". Исследования биохимиков имеют большое значение, но не стоит их абсолютизировать.

           В  работах отечественных  психологов показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма оказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но эти влияния опосредованы к окружающему миру, сравнение себя со взрослыми и сверстниками, а так же не биологические особенности являются  определяющими в развитии растущего человека как личность. 

           Резюмируя все вышесказанное  можно отметить, что единой точки  зрения на определение агрессии, ее природы так и не найдено, что  заметно усложняет понимание  этой проблемы. Кроме того, обзор литературы показал, что такой параметр агрессвности как устойчивость не разработан.В становлении агрессивного поведения могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать.

           У части подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностное образование – качество личности. Основные механизмы: усвоение агрессии как поведенческий акт идеала или в результате закрепления агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка.

            Сочетание неблагоприятных  биологических, психологических, семейных и других социально-психологических  факторов искажает весь образ жизни  подростков. Характерным для них  становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Практическая  часть. Эмпирическое исследование агрессии: 8-10 класс.

           1.Методика  исследования

           Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости агрессивности как личностного образования освещен недостаточно.

           В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.

           Был проведен эксперимент  по выявлению агрессивности у  подростков 8, 9 и 10 классов (на одной  и той же выборке). Основная методика, которая использовалась в данном эксперименте – Тест руки. Тест создан американским психологом Эдвином Вагнером в 1971.  Стимульный материал представляет собой 9 карточек  с изображением кисти человеческой руки в различных положениях, 10 карточка пустая. Испытуемый должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

           Процедура исследования: Эксперимент проводился индивидуально  с каждым учащимся. Испытуемому в  стандартной последовательности предъявляют  все 10 карточек и просят ответить на вопрос: что, по вашему мнению, делает эта рука? Если он затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: как вы думаете, что делает человек, к которому принадлежит рука? Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

           Рекомендуется во всех возможных случаях максимально снимать неопределенность ответов, наполняя смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то». Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту положительно.

           Для статистической обработки использовался критерий Фишера (сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно распределены пг 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III группа от 2 до 3.  

           Обработка и интерпретация  результатов:

           Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется по 11 категориям:

  1. Агрессивность: рука является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм или объект.
  2. Директивность: рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на другое лицо.
  3. Страх: ответы выражают страх перед возмездием или агрессией. Рука является жертвой чьей-либо агрессии.
  4. Эмоциональность: ответы выражают привязанность, положительное отношение, благожелательность.
  5. Коммуникация: в высказываниях рука представляется пытающаяся общаться с кем-то. При этом общающееся лицо нуждается в партнере так же или больше, чем партнер в нем, то есть находится с партнером в положении равенства.
  6. Зависимость: эта категория включает ответы, в которых выполнение действия зависит от благожелательного отношения другой стороны.
  7. Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито демонстративно тем или иным способом.
  8. Ущербность: рука представляется больной, деформированной, поврежденной.
  9. Активность: ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести.
  10. Пассивность: ответы, в которых рука не изменяет своего положения или пассивно подчиняется силе тяжести.
 

           Основные используемые  категории -  страх, эмоциональность, коммуникация и зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие  вероятность агрессии. Общая агрессивность вычисляется путем вычитания сумы ответов по этим категориям их суммы ответов по категориям агрессия и директивность: А=(агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.).

           Категории Демонстративность, Ущербность, Пассивность, Активность и  Описание не участвуют в подсчете баллов, поскольку их роль в оценке вероятности поведения считается неоднозначной. Согласно данным методики результат выше +1 считается показателем уровня агрессивности.

           Примеры интерпретации  ответов испытуемых: 

№ карточки Ответ испытуемого Интерпретация
  Хочет ущипнуть Агрессивность
  Привет Коммуникат
  Защищается  от удара Страх
  Учитель выгоняет Директивность
  Всо окей Коммуникативность

           Так же рассматривалась  насыщенность категорий ответов. 
 
 

           2. Организация исследования.

           Исследлование проводилось  на протяжнении 3 лет, на одних и тех  же учениках. Срез делался примерно в одно и то же время. На начало иссследования  девочкам было 14, 2 г, мальчикам 14 лет. По покончании исследования девочкам было 15, 8 лет, мальчикам 15,6 лет. 

           Характеристика  выборки 

           Испытуемыми были ученики  общеобразовательной школы № 347. Никто из испытуемых не состоял на учете детской комнаты милиции  и на учете психиатра. Выборка  на проятжении 3-х лет была одна и  та же. Ответы, данные на предыдущем этапе испытуемые не помнили.  

           3. Результаты  исследования

           Показатели  агрессивности

           Рассмострим показатели агрессивности в выборке у  мальчиков и у девочек по разным классам.

           1 этап

           Таблица  1.  Показатели  агрессивности,  8  класс, 2001 г

             Испытуемые Возраст Показат. агрессивности
Кол-во чел % Ср. Знач. Кол-во чел. %
Девочки 10 47,5 14,2 г 4 40
Мальчики 11 52,5 14 7 63, 63

           Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет  выражнность агрессивности. 

           2 этап

           Таблица  2. Показатели агрессивности, 9 класс, 2002 г

             Испытуемые Возраст Показат. агрессивности
Кол-во чел % Ср. Знач. Кол-во чел. %
Девочки 10 47,5 15,2 4 40
Мальчики 11 52,5 15 6 54,54

           Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет  выражнность агрессивности. 

           3 этап

           Таблица 3. Показатели агрессивности, 10 класс, 2003 г

             Испытуемые Возраст Показат. агрессивности
Кол-во чел % Ср. Знач. Кол-во чел. %
Девочки 10 47,5 15,8 5 50
Мальчики 11 52,5 15,6 5 45,45

            Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет  выражнонсть агрессивности.

    

           Анализ результатов: на протяжении 8 и 9 классов процент  «агрессиных» девочек оставался  неизменным, но на 3 год исследования процент незначитально вырос  с 40% до 50%. У мальчиков ситуация иная. С каждым годом процент «агрессивных»  мальчиков постепенно снижался с 63,63% до 45,45%.

Информация о работе Анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте