История мировой политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:25, доклад

Краткое описание

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало XX в. Наибольшее развитие различные политические теории и доктрины получили в США, Франции, Великобритании, Германии.
Основателем систематического исследования политики в США считается Ф. Либер. В 1857 г. он начал читать лекции по политической философии, в которых центральными были вопросы теории государства и политической этики. В Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) в 1880 г. была основана школа политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, послужившая появлению множества подобных ассоциаций в других странах. В том же году начал издаваться политологический журнал.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ.docx

— 53.03 Кб (Скачать)
/
 
Политическая наука - сравнительно молодая дисциплина. На первый взгляд такое утверждение может показаться невероятным. Ведь известно, что к миру политического глубокий интерес проявляли выдающиеся мыслители прошлого. В первоначальной, философско-этической форме фрагменты знаний о политике встречаются в трудах мыслителей древности: Заратустры, Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона и их современников.  
 
В Средние века, эпоху Возрождения и Новое время политические знания развиваются главным образом в рамках философских знаний. Политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы человеческого социума. А это произошло лишь в Новое время в процессе формирования капиталистического общества.  
 
Французский ученый М. Дюверже выделяет три крупных периода в истории формирования, эволюции и институционализации политической науки. Первый - это предыстория от античности до XVIII в., представленная Аристотелем, Н. Макиавелли, Ж. Боденом, Ш.-Л. Монтескье и другими мыслителями древности, Средневековья и начального периода Нового времени. Второй - XIX в., «отмеченный» заслугами А. Токвиля, О. Копти и К. Маркса. Третий - современный период, на который приходится собственно история политической науки.  
 
Таким образом, политические учения прошлого нельзя отождествлять с современной политической наукой, хотя и нельзя отрицать факт преемственности, генетической связи между ними. Главное значение всего предшествующего периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания.  
 
Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало XX в. Наибольшее развитие различные политические теории и доктрины получили в США, Франции, Великобритании, Германии.  
 
Основателем систематического исследования политики в США считается Ф. Либер. В 1857 г. он начал читать лекции по политической философии, в которых центральными были вопросы теории государства и политической этики. В Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) в 1880 г. была основана школа политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, послужившая появлению множества подобных ассоциаций в других странах. В том же году начал издаваться политологический журнал.  
 
Послевоенные десятилетия можно рассматривать как новый этап в развитии политической науки. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО создается Международная ассоциация политической науки, проводят всемирные конгрессы этой ассоциации, другие международные политологические мероприятия. На международном коллоквиуме (Париж, 1948) по вопросам политической науки принят документ о ее содержании. Решено термин «политическая наука» употреблять в единственном числе, составными элементами которой признать: 1) политическую теорию; 2) политические институты; 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.  
 
В конце 40 - начале 50-х годов тон в мировой политической науке продолжали задавать американцы. Именно в США развернулась так называемая бихевиористская революция в социальных науках, в том числе в политологии. Американским ученым принадлежит заслуга разработки системного и структурно-функционального анализа политических феноменов, политико-культурного подхода, сравнительной политологии и т.д. Эти исследования оказали существенное влияние на развитие политической науки в большинстве европейских стран.  
 
В нашей стране политология длительное время рассматривалась как буржуазная теория, лженаука и потому находилась в зачаточном состоянии. Отдельные политологические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, других общественных наук.  
 
Следует отметить, что относительно науки о политике в отечественной и зарубежной литературе употребляются различные термины: «политология», «политическая наука», «политическая социология». Они отражают традиции и особенности национальных и региональных школ политической науки. В США, например, термин «политическая социология» употребляется мало. Там предпочитают говорить о политической науке, о политологии. В Западной Европе приоритет отдают термину «политическая социология», а термин «политология» используют редко. В России, наоборот, чаще употребляется термин «политология». 

 

 
^ ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.  
 
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА  
 
Политические учения, строго говоря, этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В своем становлении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует религиозно-мифологическими представлениями о месте человека в мире, о божественном происхождении власти и ее предписаний. Различные версии мифа отражали возможные варианты упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.  
 
Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политическую мысль. В VIII-VI вв. до н.э. начался отход от религиозно-мифологических представлений к рационалистической трактовке социально-политических явлений. Политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.  
 
^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ  
 
Конфуцианство, легисты и даосы - самые крупные школы политических учений Древнего Китая. Их политическая концепция сводится к нескольким главным позициям, составляющим фундамент политической культуры Китая на многие века: власть носит божественное происхождение, управлять Поднебесной должны мудрецы, правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных.  
 
Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Согласно Лао-цзы, дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.  
 
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших.  
 
Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.  
 
^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ  
 
В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли выделяются три периода. Ранний период (IX- VIвв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. Второй период (V- первая половина IVв. до н.э.) - это время расцвета древнегреческой философской и политической мысли. Третий период (вторая половина IV-IIв. до н.э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности.  
 
В древнегреческой философской и политической мысли выделяются Сократ, Платон и Аристотель, оставившие глубокий след в духовной истории человечества.  
 
Сократ (469-399 гг. до н.э.) - принципиальный сторонник законности, он использовал этот принцип в качестве одного из важнейших критериев классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Он стремился выделить присущие им черты своеобразия. Царство и тиранию Сократ считал властью, но отличной друг от друга. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал царством, а власть против воли народа, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, - тиранией. Сократ резко отрицательно относился к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.  
 
Учение Сократа, его жизнь и смерть не только произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.  
 
Платон (427-347 гг. до н.э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии и политических учений. Политические воззрения Платона изложены в основном в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы».  
 
В диалоге «Государство» он одним из первых обращается к характеристике политических форм. Описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания.  
 
Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать частной собственностью. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семья в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.  
 
Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Правление философов и действие справедливых законов для Платона в «Государстве» - два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта. Идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государственное устройство.  
 
Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг - истина». Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политическая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».  
 
Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. Из неправильных форм государства тирания - наихудшая.  
 
Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй». ,  
 
Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».  
 
Аристотель не выделяет государства из общества. В его учении, как и в учении Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу.  
 
Завершая рассказ о древнегреческой политической мысли, следует отметить, что ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Геспод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) исследования государства и политики.  
 
^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ  
 
В Средние века (V-XVI вв.) философско-этическая концепция политики в Западной Европе постепенно вытесняется религиозной (христианской) концепцией. Одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви.  
 
Одним из создателей христианской политической теории был Аврелий Августин (354-430 гг.). Его политические взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и других сочинениях.  
 
Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство - это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы. С тех пор как государство включает в себя дьявольскую волю, оно становится общественным тираном. Только государство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.  
 
Вопросы политики и государства рассматривал в своих сочинениях и прежде всего в труде «О правлении властителей» средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). В своих произведениях Аквинат пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким образом еще более укрепить ее позиции.  
 
^ Возрождение и Реформация- самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как: ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр религиозных учений, формирование антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения. В процессе выработки политических идей деятели Возрождения и Реформации постоянно обращались к духовному наследию античности, интенсивно его использовали.  
 
Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик, он вошел в историю политической мысли как автор ряда замечательных трудов, из которых самым знаменитым и известным является «Государь» (1513).  
 
Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова.  
 
Государственная власть должна быть твердой и решительной. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой - доминирующий интерес государственности.  
 
Государство (введение самого термина stato, т.е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только в своих. В «Государе» ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа.  
 
Как известно, именем Макиавелли названа политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали («макиавеллизм»). Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей, независимую от других источников. Он считал сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Макиавелли прославился беспристрастностью и откровенностью своих суждений, доходящих иногда до цинизма, когда, например, речь шла об использовании насилия, обмана, хитрости в политике. Самоуверенность, смелость и гибкость - вот от чего, по мнению Макиавелли, зависит успех политики.  
 
^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ  
 
Процесс развития политической мысли Нового времени целесообразно разделить на два этапа. На первом, раннем (начало XVI - вторая половина XVIII в.) этапе исследователи политики создали гражданскую концепцию политики, которая на втором этапе трансформировалась в социальную политическую концепцию.  
 
Первым теоретиком политики раннего Нового времени по праву называют Макиавелли. Французский политический мыслитель, социолог и юрист Жан Боден (1529-1596) в своем главном произведении «Шесть книг о государстве» первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства.  
 
В политических проектах и учениях Гоббса, Монтескье и Мэдисона, которые также являются гражданской концепцией политики, главным предметом анализа становятся такие вопросы, как происхождение и характер государства, его право принуждать. Далее политическая мысль развивается по пути к либерализму, родоначальником которого считают Локка. Развитие гражданской концепции политики содействовало процессу образования современных европейских государств.  
 
На смену гражданской концепции политики приходит социальная. Здесь отправной точкой являются уже не индивид, а группы: нация, класс, социальные слои. Государство в XIX в. согласно этой концепции видится причастным к экономическим и социальным проблемам. Такие представители социальной концепции политики XVIII и XIX вв., как Руссо, Берк, Токвиль, Бентам, Милль, значительно обогатили политическую мысль.  
 
Английский мыслитель, современник английской революции XVII в., во время которой он эмигрировал в Париж, Томас Гоббс (1588-1679) начинает рассуждения о государстве с изложения своих представлений о человеке. Он считает, что изначально все люди созданы равными по своим физическим и умственным способностям и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку - волк». Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Хаос естественного догосударственного общества Гоббс описывает в своей известной книге «Левиафан».  
 
Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех». Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким изображает Т. Гоббс возникновение государства.  
 
В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовавшего за неограниченную власть государства как такового, Т. Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. Согласно Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия. Его симпатии на стороне монархии. Он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства.  
 
Вслед за Н. Макиавелли Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Начиная с Т. Гоббса в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины, имевшее затем долгую и сложную судьбу.  
 
Выдающийся английский мыслитель второй половины XVII в. Джон Локк (1632-1704) свое политическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).  
 
По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. Таковым считается «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью»; «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными»; право на собственность. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д.  
 
Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Личные его симпатии склонялись к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г.  
 
Учение Дж. Локка о государстве вобрало в себя многие достижения политического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.  
 
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся политический мыслитель. В своих трудах он уточнял и развивал учение о государстве, гражданском обществе, политических режимах, формах правления и формах государственного устройства. Главная книга Монтескье «О духе законов» (1748) сделала его одним из авторитетных классиков политической мысли.  
 
Главная тема всей политической теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.  
 
Монтескье различает три формы правления: республиканскую, монархическую и деспотическую. Он отрицательно относится к деспотии, поскольку здесь движущим принципом управления является страх, произвол. При деспотии отсутствуют законы, а если они и приняты, то никакого значения не имеют. Монтескье выступает за конституционную монархию, прообразом которой является английская конституционная монархия. Но он уважительно относится и к республике, подразделяя ее на демократическую и аристократическую.  
 
По мнению Монтескье, на форму государства оказывает влияние размер территории. Небольшие государства должны быть республиками, государства средней величины - монархиями, а большие государства - деспотиями. Могут быть и федеративные государства при республиканской форме правления.  
 
^ МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИКИ  
 
Марксизм возник в 40-х годах XIX столетия. В теории марксизма содержится ряд принципиальных положений, относящихся к политической сфере общества. В социально-политической доктрине марксизма, получившей название «исторический материализм», доказывалось, что на смену капитализму придет новое, справедливое общество. Оно выступает как альтернатива обществу, основанному на частной собственности и разделенному на антагонистические классы.  
 
Суть историко-материалистического подхода к государству и политике состоит в понимании этих явлений в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической надстройки. Идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (государства и политики в целом).  
 
Классовая общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно определяет и качество классовости политической надстройки. К последнему марксизм относит такие моменты: обусловленность факта существования политической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства от соотношения классовых сил и т.д.  
 
Согласно марксизму у государственности есть и конечный рубеж. Поскольку государство «появляется только на определенной ступени развития общества, оно опять исчезнет, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени», - отмечает Маркс в 1881 г. Такой высокоорганизованной, гармоничной и планомерно развивающейся ступенью они считали будущее коммунистическое общество.  
 
Сегодня происходит существенная переоценка ценности и актуальности данного учения. Но как бы ни видоизменялись подходы к тем или иным взглядам Маркса и Энгельса на политику, государство, как бы ни варьировались их оценки, одно остается несомненным: эти взгляды навсегда вошли в историю мировой политической мысли, составляют ее солидный пласт. Без глубокого осмысления марксизма невозможно представить истинной картины политической и духовной жизни мира XIX и XX вв.  
 
^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА XX СТОЛЕТИЯ 
 
Развитие политической науки конца XIX - начала XX в. связано с именами таких крупных представителей европейской политической традиции, как М. Вебер, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др. Здесь прежде всего следует выделить М. Вебера, который рассматривал политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю. Его определениями политики, государства, власти, методологией исследования бюрократии до сих пор оперируют многие политологи.  
 
Вслед за М. Вебером и другие ученые выдвинули собственные теории политического развития. Так, Парето, Моска и Михельс пришли к выводу, что любая система политического правления, независимо от ее формально-юридического или идеологического характера, является по существу олигархической или элитарной. Здесь особо следует отметить теорию элит, сформированную Г. Моской в работах «Теория правления и парламентское правление» (1884) и «Основы политической науки». Последователями этой теории были В. Парето, а также Р. Михельс, которые разработали теории циркуляции элит и «железного закона» олигархии, согласно которым политические реальности во всех политических системах определяются соперничеством, конкуренцией и соответственно сменой у власти различных группировок элит.  
 
С середины XX в. происходит довольно быстрое и плодотворное развитие политической науки, что в значительной степени было связано с появлением в американской политической науке бихевиористского подхода, который существенно отличался от традиционной европейской методологии. Политика, по мнению бихевиористов, это реальные действия людей в политической жизни, а не различные виды институтов и структур, через которые выражают свою волю граждане. Основателями бихевиористского подхода в политической науке были американские политологи Ч. Мерриам, Д. Истон, Г. Алмонд, Г. Лассуэлл, Р. Даль и др.  
 
В послевоенные десятилетия получили дальнейшее развитие те теории, идеи, концепции, которые были выдвинуты и сформированы в довоенный период. Это прежде всего теория групп вообще и заинтересованных групп в частности и связанная с ней теория равновесия политических сил (Д. Трумэн, Д. Истон, Р. Тейлор и др.), теории демократии (Р. Даль, Дж. Сартори и др.), теории элит и элитизма (Г. Лассуэлл, Р. Миллс и др.), идей власти, контроля и влияния (Дж. Кэтлин, Ч. Мерриам, Г. Моргентау) и т.д. Наряду с этим осуществлялись исследования политических систем современности (Д. Истон, К. Фридрих, К. Дойч, Г. Шиле, Р. Арон и др.), партийно-политических систем (М. Дюверже, У.Д. Бернхэм, Дж. Санд-квист, К. Бэйме и др.), структурно-функциональный анализ мира политического (Т. Парсонс, Ч. Бернард, Р. Мертон и др.), идей конфликта и консенсуса в политике (С. Липсет, Л. Коузер и др.).  
 
К этому же периоду относится формирование такого важного направления, как сравнительная политология. Следует отметить, что традиция политической теории уже сама содержит элемент сравнительности, классификации и типологизации. Начало сравнительной политологии было положено статьей Г. Алмонда «Сравнительные политические системы», опубликованной в 1956 г. В рамках сравнительной политологии развернулись исследования политического поведения и политической культуры различных слоев населения в индустриально развитых странах, политической культуры различных стран и регионов, политической психологии и т.п.  
 
С середины XX в. интенсивно стали изучаться качества политической системы, т.е. политических режимов (тоталитарного, авторитарного, демократического). В последние годы проявляется значительный интерес к проблеме демократической трансформации тоталитарных и авторитарных режимов. Исследование демократии в трудах американских и европейских политологов - наиболее характерная черта современной политической науки. Учение о демократии развивается теоретиками как элитарной демократии, так и демократии участия.  
 
Говоря о развитии политической науки, следует отметить, что в 30 и 40-е годы преобладающим в западной политологии было американское влияние. В конце 40 - начале 50-х годов в США развернулась так называемая бихевиористская революция в социальных науках, в том числе в политологии. Изучая поведение индивида, бихевиоризм широко использовал эмпирические методы анализа. Американским ученым принадлежит заслуга разработки системного и структурно-функционального анализа политических феноменов, политико-культурного подхода, сравнительной политологии и т.д. Показателем расцвета американской политической науки стали появление огромного потока литературы по политологии, создание новых научных и учебных центров, основание множества новых политологических изданий и т.д. Они оказали существенное влияние на развитие политической науки в большинстве европейских стран.  
 
В 50-60-е годы во Франции были созданы политологические институты и организации. В 1956 г. была введена ученая степень доктора политических наук. В 60-70-е годы появляется серия работ французских политологов (М. Прело, Ж. Бюрдо, Р. Арона, М. Дюверже, М. Гравитца, Ж. Веделя и др.), в которых рассматриваются проблемы предмета политической науки, государства и власти, политических систем и режимов, партий и партийных систем и т.д.  
 
Процессы создания политологических институтов, центров, ассоциаций, журналов происходили, начиная с 50-х годов и в других европейских странах. Однако если в США развитие политической науки шло преимущественно по линии проведения прикладных эмпирических исследований (при этом не всегда и не в достаточной мере учитывалось историческое и теоретическое измерение политики), то в континентальной Европе были восстановлены и успешно развивались историко-правовые, государствоведческие, политико-философские традиции. В первом случае преобладало эмпирическое начало, во втором случае исследования базировались на органическом сочетании теоретического и эмпирического начал. 
 
^ РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ  
 
Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI веке, в период объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Древнерусское государство:  
 
• потребовало (равно как и укрепление княжеской власти) обоснования его божественного характера,  
 
• было раннефеодальным: в нем сохранялись свободные общинники; про цесс образования классов не был завершен; важную роль продолжал играть вечевые традиции.  
 
Не случайно поэтому божественный характер княжеской власти:  
 
• объяснялся ссылками на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей;  
 
• переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Следовательно, начальный период развития политической мысли в России (XI - XV века) характеризовался наличием некоторых общих черт присущих также процессу становления западных политических учений;  
 
• первоначально политическая мысль не являлась самостоятельной, а была растворена в религиозных и обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты (непогрешимость, абсолютность, правосудность), обосновывавшие ее божественный характер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни;  
 
• после принятия христианства на Руси в 988 году политическая мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного' мировоззрения (в западных странах освобождение политической мысли' от религиозного влияния завершилось уже в ХVI веке); 
 
И на Западе, и в России политическая мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.  
 
Однако выводы, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, были различными, что объясняется спецификой социокультурных сред (совокупностью ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничение всевластия государства в лице монарха в России политические учения обосновывали приоритет прежде всего интересов государства, общины, а не личности.  
 
В период Московского государства, особенно при Иване Грозном (1533 -1584), происходила концентрация политического могущества. Политические же идеи обосновывали необходимость неограниченной власти монарха, важность для него иметь сильный характер.  
 
Однако появлялись и иные обоснования неизбежности сильной царской власти. Так, писатель-публицист Д Пересветов (XVI век): видел в централизованном государстве и сильном монархе средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны; вину за ослабление страны возложил на бояр, которые "не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оскужают"; считал условием величия государства сильную неограниченную власть, опирающуюся на служилое дворянство. Предложенные И. Пересветовым политические реформы были впоследствии реализованы Иваном Грозным. Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства был советник Ивана Грозного князь Андрей Курбский (XVI век), сбежавший в Литву. "Царь, аще и почтен царством, - поучал он царя, - должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек".  
 
Особенности развития политических идей в России были обусловлены: 
 
особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры, которое было связано прежде всего с православием; божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией - соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества;  
 
основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку большинству для подавления оппозиции необходима сильная власть Следовательно, сила власти и государства не только определялась божественным характером, но и основывалась на согласии между правяшими и подданными,  
 
• согласно традиции православия государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели - добро, истина, милосердие, ветственность за подданных, праведность. Все, кто стремился разрушит государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста, такс вымя считались бояре-изменники;  
 
• всевластие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политически мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха;  
 
• в силу географического положений (расположенности России между Западом и Востоком) русская политическая мысль развивалась в значительной мере путем заимствования идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а начиная с XVII века усилилось влияние Запада - возникло идейно-политическое движение "западников" заимствовавших либеральные ценности европейской цивилизации.  
 
Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный путь развития, собственную идею. Символом, который самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теория, что нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов.  
 
Политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства, которое относилось к идеократическому типу: объединение индивидов в нем происходит на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: "Москва - третий Рим", "православие, самодержавие, народность", идея "светлого будущего" и.т. д.  
 
То обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась внутри религиозной, обусловило ее определенное отставание от западных политических учений. Это выразилось в более позднем осознании знач мости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и др.  
 
С XVII века начинает происходить секуляризация политической мысли, она становится более самостоятельной; многие идеи Французского Просвещения XVIII (в частности, теории разделения властей, общественного договора, естественных прав личности и т. д.) не смогли тогда укорениться в российском общественном сознании, но процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар. Сторонники идеи просвещенного абсолютизма В.Н. Татищев(1686 - 1750), И.Т. Посошков (1652 - 1726) и другие: трактовали государство как средство обеспечения общего блага, главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство вниимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов; по-прежнему ставили верховного носителя власти (монарха) над гражданами и сословиями, оправдывали любые его действия. Сам правитель рассматривался как просвещенный монарх, правитель-мудрец. Сподвижник Петра I, церковный деятель Феофан Прокопаович (1681 - 1737): пытался соединить идею божественной сущности власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа; считал, что государство - результат сознательного объединения людей: по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом;  
 
• лучшей формой правления признавал абсолютную монархию, которая может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство. 

Информация о работе История мировой политической мысли