Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".
34. Дж. Вико.
Джамбаттиста
Вико (1668-1744) предвосхитил научную социологию.
История для Вико – бесконечная вереница
человеческих поступков (Социальный мир
– несомненно, дело рук человека), но направляет
эти поступки божественное провидение.
Главный труд: Основания новой науки об
общей природе наций. Пройденный историей
цикл включает три фазы: 1) Божественная,
эпоха богов – законами служат мистерии
и прорицания оракулов, сообщающих людям
волю богов. Он не связывает возникновение
гос-ва с договором. Каждой форме государственности
он указывает своё особое основание, свои
причины появления; 2) Эпоха героев. Гос-во
существует как власть аристократии. Право
здесь – право грубой силы; 3) Эпоха людей.
Республиканско-демократическое устройство
или же представительные монархии с достойными
чел-ка правами и свободами, обеспечивающими
народный суверенитет. Законы тут мудро
и гибко сочетают частные интересы со
всеобщими, устанавливают равенство между
людьми.
12. Фома Аквинский.
Монах,
итальянец, доктор теологии. Основная
заслуга – в синтезе учения
Аристотеля и догм католицизма. Фома
Аквинский начинает исповедовать в
Европе доктрину естественного права.
Выделяет следующие формы законов:
источником всего и закона является
воля бога. Бог – первичный законодатель,
из него выходят все оставшиеся законы.
Классификация законов по Фоме Аквинскому:
1) законы божественные и человеческие;
2) законы естественные и позитивные.
Божественный естественный закон –
это воля бога, устанавливается
строение мира, первичная духовная
иерархия, отношение бога с иными
его порождениями. Божественный позитивный
закон – это воля бога, выраженная
во вне. Относят священное писание, священное
предание, как способ толкования писания,
учения отцов церкви, акты римской власти.
Человеческий естественный закон – это
отражение божественного естественного
закона в природе, то есть: запрет кровосмешения,
на убийство соплеменников, закон размножения,
законы разумного общежития. Человеческий
позитивный закон – те нормы, которые
принимаются властью. Он должен соответствовать
всем вышеперечисленным законам. Если
он не соответствует, то наступают последствия:
если нарушаются божественные законы,
то человеческие законы нужно не исполнять;
властитель, издавший его должен отлучаться
от церкви. Если человеческий закон не
соответствует естественному закону,
то его можно не исполнять. В основе человеческого
закона должна лежать справедливость,
но если он не справедлив, то это не освобождает
от его исполнения. Фома Аквинский сумел
истолковать догмат «вся власть от бога»
соответствующим образом. Фома Аквинский
делит власть на три части: 1) происхождение
власти, т.о. действительный источник власти
– бог; 2) выделяется использование и приобретение
власти, то есть власть должна использоваться
для выполнения божественной воли и божественных
законов; 3) власть может передаваться
законно и может даваться незаконно. Фома
Аквинский вводит в европейскую политико-правовую
мысль учение Аристотеля мысль о формах
государства и выделяет: монархию, аристократию,
демократию. Монархию он считает лучшей
формой правления. Она может быть абсолютной
(вся власть принадлежит одному человеку)
и политической (власть передаётся по
договору с высшими сановниками).
14. Марсилий Падуанский.
Монах,
придворный богослов императора Фридриха
II. Написал трактат «Защитник
Мира». Он впервые вводит понятие
«народ» как источника власти.
Т.е. власть действительно имеет
божественное происхождение, но власть
переходит посредством
11. ППУ средневековых юристов Западной Европы.
В средневековье в западной Европе действует параллельно 3 системы юридических норм – римское частное право, каноническое право, обычное право. Римское право достигает своего рассвета в Византии во время императора Юстиниана. Римское право пришло в Европу как институт Византийской империи. В Европе – заимствование римского частного права в первую очередь – в итальянских университетах, то есть учёные обращаются к римскому праву как отработанной системе норм, в основе которой – справедливость. В начале XI в. изучение римского права начинается в университетах Болоньи и Падуи, т.е. торговые отношения средиземья начинают требовать единообразия и всеобщего регулятора торгового оборота. Европа заимствует деление права на частное и публичное. Римское публичное право в Европе не приживётся по причине её раздробленности. Римское право строилось по принципу равенства прав. Римское право – антагонист религии. Обычное право в Европе формируется на основе племенных норм, и регулируют государственный строй, а также уголовное право и уголовный процесс, обычное право занимает место публичного права по римской градации. Каноническое право в его католическом смысле первоначально складывается как комплекс норм, регулирующих отношения внутри церкви. Римская курия свои политические притязания начинает, выражает в форме канонического права, которое регулирует: отношения церкви и государства как подчинение государства церкви; отношения между мирянами и клерикалами, то есть право церкви на управление мирянами; это брачно-семейное право; это сфера борьбы с ересью. Каноническое право в средневековье определяло содержание всех норм и было волей церкви, облечённой в правовую форму.
В Англии
складывается система общего права,
которое вырабатывается судами в
виде прецедентов, то есть для признания
правоотношения правомерным, необходимо
обратиться в суд, который проводит
судебное разбирательство и
недостатки
общества – отклонение от Дао. Резкой
критике подвергает Лао-Цзы насилие,
войны, армию. Поэтому существенная роль
в даосизме отводится принципу недеяния,
воздержанию от активных действий (в первую
очередь насильственных и военных. Он
считает любой прогресс отклонением от
истинного Дао, т.е. Дао не нуждается в
своем развитии, однако люди, отклоняясь
от истинного Дао, нарушают его и заменяют
естественную саморегуляцию неким искусств.
приспособлением. Лао-Цзы – за возвращение
в предгосударств. состояние. Гос-во –
это зло.
16. ППУ Реформации.
Мартин Лютер. Августинский монах, настоятель в церкви, доктор теологии. Германии необходимо было это учение, чтобы освободится от католического гнёта. Весь 15 в. западная Европа провела под знаком борьбы за церковные соборы. Лютер до конца жизни оставался католиком, папа объявил его еретиком и приговорил к сожжению. Отличия протестантизма от католицизма - это отрицание протестантами священного предания (толкование текстов священного писания) в качестве источника веры. Основной постулат протестантов – это то, что человек может оправдываться только верой. Лютер в своих возражениях исходит из деления права на естественное и позитивное, но естественное право он начинает отделять от божественного, т.е. естественное право – это установленные законы природы, основы человеческого общежития. Лютер говорит, что вся власть происходит от бога. Но церковь, как общество верующих, не должно подменять собой государство и каждый человек подчиняется государству, которое находится с обществом в определённых договорных отношениях. Вера – это внутренне дело каждого человека и вере человеку не нужны посредники. Он отвергает всю католическую церковную иерархию. Лютер не призывает к преобразованиям, кроме того, как исключить церковь как политический институт. Лютеранство сменило власть духовную на власть светскую.
Жан Кальвин. «Наставление в
христианской вере» в 3 томах.
Он написал только одно
изначальное
предопределение человека. Бог определил,
кто спасётся, а кто погибнет.
Основное в кальвинизме: вера в бога
и в свою правоту, выполнение возложенных
обязанностей, отказ от увеселения.
Главное – личное спасение. Вся
власть исходит от бога, люди не имеют
права восставать против существующей
власти, кроме случаев, когда исчерпаны
все иные способы сопротивления.
Удел человека – работа, через которую
бог даёт шанс спастись. В западной
Европе возникает течение
25. Г. Гроция.
Гуго Гроций (1583-1645). Он основоположник классической естественной школы права и науки МП. Своё учение он изложил в знаменитой книге «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а так же принципы публичного права». Здесь Гроция интересует ? как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, он старается уяснить природу права. Он считает, что существует право естественное и волеустановленное. Волеустановленное опирается на право божественное и Священное Писание. Естественное право – это требование человеческого разума, которое коренится в природе человека. Природа человека – это мать естественного права. Требованиям человеческого права должны соответствовать нормы права волеустановленного: не трогать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит; вознаграждать за причинённый вред; испрашивать обещание; выдавать заслуженное наказание. Право – это то, что не противоречит справедливости, то, что не противно природе существ, обладающих разумом. Праву этому должно соответствовать божественное право. Положительное право должно соответствовать естественному. Право как воплощение справедливости призвано обеспечивать, реализовывать справедливость.
Государство является
42. Радищев.
Вершиной
прогрессивной политической и правовой
мысли в России вт. пол. XVIII в. стало
учение А.Н. Радищева. Образование государства
он связывает с возникновением собственности.
Государство образуется молчаливым договором
в целях защиты слабых и угнетённых. Радищев
считает, что государство – великая махина,
цель которой – блаженство граждан. Большое
внимание Радищев уделяет выяснению сущности
права и закона. Он последовательно защищает
три основных тезиса по этому вопросу:
1) Существует тесная связь между законом,
народным суверенитетом и естественным
правом. В основе закона должно лежать
естественное право; 2) Законы основанные
только на силе необязательно выполнять;
3) Основанные на естественном праве законы
могут быть реализованы только тогда,
когда они опираются на реальную силу.
Резко критиковал крепостное право, которое
противоречит естественному праву и общественному
договору; самодержавие, которое является
препятствием на пути прогрессивного
развития.
26. Б. Спиноза.
Бенедикт
Спиноза (1632-1677) прежде всего, характеризуется
тем, что у него было своеобразное
понимание естественного права,
и, отправляясь от его специфики,
он создаёт своё учение. Его составляют
2 основные произведения: «Богословский
политический трактат», «Политический
трактат». «Естественное право –
не только сила действия естественных
законов, но это такая сила, которая
ещё более усиливается
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"