История политических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:26, реферат

Краткое описание

История политических учений — это не чередование идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
Этапы становления и развития

политической мысли…………………………………………………………..4
Политические учения Древнего Востока……………………………...4
Политические учения Древней Греции

и Древнего Рима………………………………………………………....5
Политические учения Средневековья………………………………….7
Политические учения эпохи Возрождения

и Просвещения…………………………………………………………..8
Политические учения Нового времени…………………………….....10
Современные политические учения…………………………………..11
Заключение………………………………………………………………....14
Список литературы………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 62.01 Кб (Скачать)

-впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;

-считал, что народ не играет никакой роли в государстве;

-подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;

-утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

    Родоначальниками  социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 - 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.

    Английский  мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия - самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха.

    Английский  философ Джон Локк (1632 - 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.

 

    На  рубеже 17 - 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением.

    Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем  распространения знаний, искоренения  невежества, всестороннего воспитания личности и пр.

    В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного  абсолютизма".

    Немецкое  просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга.

    Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии.

    Идея  просвещенного абсолютизма высказывалась  в России в конце 17 в., в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 - 1750).

 

5. Политические учения  Нового времени. 

    Началом Нового времени традиционно считается  английская революция середины 17 в.

    Характерные черты политической мысли Нового времени:

-формирование либеральной политической идеологии;

-обоснование необходимости разделения властей;

-анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

-формирование концепции прав человека и гражданина.

    Теория  разделения властей по праву принадлежит  французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

    В первой половине 19-го века завершается  формирование политической идеологии  социализма - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772 - 1837).

    В этот период возникают и радикально-революционные  концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), который утверждал, что:

- главное зло - частная собственность;

-первым разграничил государство и гражданское общество;

-доказывал необходимость прямого народного правления.

    Вторая  половина 19-го века связана с именами  английского социолога Герберта Спенсера (1820 - 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 - 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 - 1882) и др.

    В этот период наибольшую известность  получают Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820 - 1895) - теоретики коммунистического общества.

 

6. Современные политические  учения. 

    Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды:

    Первый  период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

Этот  период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

-теория заинтересованных групп (А. Бентли);

-теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

-социологическая теория государства (М. Вебер);

-теория олигархизации власти (Р. Михельс);

-психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

    Второй  период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

-новая теория демократии (И. Шумпетер);

-плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

-теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

-концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

    Третий  период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

    В этом периоде разрабатывались  и развивались:

-футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);

-концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);

-концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

-концепция национального интереса (Г. Моргентау);

-теория элитарной демократии;

-силовая концепция власти.

    Современные политические теории и концепции  можно классифицировать по следующим  основаниям:

  • По уровню исследуемых объектов политики:

-концепции глобального или международного порядка;

-концепции общественного уровня;

-концепции политической сферы общества и политического развития;

-концепции важнейших подсистем политической системы общества;

-концепции отдельных или частных политических явлений.

  • По политико-идеологической направленности:

-либеральные;3

-консервативные;4

-социал-реформистские;5

-марксистские;

-анархистские.6

  • По специфике предмета и объекта исследования:

-политико-правовые;

-социологические;

-психологические:

-эмпирические.

    В современной зарубежной политологии  выделяются следующие основные школы:

    -Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов7, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).

    -Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).

    -Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).

    -Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

    Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978).

    Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

    Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936).

 

Заключение

    Политические  и правовые учения прошли многовековой путь развития. Начиная с Древнего Востока, рассуждая о том, что государство - это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети.

    В учениях Древней Греции и Рима, мы видим анализ устройства государства и, уже классификацию его форм, а так же, поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления. Политические идеи Платона и Аристотеля. Которые были направлены на создание общего блага.

    Затем, распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.

    После, Августин ставил приоритет духовной власти над властью светской.

    В средневековье Фома Аквинский пытался  совместить учение Аристотеля с христианскими  догмами.

    В эпоху Возрождения и Просвещения  Н. Макиавелли, впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти.

    Далее, в учениях Нового времени, мы видим разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    В первой половине 19-го века завершается  формирование политической идеологии  социализма, и разграничиваются государство и гражданское общество.

    Таким образом, постепенно, мы дошли до современной  политической науки, которая прошла 3 этапа:

- становление  современной политической науки. 

- активное  расширение сфер политологических  исследований 

  - поиск новых парадигм развития  политической науки.

 

    Поначалу  учения были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Но уже в древности возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям. Могучий импульс разработке учений о государстве и праве дала эпоха Возрождения. Освобождение разума от пут средневекового догматизма, первостепенный интерес к подлинно человеческим проблемам выразились во множестве политических и правовых учений, впервые в истории поставивших и в духе времени решавших вопрос о правовом равенстве всех людей, их свободе и естественных правах. После ряда революций бурное развитие гражданского общества, освобожденного от феодальных оков, показало, что недостаточно только юридического равенства людей, необходимы материальные гарантии прав и свобод, социальная обеспеченность личности. Одновременно выявились ограниченность теоретического решения политико-правовых проблем с позиций рационализма и индивидуализма, потребность исследования государства и права с использованием широкого комплекса общественных наук.

Информация о работе История политических учений