Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать политические взгляды Ли Да-чжао и его роль в истории Китая.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
 исследовать политическое положение Китая после Синьхайской революции;
 рассмотреть исторический ход зарождения коммунистических групп в Китае в 20-30 годах XX века;
 проанализировать предпосылки создания Коммунистической партии Китая;
 исследовать государственный строй Китайской Республики 20-30 годов XX века;
 изучить историю становления первых органов народной власти, созданных КПК;
 определить роль Ли Да Чжао в пропаганде марксизма и организации коммунистической партии Китая;
 проанализировать течение становления политических взглядов Ли Да-Чжао;
 исследовать публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь»;
 определить политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 8
1.1 Последствия Синьхайской революции 8
ГЛАВА 2.ЗАРОЖДЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В КИТАЕ В 20-30 ГОДАХ XX ВЕКА 22
2.1 Создание Коммунистической партии Китая 22
2.2 Государственный строй Китайской Республики 26
2.3 Первые органы народной власти, созданные КПК 33
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЛИ ДА ЧЖАО В ПРОПАГАНДЕ МАРКСИЗМА И ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ 38
3.1 Становление политических взглядов Ли Да-Чжао 38
3.2 Публикации трудов Ли Да-чжао в журнале «Синь циннянь» 64
3.3 Политические взгляды Ли Да-чжао на пути развития Китая 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - Ли Да Чжао и его политическая роль изм - копия.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

После завершения формального объединения страны руководство Гоминьдана приступило к формированию нового политического режима, отражавшего некоторые традиционные черты китайской государственности.

Фактически Гоминьдан сохранил государственную структуру КР, созданную Сунь Ятсеном еще до 1925 г. 3 октября 1923 г. Национальное правительство в Нанкине опубликовало принятую Постоянным бюро Центрального исполнительного комитета Гоминьдана Программу политической опеки (Гоминьдану предстояло опекать все государственные дела на неопределенную перспективу), положенную затем в основу так называемого Органического закона об организации Национального правительства от 8 октября того же года. Новое гоминьдановское правительство вернулось к этим документам, которые предоставляли руководству республикой, придав им более широкое толкование.

В соответствии с Программой политической опеки, высшим органом государственной власти в Китае был объявлен съезд Гоминьдана. Это означало превращение республики в государство-партию. В период между съездами верховную власть в стране должен был осуществлять Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Гоминьдана. Согласно старой китайской традиции и на основе выдвинутого Сунь Ятсеном «принципа пяти властей», Национальное правительство было сформировано из пяти юаней (пяти палат) - исполнительного, законодательного, судебного, экзаменационного и контрольного. Правительство было подчинено Политическому совету ЦИК Гоминьдана. Таким образом, уже в период в Китае была заложена новая традиция, воплотившаяся затем в исторической практике Коммунистической партии Китая - руководящая, диктаторская и практически единоличная политическая власть партии в стране. Запомним этот момент, поскольку в будущем уже в КНР фактически тоже будет создано партийное государство, хотя и отличающееся по своей организации и целям от Китайской Республики. Но аналогия все равно прослеживается.

Период правления для себя Гоминьдан установил в шесть лет, начиная с 1 января 1929 г. Однако гоминьдановское руководство стремилось расширить хронологические сроки своей «опеки». Поэтому Органический закон устанавливал, что Национальное правительство является органом государственного управления в руках верховной власти. В то же время ему был придан ряд отдельных функций государственной власти. Оно имело право объявлять войну и заключать договоры с иностранными государствами, принимать решение об амнистии, то есть выполнять функции, свойственные обычно президенту. Как и президент в большинстве других стран, председатель правительства назначался верховным главнокомандующим вооруженных сил, представлял Китайскую Республику в системе международных отношений, председательствовал на заседаниях Государственного совета, образованного из представителей всех палат (юаней).

Данью демократическому устройству общественной жизни в странах Запада явилось создание законодательного юаня. Он был уполномочен рассматривать и утверждать законы, выносимые на его рассмотрение четырьмя остальными палатами. Но в отличие от западной модели китайский законодательный юань не был представительным органом, создаваемым путем выборов, а назначался Национальным правительством. Принятые законодательным юанем акты не вступали в силу до тех пор, пока их официально не вводил в силу Государственный совет, фактически состоявшийся под контролем председателя Национального правительства.

Судебный юань ведал работой судебной администрации и всем судопроизводством - он рассматривал дела в административном порядке и выполнял функции дисциплинарной комиссии.

Экзаменационный юань считался «высшим экзаменационным органом» Национального правительства. В его ведении находились вопросы организации и проведения экзаменов кандидатов на государственные должности и определение квалификации (ступеней) чиновников государственного аппарата.

Контрольный юань был обязан контролировать исполнение государственными чиновниками их служебных обязанностей, проведение различного рода ревизий, включая финансовый надзор. Примечательно, что члены Контрольной палаты, которые назначались Национальным правительством, не могли совмещать должности в центральных и местных государственных органах власти.

Особо отметим, что «разделение властей» было предпринято чисто формально - это было связано со стремлением правительства Чан Кайши и его приближенных лиц выиграть во мнении стран Запада приданием политическому режиму правых некоторых черт западной демократии. Этот политический маневр был повторен и в политике нового китайского государства, создание которого было провозглашено в 1949 году. В действительности была установлена диктатура партии во главе с ее председателем.

В течение всего периода пребывания Гоминьдана у власти в Китае происходило усиление личной власти Чан Кайши. Достаточно сказать, что он с самого начала получил посты председателя Национального правительства (отсюда - президентские функции), председателя Военного совета Центрального исполнительного комитета партии и Главнокомандующего вооруженными силами Китайской Республики. Напомним, что с приходом к власти Коммунистической партии Китая, в руках Мао Цзэдуна также была сосредоточена ничем не ограниченная высшая власть в КНР. По замыслу Чан Кайши Китай должен был принять конституцию, которая утвердила бы Китай в качестве президентской республики, и дала возможность открыто провозгласить его самого президентом Китайской Республики.

В этих целях 5 мая 1931 г. было созвано Национальное собрание, которое приняло Временную Конституцию Китайской Республики периода политической опеки». Однако в институциональном плане, благодаря сопротивлению оппозиции, учредить пост единовластного президента оказалось невозможным. После продолжительной борьбы в новом варианте Органического закона от 29 октября 1931 г. председатель правительства получал только представительские функции.12 Но фактически Чан Кайши оставался главой государства, поскольку он по- прежнему оставался Главнокомандующим вооруженными силами и возглавлял Военный совет. Это указывало на формальный характер Временной конституции и Органического закона. Пользуясь неограниченной властью, Чан Кайши в целях укрепления личной диктатуры осаживал наиболее рьяно стремящихся опередить его и поощрял угодных ему лиц. По свидетельству посла в Китае A.C. Панюшкина, он понизил в звании генерала Чэнь Чэна и освободил его от командования 9-м военным районом. Снял он и Чэнь Лифу с поста заведующего социальным отделом Гоминьдана.13

Важным признаком сильного государства являются его хорошо обученные вооруженные силы. Гоминьдановское руководство, захватившее власть в 1927 г., предприняло попытку реорганизовать армию, но тогда дело свелось к кадровым перестановкам. Замене ненадежных кадров преданными людьми. Слабость армии сразу же проявилась, как только Япония предприняла военные действия против Китайской Республики в 1931 г. Таким образом, гоминьдановское правительство не смогло сохранить единство Китая, оно продолжало распылять свои силы, ведя войну с партизанскими отрядами КПК и пытаясь удержать распространение японской агрессии на остальные районы Китая. Поэтому государственное строительство сводилось к сохранению прежних республиканских структур, которые, однако, выполняли уже не демократические функции, а функции военной диктатуры. Но если она с успехов проводила карательные операции среди мирного населения, то проявила беспомощность в организации вооруженных сил, не придав государственного характера провинциальным армиям. Китайская Республика не имела закона о воинской повинности, не вела учета контингента для армии. Все это сыграло свою роль при ведении военных операций вооруженных сил Китайской Республики против японской армии - у Чан Кайши и его правительства не было создано надежных органов власти на местах, подобных тем, которые КПК создавала в районах, где находились ее опорные базы (советы). Структура вооруженных сил гоминьдановского Китая была несовершенной. Сухопутные силы состояли из двух частей: армии центрального правительства и армий провинциальных генералов-милитаристов. Командование армией не было централизованным. Юридически главнокомандующим всеми вооруженными силами Китайской Республики являлся генералиссимус Чан Кайши, при котором был создан главный штаб. Но на деле главкому подчинялись только войска центрального правительства. Это чрезвычайно затрудняло принятие решений главному командованию: в любой момент местные войска могли выйти из подчинения. Практически провинциальные войска действовали самостоятельно.

Военное строительство в стране вообще велось неудовлетворительно. Ни у одного рода войск не было своего устава (им предлагалось пользоваться переводами военных уставов, разработанных для иностранных армий), военные не были обучены искусству проведения тактических операций. Приглашенные из СССР военные советники пытались разработать временные уставы и наставления, но на практике ими почти не пользовались, вследствие, как пишет Б.Г. Сапожников, скрытой неприязни главкома и его штаба к советскому военному искусству. Гоминьдановское командование не имело плана мобилизации и развертывания армии военного времени.

По численности гоминьдановская армия превосходила японскую армию вторжения. Но она была плохо вооружена и еще хуже обучена современным методам ведения боевых действий. В Китае не было почти никакой системы противовоздушной обороны. «Население даже крупных городов не было защищено от воздушного и химического нападения. Хотя китайское правительство знало, что японцы не остановятся перед применением химического и бактериологического оружия против китайского народа».14

Несмотря на тяжелую внутреннюю ситуацию и тревожное международное положение, Национальное правительство предпринимало отдельные меры для укрепления власти ГМД. Но речь не шла о создании каких-либо демократических (выборных) органов власти на местах. Следуя двухступенчатой схеме административного устройства (провинция-уезд), правительство разделило весь Китай на 28 провинций и две особые территории (дифан) - Внутреннюю Монголию и Тибет. В Китайской Республике в 1935 г. насчитывалось 1964 уезда. Была восстановлена существовавшая при цинах система десятидворки - стодворки (бао-цзя). При их помощи в стране был установлен тоталитарный военно-административный контроль над населением. Начальниками групп назначались, как правило, помещики и богатые крестьяне, что тормозило какие-либо прогрессивные перемены в деревне.

Следуя политической традиции «собирания земель», Национальное правительство Китайской Республики объявило свои претензии на территорию Монгольской Народной Республики и не скрывало своего намерения при удобном случае произвести ее захват. В основу национальной политики гоминьдановского режима был положен принцип Сунь Ятсена - «национализм», под которым подразумевалось превращение Китая в единое могучее государство. Но если Сунь Ятсен под созданием такого Китая подразумевал добровольное объединение провинций и отдельных наций, то Гоминьдан проводил политику ассимиляции неханьских народов. На III съезде партии было дано определение населения Китая как единой нации, состоящей из нескольких ветвей, отличающихся только по религии и географическому положению. В национальных районах Китая политика ассимиляции вызвала сопротивление. Ушла в подполье Народно-революционная партия Внутренней Монголии. Антиправительственные выступления происходили в провинциях Гуанси, Юньнань, Хунань.

Период «политической опеки» длился фактически и формально почти до 1949 г. В середине 1930-х гг. законодательная палата Национального правительства приступила к разработке текста постоянной конституции; конституционную комиссию возглавил председатель юаня Сунь Фо. Проект был представлен на рассмотрение V съезда ГМД в 1935 г. и затем опубликован в 1936 г. При составлении проекта акцент был перенесен на функции законодательного юаня с тем, чтобы несколько ограничить ничем неограниченную личную власть Чан Кайши. Однако в окончательном проекте 1936 г. первоначальное положение было заменено новым, отражающим личную власть Чан Кайши. Развернувшаяся критика новой конституции в преддверие созыва Национального собрания была прервана развернутой японской агрессией против Китая. Японская армия быстро оккупировала приморские районы, наиболее развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношениях. Китай лишился доступа к 60% разведанным залежам угля и железной руды, 40% добываемой соли, 30% сельскохозяйственной продукции. Возобновляя сотрудничество с КПК, Чан Кайши и его близкое окружение рассчитывали, что в ходе войны КПК значительно ослабнет как за счет физических потерь во время боевых действий с японцами, так и за счет выхода коммунистов из партии и перехода их в ряды Гоминьдана. Поэтому до начала 1939 г. Гоминьдан относительно терпимо относился к КПК, хотя и считал ее «государством в государстве».

Таким образом, после смерти Сунь Ятсена республиканская форма правления сохранилась только формально. Начиная с 1927 г. фактически ее основным содержанием стала военная диктатура ГМД во главе с генералом Чан Кайши, создавшим в стране реакционный режим. Его антинародный характер стал главной причиной падения Китайской Республики и прихода Коммунистической партии к власти в Китае.

 

2.3 Первые органы народной власти, созданные КПК

 

КПК возглавила национально-демократическую революцию. Борьба китайского народа прошла через четыре этапа: Северный поход против милитаристов, захвативших власть в Северо-Восточном Китае (1924-1927); революционная аграрная война (1927-1937); война Сопротивления японским захватчикам (1937¬1945); и Освободительная война (1945-1949).

После поражения китайской революции и тяжелых потерь КПК ее руководство приступило к укреплению своих позиций в сохранившихся под контролем коммунистов районах. Это происходило в форме организации советов, как органов самоуправления на местах и формирования частей Красной армии. Ноябрьский 1927 г. пленум ЦК КПК принял решение о создании советов как органов революционной власти и формирования Красной армии в некоторых районах Китая. Советы создавались по образцу советов, существовавших в СССР.

Информация о работе Ли Да Чжао и его политическая роль в истории Китая