Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 06:53, дипломная работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:
теоретический анализ литературы по проблеме;
эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
выявление гендерных различий;
Введение...................................................................................................................2
Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3
Определение понятия.........................................................................................3
Причины агрессивности....................................................................................4
Социальные условия, способствующие закреплению агрессии..................19
Подросток в семье........................................................................................19
Подросток в группе сверстников...............................................................24
Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27
Практическая часть.
1.Метод исследования.
2.Организация исследования.
3. Результаты исследования.
4. Второй этап исследования.
5.Общие выводы.
Заключение.
Список литературы.
Таким образом, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:
1.
Родители поощряют
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:
· Родители,
которые очень редко подавляют агрессивность
у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную
агрессивность.
· Родители, которые не наказывают своих
детей за проявление агрессивности, вероятнее
всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.
· Родителям, разумно подавляющие агрессивность
у своих детей, как правило, удается воспитать
умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих
агрессивное поведение.
В.И.Гарбузов ( ) выделил
три типа негативных отношений родителей
к ребенку:
1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка,
демонстрация недоброжелательного отношения)
2. Тип Б - гиперсоциализация
(сверхтребовательное отношение: чрезмерная
критика, придирчивость, наказание за
малейшую провинность)
3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое
воспитание: сверхзаботливое отношение,
при котором ребенок лишен возможности
самостоятельно действовать.
Первый тип формирует у ребенка
ощущение покинутости, незащищенности,
неуверенности в себе. Ребенок не чувствует
поддержки, “стены” за которую можно
спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает
механизм идентификации (ребенок не принимает
родительские убеждения). При холодных
эмоциональных отношениях он не имеет
позитивных поведенческих моделей реагирования.
Это снижает способность саморегуляции
ребенка.
Второй тип (гиперсоциализация), вроде
бы предоставляет ребенку образец для
развития и направлен на формирование
сильной, волевой личности, но все же приводит
к негативным результатам - озлобленности,
стремлению делать запретное “исподтишка”
и прочее. Здесь критика со стороны родителей
обычно не является конструктивной и потому
не приводит к положительнм результатам.
Критика в адрес ребенка формирует у него
чувство неполноценности, тревожности
и ожидания новых неудач. Чаще всего, как
отмечали Е.Гаспарова ( ), Т.В.Роял ( ), ребенок,
занимающий такое положение в семье, оказывается
несостоятельным и не способным занять
высокое положение в группе. И эта несостоятельность
приводит к тому, что агрессивное поведение
ребенка служит ему для самоутверждения
в группе.
Третий тип (гиперопека) также нарушает
нормальное развитие личности. Она предоставляет
ребенку возможность получения родительской
ласки и любви, однако, чрезмерный уход
приводит к инфантилизму, несамостоятельности,
неспособности принимать решения и противостоять
стрессам, снижает личностные способности
к саморегуляци.
Такие дети, считают психологи, чаще всего
становятся жертвами агрессии. И, учитывая,
что они неспособны постоять за себя, у
них наблюдается косвенная агрессия, т.е.
свои негативные эмоции они вымещают на
других предметах (рвут книги, раскидывают
игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Таким образом, неправильное отношение
к ребенку в семье также ведет к формированию
агрессивных тенденций в поведении ребенка.
Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания, которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка (Копченова Е.Е.):
Семья должна приспосабливаться
к растущей независимости подростка
по мере того, как они готовят
себя к самостоятельной жизни. Насколько
благополучно происходит это взаимоприспособление
родителей и взрослеющих детей, в большей
степени зависит от стиля родительского
поведения и динамики семьи.
Подросток в группе сверстников
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.
По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба – «дорога жизни» для подростка.
Было проведено много исследований агрессии в межличностных взаимодействиях. Так, в работе Н.Г. Самсоновой, показано, что для юношей агрессия – возрастная норма, которая носит демонстративный характер. У девушек же совсем другая ситуация. Девушки в условиях конфликта ориентированны на отношенческую сторону взаимодействия, чем на решение задачи. Для них важно не поссориться и сохранить отношения, т.к. агрессия чаще всего выступает как деструктивное поведение и ведет к нарушению совместных действий и отношений.
Стихийно
Для подростков существует вероятность связаться с плохой компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Принадлежность к компании не только сталкивает отдельных подростка с определенными ожиданиями, но и ставит его перед необходимостью предъявления доказательств своего соответствия и самоконтроля. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного "Я" с группой. В работе Ю.В. Гущина были получены любопытные результаты. Дело в том, уровень агрессивности в выборке подростков – правонарушителей не больше, чем в выборке социально адаптированных подростков и агрессивность в данном случае не является обязательным свойством подростка – правонарушителя.
Способы общения друг с другом у подростков, т.е. их групповая культура, связанны с переходом в мир взрослых. Взрослые снова и снова оценивает многообразие форм проявления таких культур с точки зрения их тесного соответствия моральным соответствиям и целям общества. Но две темы при этом всегда выносятся за скобки: во-первых, все связанное с сексуальностью, во-вторых, связанных с насилием. Агрессия и насилие остаются прерогативой родителей (насилие в воспитательных целях) и государства (государственное насилие), поэтому они как бы автоматически становятся первым пробным камнем для аниткультуры.
Но если у подростка присутствует такая личностная черта как агрессивность, то его стратегии поведения можно дать следующую характеристику (Л.А.Регуш):
4.Биологический фактор провоцирования агрессии
Американские
«… человек, унаследовавший сильную агрессивность, в фрустрационной и стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С другой стороны, если этот же человек будет окружён любовью и в значительной степени защищён от жестокости и насилия, а так же не будет часто провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению».
Психогенетические данные убедительно свидетельствуют о том, что генетические особенности вносят существенный вклад в межиндивидуальные различия в агрессивности. При этом нельзя не согласиться с мнением, высказанным, в частности, Х.Г. Бруннером, о том, что концепция одного «гена агрессии» нереалистична. Как показывают проведенные исследования, на «склонность» к агрессии могут влиять многие гены и сложные взаимодействия между ними. Это влияние, по-видимому, опосредствовано главным образом особенностями эмоциональной реактивности и способностью контролировать свои импульсы. Следует подчеркнуть, что на разных этапах развития и в разных группах лиц в сложную иерархическую систему индивидуально-психологических и ситуационных факторов, определяющих вероятность агрессивных действий, включены, очевидно, различные биологические (в том числе генетические) и психологические процессы. Кроме того, средовые факторы объясняют не менее половины межиндивидуальных различий по агрессивности как онтогенетически устойчивой характеристике. Что касается отдельных агрессивных действий, то, как подчеркивают большинство исследователей, социальный контекст играет определяющую роль в их возникновении не только у здоровых лиц, но и при патологических состояниях. Тем не менее, учитывая, что генетические различия вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению, со временем, когда индивидуальная генетическая диагностика станет доступной, генетические данные можно будет использовать для оценки индивидуальной реактивности на различные средовые воздействия, провоцирующие агрессию, а значит — и для прогноза и профилактики агрессии.