Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".

Файлы: 1 файл

История полит и пр. мысли.docx

— 127.79 Кб (Скачать)

43. Полит. взгляды  США 18- 19 вв

Важная  роль ПП учений Гамильтону. Принятие Декларации США, недавние колонии теперь штаты  приняли новые конституц и суверинитет, что привело к разгулу разных законов и создало катаст-ое положен. Инфляция, спекуляция, эмиссия бумажных денег. Рождается новый проект конституции (дейст-ет до сих пор) 17.09.1787 он стал известен и получил жест критику. Одним из первых в её защиту встал Гамильтон и привлек Медисона и др. Все печатались под псевдонимом Публий. Гамильтон задумал создать развернутое филосовское обоснован конституц, хотел сформ символ веры нации. Он считал что федеративн уст-во преодолеет слабость конфедеративн организации США, только сильн центр власть способна создать прочное гос-во. В основу конституц решает положить конституци устр-во английско монархии, с республикан строем. Обязат услов сильная презид власть (президент избироает пожизнено). Парламент двухпалтный, на основе избират права. Деленеи на богатых и бедных, имеет естествен происх-ие и потому неустранимо. Только богатые молги быть представлены в высший гос орган.. Вывод впервые идеи были конкретизирован в конституц документах. Сложив-ся под влиянием Локка и Монтескье взгляды Гамильтона стали теоритической основой Конституции США 1787, 
 

29. Естественно-правовые теории в Германии в 17-18 вв.

Усиление  феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, приведшего к  возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно  задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование  в естественно-правовых учениях  Голландии и Англии, приобретает  в Германии весьма умеренное и  во многом не самостоятельное истолкование. Немецким просветителям были присущи  лишь идеи разрыва с религиозным  мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла  выражение в учениях С.Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.

1. Учение  Самуила Пуфендорфа складывалось под влиянием теорий Г.Греция и Т. Гоббса. В своем учении о праве и государстве исходит из представления о естественном состоянии, которое трактует не как исторический факт, а как методологическое предположение, позволяющее объяснить сущность и происхождение права и государства. Естественное состояние характеризуется свободой и независимостью индивидов. Человеческая природа противоречива, но  эгоистична. Именно это в условиях, когда не обеспечены естественные права, порождает стремление людей объединиться ради собственной пользы и безопасности. В результате возникают политическое общество и государство.

Пуфендорф в принципе отвергает теологическую теорию происхождения государства. Государство – продукт сознательной деятельности людей, их решения объединиться. В основе возникновения государства лежат два договора: первый – между людьми об объединении и выборе формы правления, второй – между людьми и избранным ими правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных. Пуфендорф утверждал, что лучшей формой правления является абсолютная монархия. Правда, у нее есть некоторые недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы при монархе создавался какой-то представительный орган, власть монарха обеспечивает главное – общественный порядок и безопасность подданных. Естественная свобода утрачена людьми с образованием государства, получившего право наказывать их во имя общего блага.

2. Профессор  Христиан Томазий  продолжал намеченную Пуфендорфом линию на освобождение государственно-правовой науки от господства теологии. Человек – существо общественное, и природа его состоит в том, чтобы жить в мирном общении с другими. Отмечал, что основа естественного права – мораль, которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены принуждением. А поскольку люди делятся на мудрых и глупых и для первых – нужен совет, а для вторых – принуждение, то рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть.

Государство у Томазия – “естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”. Как и Пуфендорф, Томазий считает, что образование государства было оформлено двумя общественными договорами.

Считая  монархию лучшей формой государства, Томазий утверждал, что предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей. Но этот протест возможен только в том случае, если монарх выходит за рамки, очерченные общественным договором.

3. Христианом Вольфом. Природа человека, по Вольфу, характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому – делай добро и избегай зла. Человек обязан следовать этому нравственному закону, в этом его право. Право, таким образом, выводится из нравственной обязанности. От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один человек не должен иметь власть над другим – все люди свободны.

С образованием государства народ ограничил  свою свободу для совершенствования  составляющих его людей. Во имя этого  же ограничено и природное равенство  людей. Среди форм государства –  демократии, аристократии, монархии и  смешанной формы – Вольф считает  лучшей монархию, ибо, по его мнению, монарх всегда представляет весь народ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33.Политико-правовые взгляды Морелли, де Мабли.

Морелли. Труд – “Кодекс природы или истинный дух её законов”.  Суть: предлагает конкретное законодательство, с помощью которого возможен переход к коммунистическому обществу. Основная цель произведения – изложение конкретного законодательства. М. стоит на позициях естественной школы права.

Существующий  строй неразумен, противоречащий естественным законам природы. Основная причина  всех зол – частная собственность (породила неравенство и деспотизм). В естественном состоянии действовали  законы природы, люди жили в единении. Но с увеличением семей ослаблялись  связи => переход на новые места => раздоры. А законодатели вместо того, чтобы возвратить людей в  естественное состояние, установили частную  собственность. Сейчас надо возвращаться в то состояние, исходя из естественных законов. М. предлагает 3 основных закона: установить общественную собственность  на всё, кроме вещей личного употребления, вещей для повседневного труда; обеспечение всех работой, и превращение  всех граждан в должностных лиц  в порядке очереди. Люди должны трудиться  в интересах общественной пользы сообразно своим силам, дарованию  и возрасту. Из этих законов, устанавливающих принципы коммунистического общества он выводит другие законы, регулирующие промышленность, сельскохозяйственное производство, потребление, участие в труде и общественной жизни, регламентирующие воспитание, отдых и др. Он считал, что надо постепенно вводить законы против роскоши, за умеренность в потреблении => аскетические черты М., его сурово уравнительный коммунизм.

Габриель  Гонно де Мабли (1709-1785). Аббат, много трудов по истории, философии, на политические темы: “О правах и обязанностях гражданина”, “О законодательстве или принципы законов”. Исходит из свойств человеческой природы. Естественные свойства людей: разум, свобода, равенство. Существуют 2 класса: богатые и бедные – из-за частной собственности. Богатство приводит к стремлению одних властвовать над другими. Формы государственной власти связаны с перераспределением собственности между богачами. Необходимо вернуться к естественному состоянию. Но фактически возврат туда не возможен, т.к. богатые будут сопротивляться => ещё большие раздоры. Надо приблизить общество к его идеалу путём просвещения, борьбы с роскошью и резким имущественным неравенством посредством законодательства. К подобным законам близки аграрные законы (устанавливать максимум земельного надела), ограничить торговлю, наследование не членов семьи, запрет родителям устанавливать неравные доли наследства для своих детей; у кого нет родственников, того имущество должно делиться среди неимущих. Основное назначение законодательства – ограничение потребления. Государство должно заботиться о простых людях.

67.Кропоткин.

Кропоткин–Стремился соединить учение анархии с рез-тами современной науки о природе и в особенности социально-философском учением о взаимной помощи в животном мире и человеческих сообществах. Исторические развитие гос-во связывал с воз-нием поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал господствующим. Гос-во – общ-во взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей, священником для обеспечения власти над народом и его эксплуатации. Государственная организация в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Судебную власть Кропоткин относил к разряду важного основания для самых различных вариантов организации властвования в обществе. Государственная властная организация – правительственная централизация, историческая миссия которой – поддержание эксплуатации человека человеком.

21. Учение М. Лютера.

Идейным вдохновителем Реформации в Германии был доктор богословия М. Лютер. В  основе его доктрин лежали след. Постулаты: источником веры может быть только Священное писание, т.е. Библия, но не догмы, придуманные церковью, религия – личное дело самого человека, но не церковной иерархии; демократизация церковной жизни; отмена индульгенций. Выступал за правление двух независимых правлений : духовную и светскую. Каждое из правлений имеет свои законы. Светское правление располагает законами, которые распространяются на землю и отношение людей друг с другом, чтобы можно было оценивать, судить, наказывать и спасать людей. Законы духовного правления заключены в Евангелии и распространяются на небо и душу, т.е. на божественные дела. Исходил из того, что ересь следует пресекать не силой, а словом Божьим. В светском правлении осуждает тех князей, кот. действуют силой. Учение Лютера не выходило за пределы бюргерской ереси, но в условиях накаленной социально обстановки в Германии оно послужило мощным идейным толчком к выступлению народных масс крестьянской войне в Германии 1524-1526 гг. Ее возглавил Томас Мюнцер (1490-1526). В отличие от Лютера он оценивал Реформацию не столько с точки зрения глубины церковных, сколько социальных преобразований. Мюнцер призывал народ к вооруженной борьбе против власть имущих и установлению своей собственной власти. Он стремился к утверждению царства Божьего на земле. Авторитету веры, активно защищаемому Лютером, Мюнцер противопоставил авторитет разума. Крестьянская война, гневно осужденная Лютером и

не поддержанная бюргерством, была сравнительно быстро подавлена. Но лютеранство одержало победу. Оно вскоре было признано равноправным с католической религией. Больше того, в результате его идейного воздействия  происходит дальнейший раскол католической церкви, в ходе которого в разное время из нее выделяется еще несколько  религий и сект. 

66.Учение  Новгородцева.

Новгородцев - философ права, , родоначальник концепции возрожденного естественного права в России.

Представитель этической концепции права - Этический  момент в естественно-правовой конструкции  заключается в том, что происходит оценка существующего положения  с точки зрения нравственного  долженствования. Н. считал основным вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических  установлении. Человек видит в  праве установление, зависящее от личной воли и в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая сторона понятия естественного  права,выражается в протесте нравственного сознания против недостатков действующего правопорядка. Это утверждение имело большое значение в условиях России на рубеже веков, когда позитивный закон был плох и необходим был упор на критическую сторону теории естественного права.

. Он  различал понятия абсолютного  и относительного идеалов, которые  составляют содержание общественного  идеала. В действительной жизни  соотношение этих идеалов не  однозначно, поскольку абсолютный  идеал носит личностный характер  и решается каждым человеком  по-своему; относительный же идеал  зависит не только от отдельного  лица, но и от других субъектов  общественной жизни (группы, класса, движения, партии и т.д.).

Общественно-политический идеал (относительный – по терминологии Новгородцева) в конце XIX – начале XX в. выражался, согласно учению Новгородцева, в требовании правового государства, причем в неолиберальном духе. Бурное экономическое развитие XIX в. показало необходимость материальных гарантий формально признанных прав и свобод и социальной помощи нуждающимся. Новгородцев стремился, учитывая состояние общественной жизни, выявить черты нового этапа идеи правового государства, а именно социально-правового государства. Он провозгласил и обосновал понятие “права на достойное человеческое существование: цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи – забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал Новгородцев, должно взять на себя гос-во. Подобное рассмотрение права на достойное человеческое существование – гуманная общечеловеческая постановка вопроса о социальных гарантиях в правовом государстве. 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"