Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:26, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать политические взгляды Ли Да-чжао и его роль в истории Китая.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
исследовать политическое положение Китая после Синьхайской революции;
рассмотреть исторический ход зарождения коммунистических групп в Китае в 20-30 годах XX века;
проанализировать предпосылки создания Коммунистической партии Китая;
исследовать государственный строй Китайской Республики 20-30 годов XX века;
изучить историю становления первых органов народной власти, созданных КПК;
определить роль Ли Да Чжао в пропаганде марксизма и организации коммунистической партии Китая;
проанализировать течение становления политических взглядов Ли Да-Чжао;
исследовать публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь»;
определить политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 8
1.1 Последствия Синьхайской революции 8
ГЛАВА 2.ЗАРОЖДЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В КИТАЕ В 20-30 ГОДАХ XX ВЕКА 22
2.1 Создание Коммунистической партии Китая 22
2.2 Государственный строй Китайской Республики 26
2.3 Первые органы народной власти, созданные КПК 33
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЛИ ДА ЧЖАО В ПРОПАГАНДЕ МАРКСИЗМА И ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ 38
3.1 Становление политических взглядов Ли Да-Чжао 38
3.2 Публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь» 64
3.3 Политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
Содержание
До сих пор авторитет Ли Да-чжао в Китае настолько высок, что там не решаются открыто выступать с его критикой и причислять к «уклонистам», как это делается с большинством выдающихся руководителей КПК. Маоисты ведут борьбу с Ли Да-чжао путем фальсификации его политической деятельности и взглядов.
Идейное наследие Ли Да-чжао до сего времени полностью не собрано и не издано. С 1913 по 1927 г. Ли Да-чжао создал (по неполным подсчетам) 325 работ, часть которых утрачена, дошла до нас в кратком изложении или стала библиографической редкостью. Наиболее полное собрание — «Избранные произведения Ли Да-чжао»,— изданное в 1959 г. в Пекине, включает только 133 его работы, т. е. меньше половины того, что было им создано. Но и эти избранные произведения дают возможность составить представление о его идейнотеоретической эволюции.
Ценность идейного наследия Ли Да-чжао заключается прежде всего в том, что в нем впервые на китайском языке кратко и четко изложены важнейшие положений марксизма-ленинизма: материалистический взгляд на историю, учение о революции и классовой борьбе, исторической миссии пролетариата и учение о союзе рабочего класса и крестьянства, концепция научного социализма, учение о пролетарском интернационализме и многое другое; поставлен вопрос о возможности построения социализма в Китае.
Ли Да-чжао никогда не сомневался в приемлемости марксизма-ленинизма для Китая и не ставил вопрос о том, что для него подходят лишь некие «всеобщие истины» этого учения, ссылаясь на китайскую специфику. В марксизме-ленинизме, социалистической идеологии, Ли Да-чжао видел единственную возможность найти путь для коренного преобразования Китая. Однако он прекрасно понимал, что применение марксизма-ленинизма требует серьезного учета обстановки в стране. «Социалист, который стремится к тому, чтобы его принципы дали эффект,— писал он,— должен изучать конкретные условия, в которых его идеалы могут быть с наибольшим успехом применены на практике». Следовательно, Ли Да-чжао в данной проблеме, прежде всего, обращал внимание на правильное применение марксизма-ленинизма к конкретным условиям Китая, на точное знание китайских условий. Однако специфика Китая никоим образом не пробуждала у него стремления «китаизировать» марксизм-ленинизм, не считаясь ни с чем так «приспособить» его к китайским условиям, что были бы видоизменены не частности этого учения, что вполне допустимо, а оказались бы ревизованы основные принципы.
Для понимания подхода Ли Да-чжао к национальной специфике очень важна его мысль о связи ее и истории. «Говоря о национальной специфике, всегда нужно учитывать исторические изменения,— писал Ли Да-чжао.— Между национальной спецификой и историей нет принципиальной разницы. Различаются они только во времени. Прошлая национальная специфика—сегодня уже история, будущая история — сегодняшняя национальная специфика». Национальная специфика, с точки зрения Ли Да-чжао, не есть нечто неизменное и раз навсегда данное. Время вносит в нее свои коррективы, и их надо учитывать. Ли Да-чжао указывал также, что не следует «преувеличивать» китайскую специфику и забывать то общее, что существует для всех государств. Если для национальной специфики китайцев в прошлом было характерно, например, равнодушие к власти и политике, то во времена Ли Да-чжао это стало анахронизмом. «Вопреки всем попыткам обуздать народ строгими ограничениями, он рвется к политической власти, невзирая ни на что». Это значит, по словам Ли Да-чжао, что у китайцев появилась новая национальная специфика, которая делает их похожими на другие народы. И именно эта новая национальная специфика входит в противоречие с попытками заставить китайцев по-прежнему безропотно подчиняться воле правителей.
Во времена Ли Да-чжао пропаганда марксизма-ленинизма была трудным делом не только по политическим условиям, но и в силу культурной отсталости китайского народа. В связи с этим Ли Да-чжао был вынужден что-то опускать по политическим соображениям, а что-то упрощать, учитывая уровень аудитории, к которой он обращался. Это, естественно, не могло иногда не сказываться на характере изложения им марксизма-ленинизма. «В этом примитивном, непросвещенном обществе чрезвычайно трудно высказывать свое мнение: что бы мы ни сказали, мы будем не правы». Отсюда Ли Да-чжао делал заключение: «Мы должны твердо стоять на своих принципах, рассматривая их как орудие организации практического движения, мы должны также пропагандировать свои принципы, чтобы большинство членов общества смогло использовать их для разрешения конкретных социальных проблем». Слова Ли Да-чжао свидетельствовали о том, что пропаганду марксизма-ленинизма он вел не в просветительских, а в политических целях, имея в виду организацию практического политического движения на базе марксизм а-ленинизма.
Конечно, было бы преувеличением говорить о том, что Ли Да-чжао познакомил Китай со всеми тремя составными частями марксизма-ленинизма и исчерпывающе осветил его основные идеи. В начале 20-х годов он не мог этого сделать, прежде всего, в силу того, что не был знаком со многими важнейшими работами К. Маркса и Ф. Энгельса и с большинством работ В. И. Ленина, поскольку тогда они не были переведены не только на китайский, но и на другие доступные Ли Да-чжао языки — японский и английский. Ли Да-чжао был мало знаком, например, с марксистско-ленинским диалектическим материализмом, хотя и был материалистом и диалектиком, не знал он, видимо, и марксистско-ленинской теории познания. Тем более не были знакомы в полном объеме с марксизмом и далеко не полностью его понимали рядовые китайские коммунисты.
В связи с тем, что взгляды революционных демократов формировались в Китае, который отстал в своем развитии от передовых стран мира, частичное и неполное усвоение марксизма-ленинизма китайскими коммунистами было объяснимо и закономерно. Приходится лишь удивляться и отдавать дань восхищения Ли Да-чжао, который оказался способен в условиях своего времени столь полно охватить и понять марксизм-ленинизм, решительно порвав с традициями феодального и буржуазного мировоззрения. Ли Да-чжао сумел донести до китайского народа главные, определяющие идеи марксизма-ленинизма, передать революционный, творческий дух учения и благодаря этому не только вызвать к нему широкий интерес, но и сделать марксизм-ленинизм основой генерального направления в развитии китайской общественной мысли на многие годы.
По мнению китайских исследователей, идейно-полити- ческое развитие Ли Да-чжао прошло три этапа: революционно-демократический, переходный (для него характерно постепенное освоение Ли Да-чжао основ научного социализма) и марксистский.
Анализ идейного наследия Ли Да-чжао действительно позволяет выделить в его идейно-теоретическом и политическом развитии три основных периода:
Значение анализа идейной трансформации Ли Да-чжао выходит далеко за рамки интереса только к его личному Духовному развитию. Оно важно для понимания сдвигов, происходивших в общественном сознании Китая в первой четверти XX в. Последовательное рассмотрение эволюции взглядов Ли Да-чжао от революционного демократизма к марксизму-ленинизму позволяет увидеть процесс идейного созревания китайского пролетариата и его коммунистической партии, вскрыть общие закономерности проникновения марксизма-ленинизма в Китай и даже некоторые общие моменты его восприятия в странах, задержавшихся в своем экономическом развитии. Такой анализ открывает возможности более глубокого понимания причин и путей деформации учения марксизма-ленинизма в сознании некоторых радикальных мыслителей.
Обращение к анализу духовного развития Ли Да-чжао подсказывается и другой важной причиной — необходимостью непредвзятого, объективного показа процесса его идейного становления, искаженного такими учеными, как Б. Шварц, М. Мейснер, С. Шрам, Ч. Тан, Чжоу Цэ-цзун, Дж. Чэнь и др. Они поставили задачу доказать, что Ли Да-чжао якобы положил начало деформации марксизма-ленинизма в Китае и был не столько убежденным коммунистом, сколько националистом и ревизионистом. Иными словами, главная цель этих ученых заключалась в том, чтобы дискредитировать идею проникновения марксизма-ленинизма в Китай. М. Мейснер посвятил Ли Да-чжао большое исследование «Ли Да-чжао и возникновение китайского марксизма» (1967), статью «Ли Да-чжао и интеллектуальные предпосылки маоистской стратегии революции», опубликованную в сборнике «Революционные лидеры современного Китая» (1971), и другие работы. «Ли Да-чжао,— пишет М. Мейснер,— совершил фундаментальные отходы как от ленинизма, так и от оригинальной марксистской теории».
Таким же образом подходит к анализу отношения Ли Да-чжао к марксизму-ленинизму и Ч. Тан в своей книге «Китайская политическая мысль в XX веке». «Ли рассматривал марксизм критически,— утверждал он,— и имел тенденцию скорее к ревизионизму, чем к большевизму. Признавая Маркса в качестве отца социалистической экономики, которая открыла новую эру в преобразовании мира, он указывал, что Маркс обычно игнорировал роль этики и что его концепция классовой борьбы в действительности вносила путаницу». Пытаясь в книге доказать, что исторические воззрения Ли Да-чжао отличались от марксистских, Ч. Тан писал, что «эти взгляды, как таковые, имели заметное различие с догматическим марксизмом и могли появиться только благодаря сильной связи Ли Да-чжао с либерализмом».
Чжоу Цэ-цзун, китайскии ученый, работавший в США, в свою очередь, стремился убедить читателей, что Ли Да-чжао «подошел к историческому материализму ревизионистски».
Зарубежные ученые всячески пытались изобразить Ли Да-чжао националистом и даже «ультранационалистом». «Найдя» во взглядах Ли Да-чжао в 1920 г. «националистическую мистику» и определив их как «своего рода ультранационалистическую фазу» в его идейной эволюции, С. Шрам утверждал, что на подобных позициях Ли Да-чжао оставался вплоть до своей гибели в 1927 г. Весьма близок к подобной позиции и Ф. Девиллерс, по мнению которого Ли Да-чжао был националистом, пытавшимся соединить национализм с марксизмом и учившим студентов в Пекинском университете не столько марксизму, сколько своего рода «народничеству». Такая настойчивость в попытках исказить взгляды первого марксиста преследует цель фальсифицировать историю научного социализма в Китае.
Западные китаеведы, кроме того, довольно часто пытаются изобразить появление марксизма-ленинизма в Китае и организацию коммунистической партии лишь как следствие действий Коминтерна. Однако пример Ли Да-чжао убедительно показывает, что передовая часть китайской интеллигенции стала переходить на позиции марксизма-ленинизма и искать выход для Китая на путях, аналогичных Октябрьской революции в России, раньше, чем представители Коминтерна появились в Китае.
Анализ взглядов Ли Да-чжао важен еще и потому, что его идеи преднамеренно замалчивались и в самом Китае, причем не только гоминьдановцами, но и маоиситами. Характерно, что в Китае работы Ли Да-чжао долгое время не издавались. Лишь в 1939 г. вышел сборник 30 его работ (переиздававшийся в 1949 и 1950 гг.). В 1959 г. в связи с 40-летием «движения 4 мая» были изданы «Избранные произведения» Ли Да-чжао (переизданные в 1962 г.). Хотя в Китае неоднократно публиковались статьи о жизни и политической деятельности Ли Да-чжао, в которых освещалась его роль в создании Коммунистической партии Китая, однако на китайском языке до сих пор нет работы о нем.
Ученые, занимающиеся изучением китайской революции и общественно-политической мысли в Китае, проявляли большой интерес к деятельности и взглядам китайских революционных демократов, особенно тех, кто впоследствии перешел на позиции марксизма-ленинизма и заложил основы коммунистического движения в Китае. Они уделяли много внимания исследованию политической деятельности Ли Да-чжао. В 1965 г. были опубликованы его избранные статьи и речи. Издание было подготовлено Ю. М. Гарушянцем, который в ряде статей освещал роль Ли Да-чжао в пропаганде марксизма в Китае и создании КПК. В работах В. И. Глунина, Л. П. Делюсина, А. Г. Крымова, К. В. Шевелева были рассмотрены различные аспекты теоретической и практической деятельности Ли Да-чжао.
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать политические взгляды Ли Да-чжао и его роль в истории Китая.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
29 декабря 1911 г. Собрание делегатов,
представлявших 27 революционных провинций,
избрало Сунь Ятсена временным
президентом Китайской
12 февраля 1912 г. состоялось отречение
цинского императорского двора
во главе с малолетним
Создание Китайской Республики было первой попыткой китайского народа создать государство народовластия с демократической формой правления. Оно является одним из величайших событий в истории страны.
Таким образом, феодально-монархическая политическая система, просуществовавшая в Китае более двух тысячелетий, была уничтожена в ходе демократической революции. Последовавшие за тем события отражали процесс формирования новой политической системы в Китае. Объединенный союз как политическая партия по своей структуре и методам работы не был приспособлен к новой роли парламентской партии. На смену ему пришел Гоминьдан, Национальная партия, учредительный съезд которой состоялся в августе 1912 г. В результате произошло слияние Объединенного союза с несколькими либеральными буржуазно-помещичьими партиями Южного и Центрального Китая. Влияние последних в новой партии стало преобладающим.2
Информация о работе Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая