Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:40, реферат
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое истолкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам, земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям либо наряду с последними продолжают оставаться вершителями земных дел.
Современная политическая наука опирается
на фундамент политической мысли
предшествующих эпох. К глубокой древности
- периоду возникновения раннеклассовых
обществ и государств
- восходят первые попытки осмысления
сущности политических явлений. Исторически
первой формой объяснения новой социальной
реальности стало религиозно-мифологическое
истолкование природы властных отношений
и социальной иерархии. Согласно древним
мифам, земная организация жизни имеет
божественное происхождение и является
отражением общемирового космического
порядка. Боги передают власть земным
правителям либо наряду с последними продолжают
оставаться вершителями земных дел.
Конфуций.
Позже политическая мысль, порвав с мифологией,
приняла более рациональную форму. При
рассмотрении проблем власти и социального
порядка стал доминировать философско-этический
подход, объясняющий эти явления через
призму достижения общего блага и справедливости.
Подобная тенденция прослеживается в
учениях Конфуция, греческих философов
и политико-правовой мысли Рима. В центре
внимания древних мыслителей - такие вопросы,
как принципы организации государства,
проблема законов и справедливости, обоснование
идеальной формы правления.
Китайский философ Конфуций - один из самых
известных представителей политической
мысли Древнего Востока. Он отказался
от идеи божественного происхождения
государства и развил концепцию патриархального
аристократического государства. Согласно
его учению, государство возникает из
объединения семей и уподобляется семье,
где император - отец, заботящийся о своих
подданных - детях. Конечная цель государственной
власти - достижение общего блага. Хотя
Конфуций отрицательно относился к крайностям
имущественной дифференциации (к делению
общества на богатых и бедных), он оправдывает
моральную иерархию: деление людей на
"благородных мужей" и "темных
людей" - простолюдинов. Первых от простолюдинов
отличают такие качества, как знания, справедливость,
чувство долга, уважение к старшим, следование
моральным нормам. Политический идеал
древнекитайского мыслителя - власть,
осуществляемая аристократами, добродетели,
строгое соблюдение каждым человеком
своих обязанностей и следование сложившимся
ритуалам. Конфуция отличало недоверие
к законам, он считал, что общественный
порядок должен поддерживаться ритуалами
и моралью.
В трудах мыслителей Древней Греции
анализируется античная социально-политическая
практика. Государственность этого периода
воплотилась в форме полисов - небольших городов-государств
и прилегающих к ним селений. Центром древнегреческой
цивилизации стал афинский полис периода
расцвета демократии
(VI-V вв. до н.э.). Демократические процедуры
предусматривали участие свободного мужского
населения в работе народного собрания
и принятии решений, равенство граждан
перед законом, право на занятие выборной
общественной должности. Практика функционирования
демократии оказала влияние на представления
древнейших мыслителей Эллады о желательной
форме государства. Многие из них сделали
свой выбор не в пользу демократии. Среди
тех, кто разделял аристократические взгляды
на правление, были Пифагор, Гераклит, Сократ.
Править, по их мнению, должен не весь народ,
а только лучшие люди, добродетелью которых
является мудрость. Сторонником "умеренной" цензовой
демократии был Демокрит.
У античных авторов присутствует понимание
Закона, преобразующего Хаос в Космос.
Полис, в их представлении, выступает отражением
космического порядка. Так, в учении Пифагора
содержится мысль о законе космической
гармонии, определяющем порядок для всего
сущего.
Сократ. Яростным защитником идеи
компетентного правления и господства
законов в организации полисной жизни
был Сократ. Он утверждал, что править
должны знающие люди - философы, а само
правление представляет собой искусство,
к которому предрасположены лишь отдельные
"лучшие" люди, благодаря своему рождению,
воспитанию и обучению. Его критика демократии
имела под собой реальное основание: иррациональность
принимаемых афинскими гражданами решений
часто приводила к нестабильности политической
жизни. К другим известным идеям Сократа
относится его требование соблюдения
законов. Он разделил законы на божественные,
независимые от воли людей, и человеческие.
И те, и другие законы требуют повиновения,
так как законное и справедливое - одно
и то же. Сократ собственной смертью показал
пример законопослушности. Приговоренный
к смерти афинским демосом (народом), он
отказался от предложенного ему плана
побега, ссылаясь на то, что общество может
погибнуть, если судебные решения не будут
иметь никакой силы.
Платон. Дальнейшее развитие античной
политической мысли связано с именем знаменитого
философа Платона.
Впервые политические идеи были изложены
в отдельных политических трактатах, написанных
в форме диалогов: "Государство",
"Политик", "Законы". Древнегреческий
философ продолжил уже наметившуюся традицию
обоснования идеальной формы государства.
Отметим, что античная политическая мысль
отождествляла общество и государство.
Подобный подход сохранится вплоть до
эпохи Нового времени. Другая проблема,
которую затронул Платон, - смена государственных
форм.
По мнению Платона, идеальное государство
можно обосновать, уподобив его телу или
душе человека.
Подобное выделение сословий определяется
необходимостью разделения труда,
ибо каждый вид деятельности требует определенных
знаний и навыков. Идеальное государство
Платона иерархично. Высшим сословием
являются правители, так как они, обладая
мудростью, способны обеспечить общее
благо. Низшее положение занимают производители.
Для закрепления социальной иерархии
философ использует миф о примешивании
богом к каждому сословию определенного
металла: правителям - золота, воинам -
серебра, производителям - меди и железа.
Справедливость как принцип совершенного
государства заключается в том, что каждое
сословие занимается свои делом и имеет
свое особое положение в общественной
иерархии.
Другая черта идеального государства - аристократическое правление, при котором правят только
разумные люди. Способность постичь мудрость,
которая передается потомкам путем подбора
родителей и длительного обучения "искусству
политики", присуща философам. Единство
государства может подорвать эгоизм отдельных
людей. Платон видел решение этой проблемы
в ограничении потребления только самым
необходимым и в упразднении какой-либо
собственности и семьи для сословий правителей
и воинов. Государство остается идеальным
до тех пор, пока каждое сословие занимается
своим делом, в чем и выражается, по мысли
Платона, справедливость. Однако порча
характера правителей и подвластных, необоснованные
претензии других сословий (тех, кто не
обладает мудростью) на власть приводят
к разложению идеального государства
и к его последовательной замене более
низкими государственными формами. Идеальное
государство, реализованное в форме монархии
(царской власти) либо в форме аристократии (правления философов),
вырождается в тимократию (власть воинов),
затем в олигархию (власть немногих, которую
Платон понимает как плутократию - господство
богатых). Чрезмерное имущественное неравенство
вызывает возмущение народа, что приводит
к утверждению демократии, которая затем заменяется
наихудшим государством - тиранией. Круговорот государственных
форм завершается возвращением в идеальное
состояние. Но сам Платон не раскрывает
механизма облагораживания тирании. Демократию
он также рассматривает как несовершенную
форму государства, что, видимо, было продиктовано
неприятием греческим мыслителем ее практического
воплощения в афинском полисе: решения
народа не всегда были мудры, демократическими
процедурами часто пользовались авантюристы
для прихода к власти. Наконец, Платон
не простил афинским гражданам смертный
приговор его учителю Сократу. Аргументируя
свое отношение к демократии, философ
высказывает проницательную мысль об
опасности чрезмерной свободы, ибо из
крайней свободы может родиться жесточайшее
рабство. История знает примеры, подтверждающие
этот прогноз. Многие диктаторские режимы
возникали из кризисов, спровоцированных
состоянием анархии и распадом сложившихся
форм взаимоотношений между людьми, доминированием
в настроениях людей идеи ничем не ограниченной
свободы.
В то же время в проекте идеального
государства Платона прослеживаются
контуры тоталитаризма: приоритет государства
над индивидом, наличие цензуры, организация
жизни по плану, установленному правителями,
единообразие в жизни всех граждан, регламентация
всех ее сторон, включая интимную жизнь.
Но в наследии Платона есть немало положительных
идей. Для своего времени он высказал смелую
идею о равноправии женщин, считая, что
достойнейшие из них могут стать правителями.
Аристотель. Большой вклад в развитие
политической мысли внес Аристотель.
Его можно назвать "отцом" использования
сравнительного метода в политологии.
Вместе с учениками он проанализировал
158 конкретных видов государственного
устройства и создал классификацию государственных
форм, которая в течение последующих веков
считалась классической. Он использовал
два критерия для выделения форм правления.
Количественный критерий указывает на
то, сколько властвуют: один, немногие,
большинство. Своеобразным качественным
критерием являются принципы, лежащие
в основе власти: законность и забота об
общем благе. Формы государства, базирующиеся
на этих принципах, Аристотель признал
правильными и соответственно те из них,
где правители нарушают законы и заботятся
только о собственных интересах, - неправильными.
Подобный подход уже встречался у Платона,
но Аристотель внес существенные изменения
в схему своего учителя. Хорошая власть
одного - это монархия, извращением которой является тирания. Власть немногих, основанная
на добродетели и воспитании, - аристократия - "правительство,
сформированное из самых лучших людей".
Ее искажением является олигархия - власть, основанная на
богатстве и устранении от власти большинства
населения. Третьей правильной формой
Аристотель признает политию, или конституцию
- правление большинства, признающего
закон. Ей противопоставляется демократия, где во власти преобладают
бедные, не имеющие необходимого воспитания
и качеств для того, чтобы заниматься управлением.
Влияние Аристотеля на последующую политическую
мысль было значительным, и его оценка
демократии как "плохой" формы правления
повторялась многими мыслителями вплоть
до эпохи Нового времени. Но сам Аристотель
дифференцированно подходил к демократии,
выделив пять ее видов. Объектом критики
мыслителя является крайняя демократия,
где не действуют законы, а фактически
властвуют демагоги. В то же время его
трактовка политии как правления большинства
на основе закона в определенной степени
соответствует современному представлению
о демократии. Именно эта форма государства
выступает политическим идеалом для Стагирита.
Он был сторонником следования принципу
"правильной меры" - нахождения во
всем "золотой середины". В организации
полисной жизни искомая величина ему виделась
именно в политии, представляющей собой
сочетание олигархического и демократического
элементов. Полития - это своеобразный
компромисс между благосостоянием и равенством.
Многие идеи Аристотеля противоположны
позиции его знаменитого учителя Платона.
В Ватикане хранится известная картина
Рафаэля "Афинская школа". Великий
художник отразил на этом полотне спор
древнегреческих мыслителей. Платон указывает
вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное
бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь
видимость действительности, представляющая
собой отражение идей. Оба мира, согласно
мыслителю, соединяются с помощью мировой
души. Аристотель, напротив, указывает
вниз. Он считал, что земную жизнь можно
рационально осознать и усовершенствовать.
Это относится и к политической жизни.
Учитель и ученик разошлись и по вопросу
о наилучшем социально-экономическом
строе полиса. Аристотель критиковал идею
Платона об упразднении частной собственности
и семьи как противоречащую природе человека.
В то же время он предупреждал об опасности
чрезмерного имущественного расслоения
в обществе, чреватого общественной нестабильностью
и бунтами бедных против богатых. Выход
из этого положения ему виделся не в уничтожении
частной собственности, а в ее относительном
выравнивании и формировании зажиточного
среднего слоя. Именно в политии, где, по
его мысли, преобладают люди среднего
достатка - люди не бедные, но и не слишком
богатые, - достигаются общественное равновесие
и политическая стабильность. Гениальная
догадка о "среднем элементе" опередила
свое время и нашла продолжение в современной
теории "среднего класса" как социальной
основы стабильных демократических режимов.
Марк Туллий Цицерон. Древнеримская
политическая мысль продолжила греческую
традицию обоснования наиболее правильной
формы правления, но уже с учетом новой
политико-правовой практики. В 509 г. до
н.э. в Риме утверждается республиканская
форма правления. Виднейшим представителем
политической мысли этого периода и защитником
республиканского правления был знаменитый
римский оратор и политик - Марк Туллий Цицерон.
Он определял республику как "дело",
"достояние народа", подчеркивая,
что сам народ есть объединение людей,
связанных согласием в вопросах права
и общностью интересов. Обращаясь к проблеме
правильно устроенного государства, он
отдает предпочтение смешанной государственной
форме, сочетающей в себе одновременно
царский (монархический), аристократический
и демократический элементы. Идеализируя
действительность, он видел аналог подобного
правления в Римской республике, в частности
в распределении властных полномочий
между магистрами и, прежде всего, консулами,
отвечающими за общую политику и командующими
армией (царское начало), сенатом (аристократическое
начало), народным собранием и народными
трибунами (демократическое начало). В
идеях Цицерона о правовом объединении
граждан республики и правовой регламентации
государственной деятельности, о распределении
полномочий между республиканскими институтами,
их взаимном равновесии лежат истоки теории
"правового государства".
Августин Блаженный.
Европейская средневековая политическая
мысль находилась под влиянием христианской
религии и Римско-католической церкви.
Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный
в своем трактате "О граде Божием"
развил концепцию теологического разграничения
духовной (религиозной) и светской (государственной)
власти. Первая представлена им в образе
"Града Божия", выражением которого
является церковь, вторая - как "град
земной". Град Божий объединяет праведников,
следующих божественным установлениям.
Земной град, как результат греховной
природы человека, построен на отношениях
господства, подчинения и рабства. Хотя
Августин выступал за самостоятельность
каждой из властей, обоснование разнокачественности
двух градов фактически ставило духовную
власть выше светской.
Фома Аквинский. Идея духовного превосходства
церкви над государственной властью получила
дальнейшее развитие в учении крупнейшего
католического теолога Фомы Аквинского.
Хотя любая государственная власть имеет
божественное предопределение, не исключено,
что ее конкретные формы могут противоречить
божественной воле: правители забывают
о заповедях Христа, справедливости и
общем благе. В этом случае церковь имеет
право на сопротивление греховной власти.
Учения Августина и Фомы Аквинского были
использованы в католицизме Средневековья
для обоснования примата церкви над государством
и права Римского Папы назначать и смещать
монархов. Практическое воплощение этих
идей часто приводило к войнам между светской
и церковной властями.
Никколо Макиавелли. В конце Средневековья
государства начинают выходить из-под
влияния церкви, происходит процесс становления
современных государств. Сменившая его
эпоха Возрождения дала толчок развитию
интеллектуальной жизни и распространению
знаний. Центром Возрождения стала Италия.
Именно с историей этой страны, и в частности
с Флоренцией, которую называют колыбелью
Ренессанса, связана судьба самого знаменитого
политического мыслителя этого периода
Никколо Макиавелли. Отвергнув философско-этическую
и религиозную традиции предшествующих
эпох, он разработал оригинальную концепцию
политики. Макиавелли считал, что моральные
критерии добра и зла не могут распространяться
на политику. Она имеет собственную автономную
систему ценностей, главные из которых
- интересы государства. Ради последних
политик может пренебречь моралью. Из
его рассуждений следовал вывод: "цель
оправдывает средства". Обоснованный
мыслителем принцип оказался очень востребованным
в политической практике для оправдания
жестокости и террора интересами государства
либо другими высшими целями. В политическом
же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под
которым понимают политику, основанную
на пренебрежении нормами морали, на интригах
и на насилии.
Если у мыслителей прошлого главной была
проблема, как использовать государственную
власть, чтобы достигнуть справедливости
и общего блага, то для Макиавелли - проблема
самой власти и средств, позволяющих эту
власть завоевать, удержать и расширить.
Раскрытию подобных властных технологий
он посвящает свой главный труд "Государь".
Идеалом для Макиавелли выступает
политик, сочетающий качества льва и
лисицы: силу, умение внушить страх
у подданных и одновременно хитрость,
способность к интригам. Макиавелли открыто
заявляет об утилитарном использовании
религии. Для него религия - это средство
влияния в руках государства. Он признает
целесообразность и политических убийств.
Не случайно прототипом для создания образа
государя для него стал Чезаре Борджа,
который прославился своей жестокостью
и предательствами (рис.) .
Макиавелли вошел в историю политологии
как мыслитель, который разграничил общество
и государство. Он, собственно, ввел в науку
и сам термин "государство" (stato).
Жан Боден. Проблема сущности государства
нашла продолжение в трудах французского
мыслителя, видного идеолога абсолютизма Жана Бодена.
Он отметил главные признаки государства,
отличающие его от всех других форм человеческого
общения: это "правовое управление"
и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная
и абсолютная власть", право создавать
и требовать исполнения законов. Концепция
суверенитета стала важнейшим вкладом
Бодена в политическую теорию. Дальнейшее
развитие политической мысли будет связано
с обсуждением проблем: кто является носителем
суверенной власти (одно лицо или народ),
должен ли суверенитет быть единым. Сам
Ж. Боден развивал идею единого и неделимого
суверенитета, что, по его мнению, воплощается
в монархии. Позже смысл абсолютной власти
монарха выразит французский король Людовик XIV
в знаменитой фразе: "Государство - это
я".
Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи
Возрождения нашел выражение в формировании
нового течения общественной мысли, ставящего
вопрос о несправедливости сложившегося
социального неравенства и защищающего
интересы самых бесправных слоев населения,
- утопического социализма. Идеи нового
учения в художественно-романтической
форме выразили Томас Мор
в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла
в "Городе солнца". В переводе "утопия"
означает "место, которое не существует".
После Мора утопическими будут называть
все неосуществимые проекты преобразования
общества в соответствии с представлением
об идеальном общественном строе. Утверждение
отношений социального равенства Мор
и Кампанелла связывали с уничтожением
частной собственности, всеобщей обязательностью
труда, с равным распределением общественных
благ (рис.) Их проекты идеального
общественного устройства, как и проект
греческого философа Платона, имели черты
грубой уравнительности и аскетизма, непоследовательности
(Мор сохранял рабство). Но если целью Платона
было сохранение социальной иерархии
и неравенства, аристократическое или
монархическое правление, то для Мора
и Кампанеллы - достижение социального
равенства и улучшение жизни простого
народа. Платон же, описывая идеальную
организацию общественной жизни, оставляет
без внимания сословие "производителей".
Отличаются и их представления об организация
политической жизни. Так, в городе Солнца
функционирует народное собрание (Большой
совет), который избирает и контролирует
должностных лиц. В то же время верховный
правитель и три его советника не могут
быть смещены по воле народа. Политический
строй на острове Утопия более демократичен.
Все должностные лица избираются народом.
Но все же политический идеал Мора более
соответствует "смешанному правлению".
Наряду с народным собранием верховную
власть разделяет выбираемый ежегодно
сенат (аристократическое начало) и князь,
который избирается пожизненно (монархическое
начало).