Роль конфуцианства в истории Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:04, реферат

Краткое описание

На Востоке отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации, и оно весьма отличается от западного. Это хорошо заметно на примере религии «Конфуцианства». Хотя «Конфуцианства» по своему содержанию больше похоже на набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. И именно по этим нормам, когда-то жил китайский народ.

Оглавление

Глава 1. Введение 3
Глава 2. Зарождения культуры 3
Глава 3. Конфуций 7
Глава 4. Роль конфуцианства в истории Китая 8
Глава 5. Культ семьи и клана 9
Глава 6. Конфуцианцы в жизни Китая 10
Глава 7. Конфуцианство – регулятор жизни Китая 11
Глава 8. Конфуцианцы в жизни Китая 12
Заключения 13
Список использованной литературы 14


Файлы: 1 файл

Роль конфуцианства в китае.docx

— 38.11 Кб (Скачать)

ОГЛОВЛЕНИЯ 

    Глава 1. Введение           3

   Глава 2. Зарождения культуры        3

   Глава 3. Конфуций          7

    Глава 4. Роль конфуцианства в истории Китая     8

    Глава 5. Культ семьи и клана        9

    Глава 6. Конфуцианцы в жизни Китая              10

   Глава 7. Конфуцианство – регулятор жизни Китая            11

   Глава 8. Конфуцианцы в жизни Китая              12

   Заключения                          13

    Список использованной литературы                      14 
     
     

 

ВВЕДЕНИЕ        

Китай - страна древней истории, культуры, философии, со своей неповторимой, религией одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие.       

Религии Востока - это, прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.      

На Востоке  отношение к религии является одним из важнейших показателей  в характеристике цивилизации, и  оно весьма отличается от западного. Это хорошо заметно на примере религии «Конфуцианства». Хотя «Конфуцианства» по своему содержанию больше похоже на набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. И именно по этим нормам, когда-то жил китайский народ.  

ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ КОНФУЦИЯ       

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая  начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.      

Издревле  китайская социальная система была четко поделена на уровни, каждому  из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписания  порой касались даже мелочей. Например, было точно известно, в каких одеждах  кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.      

Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать.      

По  представлениям, характерным для  древнего Китая, император обладал  огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о государстве и роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.      

Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный  не мог быть не только богатым, но даже зажиточным.      

На  первый взгляд такая система может  показаться несправедливой и даже бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с точки зрения современных представлений о свободе, равенстве возможностей, демократических правах. Факт остаётся фактом: в течение многих веков именно такая система социального разделения с её жесткими предписаниями поддерживала стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и народом.      

В китайской истории период правления  Чжоурской династии считается едва не идеальным временем в жизни  людей и государства, когда все  жили в достатке и каждый «знал  своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был правителем, а подданный - подданным».       

Основателем дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и добродетельный человек. Он выгодно  отличался от своего неудачливого предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель и оберегать народ». Многие мудрецы, в том числе и Конфуций, называли его образцом лучших нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности, указывая на то, что он «полностью овладел культурным началом», а значит, и «ритуальными» нормами поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.      

Однако  такому благоденствию не суждено  было длиться долго. Сильнейшие социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к такому кризису.      

Несколькими веками ранее в обиходе появилось железо. Это нарушило гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью, богатеть за счет обработки новых земель. В результате возникли так называемые «сильные дома». Казалось, золотой век китайской государственности остался позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет уже великих мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня тот, кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому достойному, как великий правитель древности Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы измельчали, все власть предержащие заботятся лишь о собственном достатке и страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся на множество мелких царств, непрестанно враждовавших между собой. Не случайно эта эпоха (V - III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства или Воюющие государства).       

Страна, раздробленная на противоборствующие владения, вела долгие, изнурительные  и бесполезные войны. В начале этой эпохи на территории центральных равнин оказалось около 140 мелких и крупных царств. Не проходило и года, чтобы между ними не возникали стычки. Образовалась даже особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в другое, пытались уладить конфликты между правителями. К таким людям принадлежал известный философ Мо-цзы.      

В результате кровопролитных междоусобиц  выделилось «семь сильнейших» царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными соседями. Так, царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.      

Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень взаимоотношений между  людьми. Неужели великую страну ожидают  хаос и смута?       

Именно  в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась «великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы привести к покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных, философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм, даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслима без них.      

И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э., необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время.      

Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однажды заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером можно и умереть».      

Единственное  известное крупное мистическое  произведение архаической традиции - знаменитая книга «И цзинь», или, как  принято переводить её название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до н. Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательной книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать крыльев».      

Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как «вечное непостоянство», как переход двух противоположных  и взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно. Однако существует способ символического выражения этой внутренней реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.      

В «Книге перемен», непостижимым образом  повлиявшей на развитие всей китайской  философии, видимо, содержалось какое-то  древнее  мистическое  знание, суть  которого  выходила  далеко  за  рамки  гадательной  практики и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.  

КОНФУЦИЙ        

Одним из наиболее ярких представителей китайской  философской школы, несомненно, является Конфуций. Он родился 22 сентября 551 г. до Р. Хр. на востоке Китая в княжестве Лу. Его отец принадлежал к знатному, но обедневшему роду и был правителем одного из уездов княжества. Когда ему исполнилось три года, будущий философ лишился отца, а в 17 лет — матери. С юности Конфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества, создании идеального справедливого государства, где всем было бы хорошо. Пытаясь воплотить свою идею в реальность, он много путешествовал по стране, предлагая свои услуги в качестве министра Китайским царям и князьям.      

Конфуций  занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и  не было доведено до конца — то вследствие утонченности самой идеи, то в результате противодействия его врагов. Мудрость снискала Конфуцию большую славу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать его учениками. Путешествуя из одного царства в другое, Конфуций сокрушался: «Не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать моим учеником». Мудрец умер в апреле 479 г. со словами: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить мое учение?» Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания». Большое влияние на формирование конфуцианства оказали философы Мэн-цзы (372-289 гг. до Р. Хр.) и Сюнь-цзы (313-238 гг. до Р. Хр.). Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Император является отцом всей страны, а подданные должны быть его верными детьми. Все население страны эти философы поделили на 4 категории (своего рода, отдаленный прообраз индуистских каст): 

1. Люди, обладающие мудростью с рождения;

2. Люди, которые могут приобрести мудрость;

3. Люди, с трудом постигающие учение;

4. Народ,  который не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.       

Основу  воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой  внешнее выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее и точнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все взаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на церемониях. Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этого можно при помощи своих сил через исполнение церемоний. При этом народ, который, по Конфуцию, должен находиться в унизительном состоянии, ибо в этом якобы заключается воля Неба, не может достигнуть добродетели и поэтому обязан слепо повиноваться знати.       

В конфуцианстве понятие Бога как  такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией.      

Несмотря  на это, оно, подобно другим восточным  учениям, признает существование духов, демонов, богов. Так, в этом учении огромную роль играет культ предков. По этому культу умершие предки осуществляют деятельную связь между миром духов и людей. Без совета с духами умерших предков не предпринималось ни одно серьезное начинание. 

Информация о работе Роль конфуцианства в истории Китая