Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:26, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать политические взгляды Ли Да-чжао и его роль в истории Китая.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
исследовать политическое положение Китая после Синьхайской революции;
рассмотреть исторический ход зарождения коммунистических групп в Китае в 20-30 годах XX века;
проанализировать предпосылки создания Коммунистической партии Китая;
исследовать государственный строй Китайской Республики 20-30 годов XX века;
изучить историю становления первых органов народной власти, созданных КПК;
определить роль Ли Да Чжао в пропаганде марксизма и организации коммунистической партии Китая;
проанализировать течение становления политических взглядов Ли Да-Чжао;
исследовать публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь»;
определить политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 8
1.1 Последствия Синьхайской революции 8
ГЛАВА 2.ЗАРОЖДЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В КИТАЕ В 20-30 ГОДАХ XX ВЕКА 22
2.1 Создание Коммунистической партии Китая 22
2.2 Государственный строй Китайской Республики 26
2.3 Первые органы народной власти, созданные КПК 33
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЛИ ДА ЧЖАО В ПРОПАГАНДЕ МАРКСИЗМА И ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ 38
3.1 Становление политических взглядов Ли Да-Чжао 38
3.2 Публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь» 64
3.3 Политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
Анализ политической биографии и взглядов Ли Да-чжао приводит к выводу о том, что он как человек, политик и идеолог — антипод Мао Цзэ-дуна. Ли Да-чжао целиком и полностью воспринимает марксизм-ленинизм, делает его своим мировоззрением. Мао Цзэ-дун же берет из марксизма-ленинизма только некую «всеобщую истину», сводимую лишь к учению о классовой борьбе, которая, в свою очередь, опошляется и приспосабливается к его личным политическим целям. Ли Да-чжао с начала 20-х годов фактически становится ленинцем, Мао Цзэ-дун же утверждает, что ленинизм для Китая неприемлем. Самой отличительной чертой политических взглядов и деятельности Ли Да-чжао был их последовательный демократизм, поднявшийся в 20-х годах до уровня пролетарской демократии. Мао Цзэ-дун же фактически никогда не был демократом (вспомним его высказывание периода «культурной революции»: «Я не знаю, что такое демократия») и всегда стремился к автократии, прикрывая это стремление рассуждениями «о новой демократии».
Характерно, что Ли Да-чжао и Мао Цзэ-дун занимали принципиально противоположные позиции в вопросе о диктатуре пролетариата в Китае. Выше было показано, что Ли Да-чжао в 1921—1923 гг. стал сторонником революционной диктатуры пролетариата. Мао Цзэ-дун же в действительности был противником идеи диктатуры пролетариата, считая ее непригодной для Китая (во всяком случае, до середины 50-х годов).
В беседе с американским журналистом Форманом в середине 40-х годов он прямо говорил, что диктатура пролетариата неприемлема для Китая.
Будущее Китая и всего мира Ли Да-чжао связывал с рабочим классом. Он написал о рабочем классе и его международном движении около 15 статей; Мао Цзэ-дун же почти не касался этого вопроса.
Заявляя время от времени по тактическим соображениям о «руководящей роли рабочего класса», Мао Цзэ-дун все свой политические надежды связывал с крестьянством, которое рассматривал как силу, способную стоять во главе китайской и мировой революции.
Ли Да-чжао видел в крестьянстве важную силу китайской революции, но не считал крестьянство ее руководителем. Принципиальные расхождения Ли Да-чжао и Мао Цзэ-дуна в вопросе о роли крестьянства в революции обнаружились уже в 1926 г. Ли Да-чжао никогда не рассматривал крестьянство в качестве самого революционного класса, как это делал впоследствии Мао Цзэ-дун.
В марте 1927 г. Мао Цзэ-дун открыто выступил с идеей приоритета деревни над городом в китайской революции, выдвинул на первое место в ней крестьянство и фактически отверг положение о руководящей роли рабочего класса. В дальнейшем эта позиция Мао Цзэ-дуна нашла свое отражение вначале в его теории «новой демократии» (1940 г.), которая рассматривалась им как передача власти крестьянству (а не пролетариату), а затем в «Предложении о генеральной линии мирового коммунистического и рабочего движения» (1963 г.) и положении о борьбе мировой деревни против мирового города.
Ли Да-чжао и Мао Цзэ-дун принципиально расходились в вопросах понимания социализма и его строительства в Китае. Ли Да-чжао был сторонником научного социализма в подлинно марксистско-ленинском смысле.
Ли Да-чжао обращал внимание на национальную специфику Китая, но его представления о ней принципиально противоречат взглядам Мао Цзэ-дуна, который преувеличивал ее значение и противопоставлял национальную специфику тому «общему», что было в развитии Китая и других государств.
Ли Да-чжао был пролетарским интернационалистом, коминтерновцем, сторонником самоопределения наций. Мао Цзэ-дун представлял собой велико-ханьского шовиниста, противника Коминтерна и идеи национального самоопределения. Ли Да-чжао вел последовательную борьбу за восстановление отношений между Китаем и Советским Союзом, был горячим сторонником дружбы китайского и советского народов. Мао Цзэ-дун сделал все от него зависящее для подрыва отношений между Китаем и Советским Союзом, стремился поссорить китайский и советский народы на «десять тысяч лет».
Ли Да-чжао был страстным поборником мира. Он считал главным источником войн в эпоху нового времени попытки капиталистических правительств использовать войну для обеспечения прибылей своей буржуазии и ее господства в мировой экономике, «отвергая путь рационального и организованного сотрудничества и взаимопомощи всех производителей материальных благ земного шара».
Таким образом, Ли Да-чжао был ярким представителем передовой китайской мысли, возглавившим в то время группу революционной интеллигенции, влияние которой непрерывно росло. Впоследствии эта группа стала ядром китайской коммунистической интеллигенции. Близко к этой группе, хотя формально и не входя в нее, стоял великий писатель Лу Синь. Подобно Ли Да-чжао, он приветствовал Октябрьскую революцию как зарю новой эры. Восхищаясь героическим подвигом русского народа, Лу Синь писал: «Ценой крови он остановил яростный натиск врага. Вот рассеиваются зловещие тучи огня и появляется лучезарный небесный свет. Это и есть заря новой эры».
1 Г. Матвеева. Отец Республики. М.: Политиздат, 1975.
2 Литвинов О.В. Проблемы модернизации политической системы Китайской Народной Республики. Москва, 2004
3 Г. Матвеева. Отец Республики. М.: Политиздат, 1975. - , с. 235.
4 Burlatsky F. Мао Tse-Tung. An Ideological and Psychological Portrait. English Translation of the Revised Russian Text. M.: Progress Publishers, 1980, p. 13.
5 Владимиров О., Рязанцев В. К 50-летию Компартии Китая. - Опасный курс. Выпуск второй. М. Политиздат, 1971, с. 29.
6 Pan Pacific Trade Union Conference. Bulletin of Proceedings. Hankhou, 1927, May 24, p. 1-2.
7 В.Я. Аварии. Компартия Китая — организатор великих побед китайского народа. - Ученые записки Института востоковедения Том II. Китайский сборник, М.: Издательство Академии Наук СССР, с. 40.
8 ВКП (б). Коминтерн и национально-революционное движение в Китае. Документы. Т.П, 1926-1927, ч. 1-11, М., 1996.
9 Б. Бородин. Троцкий и Чан Кайши // Проблемы Дальнего Востока, 1990, № 2, с. 151.
10 Проблемы Дальнего Востока, 1997, № 4, с. 147.
11 Новейшая история Китая. 1928-1949. Под редакцией М.И. Сладковского. М.: Главная редакция восточной литературы Издательства «Наука», 1984, с.5.
12 Конституции буржуазных государств. Том 3. М., 1936, с. 101-106.
13 Панюшкин А.С. Записки посла: Китай 1939-1944 гг. М., 1981, с. 44.
14 Сапожников Б.Г. Японо-китайская война и колониальная политика Японии в Китае (1937-1941). М.: Главная редакция восточной литературы, 1970, с. 41.
15 Li Tieying. On Democracy. Beijing: Social Sciences Documentation Publishing House CASS, 2002, p. 160.
16 Сапожников Б.Г. Японо-китайская война и колониальная политика Японии в Китае (1937 – 1941 гг.). М., 1970 г.
17 Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в 80-90 гг. XX века, с. 7
18 Фельбер Р. Отношение Ли Да-чжао к традициям старого Китая.— Китай: общество и государство. М., 1973.
19 Шевелев К. В. Неизвестные статьи Ли Да-чжао.— Шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 2. М., 1975.
20 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
21 Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М.: Наука, 1976, с. 128.
22 Цюй Цю-бо. Очерки и статьи. М., 1959.
23 Ленин В. И. Горючий материал в мировой политике. - Т. 17.
24 Фельбер Р. Отношение Ли Да-чжао к традициям старого Китая.— Китай: общество и государство. М., 1973.
25 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
26 Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М.: Наука, 1976, с. 128.
27 Таката Ацуси. Тюгоку но киндаи то дзюкё (Китай в новое время и конфуцианство). Токио, 1970.
28 Шевелев К. В. К публикации статьи Ли Да-чжао «Мое представление о марксизме».— Четвертая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 1. М., 1973.
29 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
30 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
31 Там же
32 Там же
33 Непомнин О. Е. Экономическая история Китая (1864— 1894). М., 1974.
34 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
35 Там же
36 Там же
37 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
38 Чжунго гунчаньдан леши чжуань (Биографии погибших героев КПК). Гонконг, 1949.
39 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
40 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
41 Шевелев К. В. Неизвестные статьи Ли Да-чжао.— Шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 2. М., 1975.
42 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
43 Очерки истории Китая с древности до «опиумных» под редакцией Шан Юэ. Перевод с китайского. М.: Издательство восточной литературы, 1959, с. 566.
44 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
45 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
46 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
47 Там же
48
49 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
50 Ли Да-чжао. Сюаньцзи (Избранные произведения). Пекин, 1962.
51 Шевелев К. В. Из истории формирования взглядов Ли Да-чжао на классы и диктатуру пролетариата (1919 — начало 1920 г.).— Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 2. М., 1972.
52 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
53 Шевелев К. В. Из истории формирования взглядов Ли Да-чжао на классы и диктатуру пролетариата (1919 — начало 1920 г.).— Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 2. М., 1972.
54 Ли Да-чжао. Сюаньцзи (Избранные произведения). Пекин, 1962.
55 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
56 Крымов А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае. 1900—1917 гг. М., 1972.
57
Журнал «Синь циннянь» и борьба с конфуцианской
идеологией // http://www.chinago.ru/study-
58 «Синь циннянь», 1915, № 4, с. 334
59
Журнал «Синь циннянь» и борьба с конфуцианской
идеологией // http://www.chinago.ru/study-
60 История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
61 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
62 Ли Да-чжао. Сюаньцзи (Избранные произведения). Пекин, 1962.
63 Там же
64
Журнал «Синь циннянь» и борьба с конфуцианской
идеологией // http://www.chinago.ru/study-
65 История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
66
Журнал «Синь циннянь» и борьба с конфуцианской
идеологией // http://www.chinago.ru/study-
67 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
68 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
69 Ли Да-чжао. Сюаньцзи (Избранные произведения). Пекин, 1962.
70 «Синь циннянь», 1916, № 1, с. 15
71 Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в 80-90 гг. XX века, с. 7
72 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
73 Тань Сы-тун. Жэньсюэ (Учение о гуманности).— Цюань-цзи (Полное собрание сочинений). Пекин, 1954.
74 Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в 80-90 гг. XX века, с. 7
75 Ли Да-чжао. Сюаньцзи (Избранные произведения). Пекин, 1962.
76 Там же
77
Дискуссия об итогах войны и двух путях
развития Китая // www.wushu.pp.ua/istoriya-
78 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
79 Гао И-хань. Хэ Да-чжао тунчжи сянчуды шихоу (Встречи с товарищем Да-чжао).—«Гунжэнь жибао», 27.IV. 1957.
80 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
81 Там же
82 Там же
83 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
84 Price D. C. Russia and the Roots of the Chinese Revolution. 1896—1911. Cambridge, 1974.
85 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
86 Ли Да-чжао. Избранные статьи и речи. М., 1965.
87 Там же
88 Ли Да-чжао. Сюаньцзи (Избранные произведения). Пекин, 1962.
89 Гао Цюань-пу и Чжан Ци-чжи. Усы шици Ли Да-чжао тунчжи фаньдуй цзычань цзецзи гайлянчжуиды доучжэн (Борьба Ли Да-чжао против буржуазного реформизма во время «движения 4 мая»).— «Лиши яньцзю». 1956, № 6.
90 Кривцов В.А., Краснова В.А.. Ли Да-чжао. От революционного демократизма к марксизму-ленинизму. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, 166 с.
Информация о работе Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая