Мировая политическая мысль Аристотеля и Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или, во всяком случае, не повторять их.
Мировая политическая мысль стала развиваться с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу с его антагонистическими классами и государством.

Файлы: 1 файл

античность и средневековье.docx

— 15.90 Кб (Скачать)

Изучение истории мировой  политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования  будущего. Как говорится, всякое новое  — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов  или, во всяком случае, не повторять  их.

 Мировая политическая  мысль стала развиваться с  переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу с его антагонистическими классами и государством. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего же развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Убедительным примером тому являются труды древнегреческих мыслителей — Платона и Аристотеля.

 Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — идеолог афинской аристократии. Свои политические взгляды изложил в диалогах "Государство" и "Законы". Исходя из позиций идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное — воинам, вожделеющее — земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Широко известно изречение Платона: "Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать... до тех пор государствам не избавиться от зол" (Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971.Т.З. Ч.1.С. 275). Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государства, защищать его, вожделеющие ремесленники и земледельцы обязаны трудиться. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей и частной собственностью, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Обеспечивать материально эти сословия вменялось в обязанность трудящимся.

 Этические воззрения  Платона были ориентированы не  на индивида, а на общество, и  поэтому предназначение человека  — служить государству, а не  наоборот.

 Политика, по определению  Платона, - царское искусство, требующее  знаний по управлению людьми.

 Идеальной формой государственного  устройства в ранних работах  им считались правление аристократии (мудрых) и монархия, наихудшими же  — демократия и тирания, поскольку  первая ведет к своеволию и  безначалию, а вторая держится  на вероломстве и насилии. В  своем последнем сочинении "Законы" он отдавал предпочтение такому  государственному правлению, в  котором бы сочетались начала  и демократии и монархии. В  нем он отказался и от идеи  лишить частной собственности  философов и воинов. Земля, будучи  собственностью государства, должна  одинаковыми по плодородию участками  отдаваться во владение гражданам  вместе с домом.

 Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — идеолог земледельческой аристократии, ученик Платона и учитель великого полководца Древнего мира А.Македонского. Обладая энциклопедическими знаниями, он внес большой вклад в философию, природоведение, историю, политику, этику, литературу и эстетику. Его политические взгляды изложены в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". В отличие от идеализма Платона Аристотель склонялся к диалектическому материализму и вплотную подошел к нему. Он критиковал идею Платона об общности жен и детей и защищал необходимость частной собственности, рабовладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю, — управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

 Аристотель обследовал 156 греческих и варварских государственных  устройств и выделил три правильные  и три неправильные государственные  формы. К правильным формам, которые преследуют общественное благо, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, — тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Правильные государственные формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Аристотель отмечал, что тирания и крайняя демократия одинаково деспотически относятся к гражданам. Наиболее правильной формой государственного правления он считал политику, в которой сочетались бы черты олигархии и демократии. По существу, полития — это ограниченная до разумных пределов демократия.

 Аристотель в отличие  от Платона ставил на первое  место человека, а не государство,  и утверждал, что человек есть  существо общественное.

 Труды Аристотеля являлись  настольными книгами для многих  политических мыслителей последующих  поколений.

 Аристотель был очень почитаем в Беларуси. Большое внимание его социально-политическому и этическому учению уделяли Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий. В учебных заведениях Беларуси философия Аристотеля в интерпретации Ф.Аквинского изучалась до конца XVIII в.

 Следующий период в  развитии европейской политической  мысли — Средневековье (конец  V — середина XVII в.) — характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. Притязания церкви на участие в государственной власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345—407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354-430), которые использовали библейское положение о том, что "всякая власть от Бога". Августин Блаженный считал, что в мире существуют две общности: "град божий" (церковь) и "град земной" (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй — на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того, чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать.

 Виднейшим идеологом  католицизма и феодализма в  средние века был доминиканский  монах Фома Аквинский (1225—1274). Взяв из учения Аристотеля  ряд идей, он пытался приспособить  их к своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного  неравенства и эксплуатации, Аквинский  считал, что они установлены Богом.  Божьей воле он приписывал  и существование монархии на  земле, сторонником которой был  сам. Светской власти, доказывал  он, принадлежат только тела людей,  а их души — Богу, церкви  и папе римскому, которому должны  подчиняться все, в том числе  и монархи. Выступая против  еретических движений XI —XII вв., поколебавших  у многих веру в святость  и незыблемость феодальных устоев, Ф.Аквинский отстаивал свирепые  казни еретиков и инквизицию. Он был убежденным сторонником  контроля церкви над государством, наукой и искусством, божественности  феодального права


Информация о работе Мировая политическая мысль Аристотеля и Платона