Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".

Файлы: 1 файл

История полит и пр. мысли.docx

— 127.79 Кб (Скачать)

Создал  учение о закономерностях общественного  развития, о прогрессивности всякой новой системы в развитии общества. С-С подходит к обоснованию идеи закономерного развития общества и смены одной фазы развития другой «новой организационной фазой». Прогресс есть движение к высшей организации общества. Переход осуществляется мирным путём. Основой процветания является индустриальное развитие. Сен-Симон особо подчёркивал роль науки и техники в развитии нового строя. В его труде «Катехизис индустриалов» отмечается, что крупные землевладельцы и капиталисты будут в «обществе индустриалов» упразднены. «Индустриалы» – это все трудящиеся, люди науки, пром. буржуазия. Сен-Симон считал, что в промышленной системе частную собственность можно контролировать. В русле своих технократических взглядов С-С обосновывает и идею, что государство из орудия управления людьми превратится в орудие управления вещами. Т.е. перестанет быть полит. организацией. Фурье (1772-1837). Родился в семье богатого коммерсанта. На него оказала огромное влияние французская революция. Он считал, что эта революция не достигла необходимых результатов. Он критикует существующий строй, идеологов капитализма, тех, кто защищает капиталистические устои. Своё учение Ф. Облекает в религиозно-мистическую форму, т.к. считал себя пророком, постигшим волю Всевышнего. Он утверждал, что открыл новый социальный мир. Начинает своё учение с исследования природы человека. Человек обуреваем страстями, которые являются движущей силой поведения человека. Страсти не следует заглушать, им следует дать разумное удовлетворение. Человеческие страсти ведут индивидуума к удовлетворению своих потребностей и необходимости сожительства с другими людьми. Энтузиазм, радость творческого труда и стремление к совершенствованию может найти своё удовлетворение только в социальном обществе. Ф. Критикует и политическую систему, государство и правительство, которое фактически находится в услужении у богатых, и государство защищает их богатство в борьбе против бедняков. Законы защищают привилегии богатых. Законы – это акты государственного принуждения. Они обязывают бедняков уплачивать налоги и поборы. Бедняк не может рассчитывать на справедливость в суде, т.к. не имеет средств для гарантии своей судебной защиты в делах против богачей. Право – ничто, если оно не гарантированно материально. Право иллюзорно, если нельзя его осуществить. Предложенные Ф. Исправления существующего положения: строй должен представлять собой строй социальной гармонии. Он возможен, если он будет являть собой систему ассоциаций, систему фаланг. Фаланга должна иметь место и в земледелии, и в промышленности. Фаланга – это ассоциация 1600-1700 человек. В ней вся производственная деятельность регулируется в соответствии с человеческими страстями. Вся культурная и бытовая деятельность должна упорядочиваться исходя из человеческих страстей. Их Ф. Выделил 12: 5 чувственных (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух); 4 душевных (дружба, честолюбие, любовь, отцовство); 3 распределительных, управляющих (страсть-интрига, страсть к разнообразию, энтузиазм). Исходя из особенностей индивида, внутри фаланги образуются группы, занимающиеся определённым видом труда. Такая деятельность увеличивает производительность труда в 4 раза. Для достижения гармонии все фалангисты должны жить также совместно. Богачи должны участвовать в наиболее благоприятных видах труда. Пролетарии должны покупать акции у капиталистов. Надо поощрять смешанные браки. С точки зрения Ф. План будет неизбежно реализован. Роберт Оуэн (1771-1858). Выходец из семьи ремесленника. К 30 годам стал совладельцем крупной бумагопрядильной фабрики. На ней сократил рабочий день с 13-14 часов до 10,5; для детей рабочих впервые организует ясли. Т.о. стал заниматься благотворительностью. Но вскоре убедился, что этого недостаточно для улучшения положения рабочего класса.

О. Сторонник  общественной собственности. Его концепция  сводилась к необходимости обеспечения  реализации деятельности на общественном труде в пределах группы людей, объединённых в колонии. Эти колонии должны базироваться на иной основе – общности права и труда. В 1824г. отправляется в США и создаёт коммунистическую колонию «Новая гармония». Но его  постигла неудача, после чего он вернулся в Англию. Он исходил из того, что человек создан для счастья, которое он обретёт только в сотрудничестве с другими. Первопричина всех бед – невежество. Центральная власть, как орган насилия, будет излишен и уступит место свободной федерации, самоуправляющейся общине. Вскоре собственность станет общественным достоянием, которой будет достаточно всем. Человек будет воспитан в духе гармонии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    9.Политико-правовое  учение римских  стоиков.

Римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – сформировались как мыслители, прежде всего, под влиянием древнегреческих стоиков (Зенон и др.). Римские стоики достигают наибольшего расцвета в период кризиса римской государственности. Римские стоики проповедовали идеи фатализма, покорности судьбе, политической пассивности.

Сенека (3-65), сенатор, воспитатель императора Нерона, виднейший римский государственный  деятель, вынужден был покончить  жизнь самоубийством по приказу  своего воспитанника-кровопийцы.

Сенека  отстаивал идею духовной свободы  личности всех людей, независимо от их общественного положения. Объектом рабства является лишь телесная оболочка личности раба, успокаивал их Сенека, по природе же раб вполне равен полноправному  римскому гражданину. Поэтому Сенека все же не ратовал за отмену рабства. Напротив, он отмечал, что все люди находятся в неизбывном рабстве  у судьбы. Причиной всех причин является божественная судьба. Вселенная - естественное государство, живущее по нормам естественного  права, что должны признать все как  само собой разумеющееся, утверждал  Сенека. Это макрогосударство во сто крат более ценно, чем любое земное государство (даже Римская империя).

Стоик Эпиктет (50-130) был рабом по происхождению, позже стал вольноотпущенником. Эпиктет  полагал, что человек должен постоянно  нравственно самосовершенствоваться. Эпиктет (по понятным причинам) осуждал  рабство (!) и критиковал чрезмерное богатство римских вельмож. Эпиктет  говорил, что мудрый рабовладелец будет  относиться к рабам так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, если бы он был рабом (очень похоже на нравственный императив И. Канта).

Марк  Аврелий Августин (121-180) был видным древнеримским стоиком и императором по совместительству. Ему принадлежит труд: "К самому себе" Марк Аврелий утверждал, что государство должно устанавливать законы, одинаковые для всех. Разум Марк Аврелий считал общим для всех людей, повелевающим делать правильное и запрещающим делать неправильное. Дух целого требует общения, причем не хаотичного, а упорядоченного. В мире всегда существует подчинение и соподчинение, с грустью констатировал стоик-император Марк Аврелий. Но, т.к. разум общий, среди людей существует (или, по крайней мере, должно существовать) всеобщее единомыслие.

    10.Римские  юристы о праве:  общий обзор.

По преданию, начало светской римской юриспруденции  связано с именами Гнея Флавия (похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул) и Тиберия Корункания (вторая половина IIIв. до н.э.). Деятельность римских юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1). respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц; 2). cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; 3). agere – сообщение формул для ведения дела в суде. Классиками римской юриспруденции являются Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин (II-IIIвв.).

В имперский  период расцвета римской юриспруденции (в отличие от времени Цицерона) несколько сместились оценки в соотношении  fas и jus. Fas стало восприниматься как нечто богоданное, а термином jus стали обозначать все светское (человеческое) право, включая естественное право (jus naturale, т.е. то, что еще Цицерон называл fas) и позитивное право (обычное право, lex, эдикты магистратов, сенатусконсульты, конституции императоров).

Ульпиан произвел деление права на публичное (право, которое "относится к положению Римского государства") и частное (право, которое "относится к пользе отдельных лиц"). Второе, по Ульпиану, в свою очередь, делится на 3 взаимопроникающие части: естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium) и цивильное право (jus civile).

Римские юристы противопоставляли jus aequum и jus iniquum, т.е. равное и справедливое право и право, не отвечающее требованиям равной справедливости. Aequitas (конкретизация и выражение естественно-правовой справедливости) служила критерием справедливости (т.е. соответствия justitia) правовых норм. Несправедливая правовая норма (например, преторский эдикт), по положению Павла, не может называться правом. "Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу,"- соглашался с коллегой юрист Юлиан.

Закон (общемировой закон, человеческий закон  – lex) у римских юристов представал не только с формальной (универсальность, высшая юридическая сила), но в первую очередь с содержательной (соответствие требованиям справедливости) стороны.

Римские юристы, вслед за древнегреческими мыслителями, оправдывали существование  рабства.

В период укрепления принципата и установления домината римские юристы активно  обосновывали законность и справедливость законодательных притязаний императоров, что их в итоге и сгубило, потому что как только императоры получили в свои руки всю полноту законодательной  власти, профессиональные юристы как  толкователи, преобразователи и  применители права стали попросту не нужны. С другой стороны, их труды приобрели особую историческую и теоретическую значимость в условиях рецепции римского права западноевропейскими правовыми системами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    13.Средневековые  ереси.

Недовольство  существующими порядками получило выражение в различных протестных еретических движениях. Что симптоматично, ереси возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.

XI-XIIвв. – ересь катаров (чистых), назывались богомилами в Сербии и Болгарии. Основатель, поп Богомил, воспринял свои идеи от манихейства. Катары осуждали духовенство, феодальные общественные порядки. Аналогичные взгляды проповедовали альбигойцы в Южной Франции, вальденсы и др. Папу катары считали наместником сатаны. В XIIв. восстание против папы вспыхнуло в самом Риме, под руководством Арнольда, его сумели подавить лишь при помощи войск Фридриха Барбароссы.

В XIV-XVвв. в Западной Европе выделяют два потока еретического движения: бюргерское и крестьянско-плебейское.

Бюргерские  ереси отражали общественно-политические интересы значительных слоев горожан, которые требовали секуляризации  церковного имущества (и церковных  иммунитетов), возврата к раннехристианским идеалам, защиты частной собственности от притязаний церковников. Идеологами бюргерских ересей были проф. Джон Уинклиф (Англия), Ян Гус (Чехия).

Представителями крестьянско-плебеских ересей были лолларды (Англия), табориты (Чехия), которые выступали за ограничение прав дворянства, отмену феодальных повинностей.

Часть бюргерских ересей влилась (со своими бунтарскими идеями) в духовный арсенал  бюргерско-церковной Реформации (прежде всего, в Германии). Элементы крестьянско-плебейских ересей были включены в идеологию  революционных масс, принимавших  участие в ранних буржуазных революциях: в Голландии в XVIв. и в Англии в XVIIв.

Во второй половине XIVв. из-под духовной власти римского папы по решению парламента вышла Англия (это теоретически обосновал проф. Дж. Уинклиф), позже здесь утвердилось освященное королем англиканство, одно из направлений протестантизма. Последователями проф. Дж. Уинклифа были лолларды ("нищие священники"), требовавшие возврата к простоте раннехристианских общин и оказавшие немалое влияние на крестьянское движение Уота Тайлера (1381).

В XVв. в Чехии вспыхнуло антифеодальное движение гуситов под руководством Яна Гуса. Гуситы выступали за ограничение церковных полномочий, требовали распространения обряда причащения на всех верующих (а не только на священников). Гуситами в основном были рыцари и горожане. Более радикальными были требования чешских таборитов, они отрицали церковный культ, какую-либо роль католического духовенства в донесении слова Божья до народных масс, табориты также требовали ликвидации сословных ограничений. Таборитов, которые в основном были мелкими рыцарями и крестьянами, возглавлял Ян Жижка. Идеи таборитов были восприняты в Германии идеологом крестьянской войны Томасом Мюнцером.

70. «Теория «живого права» Эрлиха»

Видным  представителем школы "свободного права" был австрийский профессор Евгений Эрлих. Наиболее значительное его произведение — "Основы социологии права" . Критикуя юр. поз-м, Эрлих призывал исследовать "живое право": "Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все остальное — лишь голое учение, норма решения, догма или теория". 
Право, по его конц-и существует и развивается прежде всего как орг-онные нормы союзов, из которых состоит об-во (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества, хозяйственные союзы и др.). Право, прежде всего, есть орг-я.  
Орг-онные нормы складываются в обществе сами собой, вытекают из торговли, обычаев, уставных пол-й различных орг-й; эти нормы образуют, по его учению, право первого порядка, 
Для охраны права первого порядка и регулирования спорных отн-ний существуют "нормы решений", образующие право второго порядка; эти нормы создаются деят-тью гос-ва и юр-тов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать орг-онные нормы. Результатом взаимодействия общ-ого права, права юр-тов и гос-венного права является "живое право", которое не установлено в правовых пол-ях, но господствует в жизни.  
Закон, по Эрлиху, не столько право, сколько один из способов обеспечения права, применение закона должно быть подчинено только этой цели, и к тому же главным способом сущ-я "права решений" (второй слой права) является свободное нахождение права судьями, рассматривающими конкретные дела.В правосудии решающая роль принадлежит не "мертвым параграфам закона", а свободному слову квалифицированных юр-тов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"