Анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 06:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:
теоретический анализ литературы по проблеме;
эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
выявление гендерных различий;

Оглавление

Введение...................................................................................................................2

Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3
Определение понятия.........................................................................................3

Причины агрессивности....................................................................................4

Социальные условия, способствующие закреплению агрессии..................19

Подросток в семье........................................................................................19

Подросток в группе сверстников...............................................................24

Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27





Практическая часть.

1.Метод исследования.

2.Организация исследования.

3. Результаты исследования.

4. Второй этап исследования.

5.Общие выводы.

Заключение.


Список литературы.

Файлы: 1 файл

Агрессия и подросток.DOC

— 526.00 Кб (Скачать)

           При применении статистического  критерия Фишера было  достоверно установлено  снижение агрессивности у мальчиков  по группе в 2002 г. (р=0,02) и в 2003 г. (р=0,016) 

           Насыщенность  категорий

           Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых по отдельным классам. Три н аиболее насыщенные категории выделены в таблицах жирным шрифтом.

           1 этап

           Таблица 4. Насыщенность категорий, 8 класс, 2001 г

Категории Девочки Мальчики
Агрессивность 9 11% 8 9 %
Директивность 18 21% 27 29%
Страх 1 1% - -
Эмоциональность 2 2 % 7 7 %
Коммуникация  15 18 % 12 13 %
Зависимость - - 1 1 %
Демонстративность 10 12 % 4 4 %
Активность  23 27 % 25 27 %
Пассивность 1 1% 1 1 %
Описание  5 6 % 7 7 %
Ущербность  - - - -

           Наиболее насыщенными категориями являются Активность (27%), Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для девочек; Директивность (29 %), Активность (27 %), Коммуникация  (13%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.  

           При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная  успеваемость ученика, тем труднее  он интерпретирует жест. 

           2 этап

           Таблица 5.Насыщенность категорий, 9 класс, 2002 г

Категории Девочки Мальчики
Агрессивность 5 6% 5 5 %
Директивность 20 22% 22 24%
Страх - - - -
Эмоциональность 9 10 % 11 12%
Коммуникация  15 17 % 9 10%
Зависимость 1 1 % 1 1 %
Демонстративность 5 6% 8 9 %
Активность  30 34% 31 34 %
Пассивность 2 2 % 3 3 %
Описание  2 2 % 1 1 %
Ущербность  - - 1 1 %

           Первых три места  значимых категорий для девочек  не изменились: Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для мальчиков  ситуация немного изменилась, три  первых места занимают: Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). За прошедший год для девочек возросла значимость активности, директивности, и менее стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность директивности, повысилась насыщенность активности и в ранг значимой категории вышла эмоциональность.

           Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.

           За прошедший год  коэффициент агрессивности у девочек не изменился, а у мальчиков резко снизился на 0,91. Коэффициент корреляции для агрессии для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является значимым, т.к. меньше 0,5. 

           3 этап

           Тадлица 6. Насыщенность категорий, 10 класс, 2003 г

Категории Девочки Мальчики
Агрессивность 10 11 % 9 9 %
Директивность 19 21 % 24 24 %
Страх 2 2 % - -
Эмоциональность 2 2 % 5 5 %
Коммуникация  12 13 % 17 17 %
Зависимость 4 % 2 2 %
Демонстративность 16 18 % 7 7 %
Активность  22 2 % 28 29 %
Пассивность 3 3 % 3 3 %
Описание  1 1 % 3 3 %
Ущербность  - - - -
 
 

           Первых три места  значимых категорий для девочек  изменились  не значительно: Активность (24,17%), Директивность (20,87%), Демонстративность (17,58%). Для мальчиков ситуация тоже изменилась, три первых места занимают: Активность (28,57%), Директивность (24,48%), Коммуникативность (17,34%). За прошедший год для девочек резко снизилась значимость активности, немного снизилась значимость директивности, и появилась категория демонстративности. У мальчиков снизилась насыщенность активности, повысилась насыщенность директивности и в ранг значимой категории вошла коммуникативность.

           Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.

           Рассмотрим динамику исследуемых категорий. 

      По  данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями  были: Активность, Директивность и  Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 2002 год.

    

      По  данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность.

      Можно сделать следующие выводы: на протяжении подросткового возраста у девочек  уровень агрессивности немного  изменяется, а у мальчиков уровень агрессивности достоверно снижается. Наиболее насыщенными категориями ответов как у девочек, так и у мальчиков являются: Активность, Директивность, Комуникативность. 

            Индивидуальная  динамика

Индивидуальная  возрастная динамика уровня агрессивности  в группе девочек

               По данным диаграммы видно, что для каждой девочки существует определенный тип динамики агрессивности (Шванцара Й. и  кол.,  1978). 
 

Таблица 7

Тренд Кол-во чел. %
Положит Положительный тренд 0 0
Акцелерационный тренд 1 10
Положительный ассимптотический 3 30
Выпуклый  тренд 2 20
Отрицат. Отрицательный тренд 0 0
Ретардационный  тренд 0 0
Отрицательный ассимптотический тренд 0 0
Вогнутый  тренд 4 40
Нейтрал Константное протекание 0 0
 

       Как видно из данной классификации, наибольшее количество девочек относится к таким траекториям развития как вогнутый тренд (40%) и развитие по положительному ассимптотическому тренду (30%)

     Применяя  статистический критерий Фишера, достоверных  различий не установлено.  

Индивидуальная  возрастная динамика уровня агрессивности  в группе мальчиков

Тренд Кол-во чел. %
Положит Положительный тренд 2 18,18
Акцелерационный тренд 0 0
Положительный ассимптотический 1 9,09
Выпуклый  тренд 0 0
Отрицат. Отрицательный тренд 1 9,09
Ретардационный  тренд 1 9,09
Отрицательный ассимптотический тренд 3 27,27
Вогнутый  тренд 2 18,18
Нейтрал Константное протекание 1 9,09
 

               Как видно из данной классификации,  наибольшее количество мальчиков  относится к таким траекториям  развития как отрицательный ассимптомтический тренд  (27%).

                           

       Выводы 
 
 

            Заключение 

           Исследование было посвящено изучению устойчивости агрессии и агрессивности в старшем  подрастковом и раннем юношеском возрасте. Цель исследования – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте. Гипотеза- на протяжении  старшего  подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование. Методика, которая наиболее отвечала поставленным задачам, являлся Тест руки Вагнера.

Информация о работе Анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте