Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:26, реферат
История политических учений — это не чередование идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.
История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.
Введение……………………………………………………………………....3
Этапы становления и развития
политической мысли…………………………………………………………..4
Политические учения Древнего Востока……………………………...4
Политические учения Древней Греции
и Древнего Рима………………………………………………………....5
Политические учения Средневековья………………………………….7
Политические учения эпохи Возрождения
и Просвещения…………………………………………………………..8
Политические учения Нового времени…………………………….....10
Современные политические учения…………………………………..11
Заключение………………………………………………………………....14
Список литературы………………………………………………………..16
Оглавление
политической мысли…………………………………………………………..4
и Древнего Рима………………………………………………………....5
и Просвещения…………………………………………………
………..8
Введение.
История политических учений — это не чередование идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.
История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.
Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.
Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.
Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. Таким образом, сейчас мы рассмотрим этапы становления, и развития политической мысли, такие как:
Этапы становления и развития политической мысли:
1. Учение Древнего Востока.
Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.
Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.
У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры), признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства.
Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети.
Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.
В
4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало
направлению, получившему название "легизм"1. Легисты, в отличие
от конфуцианцев, считали нравственное
воспитание людей недостаточным, и упор
делали на строгие законы и суровые наказания.
2. Учения Древней Греции и Древнего Рима.
Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до нашей эры).
Двухтысячелетняя история Древнего Рима - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.
Много сделали, для развития политической мысли: Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры - 65 г. - философ-историк и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона). Эпиктет (ок.50 - ок.140), Марк Аврелий (121 - 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.
!Характерные черты политических учений этого этапа:
-постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
-обособление их как относительно самостоятельной части философии;
-анализ устройства государства, классификация его форм;
-поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.
Политические идеи Платона:
-государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
-залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;
-управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
-сословие стражей должно защищать государство;
-землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;
-переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
Аристотель, ученик и критик Платона.
-выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
-назвал человека политическим существом;
-классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;
-выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития. При которых, целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;
-залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;
-высказывал идею верховенства закона.
Римские
философы интерпретировали идеи своих
древнегреческих
В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.
Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.
Учение Августина легло в основу новой идеологии2 католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
3. Политические учения Средневековья.
Средневековье характерно следующими политическими процессами:
-создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
-распад их на раздробленные политические образования;
-расцвет сословно-представительных монархий.
Особенности политических учений этого этапа:
-безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
-политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
-социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
-обоснование теологической теории политической власти.
Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.
Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.
4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
Характерные черты политической мысли этой эпохи:
-освобождение политической науки от теологии;
-развитие гуманистических начал в политической теории;
-анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд - знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:
-дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;