Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:33, практическая работа
Деловой рынок (или В2В, business-to-business, бизнес-бизнесу) — это рынок, на котором продаются и покупаются товары и услуги для деловых целей, а не для конечного потребления. Покупатели на рынке В2В — это организации различных сфер и отраслей деятельности. Закупочные процессы деловых потребителей имеют много общего с процессами принятия решений конечными потребителями. Однако организационная закупка часто более комплексна в сравнении с потребительской, поэтому процесс более сложен.
Организация-покупатель – это группа лиц с общими деловыми целями и правилами ведения дел. Модели поведения обычных потребителей и организаций-покупателей сходны.
Введение 3
Организационный стиль компаний 4
Специфика организационного потребительского поведения 6
Виды организаций-потребителей 9
Конфликты в организации 11
Политическое поведение 13
Власть и властные отношения 14
Коммуникация и использование информации, организационная культура 16
Индивидуальные и организационные покупки 24
Процесс организационной закупки 26
Модели покупательского поведения 28
Заключение 37
Список использованных источников 38
Оглавление
Введение 3
Организационный стиль компаний 4
Специфика организационного потребительского поведения 6
Виды организаций-потребителей
Конфликты в организации 11
Политическое поведение 13
Власть и властные отношения 14
Коммуникация и использование информации, организационная культура 16
Индивидуальные и организационные покупки 24
Процесс организационной закупки 26
Модели покупательского поведения 28
Заключение 37
Список использованных источников 38
Деловой рынок (или В2В, business-to-business,
бизнес-бизнесу) — это рынок, на котором
продаются и покупаются товары и
услуги для деловых целей, а не
для конечного потребления. Покупатели
на рынке В2В — это организации
различных сфер и отраслей деятельности.
Закупочные процессы деловых потребителей
имеют много общего с процессами
принятия решений конечными
Организация-покупатель –
это группа лиц с общими деловыми
целями и правилами ведения дел.
Модели поведения обычных потребителей
и организаций-покупателей
Организационный стиль сравним с образом жизни компаний, который формирует ее соотношения и потребности, оказывающие влияние на решение о покупке. У организационных стилей может быть много различий. Прежде всего это зависит от величины компании, сферы ее деятельности, от того, какие она преследует цели, и от рычагов достижения этих целей. На формирование организационного стиля влияют следующие факторы: организационная деятельности, ценности организации, демографический фон организации, референтные группы, работа центра принятия решений.
1. Цели и деятельность
организации оказывают прямое
влияние на организационный
2. Ценности организации
зависят от ее целей и
3. Демография организации
предполагает следующие
4. Организация, для которой
ценности и позиция лежат в
основе текущего поведения,
5. От центра принятия
решения зависит
• кто является представителями закупочного центра компании;
• какое влияние способен оказывать каждый член группы на принятие решений;
• какими критериями закупок руководствуется каждый из членов группы;
• каким является восприятие организации-поставщика и ее продукции каждым членом закупочной группы.
Покупательский центр представляет собой сотрудничество людей пяти основных групп. Вот эти группы и их обязанности:
1. Пользователи – представители,
которые действительно
2. Влиятели – воздействуют на решение о покупке, помогая обозначить основные критерии закупки.
3. Покупатели – обладают
формальным авторитетом,
4. Ответственные за принятие
решений – лица, наделенные формальными
полномочиями выбора и
5. Вратари – лица, которые
осуществляют контроль потока
информации, поступающей в центр
осуществления продаж. Это могут
быть представители отдела
Процесс принятия маркетинговых стимулов покупателем-организацией сходен с требованиями индивидуального потребителя. Организационный потребитель составляет мнение о поставщике, руководствуясь его продуктом и сопутствующими сервисами. Организация обладает своей памятью. Поэтому принятие решений, в основном, происходит на основе информации, содержащейся в памяти. Имидж компании-поставщика, который находится в памяти компании-покупателя, трудно изменить, поскольку на его утверждение влияют не только основные технические характеристики, но и мнение внутри, коммуникационное, передаваемое из уст в уста. Поэтому компания-поставщик должна прилагать максимум усилий для обеспечения высокого стандарта работы.
Закупочные процессы деловых потребителей имеют много общего с процессами принятия решений конечными потребителями, поскольку также совершаются людьми. Однако деловое покупательское поведение имеет ряд особенностей:
Деловой (в том числе отраслевой) спрос является производным от потребительского, вытекает из него. Спрос на металл со стороны машиностроительных компаний зависит от спроса на продукцию машиностроения. Спрос на газетную бумагу определяется спросом на газеты. Известно, что потребительский спрос на продукты и услуги зависит от цен, личных вкусов и располагаемого дохода потребителей. Деловые потребители, хотя и опосредованно, в конечном счете работают на конечный спрос. Соответственно маркетеры товаров и услуг делового потребления должны видеть ситуацию и тенденции развития рынка конечного спроса.
Число потенциальных покупателей на многих деловых рынках невелико, и их заказы на покупку — крупные. Фирмы — производители турбин для электростанций, электровозов, крупных пассажирских самолетов имеют лишь десятки или сотни крупных потребителей. Такое небольшое число организационных потребителей дает им возможность достаточно сильного влияния на организацию-поставщика. Потеря одного крупного организационного потребителя более значима для продавца товаров отраслевого назначения, чем потеря одного индивидуального потребителя для продавца потребительских товаров.
Цель покупки. Покупаемые
продукты и услуги должны помочь организации
достичь своих целей. Автомобильная
компания покупает услуги рекламного
агентства, ожидая, что эффективная
рекламная кампания поможет ей продать
больше автомобилей и увеличить
прибыли. Организации покупают более
совершенные компьютеры и программное
обеспечение для того, чтобы улучшить
процесс принятия решений управляющими.
Мотивация деловой покупки
Критериями деловых закупок служат объективные и явные атрибуты продуктов. Покупки делаются в соответствии с точными техническими спецификациями и на основе хорошего знания продуктной категории.
Деловые покупки осуществляются профессионалами, или достаточно осведомленными людьми. Решения основываются на прошлом опыте и тщательном взвешивании альтернатив. Импульсивные покупки редки.
Деловые покупочные решения
более сложные и более
Деловые покупки предполагают участие нескольких людей в принятии решений. Организационные покупки предполагают групповое решение о покупке. Решения чаще принимаются группой специалистов, имеющих отношение к покупке, или группой профессиональных закупочных агентов. В принятии решения о сложных и дорогостоящих организационных покупках участвует несколько человек, разделяющих общие цели, риск и знания/информацию.
Организационные покупки предполагают тесное взаимодействие между покупателем и продавцом. Поскольку покупочная практика обычно основывается на четко специфицированных и явных критериях, организации-покупатели могут требовать от поставщика обеспечить соответствие продукта спецификации. Необходимость и возможность подгонки продукта к индивидуальным требованиям делового покупателя делает сегментацию организационного рынка менее значимым компонентом маркетинга, чем для рынка многочисленных индивидуальных потребителей.
Организационное решение о покупке может предполагать интенсивные переговоры, особенно когда организации договариваются покупать друг у друга. Торговый персонал играет ключевую роль в организационных продажах, поскольку ведет переговоры по немногочисленным, крупным и потому особо значимым для обеих сторон сделкам.
Деловые и организационные
закупки часто опираются на нескольких
поставщиков одновременно. Это делается
для минимизации риска
Организационный покупатель обычно полагается на более обширные послепокупочные контакты, чем индивидуальный потребитель. Поэтому факторы установки, сервисной поддержки и гарантии организационной закупки часто играют значимую роль в закупочных переговорах.
Особенности делового покупательского
поведения обусловлены
Таблица 1. Сравнение маркетинговых решений на деловом (В2В) и потребительском рынках.
Маркетинговые решения |
Деловой рынок |
Потребительский рынок |
Продукт |
Относительно более |
Стандартная форма, услуги менее важны |
Цена |
Конкурентные предложения исполнителей для уникальных продуктов, цена прайс-листа для стандартных продуктов |
Цена прайс-листа |
Продвижение |
Акцент на личных продажах |
Акцент на массовых коммуникациях |
Распространение |
Относительно короткие, прямые каналы |
Несколько посредников |
Отношения с потребителями |
Относительно длительные и сложные |
Относительно нечастые и непродолжительные контакты |
Процесс принятия решения |
Решение принимается группой разнообразных участников организации |
Решение принимается индивидуумом или домохозяйством |
Поведение деловых покупателей
на рынке может различаться в