Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 06:53, дипломная работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:
теоретический анализ литературы по проблеме;
эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
выявление гендерных различий;
Введение...................................................................................................................2
Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3
Определение понятия.........................................................................................3
Причины агрессивности....................................................................................4
Социальные условия, способствующие закреплению агрессии..................19
Подросток в семье........................................................................................19
Подросток в группе сверстников...............................................................24
Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27
Практическая часть.
1.Метод исследования.
2.Организация исследования.
3. Результаты исследования.
4. Второй этап исследования.
5.Общие выводы.
Заключение.
Список литературы.
При применении статистического
критерия Фишера было достоверно установлено
снижение агрессивности у мальчиков
по группе в 2002 г. (р=0,02) и в 2003 г. (р=0,016)
Насыщенность категорий
Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых по отдельным классам. Три н аиболее насыщенные категории выделены в таблицах жирным шрифтом.
1 этап
Таблица 4. Насыщенность категорий, 8 класс, 2001 г
Категории | Девочки | Мальчики | ||
Агрессивность | 9 | 11% | 8 | 9 % |
Директивность | 18 | 21% | 27 | 29% |
Страх | 1 | 1% | - | - |
Эмоциональность | 2 | 2 % | 7 | 7 % |
Коммуникация | 15 | 18 % | 12 | 13 % |
Зависимость | - | - | 1 | 1 % |
Демонстративность | 10 | 12 % | 4 | 4 % |
Активность | 23 | 27 % | 25 | 27 % |
Пассивность | 1 | 1% | 1 | 1 % |
Описание | 5 | 6 % | 7 | 7 % |
Ущербность | - | - | - | - |
Наиболее насыщенными категориями являются Активность (27%), Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для девочек; Директивность (29 %), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.
При проведении эксперимента
было замечено, что чем ниже учебная
успеваемость ученика, тем труднее
он интерпретирует жест.
2 этап
Таблица 5.Насыщенность категорий, 9 класс, 2002 г
Категории | Девочки | Мальчики | ||
Агрессивность | 5 | 6% | 5 | 5 % |
Директивность | 20 | 22% | 22 | 24% |
Страх | - | - | - | - |
Эмоциональность | 9 | 10 % | 11 | 12% |
Коммуникация | 15 | 17 % | 9 | 10% |
Зависимость | 1 | 1 % | 1 | 1 % |
Демонстративность | 5 | 6% | 8 | 9 % |
Активность | 30 | 34% | 31 | 34 % |
Пассивность | 2 | 2 % | 3 | 3 % |
Описание | 2 | 2 % | 1 | 1 % |
Ущербность | - | - | 1 | 1 % |
Первых три места значимых категорий для девочек не изменились: Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для мальчиков ситуация немного изменилась, три первых места занимают: Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). За прошедший год для девочек возросла значимость активности, директивности, и менее стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность директивности, повысилась насыщенность активности и в ранг значимой категории вышла эмоциональность.
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
За прошедший год
коэффициент агрессивности у девочек
не изменился, а у мальчиков резко снизился
на 0,91. Коэффициент корреляции для агрессии
для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является
значимым, т.к. меньше 0,5.
3 этап
Тадлица 6. Насыщенность категорий, 10 класс, 2003 г
Категории | Девочки | Мальчики | ||
Агрессивность | 10 | 11 % | 9 | 9 % |
Директивность | 19 | 21 % | 24 | 24 % |
Страх | 2 | 2 % | - | - |
Эмоциональность | 2 | 2 % | 5 | 5 % |
Коммуникация | 12 | 13 % | 17 | 17 % |
Зависимость | 4 | 4 % | 2 | 2 % |
Демонстративность | 16 | 18 % | 7 | 7 % |
Активность | 22 | 2 % | 28 | 29 % |
Пассивность | 3 | 3 % | 3 | 3 % |
Описание | 1 | 1 % | 3 | 3 % |
Ущербность | - | - | - | - |
Первых три места значимых категорий для девочек изменились не значительно: Активность (24,17%), Директивность (20,87%), Демонстративность (17,58%). Для мальчиков ситуация тоже изменилась, три первых места занимают: Активность (28,57%), Директивность (24,48%), Коммуникативность (17,34%). За прошедший год для девочек резко снизилась значимость активности, немного снизилась значимость директивности, и появилась категория демонстративности. У мальчиков снизилась насыщенность активности, повысилась насыщенность директивности и в ранг значимой категории вошла коммуникативность.
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
Рассмотрим динамику
исследуемых категорий.
По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 2002 год.
По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность.
Можно
сделать следующие выводы: на протяжении
подросткового возраста у девочек
уровень агрессивности немного
изменяется, а у мальчиков уровень
агрессивности достоверно снижается.
Наиболее насыщенными категориями ответов
как у девочек, так и у мальчиков являются:
Активность, Директивность, Комуникативность.
Индивидуальная динамика
Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе девочек
По данным диаграммы
видно, что для каждой девочки существует
определенный тип динамики агрессивности
(Шванцара Й. и кол., 1978).
Таблица 7
Тренд | Кол-во чел. | % | |
Положит | Положительный тренд | 0 | 0 |
Акцелерационный тренд | 1 | 10 | |
Положительный ассимптотический | 3 | 30 | |
Выпуклый тренд | 2 | 20 | |
Отрицат. | Отрицательный тренд | 0 | 0 |
Ретардационный тренд | 0 | 0 | |
Отрицательный ассимптотический тренд | 0 | 0 | |
Вогнутый тренд | 4 | 40 | |
Нейтрал | Константное протекание | 0 | 0 |
Как видно из данной классификации, наибольшее количество девочек относится к таким траекториям развития как вогнутый тренд (40%) и развитие по положительному ассимптотическому тренду (30%)
Применяя
статистический критерий Фишера, достоверных
различий не установлено.
Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе мальчиков
Тренд | Кол-во чел. | % | |
Положит | Положительный тренд | 2 | 18,18 |
Акцелерационный тренд | 0 | 0 | |
Положительный ассимптотический | 1 | 9,09 | |
Выпуклый тренд | 0 | 0 | |
Отрицат. | Отрицательный тренд | 1 | 9,09 |
Ретардационный тренд | 1 | 9,09 | |
Отрицательный ассимптотический тренд | 3 | 27,27 | |
Вогнутый тренд | 2 | 18,18 | |
Нейтрал | Константное протекание | 1 | 9,09 |
Как видно из данной
Выводы
Заключение
Исследование было посвящено изучению устойчивости агрессии и агрессивности в старшем подрастковом и раннем юношеском возрасте. Цель исследования – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте. Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. Методика, которая наиболее отвечала поставленным задачам, являлся Тест руки Вагнера.