История мировой политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:25, доклад

Краткое описание

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало XX в. Наибольшее развитие различные политические теории и доктрины получили в США, Франции, Великобритании, Германии.
Основателем систематического исследования политики в США считается Ф. Либер. В 1857 г. он начал читать лекции по политической философии, в которых центральными были вопросы теории государства и политической этики. В Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) в 1880 г. была основана школа политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, послужившая появлению множества подобных ассоциаций в других странах. В том же году начал издаваться политологический журнал.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ.docx

— 53.03 Кб (Скачать)
 
Однако под влиянием идей Просвещения нарастала критика концепции просвещенного абсолютизма На волне критики абсолютной власти родилась идея ее ограничения, введения принципов конституционализма и парламентаризма.  
 
В развитии собственно политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.  
 
Либерализм как политическая идеология исходит из верховенства , свобод личности над интересами государства и общества. Но коль скоро социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующего индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма мысль было ограниченным.  
 
Теоретические положения классического западного либерализма в разное время были взяты на вооружение различными сословиями, организациями, движениями:  
 
• до отмены крепостного права дворянские революционеры ("декабристы") в обоснование своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом; при разработке основ формирования институтов государственной власти использовали идею разделения властей;  
 
• после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название "западники".  
 
Они исходили из идеи общности исторических судеб России и Запада.  
 
Либерализм в России был представлен различными направлениями.  
 
Охранительный либерализм был основан профессором права ^ Б.Н. Чичериным (1828 - 1904); который:• активно развивал либеральную идею правового государства;  
 
• выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть; 
 
• не разделял идею о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их утверждение может привести к анархии;  
 
• полагал, что права даются государством;  
 
• считал политическим идеалом конституционную монархию, созданную путем заимствования принципов и политических институтов Запада.  
 
Концепция социального государства развивалась профессором Московского университета П.И. Новгородцевым (1866 - 1924) По мнению профессора: только подобное государство гарантирует каждому гражданину право на достойное человеческое существование; свобода возможна лишь при наличии необходимых материальных условий.  
 
Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) обусловила усиление консерватизма, который: был реакцией значительной массы аграрного и городского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе и грозившие разрушением привычного уклада жизни;  
 
• Отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности.  
 
Идейно-политическое течение, доказывавшее принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название "славянофилы", которое:  
 
чрезмерно идеализировало историческое прошлое страны, русский национальный характер; объясняло неповторимость исторического пути российского общества, наличием общей русской идеи,отражающей своеобразие народа. Однако содержание русской идеи ее приверженцы трактовали по-разному. Можно выделить два направления в славянофильстве: ортодоксально-реакционное. Его представляли министр просвещения, Граф С.С. Уваров (1786 - 1855), историк Н.М. Карамзин (1766 - 1826), обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827 -1905). Концепцию славянофильства сформулировал граф С.С. Уваров, который выразил его смысл в формуле: "православие, самодержавие, народность". Невозможность перенесения в Россию западных политических институтов, осуществления либеральных реформ он обосновывал глубокой религиозностью народа, преданностью самодержавию, моральным единством;  
 
реформаторски-ориентированное. Главный идеолог - ^ А. С. Хомяков (1804 -1860), другие видные представители - И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.C. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев. Они не отрицали необходимость реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставление некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования общества считали губительным для России, поскольку тот разрушит ее духовное единство. А. С. Хомяков связывал самобытность русского народа с соборностью, обеспечивающей ту духовную цельность, внутреннее согласие и единомыслие, любовь друг к другу, которые свойственны русскому народу.  
 
Вера в самостоятелность России и ее особый путь развития вошла так же в концепцию революционного переустройства обществе. Условия для радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т. д. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А.Н. Радищев (1749 - 1802). Его основные идеи по государственному переустройству:  
 
• место монархии должно занять народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода;  
 
• народное правление соответствует "человеческому естеству", поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности;  
 
• во главе федерации стоят достойные люди, выдвинутые народом. (Отметим, что идея непосредственного правления народа возвращал общество в прошлое - к вечевым порядкам). Затем идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. По проекту одного из них, П.И. Пестеля (1793 - 1826):  
 
монархия должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности; 
 
• высшие органы власти (Народное Вече, Державная Дума, Верховный Собор) формируются путем реализации всеобщего избирательного права;  
 
• принцип разделения властей отрицался.  
 
Во второй половине XIX века политическая мысль России испытывает значительное влияние европейского социализма и анархизма. Это активизировало отечественных радикалов, которые, однако, больше внимания уделяли средствам реализации своих идеалов.  
 
Революционеры-демократы ^ В.Г. Белинский (1811 - 1848), А.И. Герцен (1812 -1870), И.Г. Чернышевский (1828 - 1889), Д.И. Писарев (1840 -1868)  
 
• полагали единственным средством свержения самодержавия вооруженное восстание в форме крестьянской революции, которая установит "социальную республику" с верховной властью народа;  
 
• считали основой будущего экономического и политического строя крестьянскую общину (в этом проявлялся их утопизм, поскольку уже тогда община не представляла собой единого образования, она расслаивалась)  
 
• отдавали в "социальной республике" законодательную власть народу (Народному Собранию), перед которым должно быть ответственно правительство.  
 
Неприязнь к западному либерализму и конституционализму, сложившимся на Западе государственным институтам отчетливо прослеживается и в русском анархизме. Его сторонники, М А. Бакунин (1814 - 1876) и П.А. Кропоткин (1842 - 1912):  
 
• негативно относились не только конкретно к русскому, но и к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов, и призывали к свержению государства,  
 
• исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей,  
 
• определяли анархию как "вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов и, наконец, в более 
 
отдаленном будущем - общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств" (М.А. Бакунин), критиковали идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой (М.А. Бакунин).  
 
^ П.А. Кропоткин назвал идеал будущего устройства "анархическим коммунизмом", под которым понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основанных «а свободных взаимосоглашениях людей. Над ними не будет никакой верховной центральной власти.  
 
После Октябрьской революции 1917 г. процесс кристаллизации политических идей в отдельную дисциплину прервался. Политическая теория стала выполнять социальный заказ правящей Коммунистической партии и советской власти - научно обосновывать правомерность принимаемых решений;  
 
• характер и содержание исследований на политические темы стали односторонними - все явления общественной и политической жизни рассматривались через призму марксизма, теории классовой борьбы, интересов рабочего класса, трудящихся;  
 
• основная проблема политологии - распределение и осуществление власти - оставалась закрытой для объективного анализа; исследования политики были направлены не на углубление познания механизмов политике государственного регулирования, а на обоснование предпосылок отмирания политической организации общества.  
 
По всем этим причинам в советский период политическая теория заметно отстала от мировой науки.  
 
Признание политологии в качестве самостоятельной дисциплины произошло лишь в начале 90-х годов XX века. Но она сразу же столкнулась отсутствием квалифицированных кадров, которых до того времени готовили. Поэтому политология в современной (постсоветское) переживает нелегкие времена утверждения своего статуса:  
 
• собственная исследовательская традиция пока не сложилась; 
 
• ей необходимо избежать как тенденции автоматического заимствования западных теорий и методов анализа, некритического перенесения их в особые условия России, так и стремления к изоляции от мировой политической науки, изобретения особой русской политологии. Тем не менее в настоящее время развернулись исследования в области политической науки в современной России. Вышло немало книг, брошюр, статей, издаются журналы политологического профиля. Появляются учебники и учебные пособия по политологии.  
 
Контрольные вопросы: 
^
1. Предмет и  содержание политологии.
  1.  
    Определение политологии как науки.
  1.  
    Значимость политической науки. 
  1.  
    Объект и предмет политологии. 
  1.  
    Важнейшие проблемы политологии. 
  1.  
    Категории, законы и закономерности политологии. 
  1.  
    Методы политологии. 
  1.  
    Функции политологии и ее взаимосвязь с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами. 
^
2. Сущность и  содержание политики.
  1.  
    Природа и суть политического. 
  1.  
    Генезис политики. 
  1.  
    Структура политики и ее классификация. 
  1.  
    Функции политики. 
  1.  
    Политика и экономика. 
  1.  
    Политика и мораль. 
  1.  
    Политика и идеология. 
  1.  
    Субъекты и объекты политики. 
 
Рекомендуемая литература.
  1.  
    Зиновьев А.П., Шевченко В.Н. Политология: Учеб. пособие. -М., 2001г.
  1.  
    Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. –М., 1999г.
  1.  
    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. –М., 2002г.
  1.  
    Пугачев В.П. Политология: Справочник для студента. –М., 1999г.
  1.  
    Соловьев А.И. Политология: Учебник. –М., 2001г.
  1.  
    Тавадов Г.Т. Политология: Учеб. пособие. –М., 2000г.
  1.  
    Подгорная Л.П. Социология. –М., 2003г.

 


Информация о работе История мировой политической мысли