Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".
45. Историческая школа права.
Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права. Сторонники этой школы были решительными противниками революции. Историческая школа: право – не результат сознательной деятельности людей, не воля сознательная, а продукт народного, национального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий конкретному народу, дан Всевышним, он является постоянным, в процессе раскрытия происходит и изменения в самом праве. Основатель – Густав Гуго (1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву. Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями. Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи (1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе «Структура современного РП» (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени: 1) природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право; 2) учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т.к. имеет один источник – народный дух; 3) кодификация. Как объединение в единой форме законов. Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии: 1) обычай – первоначальный источник права; 2) законодательство – персонификация общей воли; 3) право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, национальном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.
Национальный
дух в конечном итоге народу даётся
Всевышним. «Если бы кто подумал, что наши
воззрения противоречат богу, он бы нас
не понял. Бог вложил в нацию силу создавать
право».
28. Джон Локк.
Труд
– «Два трактата о государственном
правлении» («Два трактата о праве»).
Естественное состояние – это
общее равенство, свобода распоряжаться
мыслями и собственностью. Но при
таком состоянии нет механизмов
разрешения споров и наказания нарушителей,
поэтому люди заключают общественный
договор, создавая тем самым государство.
Гос-во получает от граждан ровно столько
власти, сколько это необходимо для достижения
личных и общественных целей: жизнь, свобода,
собственность. Средство для осуществления
этих целей государства: разделение властей,
оптимальная для нации форма правления,
законность, право народа на восстание
при злоупотреблении властью. Государство
– совокупность людей, соединившихся
в единое целое под эгидой ими же установленного
закона, и создавших суд, правомочный разрешать
конфликты и наказывать преступников.
Локк основоположник теории разделения
властей. Существуют 3 вида власти: законодательная
(парламент), исполнительная (король), федеральная
(внешние сношения, король). Верховная
власть – законодательная. Закон – не
просто предписание, исходящее от гражданского
общества. Он только тогда закон, когда
указывает человеку поведение, соответствующее
его собственным интересам, и служащее
его собственному благу. Закон должен
быть стабильным и долговечным. Ему должны
подчиняться все. Локк своим учением предвосхищал
идею о правовом государстве
44. И. Кант.
В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права; Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен, поведение непредсказуемо, мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства. Т.к. нет закономерностей, в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления, такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах: 1) действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом; 2) действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели; 3) действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы).
Сфера
деятельности человека в мире должного
обусловлена этими 3-мя проявлениями.
Соблюдение нравственного закона может
быть формальным (внешней свободы
человека) и по внутреннему убеждению
(сфера нравственности). Законы, по которым
устанавливается внешнее
наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо каждый переносит своё естественное право на большую часть общества, которую он составляет, т.к. всё прибывает в естественном состоянии.
Однако Б.С. допускал монархию, где верховная власть у Собрания (законодательный орган, контроль за исполнением), и возможность аристократии. Он утверждал, что власть должна быть связана законами, обеспечивающими действительные права и свободы человека. Государственное могущество тогда, когда гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворяет его интересы, собственность, безопасность. Закон ограничен в своём действии.
.
27. Томас Гоббс.
Англ. мыслитель
Томас Гоббс в своём произведении «Левиафан»
отмечал, что гос-во появляется лишь на
опред. этапе развития чел-ва. Ему предшествует
естественное состояние, в котором все
люди равны и нет никакой власти. Люди
в этом состоянии ведут непрерывную борьбу
«войну всех против всех» ибо по своей
природе «человек человеку волк». Мир
в таком состоянии нарушен, существует
необходимость выхода из этого состояния
=> 1-й разумный естественный закон –
поиск мира. Мир может быть достигнут лишь
взаимным согласием, чтобы прекратить
войну, люди вынуждены пойти на заключение
общественного договора и создать государство.
1-й разумный естественный закон влечёт
за собой еще несколько законов, требований:
обязанность проявлять благодарность;
прощать прошлые обиды; проявлять уважение
к другим; быть скромным; быть беспристрастным;
никто не должен быть судьёй в собственном
деле; не должно быть пьянства и всего,
что затемняет рассудок. Государство ликвидирует
разузданное состояние. Люди однажды заключив
договор уже не могут высвободится из-под
действия верх. власти. В представлении
Гоббса, гос-во – мифическое чудовище
Левиафан: его душа – власть; его члены
– правители, его кровь – деньги. Революция
– смерть государства. Но после смерти
всегда появляется новый Левиафан. Идеальная
форма го-ва – монархия. Допускал существование
и других форм: аристократии и демократии.
Главное, чтобы при всех этих формах власть
государства была абсолютной.
37. Юрий Крижанич.
Юрий Крижанич (1617-1683) продолжает учение Симеона Полоцкого. Хорват по происхождению, долго жил в России. Труды – «Разговоры об владетельству». Он разграничивал 3 формы хорошей власти: самодержавие; боярские владения; общевластие. Лучшая форма – самодержавие. Постулаты естественно-правовой доктрины. Самодержавие должно отличаться от тирании (крутого владения). Не королевство для короля, а король для королевства. Тиран – разбойник. Реформы в России должны проводиться с помощью доброго «законоставия». Законодательство подразделяет на хорошее (разумное) и плохое (худое). Плохое устанавливается по незнанию, следовательно, надо иметь хотя бы одного, а лучше двух философов. С помощью разумных законов надо реформировать социальный строй: дворянам – свободу, за это честная служба государству; городам – самоуправление; крестьянам – к общим потребам всё давать и работу работать (только повинности) – должны быть готовы к тяготам.
39. Феофан Прокопович.
Феофан Прокопович (1681-1737). Стоял на теократических позициях. Закончил Киевскую духовную академию, учился в Риме, получил сан Архиерея. Труд – «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской». Считал, что образованию государства предшествует естественное состояние, которое он изображает как «чёрное да безмерное беззаконий море». Чтобы выйти из этого состояния люди заключают «гражданский союз» и устанавливают верховную власть. Критиковал аристократию (приводит к разногласиям в среде правящих) и демократию (всегда приводит к мятежам и смуте). Лучшим «образом правления» является неограниченная наследств. монархия. Если прямой наследник недееспособен, то надо назначать доброго и искусного, независимо от степени родства. Кроме того, решительно отвергал притязание церкви на превосходство перед светской властью. Выступал за отмену патриаршества и утверждение Синода. (Синод обеспечит лучшее упр-е церковными делами) Причина бедствий – невежество людей – выступал за насаждение просвещения в России.
41. Василий Татищев.
Татищев В.Н. (1686-1750) – граф, участник Полтавской битвы, один из первых русских историков. Труд – «История российская», подготовил к изданию «Русскую правду», «Судебник 1650». Стоит на позициях естественного права. Человек сначала был полностью свободен. Вольность характерна для этого состояния. Человек плохо пользовался этой вольностью - своеволие. Интересы общества требуют ограничения вольности каждого индивида. «На вольность каждого должна быть одета узда неволи для его же пользы». Узда: естественная, договорная, принудительная. Первая узда означает необходимость подчинения родителям. Вторая узда – договорная. Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, кот. идут в услужение к другим чтобы прокормится. Третья узда – насильственное лишение воли (плен). Татищев считал эту узду противоправной. Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства, недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот. должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены.
50.Чаадаев.
Чаадаев
П.Я. (1794-1856) — западник. Представитель
просветительства в России. Был противникам
крепостного права. Сторонник европеизации
общества на основе самоуправления. Он
отстаивал главным образом
69. М. Вебер.
Макс
Вебер (1864-1920). Опираясь на опыт изучения
всеобщей истории права, гос-ва и власти,
Вебер выдвинул концепцию идеальных типов
власти, которые можно обнаружить у разных
народов в ходе истории: 1) патриархальная
(власть главы рода, племени, ранних государственных
образований); 2) харизматическая (наделение
правителя сверхъестественными качествами
и властными возможностями); 3) рационально-лигитимная
(профессиональная бюрократия). Прогнозировал,
что неотвратимой перспективой всех современных
демократий является тотальная бюрократизация
общественной и государственной жизнедеятельности.
На смену капитализму придёт не социализм,
а бюрократизированное в целях рационального
управления общество
61. Г. Спенсер.
Герберт Спенсер (1820-1903). Основатель органической теории государства и права. Труды «основания биологии», «основания социологии». Государство тождественно живому организму. Так же, как в живом организме каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой всего организма - общества, государства. Государство, общество – система социальных институтов, механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные институты появляются в результате революции, общественного договора и т.д. Есть институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых конфликтов в сферу конфликтов между группами, обуславливает возникновение классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности. С. утверждал, что политические институты, в т.ч. государство, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека. Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и могут быть отвергнуты. Государства классифицирует на 2 типа: 1) примитивные (военные, хищнические); 2) высшие (индустриальные). Военный тип государства характеризуется централизованным регулированием, иерархическим подчинением; жизнь, свобода и собственность принадлежат государству. Индустриальный тип гос-ва основан на «законе равной свободы». Вмешательство государства носит минимальный характер. Спенсер последовательно осуждает милитаризм, методы военного режима.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"