Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политической и правовой мысли РБ".
Создал
учение о закономерностях
О. Сторонник
общественной собственности. Его концепция
сводилась к необходимости
9.Политико-правовое учение римских стоиков.
Римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – сформировались как мыслители, прежде всего, под влиянием древнегреческих стоиков (Зенон и др.). Римские стоики достигают наибольшего расцвета в период кризиса римской государственности. Римские стоики проповедовали идеи фатализма, покорности судьбе, политической пассивности.
Сенека
(3-65), сенатор, воспитатель императора
Нерона, виднейший римский
Сенека отстаивал идею духовной свободы личности всех людей, независимо от их общественного положения. Объектом рабства является лишь телесная оболочка личности раба, успокаивал их Сенека, по природе же раб вполне равен полноправному римскому гражданину. Поэтому Сенека все же не ратовал за отмену рабства. Напротив, он отмечал, что все люди находятся в неизбывном рабстве у судьбы. Причиной всех причин является божественная судьба. Вселенная - естественное государство, живущее по нормам естественного права, что должны признать все как само собой разумеющееся, утверждал Сенека. Это макрогосударство во сто крат более ценно, чем любое земное государство (даже Римская империя).
Стоик
Эпиктет (50-130) был рабом по происхождению,
позже стал вольноотпущенником. Эпиктет
полагал, что человек должен постоянно
нравственно
Марк Аврелий Августин (121-180) был видным древнеримским стоиком и императором по совместительству. Ему принадлежит труд: "К самому себе" Марк Аврелий утверждал, что государство должно устанавливать законы, одинаковые для всех. Разум Марк Аврелий считал общим для всех людей, повелевающим делать правильное и запрещающим делать неправильное. Дух целого требует общения, причем не хаотичного, а упорядоченного. В мире всегда существует подчинение и соподчинение, с грустью констатировал стоик-император Марк Аврелий. Но, т.к. разум общий, среди людей существует (или, по крайней мере, должно существовать) всеобщее единомыслие.
10.Римские юристы о праве: общий обзор.
По преданию, начало светской римской юриспруденции связано с именами Гнея Флавия (похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул) и Тиберия Корункания (вторая половина IIIв. до н.э.). Деятельность римских юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1). respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц; 2). cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; 3). agere – сообщение формул для ведения дела в суде. Классиками римской юриспруденции являются Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин (II-IIIвв.).
В имперский период расцвета римской юриспруденции (в отличие от времени Цицерона) несколько сместились оценки в соотношении fas и jus. Fas стало восприниматься как нечто богоданное, а термином jus стали обозначать все светское (человеческое) право, включая естественное право (jus naturale, т.е. то, что еще Цицерон называл fas) и позитивное право (обычное право, lex, эдикты магистратов, сенатусконсульты, конституции императоров).
Ульпиан произвел деление права на публичное (право, которое "относится к положению Римского государства") и частное (право, которое "относится к пользе отдельных лиц"). Второе, по Ульпиану, в свою очередь, делится на 3 взаимопроникающие части: естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium) и цивильное право (jus civile).
Римские юристы противопоставляли jus aequum и jus iniquum, т.е. равное и справедливое право и право, не отвечающее требованиям равной справедливости. Aequitas (конкретизация и выражение естественно-правовой справедливости) служила критерием справедливости (т.е. соответствия justitia) правовых норм. Несправедливая правовая норма (например, преторский эдикт), по положению Павла, не может называться правом. "Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу,"- соглашался с коллегой юрист Юлиан.
Закон (общемировой закон, человеческий закон – lex) у римских юристов представал не только с формальной (универсальность, высшая юридическая сила), но в первую очередь с содержательной (соответствие требованиям справедливости) стороны.
Римские юристы, вслед за древнегреческими мыслителями, оправдывали существование рабства.
В период
укрепления принципата и установления
домината римские юристы активно
обосновывали законность и справедливость
законодательных притязаний императоров,
что их в итоге и сгубило, потому
что как только императоры получили
в свои руки всю полноту законодательной
власти, профессиональные юристы как
толкователи, преобразователи и
применители права стали попросту не нужны.
С другой стороны, их труды приобрели особую
историческую и теоретическую значимость
в условиях рецепции римского права западноевропейскими
правовыми системами.
13.Средневековые ереси.
Недовольство
существующими порядками
XI-XIIвв. – ересь катаров (чистых), назывались богомилами в Сербии и Болгарии. Основатель, поп Богомил, воспринял свои идеи от манихейства. Катары осуждали духовенство, феодальные общественные порядки. Аналогичные взгляды проповедовали альбигойцы в Южной Франции, вальденсы и др. Папу катары считали наместником сатаны. В XIIв. восстание против папы вспыхнуло в самом Риме, под руководством Арнольда, его сумели подавить лишь при помощи войск Фридриха Барбароссы.
В XIV-XVвв. в Западной Европе выделяют два потока еретического движения: бюргерское и крестьянско-плебейское.
Бюргерские
ереси отражали общественно-политические
интересы значительных слоев горожан,
которые требовали
Представителями крестьянско-плебеских ересей были лолларды (Англия), табориты (Чехия), которые выступали за ограничение прав дворянства, отмену феодальных повинностей.
Часть бюргерских ересей влилась (со своими бунтарскими идеями) в духовный арсенал бюргерско-церковной Реформации (прежде всего, в Германии). Элементы крестьянско-плебейских ересей были включены в идеологию революционных масс, принимавших участие в ранних буржуазных революциях: в Голландии в XVIв. и в Англии в XVIIв.
Во второй половине XIVв. из-под духовной власти римского папы по решению парламента вышла Англия (это теоретически обосновал проф. Дж. Уинклиф), позже здесь утвердилось освященное королем англиканство, одно из направлений протестантизма. Последователями проф. Дж. Уинклифа были лолларды ("нищие священники"), требовавшие возврата к простоте раннехристианских общин и оказавшие немалое влияние на крестьянское движение Уота Тайлера (1381).
В XVв. в Чехии вспыхнуло антифеодальное движение гуситов под руководством Яна Гуса. Гуситы выступали за ограничение церковных полномочий, требовали распространения обряда причащения на всех верующих (а не только на священников). Гуситами в основном были рыцари и горожане. Более радикальными были требования чешских таборитов, они отрицали церковный культ, какую-либо роль католического духовенства в донесении слова Божья до народных масс, табориты также требовали ликвидации сословных ограничений. Таборитов, которые в основном были мелкими рыцарями и крестьянами, возглавлял Ян Жижка. Идеи таборитов были восприняты в Германии идеологом крестьянской войны Томасом Мюнцером.
70. «Теория «живого права» Эрлиха»
Видным
представителем школы "свободного права"
был австрийский профессор Евгений
Эрлих. Наиболее значительное его произведение
— "Основы социологии права" . Критикуя
юр. поз-м, Эрлих призывал исследовать
"живое право": "Лишь то, что входит
в жизнь, становится живой нормой, все
остальное — лишь голое учение, норма
решения, догма или теория".
Право, по его конц-и существует и развивается
прежде всего как орг-онные нормы союзов,
из которых состоит об-во (семьи, производственные
объединения, корпорации, товарищества,
хозяйственные союзы и др.). Право, прежде
всего, есть орг-я.
Орг-онные нормы складываются в обществе
сами собой, вытекают из торговли, обычаев,
уставных пол-й различных орг-й; эти нормы
образуют, по его учению, право первого
порядка,
Для охраны права первого порядка и регулирования
спорных отн-ний существуют "нормы решений",
образующие право второго порядка; эти
нормы создаются деят-тью гос-ва и юр-тов.
К праву второго порядка относятся уголовное,
процессуальное, полицейское право, которые
не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать
орг-онные нормы. Результатом взаимодействия
общ-ого права, права юр-тов и гос-венного
права является "живое право", которое
не установлено в правовых пол-ях, но господствует
в жизни.
Закон, по Эрлиху, не столько право, сколько
один из способов обеспечения права, применение
закона должно быть подчинено только этой
цели, и к тому же главным способом сущ-я
"права решений" (второй слой права)
является свободное нахождение права
судьями, рассматривающими конкретные
дела.В правосудии решающая роль принадлежит
не "мертвым параграфам закона", а
свободному слову квалифицированных юр-тов.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политической и правовой мысли РБ"