Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:04, реферат
На Востоке отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации, и оно весьма отличается от западного. Это хорошо заметно на примере религии «Конфуцианства». Хотя «Конфуцианства» по своему содержанию больше похоже на набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. И именно по этим нормам, когда-то жил китайский народ.
Глава 1. Введение 3
Глава 2. Зарождения культуры 3
Глава 3. Конфуций 7
Глава 4. Роль конфуцианства в истории Китая 8
Глава 5. Культ семьи и клана 9
Глава 6. Конфуцианцы в жизни Китая 10
Глава 7. Конфуцианство – регулятор жизни Китая 11
Глава 8. Конфуцианцы в жизни Китая 12
Заключения 13
Список использованной литературы 14
РОЛЬ КОНФУЦИАНСТВА В ИСТОРИИ
КИТАЯ
Речь идет о культе предков - как живых так и мертвых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии), конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности.
Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи, - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели. В средневековом Китае считалось нормальным и даже поощрялось законом, что сын не смеет свидетельствовать против отца, что опять таки восходило к Конфуцию, который как-то в полемике заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана».
Культ
сыновей почтительности с течением времени достиг
в Китае всеобщего признания, стал нормой
жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные в сборнике
«24 примера сяо», превратились в объект
восхищения и подражания. Вот несколько образцов
сяо из этого сборника: бедняк, продавший
сына, чтобы накормить умирающую с голода
мать, находит в огороде сосуд с золотом
и надписью «за твое сяо»; восьмилетний
мальчик в летние ночи не отгоняет от себя
комаров - пусть они лучше жалят его, а
то ведь станут беспокоить его родителей;
почтительный сын в голодный год отрезал
от себя кусок тела, дабы сварить бульон
для ослабевшего отца; добродетельный
ханьский император Вэнди во время трехлетней
болезни матери не отходил от её ложа,
лично готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся
ей лекарства. Эти и многие другие аналогичные
рассказы призваны были с детства воспитывать
в почтительном сыне готовность к самопожертвованию
во имя культа предков.
Культ семьи и клана
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких предков к далеким потомкам - интересов.
При заключении
брака главное и
Отсюда
постоянная тенденция к росту семьи. Большая
нерасчлененная семья (та самая, которую
имел в виду Конфуций, когда он сравнивал
её с государством) существовала и до Конфуция,
но по преимуществу среди знати. Конфуцианство
своим культом предков и «сяо» создало
дополнительные стимулы для её небывалого
расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски
благоприятных экономических возможностей
стремление к совместному проживанию
близких родственников становилось решающим
импульсом и резко преобладало над сепаратическими
тенденциями. В результате большие семьи,
включавшие в себя несколько жен и наложниц
главы семьи, немалое число женатых сыновей,
множество внуков и иных родственников
и домочадцев, стали весьма распространенным
явлением на протяжении всей истории Китая
(образ жизни одной из них хорошо описан
в классическом китайском романе «Сон
в красном тереме»). Такие семьи делились
лишь после смерти отца, а то и обоих родителей.
Старший сын занимал место главы семьи
и получал большую долю наследства, в том
числе и дом с храмом предков, тогда как
остальная часть общего имущества делилась
поровну между всеми остальными сыновьями.
Все новые семьи основанные младшими братьями
(а каждый из них становился главой своего,
бокового по отношению к главному культа
предков), в течение длительного времени
продолжали находиться в зависимости
от старшего брата, являвшегося теперь
главой основной линии культа, общего
от всего клана. Возникал мощный разветвленный
клан сородичей, крепко державшихся друг
за друга и населявших порой всю деревню,
особенно на юге страны, где кланы бывали
наиболее сильны.
Конфуцианцы
в жизни Китая
Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов, когда Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного функционирования центральной власти находившиеся в определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и развала империи в среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойти против течения и резко обличали пороки современного им общества. При этом они руководствовались не только интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены нелегкой задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и священных принципов конфуцианского государства.
Призывы этих «честных чиновников» ( они так официально именуются в китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе движения, а в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства в целом. Во-первых, своими обличиями неучастием в народных восстаниях они как бы практически реализовывали тезис о добродеятельности императора и смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-вторых, после смерти «честных чиновников», особенно если они становились жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.
Культ
этот всегда был очень заметен в Китае. Не
аристократ или священник, не дворянин-рыцарь
или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник,
грамотей-начетчик всегда был социальным
идеалом в старом Китае. Вся направленность
социальных устремлений, весь импульс
жизни, все личные желания каждого честолюбивого
китайца концентрировалось на этом: в
многочисленных новеллах и романах, драмах
и стихах основная сюжетная линия всегда
так или иначе была связана с темой бедного
студента, который благодаря терпению,
труду, стараниям и способностям преодолел
все препятствия, успешно сдал экзамены,
получил должность и оказался на вершине
почета, славы и богатства. При этом речь
шла не просто о грамотности, образованности
и причастности к власти. Мудрость шэньши
опиралась, в конечном счете, на священные
конфуцианские каноны, которые в своей
сумме считались сокровищницей обожествленных
истин. Каждый причастный к этим истинам
даже внешне, по формальным признакам,
резко отличался от простого народа.
Конфуцианство
– регулятор жизни Китая
Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за счет ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны и расстройству всей административной системы. Возникал кризис, и в этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но чаще всего сопровождавшее его восстание развеивало в прах все, что было достигнуто частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла идти речь в дни, когда страна была в пламени войны, а власть осуществлялась крестьянскими вождями или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становилась сильнее, а частный сектор должен был начинать все заново.
Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах. Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения, землячества, секты, тайные общества и т. п., которые в какой-то мере нейтрализовывали и ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны все на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний, когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве ее неизменной идеологической и организационной опоры.
Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный еще в иньско-чжоуское время культ правителя, императора, "сына Неба", управляющего Поднебесной от имени великого Неба. С течением времени сложился подлинный культ Поднебесной, Срединного государства, рассматривавшегося как центр Вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли Неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, населявших окраины, прозябавших в темноте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного только источника - из центра мира, из Китая. Любое прибытие в Китай иностранцев всегда рассматривалось как признание сюзеренитета сына Неба, как готовность принять культурные ценности великого Китая. Многие соседи Китая - гунны, тоба, монголы, маньчжуры, - спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшие свои династии, со временем неизменно окитаивались, что укрепляло в китайцах сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне варварам-завоевателям всегда приходилось - за неимением альтернативы - принимать конфуцианскую систему администрации, и это тоже как бы подтверждало концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им китайской империи, китайской цивилизации.
Религия
ли конфуцианство? В конкретных условиях
китайской империи
Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной инерции, что революционный XX век, покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и активно развенчавший эту доктрину, пока еще далеко не вправе считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции.
В течение двух
с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы
и чувства китайцев, влияло на их убеждения,
психологию, поведение, мышление, речь,
восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом
смысле конфуцианство не уступает ни одной
из великих религий мира, а кое в чем и
превосходит их. Конфуцианство заметно
окрасило в свои тона всю национальную
культуру Китая, национальный характер
его населения. Оно сумело стать - во всяком
случае, для старого Китая - незаменимым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С самой юности Конфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества. Он хотел создать идеальное государство, базировавшееся на слегка изменённых древних традициях, привычных нормах этики и культа. Апеллируя самыми тонкими и отзывчивыми струнами души китайского народа, конфуцианцы завоёвывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правители мудрее.