История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:41, контрольная работа

Краткое описание

контрольная работа

Оглавление

Вопрос 1. Из каких тезисов образовалось концептуальное ядро либерализма в Европе XIX века?
Задание 2. Раскройте суть концептуального ядра либерализма в Европе XIX века.
Задание 3. Иеремия Бентам явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально- философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха).
Задание 4. В 30 – 40 гг. XIX века в духовной жизни Западной Европы знаменательную роль сыграли концепции революционно – утопического коммунизма. Среди них Джеймс О’Брайен (Англия), Огюст Бланки и Теодор Дезами (Франция), Вильгельм Вейтлинг (Германия ) и др. Они выступили от имени борющегося рабочего класса с требованием коренного переустройства общества.
Задание 5. Основой эволюции общества О. Кант считает изменения во взглядах людей. В соответствии с этим он выдвинул учение о трех стадиях развития общества.
Задание 6. Дайте более полное содержание понятий трех стадий развития общества (по О. Канту).
Задание 7. Марксизм возник в 40- х годах XIX века. К. Маркс и Ф. Энгельс поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который преодолеет отчуждение собственника от собственности и власти, разумно организует общественную жизнь и гармоничное развитие личности.
Задание 8. Фридрих Вильгельм Ницше ( 1844 – 1900 ) одна из значительных фигур в истории философской и политико – правовой мысли.
Задание 9. Что представляют собой государство, право, законодательство, политика – по концепции Ницше?
Задание 10. Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П.И. Стучка.

Файлы: 1 файл

Копия Контр раб_ИППУ.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

    Контрольная работа

    по  дисциплине «История политических и правовых учений»

 

  Вопрос 1. Из каких тезисов  образовалось концептуальное ядро либерализма  в Европе XIX века?

Ответ: Концептуальное ядро либерализма образуют два основных тезиса:

  1. Личная свобода - свобода каждого индивида.
  2. Частная собственность - суть наивысшие социальные ценности.

      Реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. 

  Задание  2. Раскройте суть концептуального  ядра либерализма  в Европе XIX века.

  Ответ: Суть концептуального ядра либерализма в Европе XIX века состоит в том, что она отделила индивида от общества и государства, разграничило государство и гражданское общество и все другие элементы либеральной идеологии концентрируются вокруг этого ядра.

      Либерализм - учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства 

Задание 3. Иеремия Бентам явился родоначальником  теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально- философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха).

  Назовите  четыре постулата, лежащие в основе теории утилитаризма.

Ответ: Иеремия Бентам явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов ( Гельвеция, Гольбаха).

Четыре  основных постулата,  лежащих в ее основе:

  1. получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности.
  2. полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений.
  3. нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей.
  4. максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.
 

Задание 4. В 30 – 40 гг. XIX века в духовной жизни Западной Европы знаменательную роль сыграли концепции революционно – утопического коммунизма. Среди них Джеймс О’Брайен  (Англия), Огюст Бланки и Теодор Дезами (Франция), Вильгельм Вейтлинг (Германия ) и др. Они выступили от имени борющегося рабочего класса с требованием коренного переустройства общества.

  Назовите  наиболее значимые моменты  этой программы.

Ответ: Наиболее значимые моменты этой программы заключались в том, что лидеры  концепции революционно – утопического коммунизма выступали за гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям. Существующие государства, правовые системы, законы, юридические процедуры и проч. – орудия насилия на службе частной собственности. Демократические права и свободы, провозглашенные во времена буржуазных революций, оказались на деле недоступными обездоленному и угнетенному народу. Фактически они лишь скрывают господство денежного мешка, могущество капитала. Буржуазные революции не устраняют страданий и горя народа, вызываемых режимом частной собственности, который защищает армия, полицейские и чиновники. По их мнению необходима еще одна, заключительная революция, которая уничтожит частную собственность и порождаемое ею  социальное зло.  

Задание 5. Основой эволюции общества О. Кант считает  изменения во взглядах людей. В соответствии с этим он выдвинул учение о трех стадиях  развития общества.

  Назовите  эти стадии.

      Ответ: История развития мышления по Кванту выражена 3 стадиях :

      1. Теологическая - фиктивный способ мышления.
      2. Метафизическая  - абстрактный способ мышления.
      3. Позитивная  -  научное, установление законов явлений.
 

  Задание 6. Дайте более полное содержание понятий трех стадий развития общества (по О. Канту).

  Ответ: Содержание понятий трех стадий развития общества (по О. Канту):

      1.  Теологическая стадия - когда в обществе господствуют религиозные представления.

      2.  Метафизическиая стадия -  когда философия имеет ведущую роль  в    духовной жизни.

      3.     Позитивная стадия - главенствующую роль в жизни общества начинают играть позитивные, т. е. научные знание, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики. 

Задание 7. Марксизм возник в 40- х годах XIX века. К. Маркс и Ф. Энгельс поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который преодолеет отчуждение собственника от собственности и власти, разумно организует общественную жизнь и гармоничное развитие личности.

  Назовите  имена выдающихся французских мыслителей эпохи Реставрации, под влиянием идей которых, складывалась марксистская политико – юридическая  концепция.

Ответ:   Марксистская политико-юридическая концепция складывалась не без влияния воззрений выдающихся французских историков эпохи Реставрации О.Тьери, О.Минье, Ф.Гизо и др. Эти ученые сумели реалистически взглянуть на факты тесной зависимости государственного строя, правовых установлений от материальных условий общественной жизни, от происходившей в истории борьбы классов. Они полагали: политические институты, юридические нормы создаются обществом, являются отражением общественного строя, первичного по отношению к ним; порожденные обществом политико-правовые учреждения потом начинают сами воздействовать на социальную жизнь, видоизменять ее. 

Задание 8. Фридрих Вильгельм  Ницше ( 1844 – 1900 ) одна из значительных фигур в истории философской и политико – правовой мысли.

  Назовите  три его работы, в которых освещаются вопросы политики, государства и  права.

Ответ:  Вопросы политики, государства, права Фридрих Вильгельм Ницше освещаются, в частности, в таких его работах, как «Греческое государство», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали» и др. 

  Задание 9. Что представляют собой государство, право, законодательство, политика – по концепции  Ницше?

      Ответ: Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше : служебные орудия,  средства,  инструментарий культуры. "Воля к власти" - это основной мотив всех вопросов общественной жизни, который заложен сомой природой человеческого существования: власть мужчины над женщиной, старого над молодым. Первоосновной всякого движения и развития Ф. Ницше считает "ненасытное стремление к проявлению власти и применению власти". Единственно реально существующим актом жизни является факт власти как проявления творческого инстинкта. "Воля к власти" - это право только сильного, обыденная же мораль подрывает эту волю, она проповедует любовь к ближнему и сострадание. Среди худших зол, пишет Ф. Ницше, есть зло поклонения государству. Государство там, где есть толпа, где человек теряет самого себя. "Бегите от идолопоклонства", призывает он. Идол толпы плохо пахнет. Только там, где государство кончается, начинается "полезный" человек. Но это уже слова Заратустры ("Так говорил Заратустра"), который видит в слепом поклонении идолам "тупость и деградацию язычника".

        "Новая мораль" может появиться только в результате ниспровержения господской, высшей морали, а на это способны только рабы. Новая мораль утвердится только через "восстание рабов в морали". Лишь сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен. Он не связан никакими моральными обязательствами и нормами. "Сильный человек" - это сверхчеловек и только он может быть субъектом морали.

      Ф. Ницше был безоговорочным противником  социализма, его считают предшественником антидемократической власти, влияние ницшеанства на философию XX века необычайно огромно. Ф. Ницше считают самым скандальным философом в истории философии. В последние годы интерес к наследию Ф. Ницше особенно возрос как в Европе, так и в России. Многие объясняют этот факт назревшим культурным и духовным кризисом,  распадом устойчивой системы нравственных ценностей, полученных в наследство от эпохи Просвещения. 

  Задание 10. Заметную роль в  процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П.И. Стучка.

  Назовите  основные принципы начал  нового, революционно – марксистского  правопонимания, которых  придерживался П.И. Стучка.

      Ответ: Наибольшее значение для формирования марксистской правовой теории имели концепции Е. Пашуканиса, П. Стучки и А. Гойхбарга. Во второй половине 1920-х официальными толкователями марксистского понимания права стали Е. Пашуканис и П. Стучка, их идеи находили широкую поддержку среди юристов, они оказались самыми цитируемыми авторами. Журнальные страницы сохранили немало полемических замечаний, причем это скорее не принципиальные научные разногласия, а результат соперничества за первенство в когорте официальных идеологов советского права. Поэтому и Е. Пашуканис, и П. Стучка нередко преувеличивали свои расхождения, выдавая их за противоположные подходы, утрировали позиции соперника. Например, П. Стучка утверждал, что Е. Пашуканис не договаривает в вопросе о соотношении права и государства, а без государства нет права, умаляет классовый характер любого права и т.п.

      Переход к новой экономической политике определил необходимость создания и новой системы правового  регулирования правоотношений в  первую очередь связанных с собственностью и торговым оборотом. В начале 20-х  годов в этой связи видные советские юристы, в частности П.И.Стучка, выдвинули ряд теоретических соображений по поводу сущности и эволюции таких фундаментальных, по их мнению категорий, как "революционная законность", "революционное правосознание", "творческая деятельность пролетарского суда" и т.п. Видимо, демагогические рассуждения на подобные темы были необходимы, чтобы как-то объяснить, а точнее идеологически и политически обосновать важные изменения в советском, прежде всего гражданском, праве. Государство вынуждено было санкционировать существенные изменения в экономике, а следовательно, изменить и право. И тот же П.И.Стучка писал без всякой марксисткой демагогии по поводу первого Гражданского кодекса РСФСР: "Наш кодекс ввиду краткости срока его изготовления пришлось почти целиком и дословно списать с лучших образцов гражданского права Запада; задаваться целью создать что-либо оригинальное мы не могли, ибо мы тогда в гражданско-правовой области не могли в точности определить ни пределов окончательного отступления, ни дать новых форм строительства"1.

      Различные практические подходы к законодательной  и законоприменительной практике отразились  и на  разнообразие  взглядов  на проблемы . 
 
 
 
 

 

                              

Информация о работе История политических и правовых учений