Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать политические взгляды Ли Да-чжао и его роль в истории Китая.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
 исследовать политическое положение Китая после Синьхайской революции;
 рассмотреть исторический ход зарождения коммунистических групп в Китае в 20-30 годах XX века;
 проанализировать предпосылки создания Коммунистической партии Китая;
 исследовать государственный строй Китайской Республики 20-30 годов XX века;
 изучить историю становления первых органов народной власти, созданных КПК;
 определить роль Ли Да Чжао в пропаганде марксизма и организации коммунистической партии Китая;
 проанализировать течение становления политических взглядов Ли Да-Чжао;
 исследовать публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь»;
 определить политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 8
1.1 Последствия Синьхайской революции 8
ГЛАВА 2.ЗАРОЖДЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В КИТАЕ В 20-30 ГОДАХ XX ВЕКА 22
2.1 Создание Коммунистической партии Китая 22
2.2 Государственный строй Китайской Республики 26
2.3 Первые органы народной власти, созданные КПК 33
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЛИ ДА ЧЖАО В ПРОПАГАНДЕ МАРКСИЗМА И ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ 38
3.1 Становление политических взглядов Ли Да-Чжао 38
3.2 Публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь» 64
3.3 Политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - Ли Да Чжао и его политическая роль изм - копия.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

Начиная с ноября 1927 года, под лозунгом образования Советов начали создаваться советские районы и формироваться подразделения частей Красной армии Китая. Организация одного из первых советов была приурочена к десятилетней годовщине Октябрьской социалистической революции в двух уездах - Хайфан и Луфан, расположенных в восточной части провинции Гуандун, возникла так называемая Хайлуфанская советская республика.

Советская власть в указанных районах продержалась до марта 1928 г., когда она была уничтожена гуандунскими милитаристами. Тем не менее, опыт Хайлуфанской советской республики стимулировал движение за создание советов в других районах Китая. Восстание в г. Гуанчжоу (Кантонская коммуна) в декабре 1927 г. стало началом «новой советской фазы революции». Руководство КПК основное внимание обратило на формирование вооруженных сил и организацию советов в сельской местности. В целом начался процесс перемещения деятельности партии из города в деревню. В 1930 г. советы существовали в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Цзянси, Гуанси, Хунань, Хубэй, Хэнань и Аньхой.

Довольно широкая сеть советов определила необходимость выработки общих единых принципов их организации и руководства ими. С этой целью в мае 1930 г. в Шанхае была нелегально проведена первая конференция представителей советских районов шести провинций. В ней приняли участие представители китайской Красной армии, а также ряда партизанских отрядов, красных профсоюзов крупнейших промышленных городов, китайского МОПР (Международной организации помощи борцам революции) и других революционных организаций Китая.

Конференция приняла манифест о созыве первого Всекитайского съезда советов. Идея общности задач китайских советов с советами начального периода образования СССР была подчеркнута выраженной на конференции благодарностью в адрес Советского Союза.

В принципе, в период коммунистического движения на его разных этапах в Китае возникали различные структуры демократических органов власти. Они создавались на этапе новодемократической революции, то есть в годы борьбы за национальное освобождение, государственную независимость и народную демократию, а также в период непродолжительного сотрудничества КПК с Гоминьданом во время Северного похода, революционной аграрной борьбы, и войны против Японии и освободительной войны.

В этих органах сотрудничали коммунисты и беспартийные прогрессивные элементы, включая среднюю буржуазию и просвященных шэныпи (джентри). Каждый из этих трех слоев получал треть мандатов в народных советах и местных правительствах. В районах, образующих революционные опорные базы сопротивления, органы управления формировались путем прямых выборов. Поскольку некоторые делегаты были неграмотными, им оказывалась помощь с тем, чтобы они могли реализовать свои демократические права, методом приложения отпечатка пальцев (Casting beans).

В Китае наиболее успешным опытом создания демократических органов власти считаются народные советы в Пограничном районе, сформированном на территории бывшей революционной опорной базы на севере провинции Шэньси.

После 1936 г. в целях создания широкого единого антияпонского национального фронта компартия Китая отменила по всей стране политику конфискации земель, принадлежавших помещикам политикой снижения арендной платы и ссудного процента (в интересах крестьян-арендаторов). Но при этом КПК отстояла те достижения крестьян, которые были завоеваны ими раньше в процессе революционных аграрных преобразований.

После того как китайская Красная армия, руководимая коммунистами, заняла северную часть этой провинции, данный район был превращен в основную опорную базу революции и местопребывание Центрального комитета КПК. После создания в 1937 г. единого антияпонского национального фронта район был переименован в Пограничный район Шэньси - Ганьсу — Нинся. На большей части района была проведена конфискация помещичьей земельной собственности и передача ее крестьянам. Были так же отменены долговые обязательства крестьян.

Кроме того, для упорядочения организации проведения выборов издавались специальные циркуляры. В их числе было известное письмо приграничного правительства «Инструкция для выборов и перевыборов в народные советы всех уровней», распространенное накануне перевыборов в приграничной зоне Шанхай - Гансу - Нинся в 1941 г.

В документе указывалось, что «для демократии выборы являются делом первостепенной важности, и тот, кто игнорирует выборы, отказывается от демократии, а отказ от демократии равнозначен отказу от революции».15

Представляет также большой интерес другой документ - «Руководящие принципы режима Шанхай - Гансу - Нинся», обнародованный в 1939 году. Его содержание носит ярко выраженную демократическую направленность. В документе зафиксированы обязательства местного правительства: гарантировать демократические права и свободы всем людям, включая помещиков и капиталистов, настроенным против японцев, в том числе: политические права, право собственности, свобода слова, свобода печати, собраний, ассоциаций, религии, места проживания и передвижения.

В этом же документе были прописаны и обязанности правительства: честно относиться к своим официальным обязанностям, строго руководствоваться указаниями партии, жестоко наказывать коррупционеров, пробравшихся во власть, запретить взяточничество.

На территориях, где действовали партизанские отряды, руководимые коммунистами, народная власть продолжала осуществлять в широких масштабах демократические преобразования. Исходя из того, что в партизанских районах и на базах форма демократической власти союз нескольких разных революционных сил, в том числе крестьянства и национальной буржуазии, КПК проводила политику объединения всех социальных групп для участия в борьбе против японской агрессии. Начиная с 1940 г. выборы в местные органы власти проводились по принципу «трех третей», то есть треть мест в демократических органах власти предназначалась депутатам от КПК, другая треть - представителям средней буржуазии, и еще одна треть - близким к ней помещикам. Законы и приказы властных местных структур издавались с учетом интересов всех слоев населения. Так, в мае 1940 г. в партизанском районе Шаньси - Чахар - Хэбэй был принят закон о предоставлении всем гражданам этого района свободы слова, печати, организаций и собраний. В соответствии с этим законом, все антияпонские группы и партии получали право на легальную деятельность, а жители - участвовать в любой из них.

В своей работе местные органы власти опирались на поддержку широкой общественности. Особенностью того периода было повышение уровня организованности населения. По данным российского ученого Б.Г. Сапожникова численность членов антияпонских организаций за 1940 год16 характеризуется следующей таблицей:

 

Таблица 1. Численность членов антияпонских организаций за 1940 год.

Район

Крестьянские организации

Рабочие организации

Молодежные организации

Женские организации

Шаньси - Чахар - Хэбэй

857761

348932

280584

700535

Шаньси - Хэбэй - Хэнань

678000

23625

573960

834673

Северно-Восточная Шаньси

125000

55000

70000

89000

Шаньдун

1070000

200000

400000

5000000


Источник: Архив МО СССР, ф. 2. оп. 14714. д. 11. л. 84.

 

Особенно следует отметить развитие избирательного права, что служило задаче укрепления элементов демократического строя в отдельных районах и в известной степени подготовило население к выборам, проводимым в общенациональном масштабе в органы народной власти после победы революции и образования КНР.

Избирательные законы носили демократический характер. Как правило, они гарантировали всем жителям партизанских территорий, достигшим 18 лет, независимо от пола, рода занятий, классовой или партийной принадлежности, право избирать и быть избранными в антияпонские демократические органы власти.

В феврале 1949 г. в освобожденных районах было отменено гоминьдановское законодательство на основе директивы компартии «Об отмене гоминьдановской полной Книги шести отраслей права и установлении принципов юстиции освобожденных районов».

Законотворчество в этих районах было делом самой КПК. Более того, в течение многих лет не только в освобожденных районах, но и в КНР обычной практикой являлось вынесение судебных решений после получения указаний партийных комитетов.17

Таким образом, Коммунистическая партия Китая уже во время существования органов народной власти в освобожденных районах стала осуществлять самостоятельные властные функции. КПК делала это не только через представительные или административные органы, а сама часто издавала директивы, заменявшие законодательные акты. Практически КПК уже тогда приступила к созданию новых законов государства, которое еще только предполагалось построить в масштабах всего Китая.

 

 

ГЛАВА 3. РОЛЬ ЛИ ДА ЧЖАО В ПРОПАГАНДЕ МАРКСИЗМА И ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ

 

3.1 Становление политических взглядов Ли Да-Чжао

 

Начальный период идейно-политического формирования Ли Да-чжао занял примерно десять лет (с 1907 г., когда Ли Да-чжао поступил в Бэйянское политико-юридическое училище в Тяньцзине, и по 1917 г.). В это время Ли Да-чжао, постепенно преодолевая традиционные, конфуцианские и даосские взгляды, либеральный демократизм, становится сторонником революционной демократии.18

Ли Да-чжао (первое имя — Шоу-чан) родился 6 октября 1888 г. в деревне Дахэйто уезда Лэтин пров. Хэбэй. Детство его было тяжелым и безрадостным. Родители его умерли, когда ему был всего один год. Он воспитывался в семье деда-торговца. В частной деревенской школе Ли Да-чжао получил начальное традиционное, конфуцианское образование. Среднюю школу, куда он поступил в 1905 г., ему закончить не удалось из-за недостатка средств.19

Из юношеских впечатлений Ли Да-чжао, повлиявших на его взгляды, следует отметить известное восстание ихэтуаней, с особенной силой развернувшееся в пров. Хэбэй. Впоследствии Ли Да-чжао рассматривал это восстание как одно из самых славных событий в истории борьбы китайского народа против империализма.20

Большое впечатление произвело на Ли Да-чжао также знакомство с творчеством и биографией древнего китайского поэта Цюй Юаня, патриота, глубоко скорбевшего по поводу несчастий, обрушившихся на его родину. Для Ли Да-чжао Цюй Юань сделался героем, образцовым государственным деятелем, до конца преданным своей стране и своему народу.21

В 1907 г. Ли Да-чжао поступил в политико-юридическое училище в г. Тяньцзине, где впервые познакомился с «новой наукой», пришедшей в Китай через Японию с Запада. Изучал политэкономию, а также японский и английский языки.22

Как отмечал В. И. Ленин, после революции 1905 г. в Китае наблюдался особенно сильный рост «нового духа» и «европейских веяний». В связи с этим он сделал вывод о неизбежности перехода «старых китайских бунтов в сознательное демократическое движение»23. Особенность идейного развития того поколения, к которому принадлежал Ли Да-чжао, как раз и заключалась в том, что оно формировалось под влиянием этого «нового духа», «новой науки» и все более оказывалось связанным с революционно-демократическим движением.

В Тяньцзине политические представления Ли Да-чжао складывались под сильным влиянием популярных в Китае в начале XX в. республиканских взглядов и учений о парламентской демократии и национализме, заимствованных китайцами из Японии, Европы и Америки и получивших свою интерпретацию в работах Кан Ю-вэя, Янь Фу, Лян Ци-чао, Сунь Ятсена и других политических деятелей.24

Благодаря переводческой деятельности Янь Фу на китайском языке в начале XX в. появились труды Адама Смита, Монтескье, Дж. Стюарта Милля, Спенсера, Дарвина и Гекели, которые сразу же стали широко попу' лярны среди китайской молодежи.

Янь Фу выступал за эволюцию, борьбу и политический прогресс. Он считал, что для спасения Китая от империализма необходимо установить, почему Запад сильнее Китая. Силу Запада он видел не только в его технике и оружии, а прежде всего в том, что на Западе «освобождается энергия индивидов» благодаря демократической системе правления, которая может более полно использовать возможности народа для создания богатого и сильного государства. Он утверждал, что китайская социальная система, которой свойственны патернализм и абсолютная монархия, вызывает застой общества.25

Идеи Янь Фу вдохновили Лян Ци-чао на заявления, в которых он критиковал китайские традиции как препятствие на пути к прогрессу. Спасение Китая Лян Ци-чао видел в развитии китайского национализма. Сделать это, по его мнению, могло только обновление китайского народа. Вольно или невольно Лян Ци-чао выдвигал на первый план идею о народе как великой силе, «источнике политики, науки и техники».

Одновременно о народе как о решающей силе заговорил и Сунь Ятсен, постепенно развивавший идею трех народных принципов — национализма, народовластия и народного благоденствия.

С конца XIX в. в Китае стали приобретать особенно большую популярность европейская теория эволюционного развития и связанный с ней социал-дарвинизм. Статьи и переводы европейских работ на эту тему стали появляться в Тяньцзине с 1895 г. благодаря усилиям Янь Фу, печатавшего их сначала в местной газете «Чжибао», а затем в открывшейся с 1897 г. газете «Говэньбао». С помощью этих статей и переводов передовая китайская интеллигенция познакомилась с понятиями «борьба за существование», «естественный отбор», «выживание приспособленных» и т. д. Особый успех выпал на долю сделанного Янь Фу перевода книги Гекели «Эволюция», которая имела глубокое влияние на взгляды китайской молодежи.26

Ли Да-чжао, учившийся в Тяньцзине, также оказался под влиянием идей эволюционного развития и социал-дарвинизма. Японский ученый Таката Ацуси, автор книги «Китай в современную эпоху и конфуцианство», писал, что Ли Да-чжао и Чэнь Ду-сю до того, как они после революции 1917 г. в России оказались под влиянием марксизма, находились с юности под воздействием перевода книги «Эволюция», сделанного Янь Фу и содержавшего в себе современные европейские идеи».27

Годы, проведенные Ли Да-чжао в Тянышне, были полны материальных лишений и тяжелого труда. Ли Да-чжао с огромным упорством овладевал знаниями, приобщался к новым идеям. В Тяньцзине его застала Синьхайская революция 1911 г. Южный и Центральный Китай были охвачены восстанием. Императрица передала власть в правительстве Юань Ши-каю. Династия Цинов на юге Китая была свергнута. В декабре 1911 г. в Шанхай вернулся из эмиграции Сунь Ятсен, избранный конференцией представителей восставших провинций временным президентом Китайской республики. В марте 1912 г. была опубликована временная конституция Китайской республики, провозгласившая свободу личности, слова, печати, собраний и организаций.28

Информация о работе Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая