Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".

Файлы: 1 файл

История полит и пр. мысли.docx

— 127.79 Кб (Скачать)

45. Историческая школа  права.

Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права. Сторонники этой школы были решительными противниками революции. Историческая школа: право – не результат сознательной деятельности людей, не воля сознательная, а продукт народного, национального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий конкретному народу, дан Всевышним, он является постоянным, в процессе раскрытия происходит и изменения в самом праве. Основатель – Густав Гуго (1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву. Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями. Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи (1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе «Структура современного РП» (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени: 1) природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право; 2) учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т.к. имеет один источник – народный дух; 3) кодификация. Как объединение в единой форме законов. Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии: 1) обычай – первоначальный источник права; 2) законодательство – персонификация общей воли; 3) право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, национальном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.

Национальный  дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. «Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право». 
 

28. Джон Локк.

Труд  – «Два трактата о государственном  правлении» («Два трактата о праве»). Естественное состояние – это  общее равенство, свобода распоряжаться  мыслями и собственностью. Но при  таком состоянии нет механизмов разрешения споров и наказания нарушителей, поэтому люди заключают общественный договор, создавая тем самым государство. Гос-во получает от граждан ровно столько власти, сколько это необходимо для достижения личных и общественных целей: жизнь, свобода, собственность. Средство для осуществления этих целей государства: разделение властей, оптимальная для нации форма правления, законность, право народа на восстание при злоупотреблении властью. Государство – совокупность людей, соединившихся в единое целое под эгидой ими же установленного закона, и создавших суд, правомочный разрешать конфликты и наказывать преступников. Локк основоположник теории разделения властей. Существуют 3 вида власти: законодательная (парламент), исполнительная (король), федеральная (внешние сношения, король). Верховная власть – законодательная. Закон – не просто предписание, исходящее от гражданского общества. Он только тогда закон, когда указывает человеку поведение, соответствующее его собственным интересам, и служащее его собственному благу. Закон должен быть стабильным и долговечным. Ему должны подчиняться все. Локк своим учением предвосхищал идею о правовом государстве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

44. И. Кант.

В тот  период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё  преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права; Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек – существо двойственное.  В мире сущего действуют объективные законы, этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен, поведение непредсказуемо, мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства. Т.к. нет закономерностей, в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления, такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах: 1) действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом; 2) действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели; 3) действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы).

Сфера деятельности человека в мире должного обусловлена этими 3-мя проявлениями. Соблюдение нравственного закона может  быть формальным (внешней свободы  человека) и по внутреннему убеждению (сфера нравственности). Законы, по которым  устанавливается внешнее поведение, – юридические законы. Это и  есть право. Право – это совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. К. исходит из того, что право, установленное  государством, должно соответствовать  естественному праву. Государство  – это объединение множества  лиц, подчинённых правовым законам. Создание государства – это требование категорического императива; организация  государства – результат соглашения в силу, которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. В государстве существует 3 власти: верховная, исполнительная, судебная. Источник установления законов – ограниченный круг людей. К. к концу жизни стал обосновывать более прогрессивные идеи, отстаивал взгляды, связанные с обеспечением человечеству благоприятных условий жизни. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода.

наиболее  естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет  каждому, ибо каждый переносит своё естественное право на большую часть  общества, которую он составляет, т.к. всё прибывает в естественном состоянии.

Однако  Б.С. допускал монархию, где верховная  власть у Собрания (законодательный  орган, контроль за исполнением), и возможность аристократии. Он утверждал, что власть должна быть связана законами, обеспечивающими действительные права и свободы человека. Государственное могущество тогда, когда гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворяет его интересы, собственность, безопасность. Закон ограничен в своём действии.

.

27. Томас Гоббс.

Англ. мыслитель  Томас Гоббс в своём произведении «Левиафан» отмечал, что гос-во появляется лишь на опред. этапе развития чел-ва. Ему предшествует естественное состояние, в котором все люди равны и нет никакой власти. Люди в этом состоянии ведут непрерывную борьбу «войну всех против всех» ибо по своей природе «человек человеку волк». Мир в таком состоянии нарушен, существует необходимость выхода из этого состояния => 1-й разумный естественный закон – поиск мира. Мир может быть достигнут лишь взаимным согласием, чтобы прекратить войну, люди вынуждены пойти на заключение общественного договора и создать государство. 1-й разумный естественный закон влечёт за собой еще несколько законов, требований: обязанность проявлять благодарность; прощать прошлые обиды; проявлять уважение к другим; быть скромным; быть беспристрастным; никто не должен быть судьёй в собственном деле; не должно быть пьянства и всего, что затемняет рассудок. Государство ликвидирует разузданное состояние. Люди однажды заключив договор уже не могут высвободится из-под действия верх. власти. В представлении Гоббса, гос-во – мифическое чудовище Левиафан: его душа – власть; его члены – правители, его кровь – деньги. Революция – смерть государства. Но после смерти всегда появляется новый Левиафан. Идеальная форма го-ва – монархия. Допускал существование и других форм: аристократии и демократии. Главное, чтобы при всех этих формах власть государства была абсолютной. 
 
 
 
 
 
 
 

37. Юрий Крижанич.

Юрий  Крижанич (1617-1683) продолжает учение Симеона Полоцкого.  Хорват по происхождению, долго жил в России. Труды – «Разговоры об владетельству». Он разграничивал 3 формы хорошей власти: самодержавие; боярские владения; общевластие. Лучшая форма – самодержавие. Постулаты естественно-правовой доктрины. Самодержавие должно отличаться от тирании (крутого владения). Не королевство для короля, а король для королевства. Тиран – разбойник. Реформы в России должны проводиться с помощью доброго «законоставия». Законодательство подразделяет на хорошее (разумное) и плохое (худое). Плохое устанавливается по незнанию, следовательно, надо иметь хотя бы одного, а лучше двух философов. С помощью разумных законов надо реформировать социальный строй: дворянам – свободу, за это честная служба государству; городам – самоуправление; крестьянам – к общим потребам всё давать и работу работать (только повинности) – должны быть готовы к тяготам.

39. Феофан Прокопович.

Феофан  Прокопович (1681-1737). Стоял на теократических позициях. Закончил Киевскую духовную академию, учился в Риме, получил  сан Архиерея. Труд – «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской». Считал, что образованию государства предшествует естественное состояние, которое он изображает как «чёрное да безмерное беззаконий море». Чтобы выйти из этого состояния люди заключают «гражданский союз» и устанавливают верховную власть. Критиковал аристократию (приводит к разногласиям в среде правящих) и демократию (всегда приводит к мятежам и смуте). Лучшим «образом правления» является неограниченная наследств. монархия. Если прямой наследник недееспособен, то надо назначать доброго и искусного, независимо от степени родства. Кроме того, решительно отвергал притязание церкви на превосходство перед светской властью. Выступал за отмену патриаршества и утверждение Синода. (Синод обеспечит лучшее упр-е церковными делами) Причина бедствий – невежество людей – выступал за насаждение просвещения в России.

41. Василий Татищев.

Татищев В.Н. (1686-1750) – граф, участник Полтавской битвы, один из первых русских историков. Труд – «История российская», подготовил к изданию «Русскую правду», «Судебник 1650». Стоит на позициях естественного  права. Человек сначала был полностью  свободен. Вольность характерна для  этого состояния. Человек плохо  пользовался этой вольностью - своеволие. Интересы общества требуют ограничения  вольности каждого индивида. «На  вольность каждого должна быть одета  узда неволи для его же пользы». Узда: естественная, договорная, принудительная. Первая узда означает необходимость  подчинения родителям. Вторая узда –  договорная. Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, кот. идут в услужение к другим чтобы прокормится. Третья узда – насильственное лишение воли (плен). Татищев считал эту узду противоправной. Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства, недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот. должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены.

50.Чаадаев.

Чаадаев П.Я. (1794-1856) — западник. Представитель  просветительства в России. Был противникам  крепостного права. Сторонник европеизации общества на основе самоуправления. Он отстаивал главным образом интересы крестьян. Отмена крепостного права  принесёт общее благосостояние. Он не призывал к революции. Ч. выступал против самодержавия и крепостничества, но только моральное обновление приведёт к изменениям. Труды – 8 философских  писем. Он осуждает самодержавие и крепостничество (называет последнее «ужасной язвой»). Чаадаев подчёркивает отсталость России. По его мнению, успехи западной Европы во многом объясняются господством  там католицизма. В России же православие  бессильно перед светской властью. Осуждение было таким смелым, что  Николай I посчитал Ч. умалишённым. Ч. не видел в народе силы. Он не рассчитывал  ни на какие прогрессивные акции  со стороны русского народа. Это  критиковалось его друзьями.

69. М. Вебер.

Макс  Вебер (1864-1920). Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, гос-ва и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории: 1) патриархальная (власть главы рода, племени, ранних государственных образований); 2) харизматическая (наделение правителя сверхъестественными качествами и властными возможностями); 3) рационально-лигитимная (профессиональная бюрократия). Прогнозировал, что неотвратимой перспективой всех современных демократий является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизнедеятельности. На смену капитализму придёт не социализм, а бюрократизированное в целях рационального управления общество 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

61. Г. Спенсер.

Герберт Спенсер (1820-1903). Основатель органической теории государства и права. Труды  «основания биологии», «основания социологии». Государство тождественно живому организму. Так же, как в живом организме  каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой всего организма - общества, государства. Государство, общество – система социальных институтов, механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные институты появляются в результате революции, общественного договора и т.д. Есть институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых конфликтов в сферу конфликтов между группами, обуславливает возникновение классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности. С. утверждал, что политические институты, в т.ч. государство, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека. Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и могут быть отвергнуты. Государства классифицирует на 2 типа: 1) примитивные (военные, хищнические); 2) высшие (индустриальные). Военный тип государства характеризуется централизованным регулированием, иерархическим подчинением; жизнь, свобода и собственность принадлежат государству. Индустриальный тип гос-ва основан на «законе равной свободы». Вмешательство государства носит минимальный характер. Спенсер последовательно осуждает милитаризм, методы военного режима.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"