Курсовая работа по "Истории политических учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………...2

Идейная борьба во Франции XVIII века ……………………………………………………..3
Биография Вольтера Франсуа – Мари ……………………………………………………..4
Политические и правовые взгляды Вольтера ……………………………………………..5
Вольтер: государство и его форма, взаимоотношение церкви и государства ……8

Заключение…………………………………………………………………………………….................10

Список литературы…………………………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

курсовая ипп.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………………………...2

 

  1. Идейная борьба во Франции XVIII века ……………………………………………………..3
  2. Биография Вольтера Франсуа – Мари ……………………………………………………..4
  3. Политические и правовые взгляды Вольтера ……………………………………………..5
  4. Вольтер: государство и его форма, взаимоотношение церкви и государства ……8

 

Заключение…………………………………………………………………………………….................10

 

Список литературы…………………………………………………………………………………….11

 

Введение

 

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.

 

Специфику содержания Просвещения  более всего характеризуют два  момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлении, нравов, традиций.

 

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального  знания, преодоление темноты и  невежества масс, на внедрение в  общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

 

В разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с иными идеологическими факторами, отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки и других стран.

 

В XVII–XVIII вв. Просвещение и создаваемая  им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и  направление развития науки о  государстве и праве, образуя  один из самых значимых для нее

духовных факторов. Вот почему при изучении истории политико-юридической мысли столь необходимо хорошо представлять себе сущность и облик Просвещения.

 

1. Идейная борьба во Франции XVIII века.

 

Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в

противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое

создание буржуазии и нарождающегося пролетариата. В ходе этой борьбы

наиболее отчётливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие

развитие политической мысли в  эпоху ранних буржуазных революций.

Причин тому было несколько.

Экономические причины, обусловившие остроту идейной борьбы в период

подготовки и проведения Великой  французской революции 1789 – 1794 гг.,

коренились в особенностях капиталистического развития страны. В отличие  от

Голландии и Англии, где победили первые буржуазные революции, разложение

феодального строя во Франции проходило  под воздействием процессов, связанных

с образованием мировой системы  капитализма. К началу XVIII в. Франция

становится одним из крупнейших центров европейской торговли. Её

промышленность, благодаря оживлённым связям ускоренными темпами. В то же

время во Франции сохранялись многочисленные пережитки крепостнические

отношения, которые препятствовали расширению капиталистического рынка. В

середине XVIII  в. Франция оказалась как бы между отжившим феодальным строем

и набиравшим силу капитализмом.

Основной политической причиной обострения идейной борьбы накануне революции  явилась сложившаяся во французском  обществе расстановка классовых  сил.

Восходящей буржуазии противостояла абсолютная монархия, которая достигла

зенита своего могущества. Для завоевания политической власти буржуазия была

вынуждена объединяться с народными  массами. Во Франции, писал К. Маркс,

анализируя итоги восстания 1789 г., «буржуазия в союзе с народом боролась

против монархии, дворянства и господствующей церкви».

Просветительство как идейное  движение представляет собой закономерную ступень в развитии буржуазной идеологии. Возникновение просветительных  концепций

свидетельствует о том, что окрепшую буржуазию уже не могут удовлетворить

религиозные лозунги, что она полна  решимости искоренить остатки теологического мировоззрения. Движение просветителей  возникает на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному  строю, когда в стране ещё не сложилась революционная ситуация. Просветительские учения выражались интересы тех слоёв буржуазии, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. По мере нарастания кризиса феодального строя в просветительстве всё более обозначалось революционно – демократическое направление. Общая характеристика буржуазных просветителей XVIII в. дана В.И. Лениным которой говориться, что для всех просветителей характерны горячая вражда к крепостному праву, идеалы свободы и самоуправления, защита интересов народных масс, а также искренняя вера в то, что ликвидация феодализма принесёт с собой всеобщее благоденствие.

Интересы нарождающегося пролетариата выражал утопический социализм,

представители которого продолжали разработку проблем государства и права,

основанного на общественной собственности.

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее  имя – Франсуа – Мари  Аруэ, 1694 – 1778

гг.). В историю общественной мысли  он вошёл как страстный обличитель

католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

 

2. Биография Вольтера Франсуа – Мари

 

Родился в Париже в семье нотариуса. Его отец настаивал на том, чтобы  он

изучал законы в Гааге, однако Вольтер воспротивился этому, намереваясь

посвятить себя литературной деятельности. Его полемическая натура не могла

оставаться незамеченной и хотя содействовала его вхождению  в высшие слои

общества в качестве придворного  литератора, но не помогла Вольтеру избежать

проблем столкновения с законом. В 1717 г. за вольнодумные стихи был заключён

в Бастилию. После вторичного заключения был выслан из Франции.

     С 1726 – 1729 гг. жил  в Лондоне. Возвратившись на  родину в 1733 г.,

опубликовал «Философские письма», в которых обличал царившие во Франции

феодальные порядки, религиозную  нетерпимость и мракобесие. Стремясь

использовать незаурядный талант Вольтера в интересах монархии, королевский  двор

пытался привлечь его в круг своего влияния. В результате Вольтер был назначен

королевским историографом (1745 г.), в 1746 г. он был избран во Французскую

академию и был назначен «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню», но

уже через 2 года был изгнан из Версаля  за своё высокомерие.

     В 1750 – 1753 гг. Вольтер по приглашению прусского «просвещённого» монарха

Фридриха II  жил в Пруссии. Покинув  её, поселился в Швейцарии и  занялся

литературно – политической деятельностью, стал активно сотрудничать с

энциклопедистами, выступать против Руссо и атеистов и превратил свой замок

Ферне в пристанище для передовой  интеллигенции, не прекращая при  этом

литературной деятельности.

     В своих публикациях  он резко выступал против клерикализма  и феодальных

порядков. В католической Церкви видел  опору феодального деспотизма, называл её

«гидрой фанатизма», разоблачал пороки католического духовенства, мужественно

защищал жертвы церковной реакции.

     В 60-е гг. наряду  с просвещённой монархией Вольтер  выдвигал идеал республики

как наиболее разумной формы государственного устройства.

     Влияние Вольтера  на развитие общественно –  политической мысли было огромным.

Его почитали как некоронованного  короля Европы. Термин «вольтерианец» стал

нарицательным. Вольтер пользовался  большой известностью в России. Однако

Екатерина II, в течение ряда лет переписавшаяся с философом, после Французской

революции издала указ, запрещавший  издание его сочинений. Тем не менее

прогрессивные круги российского  общества сохранили верность своим  симпатиям к

Вольтеру, который в своём творчестве не раз обращался к историческому опыту

России. В 1746 г. он был избран почётным членом Российской Академии наук. В

1778 г., незадолго до своей смерти, он был триумфально принят  в Париже, где

присутствовал в «Комеди Франсез» на постановке своей трагедии «Ирина».

 

3. Политические и правовые взгляды Вольтера

 

Честь одного из главных вдохновителей  и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит  Вольтеру (1694–1778) – великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил  после себя специальных политико-юридических трудов, подобных тем, что создали до него, например, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж.-Ж Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел, прежде всего, в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Достается от него богу, который изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей ярости. Священнослужители презрительно именуются бонзами и дервишами, осуждаются религиозные преследования и фанатизм.

Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют, как убежден Вольтер, жизнетворное начало всякой свободы – свободу  совести и слова. Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к католической церкви, к католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми стали его слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Антиклерикальный настрой не мешал Вольтеру полагать, что религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс.

Вольтера очень трудно заподозрить  в демократизме. Идеи Просвещения, его  принципы, по Вольтеру, «это не для портных  и сапожников». Мыслитель, столь высоко ценивший знания, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что «если чернь начнет думать, то все погибло». Люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания. Скорее даже наоборот.

 

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки были ему иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона – способ легитимировать, придать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностями: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

Свобода у него в первую очередь – свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости. Весьма глубокой была оценка Вольтером (достигавшим подчас также вершин политэкономической мысли своей эпохи) свободы труда – характерного знамения Нового времени. Эта свобода предстает как право каждого «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности».

 

Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают  быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными  субъектами. Это, однако, совсем не равносильно воцарению хаоса в обществе, возникновению беспорядочных столкновений в нем автономных воль. Отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются. Но теперь такие отношения приобретают совсем другой смысл. «Свобода,– писал Вольтер,– состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея «господства права».

В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека». Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ Вольтер не был. Обладание имуществом (либо отсутствие такового) должно, согласно Вольтеру, сказываться на положении человека в обществе. В частности, право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники.

Информация о работе Курсовая работа по "Истории политических учений"