Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 06:53, дипломная работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:
теоретический анализ литературы по проблеме;
эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
выявление гендерных различий;
Введение...................................................................................................................2
Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3
Определение понятия.........................................................................................3
Причины агрессивности....................................................................................4
Социальные условия, способствующие закреплению агрессии..................19
Подросток в семье........................................................................................19
Подросток в группе сверстников...............................................................24
Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27
Практическая часть.
1.Метод исследования.
2.Организация исследования.
3. Результаты исследования.
4. Второй этап исследования.
5.Общие выводы.
Заключение.
Список литературы.
Дисциплинарные меры являются действиями, которые должны обеспечивать выполнение требований и ограничений. Некоторые нацелены на усиление желательного поведения, другие обеспечивают контроль в ситуации неподчинения. Если требования в направлении социализации предъявляются ему в тот период, когда родительское внимание и одобрение исключительно важны для ребенка, у него будет сильная мотивация делать то, что от него ожидают родители, чтобы чувствовать себя уверенно в зависимой роли. Чем раньше оказывается воздействие, тем сильнее это отражается на развитии совести и, соответственно, на развитии вины.
Идентификация и интериоризация контроля. Для успешной социализации необходимо постепенное замещение внешних санкций и требований внутренними контролем и управлением. При отсутствии самоконтроля и интериоризированной системы ценностей индивидуальное поведение, подобно флюгеру, становится слишком подверженным внешним влияниям, и, если при этом желании индивидуума вступают в конфликт с требованиями и ограничениями общества, необходимо застраховаться от возможности того, что он полностью не считается с правами и желаниями других.
Агрессивные мальчики
показали значительно меньшую
Развитие совести
рассматривалось как
Вышеприведенные данные представлены в сводной таблице (А.Бандура):
Агрессивные мальчики | Мальчики из контрольной группы | |
ЗАВИСИМОСТЬ | В детстве эти дети получали достаточно эмоционального тепла, чтобы у них сформировался мотив зависимости. Но в дальнейшем за проявление зависимости их наказывали. Отцы отвергали своих сыновей. Матери относились к ним с большей теплотой, чем отцы, но и в этом были непоследовательны. Если ребенок обращался к ним за помощью, то он не только не получал ее, но и был наказан. Вследствие этого у подростка не была сформирована зависимость. Более того, он всячески избегал ситуации, которые могли бы привести к зависимости. | В детстве они получали много эмоционального тепла, внимания со стороны обоих родителей. Чем старше становились мальчики, тем больше совместной деятельности у них было с отцами. Если у подростка возникала проблема, и он обращался за помощью к родителям, то он получал совет и поддержку. В итоге у него была сформирована в нужной степени зависимость. |
РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ | Отцы и матери
наказывали своих детей за агрессивное
поведение (тем самым, подавая пример
агрессивного поведения), особенно если
оно было направленно против взрослых.
Но в некоторых случаях они поощряли агрессию
своих сыновей, когда это касалось защиты
своих интересов.
Подростки
руководствовались страхом |
Агрессию проявляли в редких случаях. Родителями этих подростков никогда не поощряли агрессию своих сыновей. При агрессивном поведении они руководствовались чувством вины. |
ОГРАНИЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ | Сильно сопротивлялись ограничениям и требования со стороны родителей. Отцы часто прибегали к наказанию, матери попустительствовали сыновьям, не следили за выполнением своих требований. При воспитании внутреннего контроля родители использовали методы принуждения и наказания. | При воспитании внутреннего контроля использовали метод объяснения. |
ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ | Мальчики из этой группы показали гораздо меньшую идентификацию со своими отцами. | Не воспринимали своих родителей и других взрослых наделенных властью, а как тех к кому можно обратиться за поддержкой и опорой. Их поведение не зависит от ситуативных воздействий, поскольку они опирались на интериоризированные, четкие формы поведения. |
Эту же точку зрения
разделяют и отечественные
3.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
Подросток в семье
Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем».
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Подростковый
Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка.
М.Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:
мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.
Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили черты родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).
А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.
Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.
Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.
Бочкарёва Г.П. выделяет семьи
1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2) в которых отсутствуют
эмоциональные контакты между
её членами, безразличие к
3) с нездоровой
нравственной атмосферой, где ребёнку
прививаются социально
Дубровина как значимый фактор риска выделяет дисгармоничную семью. Это понятие включает в себя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:
Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:
1) гиперопёка различных
степеней: от желания быть соучастником
всех проявлений внутренней
2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создающая
"золушек" в семье – появилось
много семей, где родители
Уровни