Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".

Файлы: 1 файл

История полит и пр. мысли.docx

— 127.79 Кб (Скачать)

1. Предмет и метод  ИППУ. 

ИППУ  вправе именоваться наукой, если она  имеет свой, только ей присущий предмет  исследования. Предмет ИППУ (по учебнику 1997г.) – теоретически оформленные  в доктрину взгляды на государство, право, политику. Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике. Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое?» Предмет ИППУ – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве. ИППУ относится к теоретико-историческим наукам, т.е., с одной стороны, изучает сложившиеся теоретико-полит. взгляды (т.е. законченные учения), с другой – изучает эти взгляды в историческом развитии. В отличие от политологии, ИППУ изучает взгляды о должном и целесообразном поведении, которое является эталоном для всех. Выводы ИППУ повторяются во многих учениях, обогащаясь при этом. Для ИППУ единой методологии нет, т.к. каждый из авторов использует свою методологию и изучает актуальные для него проблемы.

2. ППУ Древнего Египта.

Генезис ППМ обусловлен возникновением государства  и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса. Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных. Общество представляет собой пирамиду: 1) Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её;  6) Рабы. Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.

Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий  войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».

4. Сократ.

Сократ (470-399 г.г. до н.э.) – одна из интереснейших и популярных фигур в духовной жизни человечества. Родоначальник субъективного идеализма. Выступал за установление аристократической формы правления. С. в своём учении поднимается до самого высокого уровня обобщения. Считал высшим для достижения истины диалог равноправных. Основой государства и права является справедливость, выраженная в праве, установленным в полисе (т.е. требования естественных законов). Разумная природа предопределяет издание разумных законов -> признаёт существование естественного и позитивного права. Естественные законы могут устанавливать аристократы ->  выступал за аристократическую форму правления. С. обосновывал вопрос компетентности правителей («править должны знающие»). Правители – те, которые умеют править. Считал, что лучше плохой закон, чем никакого. Закон - справедливость. Законы должны безукоризненно исполняться. Справедливость  – то должное и целесообразное, что д.б. в отношениях между людьми. Сократ идеализировал законное и справедливое, которое д. совпадать, однако если они не совпадают, то д. преобладать законное. Сократ не являлся юристом. Он формировал этические представления о должном и справедливом.

3. Конфуций и легизм.

Учение  Конфуция (551-479 г.г. до н.э.). Общество и государство – крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим, старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует 5 основных видов законов между людьми: между отцом и сыном, мужем и женой, братьями, различными семьями, правителями и подданными. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывает правителей строить свои отношения с подданными на основах добродетели. Основная же добродетель подданных – преданность правителю и послушание, отвергая бунты и восстания. Главным правилом жизни является забота об упрочении семьи, мощи государства. Каждый должен заниматься своим делом. Если царь уклоняется от добродетели, то его нельзя критиковать. Мудрый должен молчать и смотреть за самим собой. Руководить посредством законов нельзя, надо – посредством добродетели. Отрицательное отношение Конфуция к законам обусловлено их наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями. 
 
 

5. Платон.

Платон  –  ученик Сократа. Происходит из знатного афинского рода, считается начальником  объективного материализма. Трактаты "Гос-во", "З-ны" и т.д. Мир состоит из мира идей и мира вещей. Существует абстрактная идея, которая соответствует всем земным явлениям. Цель любого грека и любого гос-ва  – соответств. идеальное отношение в обществе. Стремление  – поиск идеальной формы гос-ва. 2 модели идеального гос-ва Платона.

   Гос-во д. состоять из 3 классов: философы  – лица, призванные к управлению, воины – защищают гос-во от внеш. врагов, земледельцы, ремесленники  – люди, которые управляются философами и защищаются воинами, и за это обязаны их обеспечивать. Деление людей на классы Платон объяснял так: боги примешивают опред. металл к душе человека: золото  – философам, серебро – воинам, медь  – 3-му сословию. Платон допускает переход между 2-мя высшими сословиями. В основе всех бед социума – частная собственность, поэтому фил-фы и воины не д. ее иметь. Они лишены частн. собственности, отсутствует институт постоянного брака, они обеспечиваются из гос. казны. Дети, рожденные у фил-фов и воинов, воспит-ся гос-вом, которое берет на себя заботы об их распределении. Ремесленники имеют частн. собственность, имеют семьи и управляются з-нами, которые им дают фил-фы. От лучшего типа государства к худшему: аристократия è монархия è тинократия (власть воинов, честолюбцев) è олигархия (власть кучки незнатных богачей) è демократия (правление ненависти против богачей, знати; различал демократию беззакония и законности) è тирания (власть одного демагога).

   Вторая модель идеального общества: частная собственность у всех, но у богатейших её размер  не более чем в 4 раза, чем  у беднейшего. Следовательно, существовало 4 класса подразделяющихся по имущественному состоянию. 1-ый класс – люди не занимающиеся производительным трудом. Они обязаны участвовать в политической жизни общества. Власть должна осуществляться только на основе законов. Отказ от общей собственности мудрецов (правителей) и стражей. Народное собрание состоит из 360 членов – по 90 от каждого класса. Существует структура, избираемая в количестве 37 человек, выполняющая функцию стражей закона. Третья структура – «ночное собрание» состоит из 10 престарелых стражей закона. Эти структуры устанавливают законы. Власть держится на законах. Каждый закон состоит из 2-х частей: наставление, совет, объяснение, почему закон издаётся, и почему ему следует повиноваться и предписание, приказание. Законы регламентируют абсолютно все отношения между людьми: распорядок дня и ночи и т.д. То, что законами не регулируется, то запрещается. В государстве должна быть узаконена религия. Для атеистов одна мера наказания - смертная казнь. В законах должна воплощаться справедливость и разум, т.к. разум правит всем, обеспечивая свободу личности.

6. Аристотель.

Аристотель  –  ученик Платона, основатель афин. лицея, воспитатель Александра Македонского. Написал множество произведений, большая часть которых не дошла. Основа  – учение о золотой середине, т.е. учение об умеренности. Аристотель более рационален и материалистичен, чем Платон. Право – это политическая справедливость, т.е. то, что соответствует закону. Основа учения  – учение о справедливости. Справедливость  – универсальное правило, регулирующее отношения между людьми. Справедливость является уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая  – каждому поровну, независимо от соц. статуса; распределяющая  – в зависимости от заслуг. Общество  – общество равных, в котором м. существовать иерархические отношения. Равными признавались свободные греки. Аристотель считает, что человек – политическое животное, которое не м. существовать вне общества и гос-ва. Вне гос-ва м. существовать мудрец или бог. Отношения в гос-ве Аристотель сравнивает с властью в семье – отец имеет власть над сыном и осуществляет ее во благо сына, и гос-во осуществляет власть во благо подданных. Гос-во возникло путем увеличение семьи. Семья преобразовалась в общину. Союз общин – поселение; союз поселений – полис. Основа отношений между людьми  – этика. Т.е. з-ны регулируют только наиб. значимые общ. отношения. Отношения между людьми регулирует этика или мораль. Любое гос-во д. управляться позитивным правом, т.е. отношения по поводу земли, по поводу управления гос-вом регулируются гос-вом.

Аристотель  выделяет 3 хороших и 3 плохих формы правления. Хорошие: монархия (управление одного во благо всех), аристократия (управляют лучшие), полития (т.е. управление богатейших).

Плохие: тирания (один управляет в своих  интересах), олигархия (многие управляют  в своих интересах), демократия (управляют  все). А. изучил государственное устройство 150 государств эмпирическая основа его  теории. А. – материалист. Мир воспринимается таким, какой он есть. Вещи – вечные сущности. Существует единство этих сущностей. Всё находится в движении этих форм. Чтобы познать истину, необходимо понять первопричину. В основе права  – справедливость. Закон – это  свободный от безотчётных позывов  разум. Правильное законодательство должно быть верховной властью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17. Н. Макиавелли.

Родоначальник итальянской прозы, политик, юрист, дипломат, историк, государственный  деятель; 8 лет был секретарём Флорентийской  республики, потом попал в опалу  – стал нищим, жил в бедности, занимался литературным трудом. Произведения: «3 декады Тита Ливия», «Государь» и «История Флоренции».

В «3 декадах  Тита Ливия» и в «Истории Флоренции» Макиавелли анализирует историю  Рима и выясняет причины, приведшие  к могуществу Рима, а затем к  его падению. Макиавелли впервые  в основу политического движения кладёт борьбу классов. Развал Рима произошёл  потому, что в нём были 2 противоборствующих класса (патриции и плебеи). В Риме изначально существовали противоречия. Макиавелли говорил об идеальной форме правления. Он затрагивает вопросы религии, воспитания народа, армии и так далее. «Государь». По Макиавелли государство делится на 2 типа. 1 тип легко завоевать, но трудно удержать. 2 тип – наоборот. Задача государя – найти баланс между знатью и народом. Знать желает всё более эксплуатировать народ, а народ не желает, чтобы его эксплуатировали. Нельзя опираться только на народ, или на знать – золотая середина. Государь сразу должен использовать момент захвата власти для применения жестокости. Если жестокость будет возрастать, то будут народные волнения. Князь должен быть скорым на расправу, которая не должна быть особо жесткой, похвала князя должна быть растянута во времени. Князь должен иметь собственные войска, которые подчинялись только ему и из его рук получают жалование. Наёмники и союзные войска не подчиняются князю. Сила государя основывается на хороших законах и любви народа. Народ должен или поддерживать государя (любить его) или бояться. Второе лучше. Государь должен держать чиновников, которые назначаются государём и от него зависят в своей деятельности. Макиавелли первым разделил понятия государство и общество и дал юридическое определение государства – территория с определённым влиянием. Должен быть честным по отношению к народу. Макиавелли разделяет мораль и политику. Сам государь не должен пачкать руки в крови. Непосредственная форма государства зависит от числа правящих лиц: 1) единовластие; 2)правление немногих; 3) правление всего народа. В числе этих 3-х разновидностей он разграничивает государства правильные и неправильные. К правильным относятся монархия, аристократия, демократия. К неправильным – тирания, олигархия, распущенность (антипод демократии). Все неправильные потому неправильные, что правящие заботятся только о собственной пользе. В числе форм идеальных Н.М. считает умеренную демократию. «Народы развращённые, им характерна единовластная форма правления».

18. Боден.

С защитой  королевского абсолютизма выступал идеолог франц. буржуазии  Жан  Боден (1530-1596). Его работа «Шесть книг о республике». Боден выдвинул важную идею – идею Гос. Суверенитета.  В центре его теории – мысль о неделимой, единой, стоящей над законом гос. власти. Суверенитет, по Бодену, это свободная от подчинения законам власть над гражданами и подданными (т.е. абсолютная власть). Но это вовсе не значит, что властью может обладать только единоличный правитель или монарх. Власть м.б. выражена в государе и одной палате, в двух палатах и т.д. Суверенитет складывается из внешнего (независимость высшей гос. власти от др. властей) и внутреннего (верховенство полит. власти). Три признака внутр. суверенитета: 1) постоянство (бессрочность монархии); 2) неограниченность (власть монарха выше закона), 3) единство (неделимость). Наилучшая форма правления – монархия. Т. к. только там можно осущ-ть истинную, нераздельную и надзаконную власть. Боден отвергает идею смешанной формы гос-ва. Большое значение придаётся частной собственности (на неё даже не может посягать сам монарх). В государстве Бодена частная собственность и семья – священны. Теория суверенитета Бодена отражала интересы . 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"