История политических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:26, реферат

Краткое описание

История политических учений — это не чередование идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
Этапы становления и развития

политической мысли…………………………………………………………..4
Политические учения Древнего Востока……………………………...4
Политические учения Древней Греции

и Древнего Рима………………………………………………………....5
Политические учения Средневековья………………………………….7
Политические учения эпохи Возрождения

и Просвещения…………………………………………………………..8
Политические учения Нового времени…………………………….....10
Современные политические учения…………………………………..11
Заключение………………………………………………………………....14
Список литературы………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 62.01 Кб (Скачать)

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………....3
  2. Этапы становления и развития

политической  мысли…………………………………………………………..4

  1. Политические учения Древнего Востока……………………………...4
  2. Политические учения Древней Греции

и Древнего Рима………………………………………………………....5

  1. Политические учения Средневековья………………………………….7
  2. Политические учения эпохи Возрождения

и Просвещения…………………………………………………………..8

  1. Политические учения Нового времени…………………………….....10
  2. Современные политические учения…………………………………..11
  3. Заключение………………………………………………………………....14
  4. Список литературы………………………………………………………..16 

Введение.

    История политических учений — это не чередование  идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.

    История политических учений насчитывает много  веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских  и социологических теорий.

    Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

    Возникновение политической мысли в истории  цивилизации неразрывно связано  со становлением государства как  особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

    Попытки осмысления политики делались уже в  глубокой древности. Таким образом, сейчас мы рассмотрим этапы становления, и развития политической мысли, такие как:

  1. Политические учения Древнего Востока.
  2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
  3. Политические учения Средневековья.
  4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
  5. Политические учения Нового времени.
  6. Современные политические учения.
 

 

Этапы становления  и развития политической мысли:

1. Учение Древнего  Востока.

    Политические  учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

    Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.

    У древних китайцев единственным проводником  воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления  особые внутренние силы и способности.

    Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры), признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства.

    Конфуций  считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети.

    Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

    В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм"1. Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания. 

2. Учения Древней Греции и Древнего Рима.

    Политические  учения Древней Греции и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

    Основу  науки о политике заложили древнегреческие  философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до нашей эры).

    Двухтысячелетняя история Древнего Рима - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.

    Много сделали, для развития политической мысли: Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры - 65 г. - философ-историк и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона). Эпиктет (ок.50 - ок.140), Марк Аврелий (121 - 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.

!Характерные черты политических учений этого этапа:

-постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

-обособление их как относительно самостоятельной части философии;

-анализ устройства государства, классификация его форм;

-поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Политические  идеи Платона:

-государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;

-залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;

-управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;

-сословие стражей должно защищать государство;

-землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;

-переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

    Аристотель, ученик и критик Платона.

-выдвинул предположение о естественном происхождении государства;

-назвал человека политическим существом;

-классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;

-выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития. При которых, целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;

-залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;

-высказывал идею верховенства закона.

    Римские философы интерпретировали идеи своих  древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.

    В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.

    Видный  авторитет церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.

    Учение  Августина легло в основу новой идеологии2 католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

 

3. Политические учения  Средневековья.

    Средневековье характерно следующими политическими  процессами:

-создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;

-распад их на раздробленные политические образования;

-расцвет сословно-представительных монархий.

    Особенности политических учений этого этапа:

-безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

-политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;

-социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;

-обоснование теологической теории политической власти.

    Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

    Он  признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

 

4. Политические учения  эпохи Возрождения  и Просвещения.

    Характерные черты политической мысли этой эпохи:

-освобождение политической науки от теологии;

-развитие гуманистических начал в политической теории;

-анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

    Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд - знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:

-дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;

Информация о работе История политических учений