Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 06:53, дипломная работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного  образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте. 
           Гипотеза- на протяжении  старшего  подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование.       
           Задачи данной дипломной  работы заключаются в следующем:
теоретический  анализ  литературы по  проблеме; 
эмпирическое  исследование   агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов; 
выявление гендерных  различий;
Введение...................................................................................................................2
Теоретическая  часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3
Определение понятия.........................................................................................3
Причины агрессивности....................................................................................4
     Социальные условия, способствующие  закреплению агрессии..................19 
         Подросток в семье........................................................................................19 
         Подросток  в группе сверстников...............................................................24
    Биологический  фактор провоцирования  агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27 
 
 
 
Практическая  часть.
1.Метод  исследования.
2.Организация  исследования.
3. Результаты  исследования.
4. Второй  этап исследования.
5.Общие  выводы.
Заключение.
Список  литературы.
           При применении статистического 
критерия Фишера было  достоверно установлено 
снижение агрессивности у мальчиков 
по группе в 2002 г. (р=0,02) и в 2003 г. (р=0,016) 
Насыщенность категорий
Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых по отдельным классам. Три н аиболее насыщенные категории выделены в таблицах жирным шрифтом.
1 этап
Таблица 4. Насыщенность категорий, 8 класс, 2001 г
| Категории | Девочки | Мальчики | ||
| Агрессивность | 9 | 11% | 8 | 9 % | 
| Директивность | 18 | 21% | 27 | 29% | 
| Страх | 1 | 1% | - | - | 
| Эмоциональность | 2 | 2 % | 7 | 7 % | 
| Коммуникация | 15 | 18 % | 12 | 13 % | 
| Зависимость | - | - | 1 | 1 % | 
| Демонстративность | 10 | 12 % | 4 | 4 % | 
| Активность | 23 | 27 % | 25 | 27 % | 
| Пассивность | 1 | 1% | 1 | 1 % | 
| Описание | 5 | 6 % | 7 | 7 % | 
| Ущербность | - | - | - | - | 
Наиболее насыщенными категориями являются Активность (27%), Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для девочек; Директивность (29 %), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.
           При проведении эксперимента 
было замечено, что чем ниже учебная 
успеваемость ученика, тем труднее 
он интерпретирует жест. 
2 этап
Таблица 5.Насыщенность категорий, 9 класс, 2002 г
| Категории | Девочки | Мальчики | ||
| Агрессивность | 5 | 6% | 5 | 5 % | 
| Директивность | 20 | 22% | 22 | 24% | 
| Страх | - | - | - | - | 
| Эмоциональность | 9 | 10 % | 11 | 12% | 
| Коммуникация | 15 | 17 % | 9 | 10% | 
| Зависимость | 1 | 1 % | 1 | 1 % | 
| Демонстративность | 5 | 6% | 8 | 9 % | 
| Активность | 30 | 34% | 31 | 34 % | 
| Пассивность | 2 | 2 % | 3 | 3 % | 
| Описание | 2 | 2 % | 1 | 1 % | 
| Ущербность | - | - | 1 | 1 % | 
Первых три места значимых категорий для девочек не изменились: Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для мальчиков ситуация немного изменилась, три первых места занимают: Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). За прошедший год для девочек возросла значимость активности, директивности, и менее стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность директивности, повысилась насыщенность активности и в ранг значимой категории вышла эмоциональность.
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
           За прошедший год 
коэффициент агрессивности у девочек 
не изменился, а у мальчиков резко снизился 
на 0,91. Коэффициент корреляции для агрессии 
для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является 
значимым, т.к. меньше 0,5. 
3 этап
Тадлица 6. Насыщенность категорий, 10 класс, 2003 г
| Категории | Девочки | Мальчики | ||
| Агрессивность | 10 | 11 % | 9 | 9 % | 
| Директивность | 19 | 21 % | 24 | 24 % | 
| Страх | 2 | 2 % | - | - | 
| Эмоциональность | 2 | 2 % | 5 | 5 % | 
| Коммуникация | 12 | 13 % | 17 | 17 % | 
| Зависимость | 4 | 4 % | 2 | 2 % | 
| Демонстративность | 16 | 18 % | 7 | 7 % | 
| Активность | 22 | 2 % | 28 | 29 % | 
| Пассивность | 3 | 3 % | 3 | 3 % | 
| Описание | 1 | 1 % | 3 | 3 % | 
| Ущербность | - | - | - | - | 
Первых три места значимых категорий для девочек изменились не значительно: Активность (24,17%), Директивность (20,87%), Демонстративность (17,58%). Для мальчиков ситуация тоже изменилась, три первых места занимают: Активность (28,57%), Директивность (24,48%), Коммуникативность (17,34%). За прошедший год для девочек резко снизилась значимость активности, немного снизилась значимость директивности, и появилась категория демонстративности. У мальчиков снизилась насыщенность активности, повысилась насыщенность директивности и в ранг значимой категории вошла коммуникативность.
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
           Рассмотрим динамику 
исследуемых категорий. 
По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 2002 год.
По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность.
      Можно 
сделать следующие выводы: на протяжении 
подросткового возраста у девочек 
уровень агрессивности немного 
изменяется, а у мальчиков уровень 
агрессивности достоверно снижается. 
Наиболее насыщенными категориями ответов 
как у девочек, так и у мальчиков являются: 
Активность, Директивность, Комуникативность. 
Индивидуальная динамика
Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе девочек
               По данным диаграммы 
видно, что для каждой девочки существует 
определенный тип динамики агрессивности 
(Шванцара Й. и  кол.,  1978). 
 
Таблица 7
| Тренд | Кол-во чел. | % | |
| Положит | Положительный тренд | 0 | 0 | 
| Акцелерационный тренд | 1 | 10 | |
| Положительный ассимптотический | 3 | 30 | |
| Выпуклый тренд | 2 | 20 | |
| Отрицат. | Отрицательный тренд | 0 | 0 | 
| Ретардационный тренд | 0 | 0 | |
| Отрицательный ассимптотический тренд | 0 | 0 | |
| Вогнутый тренд | 4 | 40 | |
| Нейтрал | Константное протекание | 0 | 0 | 
Как видно из данной классификации, наибольшее количество девочек относится к таким траекториям развития как вогнутый тренд (40%) и развитие по положительному ассимптотическому тренду (30%)
     Применяя 
статистический критерий Фишера, достоверных 
различий не установлено.  
Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе мальчиков
| Тренд | Кол-во чел. | % | |
| Положит | Положительный тренд | 2 | 18,18 | 
| Акцелерационный тренд | 0 | 0 | |
| Положительный ассимптотический | 1 | 9,09 | |
| Выпуклый тренд | 0 | 0 | |
| Отрицат. | Отрицательный тренд | 1 | 9,09 | 
| Ретардационный тренд | 1 | 9,09 | |
| Отрицательный ассимптотический тренд | 3 | 27,27 | |
| Вогнутый тренд | 2 | 18,18 | |
| Нейтрал | Константное протекание | 1 | 9,09 | 
               
Как видно из данной 
        
Выводы 
 
 
Заключение
Исследование было посвящено изучению устойчивости агрессии и агрессивности в старшем подрастковом и раннем юношеском возрасте. Цель исследования – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте. Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. Методика, которая наиболее отвечала поставленным задачам, являлся Тест руки Вагнера.