Организация продаж и дополнительного обслуживания покупателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня розничная торговля – один из самых доходных и стремительно растущих сегментов рынка, который у нас представляют практически все имеющиеся в мире виды торговых предприятий: и, и дисконтеры, и специализированные магазины, и супермаркеты, и небольшие «соседские» лавки. Кроме того, не только за рубежом, но и в России наблюдается тенденция к увеличению числа крупных универсальных магазинов, происходит процесс универсализации торговых предприятий, растет число смешанных магазинов. Это связано с комплексностью покупок, то есть покупатели стремятся покупать товары «под одной крышей».

Оглавление

Введение
1 Основные направления системы обслуживания покупателей
2 Краткая характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Характеристика организационной деятельности предприятия
2.2 Характеристика материально-технической базы предприятия
2.3 Характеристика хозяйственной деятельности предприятия
3 Анализ организации розничных продаж на предприятии
3.1 Характеристика торговых услуг, оказываемых покупателям
3.2 Социально-экономическая эффективность применяемых методов продаж
3.3 Пути совершенствования розничных продаж на предприятии
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Метод продажи товаров  через прилавок занимает небольшую  долю в общем объеме товарооборота по сравнению с вышеуказанным, но все же  служит тормозящим фактором на пути повышения эффективности работы предприятия. Но, как уже было сказано выше, предприятие внедряет автоматизированную форму расчета, поэтому можно надеяться, что в скором времени ситуация изменится в лучшую сторону.

Для оценки экономической  эффективности применяемых методов  продаж проведем анализ динамики экономических  и технико-технологических показателей  работы предприятия, которые для  наглядности соберем в одну таблицу. 

Таблица 6 – Показатели для оценки экономической эффективности применяемых методов продаж

Наименование показателя

Значение показателя

Доля площади торгового  зала в общей площади, %

30

Коэффициент установочной площади

0,34

Коэффициент экспозиционной площади

0,6

Товарооборот, тыс. руб.

16430

Темп роста товарооборота, %

150,1

Товарооборот на 1м2 торговой площади, тыс. руб.

549,5

Темп роста товарооборота  на 1м2 торговой площади, %

150,1

Доля работников торгово-оперативного персонала в общей численности  работников предприятия, %

76,9

Производительность труда  одного работника, тыс. руб./чел.

1263,9

Темп роста производительности труда одного работника, %

115,4

Уровень фонда заработной платы, %

4

Уровень издержек обращения, %

8,6

Уровень рентабельности конечной деятельности, %

16,4


 

Технико-технологические  показатели предприятия говорят  о не очень эффективном использовании  торгового пространства. Доля площади  торгового зала в общей площади  мала для метода продаж, применяемого на предприятии, так же как и коэффициент экспозиционной площади, а ведь на этой площади нужно разместить образцы 4 тысяч наименований товаров. Зато коэффициент установочной площади превышает рекомендуемый, что уменьшает площадь для передвижения покупателей и продавцов, создает ощущение загроможденности торгового зала и тоже не способствует его привлекательности для покупателей.   

Как видно из таблицы  динамика экономических показателей  работы предприятия – положительная. Прирост товарооборота за последний  год составил 50,1 %, при этом уровень издержек обращения снизился на 0,6 %, составив 8,6 % от объема товарооборота. Товарооборот на 1 м2 торговой площади также вырос и на настоящий момент составляет 549,5 тыс. руб.  Уровень фонда заработной платы вырос незначительно по сравнению с прошлым годом – на 0,4 % и составляет в данный момент 4 % от товарооборота, тогда как доля работников торгово-оперативного персонала выросла на 10,2 %, то есть на 3 человека, причем все это – торгово-оперативный персонал.

Важнейшей составляющей эффективности выступает производительность труда, связанная с увеличением выработки и уменьшением затрат труда на выполняемый объем работ. Производительность труда – это один из показателей эффективности труда, характеризующий плодотворность полезной деятельности работников, он является одним из основных качественных показателей хозяйственной деятельности предприятия, так как влияет на объем товарооборота, уровень издержек обращения, рентабельность. Хотя нужно сказать, что сама величина производительности 1263,9 тыс. руб. нам ничего не даст – ведь все познается только в сравнении, поэтому когда мы видим, что она с прошлого года возросла на 15,4 %, то тут уже мы можем говорить об эффективности применяемых форм продажи товаров.

Еще более наглядно свидетельствует  об эффективности применяемых форм продажи такой показатель, как уровень рентабельности конечной деятельности, который составил по итогам года 16,4 %.  Этот коэффициент сам по себе дает представление о том, что предприятие эффективно работает, но при виде того, что он вырос в течение года на 0,6 % можно сделать вывод, что предприятие совершенствуется в своей работе постоянно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о правильности выбора методов продаж на предприятии, об общей эффективности его деятельности, хотя и имеются некоторые недостатки. Но эти недостатки свидетельствуют о том, что у торгового предприятия есть резервы развития и увеличения эффективности хозяйственной деятельности.

 

 

3.3 Пути совершенствования  розничных продаж на предприятии

 

Совершенствование торгового обслуживания населения предполагает создание функциональной модели торговой сети, которая строится с учетом социально-экономических факторов. Важнейшие из этих факторов – максимальное удовлетворение требований потребителя и повышение эффективности работы торгового предприятия, что определяется используемыми формами продажи товаров на предприятии.

Прогрессивным направлением в этом плане считается повышение  оснащенности предприятия средствами механизации и широкое внедрение  достижений научно-технического прогресса. На данном предприятии повышение оснащенности средствами механизации, скорее всего, будет нецелесообразным в связи с тем, что площади небольшие, помещения различного назначения расположены близко друг от друга, проходы между ними короткие и неширокие, поэтому какие-либо средства механизации, я думаю, не будут эффективными. Предприятие располагает ручной тележкой для перевозки товаров и, по-моему, этого достаточно.

В последнее время  на рынке розничной торговли России наблюдается стремительный рост интереса к системам, использующим технологию штрихового кодирования и позволяющим существенно улучшить обслуживание покупателей, сократить потери и организовать количественно-суммовой учет. Данное торговое предприятие тоже старается не отставать от научно-технического прогресса и вводит у себя на предприятии такую систему, пока это только начало, но это – один из путей совершенствования системы обслуживания покупателей.

 Просто необходимо  для предприятия увеличить площадь  торгового зала, так как она  явно недостаточна, судя по ее доле в общей площади предприятия.  Но это просто невозможно по объективным причинам – помещение, занимаемое предприятием, находится на первом этаже жилого дома, выше – еще восемь этажей, и перепланировка просто невозможна по понятным причинам. Поэтому следует помнить, что большое значение имеет интенсификация развития материально-технической базы предприятия, повышение эффективности использования его складских, торговых и бытовых помещений. Здесь предприятие также имеет резервы развития, например, повышение эффективности использования площади торгового зала. Как уже упоминалось в предыдущих главах, торговый зал излишне загроможден торговым оборудованием, о чем говорит величина коэффициента установочной площади, при этом экспозиционная площадь явно недостаточна, поэтому рекомендуется снизить установочную площадь оборудования, стараясь при этом увеличить экспозиционную. Для этого существует, наверное, единственное решение – уменьшение количества оборудования с одновременным увеличением его «этажности», конечно, в разумных пределах, учитывая оптимальные зоны выбора товаров при выкладке их на оборудовании.

Хочется еще сказать  об универсальности и модульности  применяемого оборудования – оно  всегда удобней тем, что при необходимости  его легко переместить в другое место, собрать по-другому и т. п. Разнообразие декоративных деталей и отделки, возможность самых невероятных комбинаций, позволяет с помощью таких систем оснастить практически любой магазин, сохранив при этом индивидуальность каждого, она позволяет осуществить бесконечное множество фантазий и решений в самом современном стиле, кроме того такие конструкции создают ощущение легкости и простора в зале. Предприятию следует обратить внимание на такое решение проблемы загроможденности торгового зала.

На качество обслуживания покупателей существенное влияние  оказывают квалификационный и общеобразовательный  уровень работников магазина, поэтому  одним из направлений совершенствования  организации труда на предприятии  является подготовка и повышение квалификации кадров. Я думаю, что руководителю предприятия следует обратить внимание на тот факт, что с повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслужить большее количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.

Хочется обратить внимание еще на один немаловажный элемент, используемый для повышения эффективности  розничных продаж – внуримагазинная  реклама и информация, которые  помогают активизировать процесс продажи, рационально направлять покупательские потоки, сокращать затраты времени покупателей на поиск и приобретение необходимых им товаров. Значение и роль внутримагазинной рекламы и информации заметно возрастает при применении прогрессивных методов продаж, так как непосредственная связь покупателей с персоналом в этом случае значительно ослаблена.

Внутримагазинная реклама  на данном предприятии не используется вообще, а информация – только в  виде ценников и маркировки товаров. В таком небольшом торговом зале, наверное, и не нужны большие рекламные щиты и указатели, но все же стоит подумать хотя бы о печатной рекламе в виде проспектов, буклетов и т. п. или о сувенирной рекламе, хотя бы для начала в виде фирменных пакетов.

Все вышеизложенное позволяет  сделать вывод, что у предприятия  имеются резервы совершенствования  деятельности, они довольно просты и не требуют больших усилий или  капиталовложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

На основании проделанной  работы можно сделать следующие выводы. Предприятие за прошедший год сделало в своем развитии довольно значительный шаг вперед, во всяком случае, его экономические показатели по сравнению с предыдущим годом улучшились (таблица 4). Товарооборот вырос на 50,1 % и, хотя в сопоставимых ценах это составило почти вполовину меньше – 27,2 % (таблица 5), но все равно это довольно значительно. Возросла и производительность труда одного работника на 15,4 %, снизился на 0,6 % уровень издержек обращения, чистая прибыль выросла на 56,4 %. Вырос также на 0,6 % и самый наглядный показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия – уровень рентабельности конечной деятельности, составив в отчетном году 16,4 %.

В связи с этим выявилось, что и социально-экономическая  эффективность применяемых методов продажи товаров довольно высока и обеспечивается за счет:

  • улучшения обслуживания покупателей и сокращения времени на приобретение ими товаров,
  • более эффективного использования складских помещений и снижения потребности в подсобных помещениях,
  • обеспечения необходимых условий хранения товаров и сокращения их потерь,
  • снижения транспортных расходов.

Но, несмотря на оптимистичные результаты, предприятие имеет недостатки в своей деятельности и резервы для ее улучшения. В связи с этим можно предложить несколько путей совершенствования розничной торговли:

  • внедрение и дальнейшее совершенствование системы штрихового кодирования и в связи с этим автоматизированной системы расчета и учета товарно-материальных ценностей,
  • повышение эффективности использования площади торгового зала, используя подходящее торговое оборудование,
  • обратить внимание на повышение квалификации и вообще образование персонала предприятия,
  • шире использовать внутримагазинную информацию и рекламу,
  • продолжать изучение покупательского спроса с целью оптимизации ассортимента товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

  1. Правила торговли. Посредничество. Розничная торговля. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 160 с.
  2. ГОСТ 51303-99 Торговля. Термины и определения. Введен впервые 01.01.2000. – М.: Издательство стандартов, 2000. – 22 с.
  3. Александров Ю. Л. Экономика предприятия торговли: Учебное пособие. Ч. 1 / Ю. Л. Александров, Э. А. Батраева, И. В. Петрученя, А М. Смирнова, Н. Н. Терещенко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2002. – 258 с.
  4. Александров Ю. Л. Экономика предприятия торговли: Учебное пособие. Ч. 2 / Ю. Л. Александров, Э. А. Батраева, И. В. Петрученя, А М. Смирнова, Н. Н. Терещенко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2002. – 171 с.
  5. Бланк И. А.  Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416 с.
  6. Виноградова С. Н. Организация и технология торговли: Учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Губская и др.; Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. шк., 2002. – 460 с.
  7. Зубкова И. Н. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000. – 218 с.
  8. Индекс инфляции // Красноярский рабочий. – 2004. – № 14 (16.01.04)
  9. Непродовольственный магазин в Сибири: возможности его оснащения // Сибирская витрина. – 2003. – № 2.
  10. Памбухчиянц В. К.  Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – 2-е изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. – 320 с.
  11. Платонов В. Н. Организация торговли: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 287 с.
  12. Подшивалов В. Г. Торговая система как зеркало торговли // Новости торговли. Торговое оборудование, 2002. – № 12. – С. 12.
  13. Пугач Ю. В. Розничные торговые предприятия в России и за рубежом. Стратегия развития // Торговля, 2002. – № 10. – С. 21-22.
  14. Царев В. И. Современные подходы к организации внутренней среды предприятий торговли / В. И. Царев, М. В. Царева // Региональные производители: их место на современном рынке товаров и услуг: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (18 апреля, 2003 г., г. Красноярск). – Ч. 1 / КГТЭИ. – Красноярск, 2003. – С. 73-75
  15. Чкалова О. В. Выбор месторасположения для торгового предприятия / О. В. Чкалова, Е. А. Семенычева // Маркетинг в России и за рубежом, 2002. – № 1. – С. 91-101

Информация о работе Организация продаж и дополнительного обслуживания покупателей