Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать политические взгляды Ли Да-чжао и его роль в истории Китая.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
 исследовать политическое положение Китая после Синьхайской революции;
 рассмотреть исторический ход зарождения коммунистических групп в Китае в 20-30 годах XX века;
 проанализировать предпосылки создания Коммунистической партии Китая;
 исследовать государственный строй Китайской Республики 20-30 годов XX века;
 изучить историю становления первых органов народной власти, созданных КПК;
 определить роль Ли Да Чжао в пропаганде марксизма и организации коммунистической партии Китая;
 проанализировать течение становления политических взглядов Ли Да-Чжао;
 исследовать публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь»;
 определить политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 8
1.1 Последствия Синьхайской революции 8
ГЛАВА 2.ЗАРОЖДЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В КИТАЕ В 20-30 ГОДАХ XX ВЕКА 22
2.1 Создание Коммунистической партии Китая 22
2.2 Государственный строй Китайской Республики 26
2.3 Первые органы народной власти, созданные КПК 33
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЛИ ДА ЧЖАО В ПРОПАГАНДЕ МАРКСИЗМА И ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ 38
3.1 Становление политических взглядов Ли Да-Чжао 38
3.2 Публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь» 64
3.3 Политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - Ли Да Чжао и его политическая роль изм - копия.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

Чжоу Цэ-цзун, китайскии буржуазный ученый, работавший в США, в свою очередь, стремился убедить читателей, что Ли Да-чжао «подошел к историческому материализму ревизионистски».101

Буржуазные ученые всячески пытались изобразить Ли Да-чжао националистом и даже «ультранационалистом». «Найдя» во взглядах Ли Да-чжао в 1920 г. «националистическую мистику» и определив их как «своего рода ультранационалистическую фазу» в его идейной эволюции, С. Шрам утверждал, что на подобных позициях Ли Да-чжао оставался вплоть до своей гибели в 1927 г.102 Весьма близок к подобной позиции и Ф. Девиллерс, по мнению которого Ли Да-чжао был националистом, пытавшимся соединить национализм с марксизмом и учившим студентов в Пекинском университете не столько марксизму, сколько своего рода «народничеству».103 Такая настойчивость в попытках исказить взгляды первого марксиста преследует цель фальсифицировать историю научного социализма в Китае.

Западные китаеведы, кроме того, довольно часто пытаются изобразить появление марксизма-ленинизма в Китае и организацию коммунистической партии лишь как следствие действий Коминтерна. Однако пример Ли Да-чжао убедительно показывает, что передовая часть китайской интеллигенции стала переходить на позиции марксизма-ленинизма и искать выход для Китая на путях, аналогичных Октябрьской революции в России, раньше, чем представители Коминтерна появились в Китае.

Анализ взглядов Ли Да-чжао важен еще и потому, что его идеи преднамеренно замалчивались и в самом Китае, причем не только гоминьдановцами, но и маоиситами. Характерно, что в Китае работы Ли Да-чжао долгое время не издавались. Лишь в 1939 г. вышел сборник 30 его работ (переиздававшийся в 1949 и 1950 гг.). В 1959 г. в связи с 40-летием «движения 4 мая» были изданы «Избранные произведения» Ли Да-чжао (переизданные в 1962 г.). Хотя в Китае неоднократно публиковались статьи о жизни и политической деятельности Ли Да-чжао, в которых освещалась его роль в создании Коммунистической партии Китая, однако на китайском языке до сих пор нет работы о нем.

Советские историки, занимающиеся изучением китайской революции и общественно-политической мысли в Китае, проявляли большой интерес к деятельности и взглядам китайских революционных демократов, особенно тех, кто впоследствии перешел на позиции марксизма-ленинизма и заложил основы коммунистического движения в Китае. Они уделяли много внимания исследованию политической деятельности Ли Да-чжао. В 1965 г. были опубликованы его избранные статьи и речи. Издание было подготовлено Ю. М. Гарушянцем, который в ряде статей освещал роль Ли Да-чжао в пропаганде марксизма в Китае и создании КПК. В работах В. И. Глунина, Л. П. Делюсина, А. Г. Крымова, К. В. Шевелева были рассмотрены различные аспекты теоретической и практической деятельности Ли Да-чжао.

В апреле 1926 года вынужден был уйти в подполье из-за преследований китайских милитаристских властей, через год, в апреле 1927 года арестован и казнён. Всю свою недолгую жизнь он посвятил борьбе за лучшее будущее китайского народа, которое он безраздельно связывал с марксизмом-ленинизмом, социалистической перспективой развития Китая.

 

3.2 Публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь»

 

Основной программной целью общественно-политического и литературного журнала «Синь циннянь», первый номер которого вышел в 1915 г., стала борьба за новую культуру и литературу, за демократические свободы и права народа, борьба против суеверий, предрассудков, традиционных конфуцианских канонов и догм.

Роль и значение журнала как борца за новые идеи, новую культуру хорошо известна и общепризнана. Рассмотрим одно из направлений идеологической борьбы, по которому выступал «Синь цнннянь» в самом начале своего существования, а именно - борьбы с традиционной китайской идеологией — конфуцианством.

В специальной рубрике журнала «Синь циннянь» — «Изучение Советской России» — помещались оригинальные и переводные статьи и материалы о Советской России. Все прогрессивные газеты и журналы сообщали о революционном движении в европейских странах и в странах Востока.

До настоящего времени в западноевропейской и американской литературе не было специальных исследований, посвященных журналу «Синь циинянь». В отдельных работах, рассматривающих историю развития общественно-политической мысли Китая в период 1915—1921 гг., использовались только некоторые материалы «Синь цинпянь», в основном связанные с движением «4 мая», с движением за новую культуру, с дискуссией о социализме. Ранний же период деятельности журнала, когда основной темой его передовых статей была борьба с конфуцианством, почти не изучался.

Некоторые сведения о борьбе журнала «Синь циннянь» со старой идеологией содержатся в работах китайских историков— Го Чжань-по, Хуа Гана, Дин Шоу-хэ и др.

В наиболее ценном пособии по исследованию периодики 1917—1920 гг.— сборнике «Периодические издания периода движения «4 мая» — журналу «Синь циннянь» посвящена большая статья, где речь идет о том, что журнал «развернул широкую идеологическую борьбу против канонов феодализма». Особая роль при этом отводится Чэиь Ду-сю, который эту борьбу «тесно связывал с борьбой за демократический строй».

Обращает внимание монография известного буржуазного ученого Чжоу Цэ-цуна «Движение 4 мая» — интересное исследование, базирующееся на широком круге источников и на большом фактическом материале. В нем автор неоднократно ссылается на «Синь циннянь» и освещает отдельные проблемы, поднятые журналом. В частности, он останавливается на статьях в «Синь циннянь», посвященных борьбе с конфуцианством. Чжоу Цэ-цун разбирает несколько очерков Чэнь Ду-сю, У Юя, И Бай-ша и даст характеристику этим авторам. Он признает, что «критика конфуцианства Чэнь Ду-сю очень резкая», но «настоящим поборником антиконфуцианства» он все же считает У Юя.104

Что касается работ советских историков, то важное значение для нашего исследования представляют отдельные статьи Ю. М. Гарушяпца, посвященные движению «4 мая», а также перевод «Избранных статей и речей Ли Да-чжао», сделанный этим же автором.

Необходимо особо отметить монографию А. Г. Крымова «Общественная мысль н идеологическая борьба в Китае,. 1900—1917 гг.», которая многими аспектами связана с кругом рассматриваемых нами вопросов.

Таким образом, можно признать, что одна из наиболее важных проблем, вызвавшая жаркие споры среди китайских интеллигентов в период, предшествующий движению «4 мая», проблема отношения к прошлому Китая, к его традиционной конфуцианской идеологии, рассмотрена в научной литературе недостаточно полно и поэтому некоторые выводы нуждаются в уточнении.

Начиная с эпохи Хань, т. е. со времени превращения конфуцианства в официальную государственную идеологию, оно становится жесткой догмой, каждый элемент которой строго и точно определен, принят к сведению и неукоснительному исполнению.

Несмотря на то, что в учении Конфуция содержались и рациональные для того времени идеи, в целом оно было призвано защищать интересы и привилегии наследственной родовой знати, способствовало упрочению государственного управления, базирующегося на родовых и патриархальных началах, было направлено на борьбу против прогрессивных тенденций во всех областях жизни китайского общества. В силу того, что конфуцианство требовало строгого повиновения императору, соблюдения феодальных норм права и морали, оно полностью отвечало интересам феодальной верхушки общества. Краеугольным камнем этого учения было беспрекословное подчинение младших по возрасту — старшим, а всего народа — императору.

И все же превращение учения Конфуция в официальную государственную идеологию сыграло огромную роль в судьбе самого учения. Конфуцианцы не только повсеместно распространяли и внедряли в качестве обязательных свои нормы этики, но и превратили их в эталон, в символ истинно китайского. Конфуцианство в Китае стало образом жизни, формой организации человеческих отношений, определителем манеры поведения.

Вот почему па протяжении всей истории Китая даже многие из тех, кто открыто и резко выступал против конфуцианства, сами несли нелегкий груз этого воспитания. Ярким примером подобного отношения к учению Конфуция является идеология тайпинов. Вождь тайпинского движения Хун Сю-цюань объявлял ошибочной этику Конфуция и некоторые другие его идеи, требовал уничтожения его изображений, разрушения храмов. Но в то же время Хун Сю-цюань в своих произведениях ссылался на авторитет Конфуция, а для нравственных воззрений тайпинов характерно было следовать нормам традиционной морали в вопросах отношения народа к правителю, родителей к детям, детей к родителям, мужей к женам и т. д. Это свидетельствует о том, что тайпины не могли полностью отрешиться от тех нравственных представлений, которые были широко распространены в старом Китае и на которых они сами были воспитаны.

Официальная конфуцианская идеология сковывала творческие, созидательные силы китайского народа, препятствовала развитию науки и техники. Идеологи феодального Китая стремились воспитать китайское общество в духе преданности традициям. Они всячески превозносили подчинение отдельной личности своему сословию, государству, императору, часто маскировали свои классовые интересы под национальные. Правящая верхушка Китая на протяжении веков кичилась превосходством китайской нации и исключительными особенностями ее цивилизации, своими обычаями и порядками. Все это способствовало тому, что Китай находился в известной изоляции от многих стран мира.

В годы первой мировой войны в Китае произошли значительные экономические и политические сдвиги. Синьхайская революция, несмотря на свою половинчатость и незавершенность, создала более благоприятные, чем при цинской монархии, условия для развития национальной промышленности и национального капитала.

Углубление противоречий между китайским народом, с одной стороны, и иностранными империалистами, хозяйничавшими в стране, и внутренней феодально-милитаристской реакцией — с другой, вело к росту антиимпериалистических и антифеодальных настроений в стране.

После революции 1911 г. в китайском обществе возникли сомнения в необходимости и целесообразности восприятия и усвоения буржуазной культуры Запада. В это время консервативно настроенная интеллигенция выступила с идеей реставрации монархии, за новое возрождение китайских традиционных учений, политических канонов и моральных кодексов конфуцианства, за признание конфуцианства государственной религией. Все возникающие в Китае проблемы они объясняли несовместимостью национальной культуры с культурой Запада, предполагая, что традиции феодальной морали позволят надежно застраховаться от пороков Запада. Эти деятели горячо превозносили конфуцианство, ратовали за возврат к старому.

Демократически настроенная часть китайской интеллигенции, представителями которой являлись Чэнь Ду-сю, Ли Да-чжао, Лу Синь и другие, решительно выступала против реакционной феодальной идеологии, видя в ней основу деспотизма и считая, что конфуцианское учение не отвечает требованиям современного общества.

В этот период впервые со страниц китайской печати во весь голос зазвучали лозунги, призывавшие к демократическим свободам и равенству, к политическим преобразованиям и освобождению от пут реакционной феодальной идеологии, от суеверий и предрассудков, от традиционных конфуцианских догм и канонов. В 1915—1917 гг. почти во всех номерах журнала «Синь ципнянь» были помещены статьи, в которых авторы выступали как ярые поборники пересмотра традиционных взглядов, представлений, идей. В этих статьях настойчиво подчеркивалось, что конфуцианство является тормозом для национального прогресса Китая, что, если Китай хочет сравняться с передовыми странами Европы и Америки, то он должен порвать с конфуцианской идеологией.

Мысль о том, что именно тяжелый груз традиций прошлого препятствует движению вперед, модернизации Китая, затрудняет приобщение его к новой, передовой культуре, мешает его социальному прогрессу и экономическому развитию, красной нитью проходит через выступления журнала «Синь циннянь».105

Эти идеи особенно последовательно излагал и популяризировал в своих работах Чэнь Ду-сю. Уже в первом номере «Синь циннянь» он выступил с программной статьей «Обращение к молодежи», где призывал к ломке старых традиций и идеологическому пробуждению китайской молодежи, в которой видел надежду для построения нового Китая.

Для того, чтобы направлять действия китайского студенчества и чтобы оно «могло понять, что такое правда и неправда, н сделать свой выбор», Чэнь Ду-сю провозглашал следующие шесть принципов: быть свободной личностью, а не рабом; быть прогрессивным, а не консервативным; всегда наступать, а не быть пассивным; быть космополитом, а не национально-ограниченным; ценить полезное и пренебрегать бесполезным;, мыслить научно, а не фантазировать.

Чэнь Ду-сю выступал против рабского преклонения перед конфуцианскими канонами и моральным кодексом и, призывая молодежь стать «хозяевами своей воли» и бороться с суевериями, писал: «Все поведение человека, все права, обязанности, убеждения должны определяться его сознанием и не должны зависеть от чужих принципов».

Несомненно, что статья «Обращение к молодежи» имела ясную и определенную цель — всеми возможными силами призвать и подтолкнуть молодежь Китая на борьбу со старой феодальной идеологией, тормозящей национальный прогресс страны, идеологией, которую революция 1911 г. поколебала только поверхностно. «В настоящее время наша страна еще не пробудилась от длительного сна и сама себя изолировала,, одобряя старые законы,— писал Чэнь Ду-сю.— Вся наша традиционная этика, законы, эрудиция, обряды, обычаи являются пережитками феодализма. Когда сравнивают наши достижения с достижениями белой расы, то видна наша многовековая отсталость, хотя мы живем в тот же самый период. Благоговея перед историей двадцати четырех династий и не строя планов развития и улучшения, наш народ будет изгнан из этого мира двадцатого века и застрянет в канаве, годной только для рабов, скота и лошадей».

Выход из создавшегося положения Чэнь Ду-сю в 1915 г. видел прежде всего в идеологической борьбе, в наступлении на пережитки, считая, что, «пока эти пережитки будут существовать, не найдется места, куда человек сможет удалиться для спокойной отшельнической жизни. Это наша естественная обязанность в жизни — наступать, несмотря на множество трудностей».

Информация о работе Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая