Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:47, контрольная работа
Представления об обществе и государстве в политических учениях античности.
Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.
Представления об обществе и государстве в политических учениях античности.
Платон – родоначальник философии объективного идеализма.
Политико-правовое учение Аристотеля.
II. Политические учения периода становления и развития капитализма.
Учения западных мыслителей.
Философское учение о государстве Т. Гоббса.
Дж. Локк – автор политической теории либерализма.
Основные формы правления по Ш.Л. Монтескье.
Политические идеи Ж.-Ж. Руссо.
Социально-политическая мысль XIX века.
Особенности политической мысли России.
История развития политической мысли
План
II. Политические учения периода становления и развития капитализма.
I. Представления об обществе и государстве в политических учениях античности.
Кризис мифологического
мировоззрения и развитие философии
заставили идеологов
1. Платон – родоначальник философии объективного идеализма.
Взгляды Платона (427–347 гг. до н.э.) сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед повлияло на ранние произведения Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.
После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую школу под названием «Академия». Диалоги и письма, которые создал Платон после возникновения Академии, относят к зрелым произведениям мыслителя.
Главную мысль платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставлял особый мир идей или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает как бы среднее положение между «подлинным бытием» и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в мире идей. Знания человека об окружающей природе, думал Платон, не могут быть истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в идеальном мире. Объективный идеализм Платона переплетался с религией и мистикой. Философия в его трудах, особенно поздних, приобретала черты теологии.
Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона «Государство» и «Законы».
В диалоге «Государство» Платон рассматривал идеальный государственный строй по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость». Определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников – серебра, а в души земледельцев и ремесленников – железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.
Во главе государства, считал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты – интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п.
Механизму осуществления власти Платон не придавал в диалоге «Государство» особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если таковых будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан. Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.
Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения – важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В последних «заключены два враждующих между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей».
Прототипом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там отношения – организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и др.
Характеризуя извращенные
Вырождение аристократии мудрых, по
его словам, влечет за собой утверждение
частной собственности и
Следующий вид государственного устройства – олигархия – появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, характеризуется враждой богачей и бедняков, и будет постоянно воевать само с собой.
Победа бедняков приводит к установлению демократии – власти народа. Общественные должности при демократии занимаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие и безначалие.
Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность – чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй – это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей.
Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.
Нарисованная философом
Диалог «Законы» - это последнее Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает второй по достоинству государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.
Основные отличия диалога «
Во-первых, Платон отказывается от коллективной
собственности философов и
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров их имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве, в их обязанности входит военная служба, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных сисситиях, жертвоприношения и т.п.
В-третьих, потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Во втором по достоинству государстве земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили не нуждаясь. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.
В-четвертых, Платон подробно описывает
в диалоге организацию
Идеальным государственным устройством по Платону – это правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства и монархический принцип геометрического равенства (учитываются заслуги и достоинства). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей. Они руководят верховной властью в государстве.
Все государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается «ночного собрания», то они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Считая, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами писаного права, Платон не мог допустить верховенство закона над религией. «Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, – писал Платон, – то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания».
Рассматривая позиции философа относительно закона, следует избегать их модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей, взятые вне своего контекста, могут использоваться при обосновании современных концепций государства и права.
В диалоге «Политик» Платон выделил формы государства, основанные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального, «подлинного» государства, где политик единолично осуществляет власть, «руководствуясь знанием». Смысловое содержание учения Платона не совпадает с современными формулами правового государства.
Разработку идеологии