Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:26, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать политические взгляды Ли Да-чжао и его роль в истории Китая.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
исследовать политическое положение Китая после Синьхайской революции;
рассмотреть исторический ход зарождения коммунистических групп в Китае в 20-30 годах XX века;
проанализировать предпосылки создания Коммунистической партии Китая;
исследовать государственный строй Китайской Республики 20-30 годов XX века;
изучить историю становления первых органов народной власти, созданных КПК;
определить роль Ли Да Чжао в пропаганде марксизма и организации коммунистической партии Китая;
проанализировать течение становления политических взглядов Ли Да-Чжао;
исследовать публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь»;
определить политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 8
1.1 Последствия Синьхайской революции 8
ГЛАВА 2.ЗАРОЖДЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В КИТАЕ В 20-30 ГОДАХ XX ВЕКА 22
2.1 Создание Коммунистической партии Китая 22
2.2 Государственный строй Китайской Республики 26
2.3 Первые органы народной власти, созданные КПК 33
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЛИ ДА ЧЖАО В ПРОПАГАНДЕ МАРКСИЗМА И ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ 38
3.1 Становление политических взглядов Ли Да-Чжао 38
3.2 Публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь» 64
3.3 Политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
На события, происходившие в России, Ли Да-чжао откликнулся рядом статей. В статье «О влиянии великой русской революции» он сделал вывод, что революции начала XX в. кладут конец «бюрократическому правлению». Именно такой он считал и русскую революцию и в этом видел ее влияние на судьбы мировой политики. «Основная цель революций начала нашего века — уничтожение бюрократического правления»,— утверждал он.85 Рассматривая вопрос о воздействии русской революции на политическое развитие Китая, Ли Да-чжао пришел к заключению, что она не только уничтожает «весь хлам, накопившийся за многие годы в политической жизни России», но и положительно влияет на дело свободы в Китае.
Он посвятил событиям в России также статьи «О далеких и близких причинах русской революции», «Создание республиканского правительства в России» и другие, опубликованные в марте 1917 г. Ли Да-чжао называл революцию в России великой и считал, что ее воздействие на политические судьбы Китая и всего мира весьма значительно. «Теперь и у нас одряхлевшая бюрократия начинает понимать, что невозможны возрождение деспотизма и возвращение времен, когда попирались права народа, что невозможно уничтожить республику и реставрировать монархию... Мы должны последовать примеру русских, пробудиться и разобраться в наших внутренних делах».86
Вслед за Сунь Ятсеном Ли Да-чжао рассматривал китайскую революцию 1911 г. как прообраз Февральской революции в России. В связи с этим он делал заключение: «Успех русской революции в какой-то степени зависит от революции в нашей стране. Теперь же мы Должны использовать победу русской революции для укрепления республиканского строя у нас. Таким образом, между нами существует закономерная взаимозависимость и взаимосвязь, а это — достаточное основание для установления дружественных отношений Китая с Россией».87 «Русские, — писал он в октябре 1917 г., — находясь в состоянии ожесточенной войны, смело подняли красное знамя, заложив основы свободы и демократии».88
В 1917 г. Ли Да-чжао опубликовал еще несколько десятков статей, свидетельствовавших о его дальнейшем политическом возмужании. В этих статьях он предстает не только как обличитель монархизма и его идеологических основ, но и как революционный демократ, материалист. Ли Да-чжао пытался в них выявить закономерности общественного развития, хотя и не делал глубокого социального анализа. В статье «Война и народонаселение» он критиковал мальтузианство, используемое для оправдания захватнических войн, опровергал тезис об убывающем плодородии почвы.
Одновременно Ли Да-чжао приветствовал русских социал-демократов, выступавших против грабительского характера мировой войны (апрель, май 1917 г.), но еще не видел разницы во взглядах и деятельности различных направлений в русской социал-демократии.
Политическая атмосфера в Северном Китае, где жил и работал Ли Да-чжао, была крайне тяжелой. Хотя парламент, распущенный Юань Ши-каем в 1913 г., был восстановлен, однако властью полностью распоряжался премьер-министр милитарист Дуань Ци-жуй, которого поддерживала политическая группировка Яньцзюси. Правительство в Пекине находилось под контролем аньфуистской группировки, за спиной которой стояла Япония. В правительственном аппарате не прекращалась борьба за власть, процветали коррупция и взяточничество. Парламент был превращен в послушное орудие милитаризма. Само собой разумеется, что политические свободы, провозглашенные в конституции, существовали лишь на бумаге. Правительство жестоко расправлялось с теми, кто пытался выступать в защиту республиканизма.
Борьба против деспотизма требовала от ее участников большого мужества и принципиальности. Ли Да-чжао был страстным демократом, обличителем монархизма, но до 1917 г. он еще не видел путей революционной борьбы, так как не находил той силы, которая действительно могла бы осуществить преобразование Китая. Все надежды в тот период он возлагал на просвещенную молодежь — интеллигенцию, студенчество, однако не смог выдвинуть четкую программу движения.
Пo мнению китайских ученых Гао Цюань-пу и Чжан Цй-чжи, для взглядов Ли Да-чжао в этот период харак- терны надежды на национальное освобождение, дух поисков истины и вера в светлое будущее Китая.89
Незадолго до Октябрьской революции в России Ли Да-чжао окончательно пришел к выводу, что политические преобразования в Китае не могут быть завершены без революции. В статье «Насилие и политика», опубликованной 15 октября 1917 г. в ежемесячнике «Тайпиньян», он окончательно порвал с либерализмом и парламентаризмом. В своем анализе положения в Китае Ли Да-чжао, полемизируя с Лян Ци-чао, исходил из того, что политическая власть в Китае враждебна народу, строится на насилии, поэтому народ, стремящийся реализовать свою волю к демократии, должен ответить ей также насилием. Основной вывод, к которому Ли Да-чжао приходил в этой статье, заключался в том, что в странах, где власти опираются на насилие, революции неизбежны, а поскольку в Китае политическая власть строится на насилии, то «воля народа» в нем может быть осуществлена лишь с помощью силы, т. е. революции. При этом сопротивление революции приведет лишь к одному результату — ее ускорению.90
Следовательно, именно накануне Октябрьской революции в России Ли Да-чжао окончательно расстается с либеральными буржуазно-демократическими иллюзиями и приходит к заключению о неизбежности революционной перестройки Китая. Разумеется, нельзя не видеть того, что представления Ли Да-чжао о революции в это время были еще далеки от марксизма и строились на теории насилия. Тем не менее этот идейно-политический поворот Ли Да-чжао имел очень большое значение для его дальнейшего идейно-политического развития и понимания им Октябрьской революции в России и большевизма, он свидетельствовал о том, что демократизм Ли Да-чжао все более приобретал революционный характер.
До сих пор авторитет Ли Да-чжао в Китае настолько высок, что там не решаются открыто выступать с его критикой и причислять к «уклонистам», как это делается с большинством выдающихся руководителей КПК. Маоисты ведут борьбу с Ли Да-чжао путем фальсификации его политической деятельности и взглядов.
Идейное наследие Ли Да-чжао до сего времени полностью не собрано и не издано. С 1913 по 1927 г. Ли Да-чжао создал (по неполным подсчетам) 325 работ, часть которых утрачена, дошла до нас в кратком изложении или стала библиографической редкостью. Наиболее полное собрание — «Избранные произведения Ли Да-чжао»,— изданное в 1959 г. в Пекине, включает только 133 его работы, т. е. меньше половины того, что было им создано. Но и эти избранные произведения дают возможность составить представление о его идейнотеоретической эволюции.
Ценность идейного наследия Ли Да-чжао заключается прежде всего в том, что в нем впервые на китайском языке кратко и четко изложены важнейшие положений марксизма-ленинизма: материалистический взгляд на историю, учение о революции и классовой борьбе, исторической миссии пролетариата и учение о союзе рабочего класса и крестьянства, концепция научного социализма, учение о пролетарском интернационализме и многое другое; поставлен вопрос о возможности построения социализма в Китае.
Ли Да-чжао никогда не сомневался в приемлемости марксизма-ленинизма для Китая и не ставил вопрос о том, что для него подходят лишь некие «всеобщие истины» этого учения, ссылаясь на китайскую специфику. В марксизме-ленинизме, социалистической идеологии, Ли Да-чжао видел единственную возможность найти путь для коренного преобразования Китая. Однако он прекрасно понимал, что применение марксизма-ленинизма требует серьезного учета обстановки в стране. «Социалист, который стремится к тому, чтобы его принципы дали эффект,— писал он,— должен изучать конкретные условия, в которых его идеалы могут быть с наибольшим успехом применены на практике»91. Следовательно, Ли Да-чжао в данной проблеме, прежде всего, обращал внимание на правильное применение марксизма-ленинизма к конкретным условиям Китая, на точное знание китайских условий. Однако специфика Китая никоим образом не пробуждала у него стремления «китаизировать» марксизм-ленинизм, не считаясь ни с чем так «приспособить» его к китайским условиям, что были бы видоизменены не частности этого учения, что вполне допустимо, а оказались бы ревизованы основные принципы.
Для понимания подхода Ли Да-чжао к национальной специфике очень важна его мысль о связи ее и истории. «Говоря о национальной специфике, всегда нужно учитывать исторические изменения,— писал Ли Да-чжао.— Между национальной спецификой и историей нет принципиальной разницы. Различаются они только во времени. Прошлая национальная специфика—сегодня уже история, будущая история — сегодняшняя национальная специфика»92. Национальная специфика, с точки зрения Ли Да-чжао, не есть нечто неизменное и раз навсегда данное. Время вносит в нее свои коррективы, и их надо учитывать. Ли Да-чжао указывал также, что не следует «преувеличивать» китайскую специфику и забывать то общее, что существует для всех государств. Если для национальной специфики китайцев в прошлом было характерно, например, равнодушие к власти и политике, то во времена Ли Да-чжао это стало анахронизмом. «Вопреки всем попыткам обуздать народ строгими ограничениями, он рвется к политической власти, невзирая ни на что»93. Это значит, по словам Ли Да-чжао, что у китайцев появилась новая национальная специфика, которая делает их похожими на другие народы. И именно эта новая национальная специфика входит в противоречие с попытками заставить китайцев по-прежнему безропотно подчиняться воле правителей.
Во времена Ли Да-чжао пропаганда марксизма-ленинизма была трудным делом не только по политическим условиям, но и в силу культурной отсталости китайского народа. В связи с этим Ли Да-чжао был вынужден что-то опускать по политическим соображениям, а что-то упрощать, учитывая уровень аудитории, к которой он обращался. Это, естественно, не могло иногда не сказываться на характере изложения им марксизма-ленинизма. «В этом примитивном, непросвещенном обществе чрезвычайно трудно высказывать свое мнение: что бы мы ни сказали, мы будем не правы»94. Отсюда Ли Да-чжао делал заключение: «Мы должны твердо стоять на своих принципах, рассматривая их как орудие организации практического движения, мы должны также пропагандировать свои принципы, чтобы большинство членов общества смогло использовать их для разрешения конкретных социальных проблем»95. Слова Ли Да-чжао свидетельствовали о том, что пропаганду марксизма-ленинизма он вел не в просветительских, а в политических целях, имея в виду организацию практического политического движения на базе марксизм а-ленинизма.96
Конечно, было бы преувеличением говорить о том, что Ли Да-чжао познакомил Китай со всеми тремя составными частями марксизма-ленинизма и исчерпывающе осветил его основные идеи. В начале 20-х годов он не мог этого сделать, прежде всего, в силу того, что не был знаком со многими важнейшими работами К. Маркса и Ф. Энгельса и с большинством работ В. И. Ленина, поскольку тогда они не были переведены не только на китайский, но и на другие доступные Ли Да-чжао языки — японский и английский. Ли Да-чжао был мало знаком, например, с марксистско-ленинским диалектическим материализмом, хотя и был материалистом и диалектиком, не знал он, видимо, и марксистско-ленинской теории познания. Тем более не были знакомы в полном объеме с марксизмом и далеко не полностью его понимали рядовые китайские коммунисты.
В связи с тем, что взгляды революционных демократов формировались в Китае, который отстал в своем развитии от передовых стран мира, частичное и неполное усвоение марксизма-ленинизма китайскими коммунистами было объяснимо и закономерно. Приходится лишь удивляться и отдавать дань восхищения Ли Да-чжао, который оказался способен в условиях своего времени столь полно охватить и понять марксизм-ленинизм, решительно порвав с традициями феодального и буржуазного мировоззрения. Ли Да-чжао сумел донести до китайского народа главные, определяющие идеи марксизма-ленинизма, передать революционный, творческий дух учения и благодаря этому не только вызвать к нему широкий интерес, но и сделать марксизм-ленинизм основой генерального направления в развитии китайской общественной мысли на многие годы.
По мнению китайских исследователей, идейно-полити- ческое развитие Ли Да-чжао прошло три этапа: революционно-демократический, переходный (для него характерно постепенное освоение Ли Да-чжао основ научного социализма) и марксистский.97
Анализ идейного наследия Ли Да-чжао действительно позволяет выделить в его идейно-теоретическом и политическом развитии три основных периода:
1. Революционно-
2. Переходный (1917—1921);
3. Марксистско-ленинский (1921—1927).
Значение анализа идейной трансформации Ли Да-чжао выходит далеко за рамки интереса только к его личному Духовному развитию. Оно важно для понимания сдвигов, происходивших в общественном сознании Китая в первой четверти XX в. Последовательное рассмотрение эволюции взглядов Ли Да-чжао от революционного демократизма к марксизму-ленинизму позволяет увидеть процесс идейного созревания китайского пролетариата и его коммунистической партии, вскрыть общие закономерности проникновения марксизма-ленинизма в Китай и даже некоторые общие моменты его восприятия в странах, задержавшихся в своем экономическом развитии. Такой анализ открывает возможности более глубокого понимания причин и путей деформации учения марксизма-ленинизма в сознании некоторых радикальных мыслителей.
Обращение к анализу духовного развития Ли Да-чжао подсказывается и другой важной причиной — необходимостью непредвзятого, объективного показа процесса его идейного становления, искаженного такими буржуазными учеными, как Б. Шварц, М. Мейснер, С. Шрам, Ч. Тан, Чжоу Цэ-цзун, Дж. Чэнь и др. Они поставили задачу доказать, что Ли Да-чжао якобы положил начало деформации марксизма-ленинизма в Китае и был не столько убежденным коммунистом, сколько националистом и ревизионистом. Иными словами, главная цель этих буржуазных ученых заключалась в том, чтобы дискредитировать идею проникновения марксизма-ленинизма в Китай. М. Мейснер посвятил Ли Да-чжао большое исследование «Ли Да-чжао и возникновение китайского марксизма» (1967), статью «Ли Да-чжао и интеллектуальные предпосылки маоистской стратегии революции», опубликованную в сборнике «Революционные лидеры современного Китая» (1971), и другие работы. «Ли Да-чжао,— пишет М. Мейснер,— совершил фундаментальные отходы как от ленинизма, так и от оригинальной марксистской теории».98
Таким же образом подходит к анализу отношения Ли Да-чжао к марксизму-ленинизму и Ч. Тан в своей книге «Китайская политическая мысль в XX веке». «Ли рассматривал марксизм критически,— утверждал он,— и имел тенденцию скорее к ревизионизму, чем к большевизму. Признавая Маркса в качестве отца социалистической экономики, которая открыла новую эру в преобразовании мира, он указывал, что Маркс обычно игнорировал роль этики и что его концепция классовой борьбы в действительности вносила путаницу».99 Пытаясь в книге доказать, что исторические воззрения Ли Да-чжао отличались от марксистских, Ч. Тан писал, что «эти взгляды, как таковые, имели заметное различие с догматическим марксизмом и могли появиться только благодаря сильной связи Ли Да-чжао с либерализмом».100
Информация о работе Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая