Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 06:53, дипломная работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного  образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте. 
           Гипотеза- на протяжении  старшего  подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование.       
           Задачи данной дипломной  работы заключаются в следующем:
теоретический  анализ  литературы по  проблеме; 
эмпирическое  исследование   агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов; 
выявление гендерных  различий;
Введение...................................................................................................................2
Теоретическая  часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3
Определение понятия.........................................................................................3
Причины агрессивности....................................................................................4
     Социальные условия, способствующие  закреплению агрессии..................19 
         Подросток в семье........................................................................................19 
         Подросток  в группе сверстников...............................................................24
    Биологический  фактор провоцирования  агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27 
 
 
 
Практическая  часть.
1.Метод  исследования.
2.Организация  исследования.
3. Результаты  исследования.
4. Второй  этап исследования.
5.Общие  выводы.
Заключение.
Список  литературы.
Содержание: 
Введение......................
Определение 
понятия.......................
Причины 
агрессивности.................
     
Социальные условия, 
         
Подросток в семье.............
         
Подросток  в группе 
    
Биологический  фактор 
 
 
 
Практическая часть.
1.Метод исследования.
2.Организация исследования.
3. Результаты исследования.
4. Второй этап исследования.
5.Общие выводы.
Заключение.
Приложение.
Список 
литературы. 
 
 
 
 
 
 
                              
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
В теоретической части мы рассмотрели основные подходы к пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления и возможные факторы ее провоцирования. В практической части - три этапа планируемого лонгитюдного исследование школьников общеобразовательной школы.
Объект исследования – агрессия и агрессивность.
Предмет – агрессия как личностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.
           Цель – анализ 
динамики агрессивности как личностного 
образования в старшем 
Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:
Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности.
1.Определение понятия
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
           1. Представление 
об агрессии как 
           Преднамеренная 
Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов. Он считает, что антиповедение – свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.
Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).
Например:
            Р.Бэрон и Д.
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
            -в качестве агрессии 
может рассматриваться только 
такое поведение, которое 
-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
           В данной дипломной 
работе под агрессией мы подразумеваем 
личностную черту, которая формируется 
под воздействием социально-психологических 
факторов. 
2. Причины агрессивного поведения и агрессивности
Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях.
В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.
В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты (Макаренко А.С.).
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
           Если говорить о 
более глубинных причинах такого 
поведения, то можно отметить у таких 
агрессивных подростков нарушение 
эмоциональной сферы и кризисе 
личности (Ю.М. Можгинский). Не путать 
личностный кризис личностный с возрастным. 
Кризис личности проявляется в  виде  
болезненного отношения к восприятию 
собственного "Я" окружающими людьми, 
одиночества и оторванности о  мира, несоответствия 
своего "Я" неким идеалам, ощущение 
утраты целостности внутреннего мира. 
Форма поведения характеризуется негрубой 
выраженностью расстройств поведения, 
отсутствием беспричинных колебаний настроения, 
способностью к компенсации в благоприятных 
условиях, мягкостью сомато-вегетативного 
компонента аффективных реакций. Агрессивное 
поведение подростков носит характер 
протеста, возникает эпизодически и не 
нарушает в целом их взаимоотношения с 
окружающими. Оно является следствием 
лишь количественного недостатка высших 
социально – психологических свойств 
личности, неверных установок поведения, 
слабости правосознания, искажений в системе 
ценностных ориентаций.