Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 23:02, реферат
Талантливый писатель, профессиональный переводчик, неординарный проповедник и выдающийся философ, С.Будный сделал неимоверно много для белорусской, славянской и всей европейской культуры. На протяжении всей своей жизни он беспрерывно развивал идеи гуманизма, самоотверженно защищал знания и науку, искал пути усовершенствования человека и общества. Наверное поэтому, на протяжении столетий к его трудам не исчезал интерес потомков. Многие ученые кропотливо изучали творчество просветителя XVI века, всесторонне осмысляя его вклад в развитие культуры эпохи Возрождения и Реформации.
Введение 2
1. происхождениЕ власти и её назначении 3
2. Власть и граждане 5
3.Влияние идей Симона Будного на законодательство и судебную практику 6
Заключение 8
Литература 9
Введение 2
1. происхождениЕ власти и её назначении 3
2. Власть и граждане 5
3.Влияние идей Симона Будного на законодательство и судебную практику 6
Заключение 8
Литература 9
Талантливый писатель, профессиональный переводчик, неординарный проповедник и выдающийся философ, С.Будный сделал неимоверно много для белорусской, славянской и всей европейской культуры. На протяжении всей своей жизни он беспрерывно развивал идеи гуманизма, самоотверженно защищал знания и науку, искал пути усовершенствования человека и общества. Наверное поэтому, на протяжении столетий к его трудам не исчезал интерес потомков. Многие ученые кропотливо изучали творчество просветителя XVI века, всесторонне осмысляя его вклад в развитие культуры эпохи Возрождения и Реформации.
В тяжелом деле изучения наследия Будного сделано немало. Однако далеко не все. Ещё много белых пятен, загадок, много непознанного и неизученного.
Необходимо сказать про значение теологии Симона Будного, выяснить его место в христианско-богословской традиции. К наследию С.Будного, его духовности, будут возвращаться еще много поколений людей. И каждое из них, есть надежда, найдут там ответ на волнующие вопросы.
Решение проблемы сущности власти во время горячих политических дискуссий 60-80 годов XVI века имело важное значение, потому что от него зависело содержание и характер предлагаемых социально-политических доктрин.
Будный в отличии от своих радикально-агрессивных оппонентов, преданных сторонников утопических приверженцев полного равноправия и свободы людей, наоборот, занимал рационально-консервативную позицию. Как человек неординарный, он к тому же имел данные блестящего государственного деятеля, потому что, как никто другой из его окружения, глубоко чувствовал личную и историческую ответственность за каждое высказанное слово, за каждую мысль.
Исключительные 
способности позволяли ему во 
время выработки своей 
Будный считал, что всякая власть, всякое правительство и даже каждая его часть происходят от Бога, сотворенная его волей и уже потому она является неприкосновенной и необходимой, даже если находятся люди, которые думают по другому. Но Будный превзошёл традиционные представления про смысл власти, сделав заметные открытия в теории государства. Он доказал, что в случаях, когда от власти исходит зло, то виновата не власть, как таковая, а конкретные люди, которые воспользовались властью не для достижения общественного блага, а с целью удовлетворения личных амбиций. Власть ни при чем, утверждал С.Будный, когда власть предержащие превращаются в жестоких тиранов. Власть так же невиновна, как невиновно золото, которое ничтожные люди используют для злых и никчемных дел.
Главной 
целью назначения всякой власти и 
наивысшее её предназначение, по мнению 
С.Будного – достижение спокойствия в 
государстве, защита прав всех граждан, 
защита интересов каждого человека и всего 
общества. Будный, как никто другой видел 
недостатки государства того времени, 
но при этом, он никогда не бросался в крайность 
и не требовал, в отличии от других, её 
ликвидации, а предлагал эволюционный 
путь развития и усовершенствования общества 
путем внесения в жизнь ряда гуманистических 
принципов, на которых, согласно его теории, 
должны были строится взаимоотношения 
между представителями власти и всем остальным 
обществом, которые были подданными Великого 
Княжества. 
 
Все представители власти – великие князья, воеводы, старосты, гетманы канцлеры, судьи и другие, - в соответствии в учением С.Будного были слугами Божьими, его помазанниками (избранниками) и поставленными им пастырями.
С другой стороны, граждане, шляхта являются юридически подданными великого князя. Они должны безоговорочно подчиняться ему и назначенным им представителям закона, исполнять бес пререканий все приказы и распоряжения. «Мы учим и признаем, - писал белорусский просветитель, что все без исключения обжили свой кусок земли, перво-наперво христиане должны быть безупречными подданными и подчиняться наивысшему господину – императору, царю или королю или их наместникам, и относиться к ним с большим почтением».
С.Будный разработал систему взаимных обязанностей представителей власти и простых граждан, сформулировал наиважнейшие принципы поддержания гражданского мира в государстве.
Во-первых, шляхта никогда, и ни при каких обстоятельствах не должна выступать против власти, даже когда это тирания.
Вторая обязанность, граждан – всегда просить Бога за своих господ, даже когда они не христиане.
Третья 
обязанность граждан – 
Четвертая 
обязанность граждан – без 
всяких пререканий отправляться на воинскую 
или другую службу, когда приказ 
отдан господином. 
Пятая обязанность граждан, согласно слов 
Симона Будного, - необходимость полного 
подчинения тому власть предержащему, 
которого Бог дал земле, и запрет силой 
менять его или требовать другого. В качестве 
подтверждения приведенного положения 
Будный приводил в пример поведение Апостолов 
и их учеников, которые никогда не требовали 
себе других правителей и королей, хотя 
и жили в непростое для Христианства время 
Ирода. 
Будный в своих работах сформулировал 
то, какими должны быть правители, сформулировал 
этический кодекс государя, обозначил 
круг его главных обязанностей и прав, 
а так же формы управления государством. 
Христианский государь, согласно мнения 
С.Будного должны быть богобоязненным, 
справедливым, милосердным; он должен 
защищать вдов, убогих и сирот; назначать 
на должности судей четных и порядочных 
людей и строго следить за исполнением 
законов, которые в свою очередь, должны 
основываться на Священном Писании. Монарх 
христианского государства, во всем должен 
руководствоваться не личными интересами, 
а выгодой всей страны, всех сословий; 
он не может, не имеет права начинать войну 
с другими государствами, только преследуя 
цель расширения границ своих владений. 
Приверженец 
образования, развития гуманистических 
принципов взаимоотношений 
Строгое 
исполнение гражданами своих обязанностей 
и высокая ответственность 
Разрыв с радикалами в начале 80-х годов XVI века, не свидетельствовал о идейном поражении просветителя. Наоборот, учение Будного на самом деле победило: в новый Статут Великого княжества Литовского 1588 года вошло множество юридических норм, регулирующих взаимоотношения различных социальных слоёв – богатых и бедных, господ и подданных, чиновников и граждан, которые основывались на принципах, отстаиваемых белорусским теоретиком государства и права в своих трудах, во время полемики с анархистами.
С.Будный непосредственно не участвовал в разработке артикулов Статута 1588 года, но он повлиял на известных в то время деятелей права Остафея Валовича и Льва Сапегу, которые руководили подготовкой и выработали концепцию основного законодательного кодекса Белорусского государства. Лев Сапега в предисловии к Статуту, рассуждая о сущности права, его назначении, вслед за С.Будным, а также Аристотелем и Цицероном доказывал необходимость законов для общества, их незаменимую роль в жизни каждого человека.
Как и С.Будный, тогдашний подканцлер Великого Княжества не принимал идей анархистов, был возмущен их выпадами против государства и власти, а также осуждал защитников тирании. Подобно Будному, он являлся приверженцем создания правового государства, где господствовал бы закон, а не личная власть монарха или капризы чиновников. О совпадении взглядов на государство и право двух крупнейших мыслителей Беларуси свидетельствуют слова подканцлера, сказанные в том же предисловии: «Чего боятся те, кто руководствуется только своим эгоизмом и кому разум – враг!?. Они стремятся избежать любых ограничений, а законы, которым надлежит подчиняться, - готовы превратить в пыль. В древние времена непомерное самолюбие было присуще некоторым римским королевичам и юношам. Когда сенаторы думали о том, как им сбросить ярмо тирании и установить писанное право, те мешали им различными способами, не желая признавать над собой созданных законов. Они утверждали, что писанное право – глухое, его не упросишь, и оно как будто не отличает богатого от бедного, не делает разницы между людьми. Только государь, может проявить милость и посмотреть на человека. Поэтому лучше жить под королевской властью, чем попадать в опасность и ставить человеческое счастье в зависимость от исполнения закона. Но, подчеркиваю, такие мысли есть и возникают у людей своевольных, с необузданным нравом, которым угроза закона не нравиться и для них не по душе »
В очень ответственный момент, когда 
готовилась новая редакция Статута, 
пересматривались многие артикулы, Будный 
своими полемичными трактатами оказал 
влияние не только на формирование концепции, 
но и на содержание конкретных разделов 
и артикулов. Очевидно, что влияние просветителя 
было косвенным, опосредованным, но, без 
сомнения – значительным и решающим. Так, 
в первом разделе крупнейшего кодекса 
законов Белорусского государства нашли 
отражение его размышления относительно 
функций и обязанностей великого князя, 
чиновников и граждан. То же самое можно 
сказать и про многие другие артикулы 
государственного, гражданского, военного, 
административного, семейного и уголовного 
права, теоретической основой которых 
стали, кроме всего прочего, мысли, высказанные 
С.Будным в «Катахезисе», а также в произведениях, 
которые вошли в состав сборника «О светской 
власти». 
 
 
То, что в Статуте 1588 года был реализован 
ряд гуманистических принципов: 
презумпция невиновности, главенство 
законов, религиозная толерантность, 
государственный и национально-
 
Литература  
 
1. 
Саверчанка І.В. Сымон Будны – гуманист 
и реформатор.     
2. Сокал С.Ф. Короткий обзор истории политической и правовой мысли Беларуси.
3. Шалькевіч В.Ф. История политической и правовой мысли Беларуси.
Информация о работе История правовой и политической мысли Беларуси: Сымон Будны