Анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 06:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:
теоретический анализ литературы по проблеме;
эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
выявление гендерных различий;

Оглавление

Введение...................................................................................................................2

Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3
Определение понятия.........................................................................................3

Причины агрессивности....................................................................................4

Социальные условия, способствующие закреплению агрессии..................19

Подросток в семье........................................................................................19

Подросток в группе сверстников...............................................................24

Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27





Практическая часть.

1.Метод исследования.

2.Организация исследования.

3. Результаты исследования.

4. Второй этап исследования.

5.Общие выводы.

Заключение.


Список литературы.

Файлы: 1 файл

Агрессия и подросток.DOC

— 526.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание: 

Введение...................................................................................................................2

Теоретическая  часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности ......................................................................................3

    Определение понятия.........................................................................................3

    Причины агрессивности....................................................................................4

     Социальные условия, способствующие  закреплению агрессии..................19

         Подросток в семье........................................................................................19

         Подросток  в группе сверстников...............................................................24

    Биологический  фактор провоцирования  агрессии. Роль полового созревания..............................................................................................................27 
 
 
 

Практическая  часть.

1.Метод  исследования.

2.Организация  исследования.

3. Результаты  исследования.

4. Второй  этап исследования.

5.Общие  выводы.

Заключение.

Приложение.

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

    В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

    Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

    Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

           В теоретической  части мы  рассмотрели основные подходы к пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления и возможные факторы ее провоцирования. В практической части -  три этапа планируемого лонгитюдного исследование школьников общеобразовательной школы.

           Объект исследования – агрессия и агрессивность.

           Предмет – агрессия как личностное образование в  старшем  подростковом и раннем юношеском  возрасте.

           Цель – анализ динамики агрессивности как личностного  образования в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

           Гипотеза- на протяжении  старшего  подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование.      

           Задачи данной дипломной  работы заключаются в следующем:

      1. теоретический  анализ  литературы по  проблеме;
      2. эмпирическое  исследование   агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
      3. выявление гендерных  различий;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Теоретическая часть. Теоретический  анализ литературы по проблеме агрессии и  агрессивности.

           1.Определение  понятия  

            В бытовом языке  под агрессией понимается: «Открытая  неприязнь,  вызывающая  враждебность», а «агрессивный» как  наступательно-захватнический;  враждебный,  вызывающий; оказывающий  вредное  воздействие (С.И.Ожегов,  Н.Ю.Шведова.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.,  1999.  С.18.)     

            Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение  для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и  агрессоры всегда оцениваются резко  отрицательно, как выражение наличия  культа грубой силы. В основном же под  агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

           В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.  Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

           Имеющиеся определения  можно условно разделить на 2 большие группы:

           1. Представление  об агрессии как мотивированных  действиях, нарушающих нормы и  правила, причиняющих боль и  страдания. В этом плане различаются  преднамеренная и инструментальная  агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.

           Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют  осознанный мотив – причинение вреда  или ущерба.

           Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов. Он считает, что антиповедение – свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

           Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.

           2. Агрессия как  акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).

           Например:

            Р.Бэрон и Д.Ричардсон  дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:

           - агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

            -в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба  живым организмам;

            -жертва должна  обладать мотивацией избежания  подобного обращения с собой;

           Из отечественных  психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

           Нужно разделять  агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или  коллективное), направленное на нанесение  физического, либо психологического вреда  или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

           В данной дипломной  работе под агрессией мы подразумеваем  личностную черту, которая формируется  под воздействием социально-психологических  факторов. 

           2. Причины агрессивного  поведения и агрессивности

            Исследованию  агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях.

           В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

           Одним из сложных  периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка  раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

           В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты (Макаренко А.С.).

           Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия  взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка  – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.

           Агрессивность в  личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма  протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

           Если говорить о  более глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких  агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности (Ю.М. Можгинский). Не путать личностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде  болезненного отношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций. 

Информация о работе Анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте