Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".

Файлы: 1 файл

История полит и пр. мысли.docx

— 127.79 Кб (Скачать)

31. Монтескье.

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств, учение о духе законов. Выходец из знатного аристократического рода. Принимал активное участие в политической жизни Франции. Являлся президентом сословно-представительного органа департамента Бордо. Над своей теорией он работал 25 лет. Труды – «О духе законов» (состоит из 31 главы), «Персидские письма». Разграничивает законы юридические и законы объективные и исследует закономерности воздействия факторов на формирование юридических законов. С точки зрения М. законы, в самом большом значении этого слова – необходимое отношение, вытекающее из природы вещей. Всё, что существует имеет свои законы. Законы – это отношения, существующие между различными существами. По М. На юридические законы влияют 4 группы факторов: устройство, правление (политические факторы); географические; экономические; нравы и религия. На первых этапах развития человечества большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. Природа почвы влияет на законы. Если территория государства велика – власть сильная, деспотичная. Если маленькая, то возможна монархия, республика. Законы в тесном отношении со способами, с помощью которых народ добывает средства к существованию. Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм.  На современном этапе определяющим является политический фактор. В нём он различал природу правления, его принципы. Природа правления – количество правящих лиц. Различает монархические, республиканские, деспотические государства. Принцип правления определяется природой правления. Принципы правления определяют дух законов. Принцип правления – это то, что управляет деятельностью того или иного правительства. В законах должны отражаться естественные требования, в частности которые коренятся в роде человеческом. Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Как самая главная власть (законодательная) должна принадлежать в принципе всему народу. В больших государствах власть народа осуществляться не может – народ не пригоден для законодательствования. В этом слабая сторона демократии. Поэтому она должна принадлежать представительному органу, избираемому народом. Судебная власть должна принадлежать тоже народу. Судебные учреждения должны быть выборными. Суды не должны быть постоянными. Исполнительная власть должна осуществляться одним лицом (монархом) с его министрами, ведающими соответствующими отраслями, управляемыми по поручению монарха. Исполнительная власть должна быть постоянной, действовать быстро, реагировать оперативно. Все три вида власти должны уравновешивать друг друга. Не исключается вмешательство одной власти в дела другой. 

32. Жан-Жак Руссо.

Создатель теории «народного суверенитета». Он поэт, публицист, моралист и философ. Родился  в Женеве в семье часовщика. В 16 лет стал бродячим музыкантом, в 30 – поселился в Париже и занялся  перепиской нот.  Наиболее известно произведение «Об общественном договоре» (1762г.) – учение о народном суверенитете. Стоит на позициях естественного  права. Естественное состояние –  «золотой» век в истории человека. Люди тогда были равны, обладали хорошим  здоровьем, наслаждались всеми благами  природы. Неравенство было только физическим (возраст, пол).

Случайно  появилась частная собственность. Она повлекла неравенство, зависть, борьбу. Человеческий разум потребовал такой организации, которая бы устранила  существовавшую несправедливость в  обществе. В результате общественного  договора учреждается государство. Но оно вместо восстановления справедливости стало на защиту частных собственников, усугубление неравенства (2-ая ступень  неравенства). 3-я ступень – деспотизм. Когда народ законодательствует, он будет подчиняться, будет обеспечена свобода, равенство. Законодательство должно закрепить свободу граждан. Это возможно только, если народ  будет непосредственно издавать законы, в которых будет выражена общая воля. Закон заключается  в общей воле, а воля не может  быть предоставлена. Представительные органы не могут выразить волю народа. Законодательная власть – сердце государства, мозг, приводящий в движение все его части. Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей. Это противоречит концепции  народного суверенитета. Суть теории: народный суверенитет неотчуждаем, его нельзя передать кому-либо, народный суверенитет неделим, народный суверенитет  неограничен, абсолютен. Осуществление  суверенитета возможно при небольшой  территории с малым населением.  Идеал – небольшая демократическая  республика. Обеспечивается положение, при котором ни один не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, чтобы продать себя. Для счастья  необходимы 3 условия: банковский счёт, отменный повар, хороший желудок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

46. Гегель.

У Гегеля и Канта есть определённая общность: оба – идеалисты, диалектики. Гегель – объективный идеалист, право  едино. От него начинается юридический  позитивизм (философская основа).

По Гегелю мир познаваем, и всё в природе  и обществе развивается по триаде: тезис, антитезис, синтез. В истории: тезис – восточный мир; антитезис – античный мир; синтез – романо-германская система. В основе развития – дух познания в науке: дух субъективный (отражается в антропологии – дух в связи с телом, и психологии – в связи с мыслью), дух объективный (в праве, нравственности, государстве), дух абсолютный (в искусстве, религии, философии). Право как развитие объективного духа проходит 3 ступени: тезис (абстрактное право), антитезис (личная мораль), синтез (нравственность). 3 аспекта характеристики права: тезис – право как идея свободы, антитезис – форма свободы, синтез – право как закон. Почва права – царство реализованной свободы. Закон – не просто закон, а закон правовой, т.е. закон, ведущий людей. Нравственность в развитии прошла 3 ступени: семья (простое единство), гражданское общество (множество), государство (объединение первого и второго). Семья – абсолютная нравственность, т.к. союз основан на любви, отношения между мужем и женой – отношения между животным и растением. Гражданское общество – не внутренняя, а внешняя основа: частный интерес. Это социальные группы, семьи, корпорации, сословия. Государство – синтез семьи и гражданского общества. Цель государства – всеобщий интерес как таковой, в ней – соединение всех интересов. Свобода должна основываться на частной собственности, которая является её гарантией. Без собственности свобода – голая абстракция. Государственная власть характеризуется тем, что распадается на 3 субстанциальных различия: законодательная власть, исполнительная власть, княжеская власть (единство 1-го и 2-го). Именно монарх олицетворяет суверенитет. Народ – стадо, нуждающееся в пастухе. Именно князь такой пастух. Разделение властей считал гарантией публичной свободы, резко критиковал деспотизм, как состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая заменяет собой закон. 
 

49. Сперанский.

Россия 1-ой пол. 19 века – аграрная страна с  остатками феодализма и господством  самодержавия. Проходит процесс разложения феодально-крепостнического строя, но медленно. Сперанский В.М. (1772-1839). Родился  в семье бедного священника, окончил  Петербургскую духовную академию. Сначала  преподавал, затем – государственная  служба. Выделяют 2 периода взглядов: прогрессивные воззрения, отход  от них. Он создатель знаменитого  Свода Законов Российской Империи. Стоял на позиции естественной школы  права. 1-й период (1802-1811) – радикальный  мыслитель, решительно осуждает крепостничество, самодержавие, которое называл деспотизмом. Дворянская личность, честь, имение зависит от самодержавия. В России 2 сост-я: рабы государевы и рабы помещичьи. Ликвидация самодержавия неизбежна, ибо, когда образ правления отстаёт от степени развития общества, это неизбежно; если не будет реформ сверху – будет революция, нужна реформа: вместо самодержавия необходима конституционная монархия. Обоснование её осуществления: всякое законное правительство обязано своим происхождением общей воле народа. Народ своим волеизъявлением создаёт власть, которой он передаёт свои права, физические силы, разум, богатство и уважение, чтобы получить от власти безотказное и гарантированное свои прав. Для конституционной монархии необходимо ограничивать власть монарха коренными государственными законами. Это те законодательные акты, которые устанавливают основные, наиболее общие нормы права. Собранные вместе они составляют Конституцию. С. сторонник разделения властей. Обращает внимание императора на неудобство порядка, при котором государь, соединяющий все силы (единый законодатель, исполнитель и судья), а Совет, Комитет Министров, Сенат бездействуют. Необходимо предусмотреть гражданские и политические гарантии и свободы с помощью законов. Заслуга: разграничение законов и актов исполнительной власти, а также административных распоряжений. Это разграничение – новое слово в науке оправе. Правительство должно опираться на народное мнение при исполнении законов. «План государственного преобразования графа Сперанского» – создание системы Дум (волостных, окружных, губернских и Государственной). Ни один закон не должен получить силу без обсуждения в Государственной Думе. Законодательная инициатива должна принадлежать монарху. Он же должен утверждать законы. Монарху предоставляется исполнительная власть. Ему подчиняется административный аппарат. Министры ответственны перед Государственной Думой, ответственность выражается в обеспечении законности действий министров. Во избежание коллизий должен быть создан Государственный Совет, члены которого назначаются императором. Высшая судебная инстанция – Сенат. В состав входят «отличнейшие граждане», намечаемые губернскими думами. Ему подчиняются суды губернские, окружные, волостные.  2-ой период – сближение с Аракчеевым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

57. Консервативные теории  Ж. де Местра.

Идеолог феодальной реакции: Ж. де Местр, с позиции теологизма проповедовал реакционные феодальные догмы о божественном характере сословных привилегий, об «историческом» и «божественном» праве дворянства на господство. Он заявлял, что абсолютная монархия – лучшая форма, которая способствует божественным началам мироздания и необходима и необходима всем народам для исправления социально-политических  болезней человека, как существа несовершенного, греховного и злого. Буржуазную революцию они объявляли сатанинским делом, разрушающим человечество, а республику – «худшим состоянием общества», противоречащим божественному порядку. Местр призывал к реставрации прежней политико-правовой системы, руководящей роли церкви и религии в жизни общества. Без религии, говорил Местр, наука бесплодна и вредна.

53. Б. Констан.

Фр. Б. Констан (1767-1830). Труд – «Принципы политики». Основная идея – идея свободы. В буржуазных кругах считался руководством свободы. Идею свободы он обосновывает при помощи нового понятия свободы. Если раньше требовалась свобода политическая, то теперь, в 19 веке, требовалась личная свобода, свобода гражданская, торговая, передвижения, в производстве и т.д. «Под свободой я разумею торжество личности над властью, желающей упрочить посредством насилия над массами, проявляющегося большинством подчинением меньшинству». Главное – свобода предпринимательства. Эта свобода предполагает невмешательство власти, государства в предпринимательскую деятельность, в производственную деятельность, в деятельность капиталистов. Раньше свобода заключалась в участии каждого в политической власти, создании законов, отправлении правосудия, избрании должностных лиц, разрешении вопросов войны и мира. У древних индивид был суверенным лишь в разрешении политических дел и рабом в разрешении частных дел. Теперь должно быть наоборот. Для современных народов существует иная свобода – полная свобода гражданства, выражающаяся в личной, частной жизни, в которою никто не вправе вторгаться, и ограничение индивидуума как участника в осуществлении политической власти, суверенитет народа не безграничен – ограничен теми пределами, которые ему ставит справедливость и права индивида. Суверенитет ограничивается 2-мя обстоятельствами: общественное мнение и разделение властей. Он считает, что существует не 3 государственных власти, а 6: власть королевская как самостоятельная власть; власть исполнительная; власть представительная – власть верхней палаты 2-х палатного представительного органа; власть, представляющая общественное мнение – осуществляется нижней палатой; власть судей; власть муниципальная. Королевскую власть от не относит к исполнительной, выделяет как нейтральную, которая стоит над остальными властями. Король – блюститель порядка, свободы. Взоры К. были обращены на конституционную монархию в Англии. Это для него образец государственного строя.

Б.К. открыто  критикует социалистов-утопистов, особенно декламации против богатства и даже собственности. Богатство и собственность  – это сила, которая обеспечивает частным лицам независимость  от власти. Собственники становятся сильнее  государственной власти, и это  очень хорошо, когда существует свобода  имущих. Право – не прирождённое естественное право, а право приобретённое.

52. ППУ Английских  либералов. И. Бентам.

Основная  идея – принцип утилитаризма –  пользы. Человек находится под  властью удовольствий и страданий. Цель всякого разумного существа – получить для себя как можно  больше счастья. Все побуждения человека сводятся к одному – личному интересу, наибольшему счастью, пользе. Самые  порочные и самые добродетельные имеют одинаковые мотивы действия. Все хотят увеличить сумму  своего счастья. Главная задача законодателя – указать человеку, в чём состоит  для него наибольшая польза. Справедливое общество – такое общество, которое  обеспечивает большее счастье большему числу людей. Законодатель должен взвесить все удовлетворения и страдания, которые получатся от издания  закона. Он должен принять во внимание, что само издание закона уже есть какое-то зло, ибо великий закон  стесняет в какой-то мере свободу  индивида. Законодатель должен в своей  деятельности ограничиться заботой  о безопасности граждан, т.е. об охране личности и его собственности. Установление равенства – химера, возможно только уменьшение неравенства. Законодатель должен действовать в русле справедливости, а принцип справедливости означает, что право должно быть известно всем, а для этого кодификация абсолютно  необходима. Законодатель должен заботиться о частной собственности. При  отсутствии её люди питали бы отвращение к труду, прекратилось бы накопление богатства, приостановился бы прогресс. После обеспечения пользы каждого, законодательство должно реализовываться  с помощью справедливого правосудия. Чтобы правосудие выполняло свою миссию, не следует жалеть денег: «Дешёвый суд слишком дорого обходится  народу». Он критикует просветительство, воззрения представителей естественно-правовой школы, общественный договор, разделение властей (фикция). Существует только положительное  право. И.Б. критикует сохранившиеся  в Англии феодальные пережитки. К  концу жизни изменил свою позицию  в сторону радикализма. Это было вызвано экономическим подъёмом в Англии: он уже за всеобщие, равные, ежегодные выборы в Парламент, выступает  за ответственность исполнительной власти перед законодательной, против монархии, аристократии. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"