Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".
60. Р. Иеринг.
Немецкий профессор, юрист Рудольф Иеринг стал известен своими произведениями «Борьба за право», «Цель в праве». Иеринг разработал социологическую или как он сам её назвал, «реалистическую» школу права. Государство и право в данной теории рассматривается эмпирически (во взаимосвязи с др. явлениями). Государство у Иеринга – социальная организация принудительной власти, организация социального принуждения. Для того чтобы принуждать, общество принимает форму государства. Цель государства – обеспечение общих интересов против угрожающего им частного интереса. В отличие от марксизма, государство возникает не как результат противоборства классов, а как результат противоречия между индивидом и обществом.
В понятии права Иеринг выделяет два аспекта: 1)формальный (право – совокупность норм или правил, обеспечивающих гос. принуждение) 2) содержательный (право – совокупность общих и индивидуальных интересов). Иеринг объединяет эти два аспекта и говорит, что право – юридически защищённый интерес, это результат борьбы различных интересов – индивидов, групп, сословий, классов. Цель права – мир, но путь к нему – борьба. Каждый этап права – это неустойчивый компромисс борющихся интересов. Право тесно связано с государством.
63. Ф. Ницше.
Фридрих
Ницше (1844-1900). Немецкий мыслитель, который
решил пересмотреть все человеческие
ценности. Он не признаёт ценности, признаваемые
другими. Выступал за их переоценку и
нововведения. На место «моральных
ценностей» Ницше ставит исключительно
натуралистические ценности, натурализация
морали. Вместо «социологии» – учение
о формах и образцах господства.
Вместо «общества» – «культурный
комплекс как предмет моего главного
интереса». Вместо «теории познания»
– перспективное учение об аффектах
(для чего необходима иерархия аффектов).
Вместо «метафизики и религии» –
учение о вечном возвращении (в качестве
средства воспитания и отбора). Основная
идея концепции Ницше – воля к
власти. Воля к власти не любая, есть
аристократическая воля к власти,
и она – это инстинкт подъёма,
воля к жизни; а рабская воля к
власти – это институт упадка, воля
к смерти, ничто. В обществе, считал
Ницше, существует три типа людей: 1) гениальные
люди; 2) исполнители идей гениев (царь,
воины, судьи, блюстители закона); 3) порядковые
люди. Эта иерархия нужна для стабильности
общества и гос-ва. Был приверженцем аристократической
формы правления (называл её теплицей
высокой культуры). Демократическую форму
считал упадочной. Кроме того, Ницше –
противник народного суверенитета. Право
по Ницше, нечто вторичное и производное
от воли власти. Н. критикует естественно-правовую
доктрину. Он за привилегии выдающихся
людей. Право – результат войны и победы:
«победителю принадлежит побеждённый
с женой и детьми, всем имуществом». Неравенство
прав – справедливость.
62. Социологическая теория государства. Л. Гумплович.
Людвиг
Гумплович (1838-1909). Его осн. труды: Раса
и государство. Исследование о законе
формирования гос-ва; Общее государственное
право. Мировоззрение – реалистическое.
Борьба за существование – главный фактор
социальной жизни. Гос-во полностью находиться
в сфере действия данного фактора. Эта
борьба – вечный спутник человечества
и главный стимулятор общественного развития.
Практически она выливается в борьбу между
различными человеческими группами. Каждая
из них стремиться подчинить себе другую
группу и установить над ней господство.
Истоки постоянной борьбы: 1) расовые различия
2) стремление людей к удовлетворению своих
материальных потребностей. В самую отдалённую
эпоху конфликты между отдельными родами
за овладение имуществом завершались
уничтожением побеждённой группы. Позднее
людей из таких групп стали оставлять
в живых. Победители, чтобы упрочить своё
положение должны были предпринять ряд
организационных мер. Их результат – государство.
Существование общества без государственного
принуждения невозможно.
72. Психологическая школа права Петражицкого.
Основателем и наиболее ярким представителем психологической теории права в первой трети ХХ в. был Л.И. Петражицкий. Он считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физическое и психическое. Право, как одно из явлений бытия, принадлежит миру психики и представляет собой обязательно-притязательное переживания людей. Нормы, как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Петражицкий трактует право как элемент психики человека, сводит право к чувствам и эмоциям, трактуя его в двух аспектах: 1) как право официальное и неофициальное. Официальное право подлежит применению гос. властью и поддерживается с её стороны. Неофициальное право лишено такого значения, однако оно всё же действует в качестве права. Т.о. каждая соц. группа создаёт своё право, независимо от государства. 2) как позитивное и автономное право. Позитивное право опирается на внешние источники (кодексы, законы; книжное право – книги юридического содержания + сборники обычного права + священные книги; право принятых в науке мнений – доктрины права, позиции, мнения учёных; право учений отдельных юристов
71. О. Шпенглер.
Освальд Шпенглер (1880-1936). «Пруссачество и социализм» - старопрусский дух и социалистический образ мыслей, ненавидящие сегодня друг друга братской ненавистью, есть фактически одно и то же. Торжество принципа чиновничества, согласно которому буквально каждый член немецкой народной общности независимо от рода его занятий обретает и реализует статус чиновника, находящегося на службе у государства. Сама идеология германского фашизма менее всего рисует немецкий социализм как антикапиталистический строй, как антипод мира частнособственнических отношений. Для них приемлемы предпринимательство и конкуренция, всякий капитал, любая собственность, если они производительны, работают на нацию. Обличаются спекуляция. Цель немецкого социализма – ликвидация классовой борьбы, воцарение согласия между капиталом и трудом. Чтобы его достичь, надо всего лишь устранить отдельные дефекты в наличной экономической системе и искоренить в умах рабочих классовое мировоззрение, марксизм.
73. И. Ильин.
Иван
Александрович Ильин (1883-1954). Юрист
по образованию. Работы: «Учение о
правосознании», «О сопротивлении злу
силою», «О монархии и республике».
В отличии от всякой физической силы
государственная власть есть волевая
сила. Назначение власти в том, чтобы создавать
в душах людей настроение определённости,
завершённости, импульсивности и исполнительности.
Государственная власть должна принадлежать
и применяться только на основе правового
полномочия, она должна быть единой в пределах
каждого политического союза, она должна
осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими
этическому и политическому цензу, политические
программы должны включать в себя только
такие меры, которые преследуют общий
интерес, гос. власть принципиально связана
с распределяющей справедливостью, но
она имеет право и обязанность отступать
от неё тогда и только тогда, когда этого
требует поддержание национально-духовного
бытия народа. Частная собственность –
естественное право человека, которое
и должно защищаться законами, правопорядком
и государственной властью. Частная собственность
даёт чувство уверенности, доверия к людям,
к вещам и земле. Правовое государство
основывается на признании человеческой
личности, покоиться на лояльном правосознании.
74. Г. Кельзен .
Нормативистская
теория праваСоздатель – Ганс Кельзен
(1881-1973). Основные труды – “Чистая теория
права”, “Общая теория права”.Суть теории
– право необходимо рассматривать в чистом
виде, не связывая с экономикой, политикой
и т.д. В праве он усматривает то, что создал
Кант –философская основа учения о праве
– учение Канта о категорическом императиве.
В основе права – основная норма (абстрактная
норма: можешь, т.к. должен). На основе основной
нормы создаётся конституция, на основе
которой – обычные законы, в соответствии
с законами издаются подзаконные акты,
и в соответствии со всем нормативным
массивом устанавливаются судебные и
административные решения. Всё это – нормы,
право.Эта система норм находится в иерархическом
соотношении => право – это иерархическая
система норм должного поведения. Главное
в праве – обязанности; полномочия в праве
не существенны, вторичны.“Государство
– специфическое нормативное единство;
правопорядок, достигший определённой
степени централизации”. Под чистой теорией
права Кельзен понимал доктрину, из которой
устранены все элементы, чуждые юридической
науке. Современные юристы, писал он, обращаются
к проблемам социологии и психологии,
этики и политической теории, пренебрегая
изучением своего собственного предмета.
Кельзен был убежден, что юридическая
наука призвана заниматься не социальными
предпосылками или нравственными основаниями
правовых установлении, как доказывают
приверженцы соответствующих концепций,
а специфически юридическим (нормативным)
содержанием права.В соответствии с этим
учением нормативисты призывали освободить
юриспруденцию от исследовательских приемов,
заимствованных из других областей познания.
Как подчеркивал Кельзен, чистая теория
“не отрицает того, что содержание любого
позитивного юридического порядка, будь
то право международное или национальное,
обусловлено историческими, экономическими,
моральными и политическими факторами,
однако она стремится познать право с
внутренней стороны, в его специфически
нормативном значении”.Чистота теории
права предполагает также исключение
из нее идеологических оценок. Кельзен
одним из первых поставил задачу деидеологизации
правоведения, создания строго объективной
науки о праве и государстве. Согласно
его воззрениям, подлинная наука носит
релятивистский характер, так как признает
возможность существования в обществе
множества систем идеологии и отрицает
превосходство какой-либо одной из них
над другими. “Чистая теория стремится
преодолеть идеологические тенденции
и описать право таким, каково оно есть,
не занимаясь его оправданием или критикой”.Кельзен
определяет право как совокупность норм,
осуществляемых в принудительном порядке
(данное определение в концепции используется
для дифференциации права от других нормативных
систем, таких, как религия и мораль).По
учению Кельзена, право старше государства.
Оно возникло еще в первобытную эпоху,
когда общество, разрешив индивидам совершать
акты принуждения (например, акты мести)
в одних случаях и запретив – в других,
установило монополию на применение силы
для обеспечения коллективной безопасности.
Впоследствии правовое сообщество перерастает
в государство, где функции принуждения
осуществляются централизованным путем,
т.е. специально созданными органами власти.
С образованием таких органов децентрализованные
способы принуждения сохраняются лишь
за рамками государства – в области международных
отношений. Современное ему право Кельзен
рассматривает как совокупность государственных
правопорядков и децентрализованного
международного права. Источником единства
правовой системы Кельзен называет основную
норму – трансцендентально-логическое
понятие (“мысленное допущение”), которое
дается нашим сознанием для обоснования
всего государственного правопорядка
в целом. Основная норма непосредственно
связана с конституцией, принятой в государстве,
и может быть представлена в виде следующего
высказывания: “Должно вести себя так,
как предписывает конституция
75. Социологическая школа права. Р. Паунд.
Наибольшее
распространение
51. Бунтарско-анархические идеи в России. М. Бакунин.
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Коллективистский анархист. Работы: Федерализм, социализм и антитеологизм. Кнуто-германская империя. Государственность и анархия. Все юридические законы, в отличии от законов природы и заурядного правила общежития, являются внешне навязанными, а потому и деспотическими. Свобода человека должна соизмеряться не стой свободой, которая пожалована и отмерена законами государства, а с той свободой, которая есть отражение человечности и человеческого права в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные. Важнейшей гарантией обеспечения свободы считал контроль над государственной властью. Совершить социальную революцию – значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь государство.
58. К. Маркс, Ф. Энгельс.
В Марксизме
3 составляющих учения: немецкая классическая
философия, английская политэкономия
и критический утопический
1) выделение
скотоводства; 2) выделение людей,
которые занимаются торговлей
– купцов; Класс купцов возник
в результате возникновения
56. Социалисты – утописты середины XIX в.
Социалисты-утописты обличали капиталистический строй и предлагали план идеального политического и экономического устройства общества. Сен-Симон (1760-1825). С.-С. был недоволен результатами французской революции. В протест слагает дворянское звание, отказывается от графского титула, ищет пути устройства общества на справедливых началах.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"