История фондового рынка Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:50, реферат

Краткое описание

История развития фондового рынка в Китае. Зарождение фондового рынка Китая относится к 1914 г., когда в Шанхае была основана первая фондовая биржа. С момента учреждения и до начала работы биржи прошло достаточно много времени - ее официальное открытие состоялось лишь в 1920 г. Позднее фондовые биржи появились также в Пекине и Тяньцзине. Основная часть оборота на этих биржах приходилась на государственные облигации. После прихода в 1949 г. к руководству страной КПК все фондовые биржи были закрыты.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА КИТАЯ.docx

— 28.06 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА  КИТАЯ    

Зарождение фондового  рынка Китая относится к 1914 г., когда в Шанхае была основана первая фондовая биржа. С момента учреждения и до начала работы биржи прошло достаточно много времени - ее официальное  открытие состоялось лишь в 1920 г. Позднее  фондовые биржи появились также  в Пекине и Тяньцзине. Основная часть  оборота на этих биржах приходилась  на государственные облигации. После  прихода в 1949 г. к руководству  страной КПК все фондовые биржи  были закрыты.  
    Возрождение рынка ценных бумаг в Китае стало возможно только в первой половине 80-х годов XX в., с началом экономических реформ. Столкнувшись с острой нехваткой средств в 1980 г. правительство КНР было вынуждено прибегнуть к выпуску облигаций. Вскоре эмиссия облигаций стала достаточно распространенной практикой привлечения денежных средств не только правительством, но государственными предприятиями и банками. 
    Полноценное функционирование китайского фондового рынка началось лишь с открытием в декабре 1990 г. Шанхайской фондовой биржи. Через полгода, в июле 1991 г., была открыта фондовая биржа в Шэньчжэне - наиболее успешной специальной экономической зоне КНР. С этого времени развитие рынка ценных бумаг Китая пошло довольно быстрыми темпами (см. таблицу).

Показатель 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Количество  компаний, прошедших листинг 54 183 291 323 530 745 851 949 1088 1160
Объем торгов за год, млрд юаней* 68,1 366,7 812,7 403,6 2133,2 3072,2 2354,4 3132 6082,7 38305,2
Совокупная  капитализация, млрд юаней 104,8 353,1 369,1 347,4 984,2 1752,9 1950,5 2647,1 4809,1 4352,2
Капитализация акций, находящихся в свободном  обращении, млрд юаней н.д. н.д. 96,5 93,8 286,7 520,4 574,5 821,1 1549,3 1446,3
Число открытых счетов, млн шт. 2,16 7,78 10,59 12,42 23,07 33,87 39,1 44,81 56,83 66,5
 

    Следует отметить, что основные показатели работы Шанхайской и Шэньчжэньской бирж примерно одинаковы, хотя имеются и некоторые существенные отличия. Так, на Шанхайской бирже обращаются в основном акции бывших госпредприятий, преобразованных в акционерные  общества. На бирже в Шэньчжэня, помимо акций контролируемых государством компаний, также котируется весьма значительное число акций совместных предприятий, которые имеют тесные связи с расположенным рядом  Гонконгом.

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ  КИТАЯ    

Основная характерная  черта китайской экономической  модели - сохранение ведущей роли государства  во всех областях хозяйственной жизни  страны, в том числе и в финансовой.  
    Китайский фондовый рынок -единственный в мире, на котором подавляющее большинство обращающихся акций, по сути, являются акциями государственных компаний, преобразованных в ходе проведения реформ в акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. 
    Создание рынка ценных бумаг КНР в целом укладывается в общую схему проведения китайских реформ - <переходить реку, нащупывая камни>. Сначала создание фондового рынка не преследовало никаких целей, кроме проведения эксперимента, с тем что бы выяснить, какую пользу может принести введение этого немаловажного элемента рыночной экономики для развития КНР. Эксперимент подтвердил, что фондовый рынок может стать еще одним каналом привлечения инвестиций как внешних, так и внутренних. Впрочем, особого смысла в том, что бы развивать рынок ценных бумаг в качестве механизма привлечения инвестиций, не было. 
    Руководство Китая и без помощи фондового рынка научилось лучше всех в мире мобилизовывать как внутренние, так и внешние источники финансирования для проведения экономических преобразований. Огромные внутренние сбережения, доля которых в ВВП Китая за годы реформ не опускалась ниже 35%, временами достигая 42%, могли быть без труда привлечены государством через банковскую систему. К примеру, общая сумма выданных в 2001 г. новых банковских кредитов составила 157 млрд долл., а через IPO было привлечено 9,3 млрд долл. 
    В то же время не стоит и занижать важности этого канала привлечения инвестиций, наглядным свидетельством значимости которого является общая сумма дополнительного финансирования, полученного китайскими предприятиями за счет размещения акций: к апрелю 2002 г., таким образом, в экономику КНР было направленно около 150 млрд долл. Что же касается иностранных инвестиций, то Китай смог привлечь огромные средства из-за рубежа, воспользовавшись и другими каналами финансирования, в первую очередь стимулируя прямые иностранные инвестиции.

НА  СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА    

Естественно, что, создав новый канал привлечения  инвестиций, китайское руководство  постаралось сохранить свое влияние  на процесс размещения привлеченных средств. В результате процедура  выхода компании на биржу, представляющая собой IPO, строго контролировалась государством. Допуск к листингу на бирже был  долгое время жестко ограничен - Государственный  комитет по планированию и развитию, Центральный банк (Народный банк Китая) и Комитет по управлению и контролю за ценными бумагами (КУКЦБ) совместно  устанавливали годовой объем  первичного размещения акций, который  являлся частью общегосударственного инвестиционного и кредитного плана. Затем КУКЦБ распределял квоты  на проведение первичного размещения между компаниями, прошедшими предварительный  отбор на отраслевом уровне и в  провинциях. При этом учитывались  такие факторы, как выправление  дисбаланса между уровнями развития отдельных провинций и несовершенство отраслевой структуры производительных сил.  
    Обычно размер IPO составляет не больше 25% от общего количества выпущенных акций. По требованию КУКЦБ верхняя планка цены размещения акций не должна превышать чистую прибыль, приходящуюся на одну акцию более чем в 15 раз. В то же время коэффициент P/E по большинству акций, обращающихся на рынке, нередко достигает 40. Так, на конец августа 2002 г. среднее значение этого показателя для акций типа <А> на Шанхайской бирже составило 43,02, на Шэньчжэньской - 47,78. 
    Следствием существенного занижения цены первичного размещения акций является многократное превышение спроса при проведение IPO. Инвесторы, желающие приобрести акции в ходе первичного размещения, должны заранее зарегистрировать свои заявки, затем среди них проводится розыгрыш. Право покупки получают лишь победители лотереи. Вскоре после завершения процесса размещения, как правило, наблюдается резкий рост котировок акций.

ФИНАНСОВЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ ФОНДОВОГО  РЫНКА КИТАЯ    

Характерной чертой фондового рынка Китая является его сегментированность. Всего существует 6 типов акций китайских компаний - A, B, C, H, L и N.  
    Акции типа <А> 
    Акции типа "A" соответствуют акциям, которые в большинстве стран мира называются обыкновенными. Большая часть оборота китайских фондовых бирж приходится именно на акции типа <А> - в общем объеме торгов акциями на их долю приходится 95-99%. Однако существующие ограничения на доступ нерезидентов на китайский фондовый рынок определяют ряд особенностей акций: акции этого типа в течение долго времени могли приобретаться только резидентами КНР, иностранным же инвесторам строго запрещалось владеть ими. Торговля акциями этого типа разрешена только внутри Китая. 
    С 1 декабря 2002 г. иностранные инвесторы наконец получили доступ на внутренний фондовый рынок КНР. 
    Возможность приобретения акций типа <А> предоставляется только так называемым <компетентным иностранным институциональным инвесторам> (КИИИ). Для получения статуса КИИИ иностранные инвесторы должны получить специальную лицензию и квоту, определяющую предельный размер капитала, который они могут использовать для работы на китайском рынке ценных бумаг. Для этого они должны соответствовать определенным критериям. 
    Так, например, иностранным управляющим компаниям (компаниям, осуществляющим доверительное управление активами) необходимо иметь соответствующий опыт работы в течение пяти лет, при этом сумма активов, находящихся в их управлении в последнем отчетном периоде, не должна быть меньше 10 млрд долл. 
    Страховые и инвестиционные компании, претендующие на получение лицензии и квоты, должны иметь опыт работы в своей отрасли не менее 30 лет, собственный капитал - в размере 1 млрд долл., а размер их активов- не должен быть меньше 10 млрд долл. 
    Жесткие требования предъявляются к коммерческим банкам: они должны быть в числе 100 крупнейших банков мира по размеру активов и управлять инвестиционным портфелем, состоящим из ценных бумаг, общая стоимость которых должна составлять не меньше 10 млрд долл. Еще одним требованием, предъявляемым к КИИИ, является отсутствие существенных нарушений законодательства в тех странах, где они проводят свои операции в течение последних трех лет.  
    Помимо акций типа <А>, КИИИ смогут осуществлять операции с государственными и корпоративными облигациями, прошедшими листинг на биржах КНР, а также с другими финансовыми инструментами, перечень которых устанавливается властями КНР. После получения лицензии КИИИ должны открыть юаневый счет в китайском банке, который одновременно будет номинальным держателем приобретаемых нерезидентом ценных бумаг.  
    Проведение операций на фондовом рынке КИИИ разрешается только через китайские инвестиционные компании. Размер участия в капитале китайских компаний для КИИИ строго ограничен - по отдельности они могут владеть не более 10% находящихся в обращении акций эмитента. Доля всех КИИИ не может превышать 20% акций, выпущенных отдельной компанией. Также совокупная доля участия всех КИИИ в капитале компаний не должна превышать установленных для нерезидентов квот на участие в отдельных отраслях. Из-за отсутствия конвертируемости юаня по капитальным операциям инвестирование капитала и его репатриация КИИИ строго регламентируются.  
    Акции типа "В" 
    Владельцы акций типа <В> обладают теми же правами и обязательствами, что и держатели акций типа <А>. Единственная отличительная черта этих бумаг - их могут свободно приобретать нерезиденты. Впервые акции этого типа были размещены в конце 1992 г. Котировки акций типа <В> на Шанхайской фондовой бирже выставляются в американских долларах, на Шэньчжэньской - в гонконгских долларах.  
    До февраля 2001 г. резидентам КНР было строго запрещено покупать акции типа "B". В результате существования таких ограничений курсовая стоимость различных типов акций одного и того же эмитента резко отличалась. В среднем акции типа "A" стоили в 4 раза дороже акций типа "B". Несмотря на существовавшую возможность арбитража, ценовые диспропорции между курсами сохранялись достаточно длительное время. 
    Более высокая стоимость акций типа <А> объяснялась тем, что в Китае, где один из самых высоких уровней сбережений в мире, существует не так много альтернатив более доходного размещения средств. Так, к примеру, в 2000 г. процентная ставка по депозитам сроком 2 года в китайских банках равнялась 2,43%, 3-летние депозиты приносили 2,7%, 5-летние - 2,88%; доходность по государственным облигациям была не на много выше - соответственно 2,55, 2,89 и 3,14 %. В таких условиях вложение средств в акции рассматривается китайскими инвесторами как единственный способ существенного преумножения своих сбережений. 
    После снятия ограничений на приобретение акций типа "B" резидентами КНР их котировки практически сравнялись со стоимостью бумаг типа <А>. 
    Акции типа "С" 
    Акциями типа "С" могут владеть исключительно юридические лица - государственные учреждения и госпредприятия. В большинстве компаний, акции которых обращаются на бирже, государству принадлежит пакет акций, который представлен акциями типа "С". Акции этого типа крайне малоликвидны. До 1993 г., когда листинг этого типа акций был запрещен, лишь 17 АО из более чем 4000 компаний успели получить допуск к торговле в электронной внебиржевых системах STAQS и NETS. Однако конвертация одного типа акций в другой весьма затруднена.  
    В ноябре 2002 г. власти КНР приняли постановление о разрешении приобретения иностранным инвесторами акций типа "С" в компаниях, ценные бумаги (акции типа <А>), которых уже допущены к торгам на китайских фондовых биржах. Отчуждение приобретенных акций этими инвесторами запрещено в течение 12 месяцев со дня их приобретения. 
    С 1 января 2003 г. иностранные инвесторы получили также возможность приобретать акции компаний, не имеющих листинг на биржах. Как ожидается, разрешение иностранным инвесторам приобретать акции типа "С" приведет к волне поглощений бывших госпредприятий транснациональными корпорациями, работающими в КНР. Вряд ли в дальнейшем приобретенные иностранными инвесторами акции попадут в свободное рыночное обращение.  
    Акции типа "H", "N" и "L" и <красные фишки> 
    Акции типа "H", "N" и "L" представляют собой акции китайских компаний, обращающиеся на Гонконгской, Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах соответственно. Этими типами акций могут владеть исключительно нерезиденты КНР. На конец августа 2002 г. 67 китайских компаний разместили акции типов "H", "N" и "L", получив тем самым 18,5 млрд долл. инвестиций1.  
    Первое размещение акций типа <Н> состоялось 29 июня 1993 г. Крупнейшая китайская пивоваренная компания Tsingtao Brewery стала первой зарегистрированной в КНР компанией, получившей листинг на Гонконгской фондовой бирже. В конце I кв. 2001 г. на бирже Гонконга обращались акции типа "H" уже 52 компаний, общая капитализация которых составляла 11,8 млрд долл., что соответствовало 2,1% рыночной стоимости всех торгуемых акций. Следует отметить, что китайским компаниям запрещено одновременно выпускать акции типа "B" и "H". 
    Кроме акций типа "H", на Гонконгской бирже торгуются также так называемые <красные фишки> - акции зарегистрированных в Гонконге компаний, основные активы которых находятся в материковой части Китая. Для привлечения инвестиций чрез размещение <красных фишек> китайские компании осуществляют покупку гонконгской компании, в собственность которой затем переводятся активы, расположенные в материковой части КНР. При этом либо приобретается компания, акции которой уже торгуются в Гонконге, либо специально регистрируется новая компания и лишь затем ее ценные бумаги выводятся на биржу. Эта схема позволила привлечь более чем 70 китайским предприятиям 43,7 млрд долл. на середину 2002 г.1 В общем обороте Гонконгской биржи на долю <красных фишек> приходится около 25%.  
    Листинг на зарубежных биржах получают в основном акции крупнейших и наиболее привлекательных для инвесторов компаний, таких как основные китайские нефтяные компании (или их <дочки>) PetroChina, China Petroleum & Chemical Corporation, China National Offshore Oil Corporation.

КДР    

Резиденты КНР  еще не имеют легальной возможности  приобретать акции китайских  компаний, котирующихся на зарубежных финансовых рынках. С целью повышения  качества инструментов, обращающихся на рынке ценных бумаг КНР, правительство  рассматривает возможность выпуска  китайских депозитарных расписок (КДР). 
    Как ожидается, первые КДР будут выпушены на так называемые <красные фишки>, затем, возможно, будет осуществлена эмиссия депозитарных расписок и на акции типа "H", "N" и "L". Обсуждается также возможность разрешения проведения операций с акциями китайских компаний, котирующихся на фондовых биржах за рубежом, так называемым <компетентным внутренним институциональным инвесторам> (КВИИ). Статус КВИИ смогут получить лишь участники фондового рынка, отвечающие определенным требованиям, при этом каждому КВИИ будет установлена квота на сумму средств, которые могут использоваться для приобретения зарубежных акций китайских компаний.

ЗАДАЧИ  ФОНДОВОГО РЫНКА  КИТАЯ    

Помимо сегментированности рынка на основе жесткого разделения китайского фондового рынка по типам  акций, дополнительным фактором, ограничивающим свободное движение капитала, является запрет на одновременный листинг  акций на двух биржах КНР - Шанхайской и Шэньчжэньской. В этой связи  для облегчения более полного  доступа инвесторов ко всем ценным бумагам, обращающимся на фондовом рынке  Китая, весьма целесообразным было бы объединение этих бирж. Несмотря на неоднократные заявления китайских  официальных лиц о том, что  такое объединение планируется, каких-то реальных шагов в этом направлении  до сих пор не предпринималось. 
    Основной причиной существующих на китайском рынке ограничений является стремление государства сохранить контроль над этим сектором финансового рынка, представляющим собой немаловажный инструмент привлечения средств населения для развития производительных сил страны. 
    Одной из отличительных черт китайского фондового рынка Китая является преобладание среди его участников частных инвесторов. На долю юридических лиц приходится лишь 12% акций, обращающихся на рынке, при этом институциональным инвесторам - паевым фондам, управляющим компаниям, банкам, страховым компаниям и пенсионным фондам -принадлежит лишь 4% акций. Китай значительно отстает от других стран мира по этому показателю.  
    Проблема усугубляется еще и тем, что китайские частные инвесторы отличаются отсутствием элементарных знаний, которые позволили бы им принимать адекватные инвестиционные решения. Преобладание среди участников фондового рынка Китая малограмотных частных инвесторов делает его поведение стихийным и непредсказуемым.  
    Китайские инвестиционные компании, являющиеся в настоящее время основными институциональным инвесторами, не обладают достаточным капиталом для того, чтобы оказывать на фондовый рынок стабилизирующее воздействие - их собственный капитал на конец 2000 г. составлял лишь 65,2 млрд юаней. Несмотря на возможность достаточно быстрого увеличения этого показателя за счет капитализации прибыли - их совокупная чистая прибыль в 2000 г. составила 24 млрд юаней, - ожидать скорого усиления их роли в качестве силы, способной упорядочить фондовый рынок КНР, очевидно, не стоит2. 
    В последние годы стала более четко прорисовываться еще одна важная задача фондового рынка Китая - преобразование государственных предприятий в компании, функционирование которых будет организовано по западным стандартам корпоративного управления, за долгие годы подтвердивших свою эффективность.  
    Так, премьер Госсовета КНР Чжу Чжунцзи в отчете о работе правительства на ежегодной сессии Собрания народных представителей в марте 2002 г. заявил, что внедрение современной системы корпоративного управления на государственных предприятиях является первоочередной задачей правительства . При этом он отметил, что правительство сконцентрирует внимание на изучении опыта предприятий, акции которых обращаются на бирже, что бы выявить существующие в этой области проблемы и решить их3. Руководство КНР, похоже, и здесь будет следовать проверенной стратегии реформирования - заимствовать полезный зарубежный опыт, адаптировав его при этом с учетом существующих реалий китайской действительности. 
    Менеджмент компаний, выводящих свои акции на биржу, также осознает важность воздействия дисциплинирующего фактора фондового рынка. Так, президент Торгового банка Китая Ma Вейхуа (Ma Weihua), комментируя подготовку банка к первичному размещению акций, отметил, что проведение IPO более важно с точки зрения повышения уровня корпоративного управления, чем привлечение инвестиций4.  
    Фондовый рынок может быть использован китайским руководством также для решения сложнейшей проблемы <плохих долгов> госпредприятий, достигших огромных размеров. В 1999 г. задолженность предприятий, принадлежавшая Китайскому промышленно-торговому банку, Сельхозбанку, Стройбанку и Народному банку Китая на общую сумму в 1,4 трлн юаней (170 млрд долл.), была передана в управление 4 специально созданным для этого компаниям-операторам. Затем часть этой задолженности была капитализирована в акции или паи компаний. 
    Для предприятий-должников капитализация, очевидно, является позитивным моментом, так как позволит получить им доступ к новым финансовым ресурсам и одновременно снизить расходы на обслуживание долгов. В то же время с позиции банков капитализацию долга госпредприятий можно рассматривать лишь как косметическую операцию, так как, по сути, она перекладывает проблемные активы из <одного кармана в другой>. Но по мере развития китайского фондового рынка и расширения числа предприятий, допущенных к листингу, ликвидность этих активов может значительно возрасти, что в конечном итоге позволит банкам вернуть значительную часть просроченной задолженности.  
    Немаловажную роль в заимствовании зарубежного опыта должны играть китайские компании, акции, которых обращаются на западных финансовых рынках, - они первыми должны перенять прогрессивные методы ведения бизнеса, тем самым стать примерами для других китайских корпораций. 
    Использование демонстрационного эффекта, по всей видимости, является также основной целью объявленных недавно властями КНР намерений разрешить допуск акций зарубежных компаний на китайский фондовый рынок. Как предполагается, право выпуска акций получат иностранные компании, либо имеющие на территории КНР полностью принадлежащие им подразделения, либо участвующие в совместных предприятиях. В частности, обсуждается возможность выпуска КДР на акции иностранных компаний, которые, как предполагается, получат листинг на Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых биржах и будут доступны для внутренних инвесторов. 
    Также в планах китайского руководства - разрешение проведения первичного размещения на китайских биржах акций совместных предприятий и компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Расширение спектра акций, торгуемых на китайском фондовом рынке, должно в целом способствовать повышению качества активов, обращающихся на нем. Вероятнее всего, объем акций иностранных компаний, допущенных к торговле на китайских фондовых биржах, будет весьма ограниченным. Тем не менее появление на фондовом рынке Китая акций западных компаний будет способствовать приближению его параметров к более разумным величинам, в частности, это касается очевидной переоцененности китайских акций. 
    Впрочем, процесс <сдутия китайского пузыря> не должен вызвать каких-либо существенных негативных экономических и социальных последствий - размеры рынка относительно невелики: на конец 2001 г. общая рыночная стоимость находящихся в обращении акций составила всего 15,1% ВВП. Что же касается убытков, которые понесут китайские инвесторы, в основном мелкие инвесторы, то государство постарается смягчить последствия снижения котировок акций, растянув процесс корректировки стоимости акций на достаточно длительный период времени.

Информация о работе История фондового рынка Китая