История правовой и политической мысли Беларуси: Сымон Будны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Талантливый писатель, профессиональный переводчик, неординарный проповедник и выдающийся философ, С.Будный сделал неимоверно много для белорусской, славянской и всей европейской культуры. На протяжении всей своей жизни он беспрерывно развивал идеи гуманизма, самоотверженно защищал знания и науку, искал пути усовершенствования человека и общества. Наверное поэтому, на протяжении столетий к его трудам не исчезал интерес потомков. Многие ученые кропотливо изучали творчество просветителя XVI века, всесторонне осмысляя его вклад в развитие культуры эпохи Возрождения и Реформации.

Оглавление

Введение 2
1. происхождениЕ власти и её назначении 3
2. Власть и граждане 5
3.Влияние идей Симона Будного на законодательство и судебную практику 6
Заключение 8
Литература 9

Файлы: 1 файл

сурс политология.docx

— 27.41 Кб (Скачать)

План

 

 

Введение 2

1. происхождениЕ власти и её назначении 3

2. Власть и граждане 5

3.Влияние идей Симона Будного на законодательство и судебную практику 6

Заключение 8

Литература 9

 

 

Введение 

Талантливый писатель, профессиональный переводчик, неординарный проповедник и выдающийся философ, С.Будный сделал неимоверно много для белорусской, славянской и всей европейской культуры. На протяжении всей своей жизни он беспрерывно развивал идеи гуманизма, самоотверженно защищал знания и науку, искал пути усовершенствования человека и общества. Наверное поэтому, на протяжении столетий к его трудам не исчезал интерес потомков. Многие ученые кропотливо изучали творчество просветителя XVI века, всесторонне осмысляя его вклад в развитие культуры эпохи Возрождения и Реформации.

В тяжелом деле изучения наследия Будного сделано немало. Однако далеко не все. Ещё много белых пятен, загадок, много непознанного и неизученного.

Необходимо  сказать про значение теологии Симона Будного, выяснить его место в христианско-богословской традиции. К наследию С.Будного, его духовности, будут возвращаться еще много поколений людей. И каждое из них, есть надежда, найдут там ответ на волнующие вопросы.

 
1. происхождениЕ власти и её назначении

Решение проблемы сущности власти во время  горячих политических дискуссий 60-80 годов XVI века имело важное значение, потому что от него зависело содержание и характер предлагаемых социально-политических доктрин.

  Будный в отличии от своих радикально-агрессивных оппонентов, преданных сторонников утопических приверженцев полного равноправия и свободы людей, наоборот, занимал рационально-консервативную позицию. Как человек неординарный, он к тому же имел данные блестящего государственного деятеля, потому что, как никто другой из его окружения, глубоко чувствовал личную и историческую ответственность за каждое высказанное слово, за каждую мысль.

Исключительные  способности позволяли ему во время выработки своей социально-политической доктрины учитывать все факторы  общественной жизни, благодаря чему он достигал сбалансированности интересов  разных социальных групп. В результате теоретических размышлений С.Будного и сделанных на их основе практических рекомендаций улучшения светской власти, стали наиболее эффективными и принесли оптимально возможную пользу людям того времени.

Будный считал, что всякая власть, всякое правительство и даже каждая его часть происходят от Бога, сотворенная его волей и уже потому она является неприкосновенной и необходимой, даже если находятся люди, которые думают по другому. Но Будный превзошёл традиционные представления про смысл власти, сделав заметные открытия в теории государства. Он доказал, что в случаях, когда от власти исходит зло, то виновата не власть, как таковая, а конкретные люди, которые воспользовались властью не для достижения общественного блага, а с целью удовлетворения личных амбиций. Власть ни при чем, утверждал С.Будный, когда власть предержащие превращаются в жестоких тиранов. Власть так же невиновна, как невиновно золото, которое ничтожные люди используют для злых и никчемных дел.

Главной целью назначения всякой власти и  наивысшее её предназначение, по мнению С.Будного – достижение спокойствия в государстве, защита прав всех граждан, защита интересов каждого человека и всего общества. Будный, как никто другой видел недостатки государства того времени, но при этом, он никогда не бросался в крайность и не требовал, в отличии от других, её ликвидации, а предлагал эволюционный путь развития и усовершенствования общества путем внесения в жизнь ряда гуманистических принципов, на которых, согласно его теории, должны были строится взаимоотношения между представителями власти и всем остальным обществом, которые были подданными Великого Княжества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Власть и  граждане

Все представители власти – великие  князья, воеводы, старосты, гетманы  канцлеры, судьи и другие, - в соответствии в учением С.Будного были слугами Божьими, его помазанниками (избранниками) и поставленными им пастырями.

С другой стороны, граждане, шляхта являются юридически подданными великого князя. Они должны безоговорочно подчиняться  ему и назначенным им представителям закона, исполнять бес пререканий все приказы и распоряжения. «Мы  учим и признаем, - писал белорусский  просветитель, что все без исключения обжили свой кусок земли, перво-наперво христиане должны быть безупречными подданными и подчиняться наивысшему господину – императору, царю или королю или их наместникам, и относиться к ним с большим почтением».

С.Будный разработал систему взаимных обязанностей представителей власти и простых граждан, сформулировал наиважнейшие принципы поддержания гражданского мира в государстве.

Во-первых, шляхта никогда, и ни при каких  обстоятельствах не должна выступать  против власти, даже когда это тирания.

Вторая  обязанность, граждан – всегда просить  Бога за своих господ, даже когда они не христиане.

Третья  обязанность граждан – своевременно вносить в государственную казну  предусмотренные законом налоги, потому что и сам Христос, говорил  Будный, хоть и происходил из царского рода, исправно платил их и других наставлял регулярно платить, говоря: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово».

Четвертая обязанность граждан – без  всяких пререканий отправляться на воинскую или другую службу, когда приказ отдан господином. 
Пятая обязанность граждан, согласно слов Симона Будного, - необходимость полного подчинения тому власть предержащему, которого Бог дал земле, и запрет силой менять его или требовать другого. В качестве подтверждения приведенного положения Будный приводил в пример поведение Апостолов и их учеников, которые никогда не требовали себе других правителей и королей, хотя и жили в непростое для Христианства время Ирода. 
Будный в своих работах сформулировал то, какими должны быть правители, сформулировал этический кодекс государя, обозначил круг его главных обязанностей и прав, а так же формы управления государством. 
Христианский государь, согласно мнения С.Будного должны быть богобоязненным, справедливым, милосердным; он должен защищать вдов, убогих и сирот; назначать на должности судей четных и порядочных людей и строго следить за исполнением законов, которые в свою очередь, должны основываться на Священном Писании. Монарх христианского государства, во всем должен руководствоваться не личными интересами, а выгодой всей страны, всех сословий; он не может, не имеет права начинать войну с другими государствами, только преследуя цель расширения границ своих владений.

Приверженец образования, развития гуманистических  принципов взаимоотношений между  людьми через образование, С.Будный призывал монархов окружать себя мудрыми и образованными личностями, которые могли бы давать мудрые советы, особенно в сложные моменты, что бы властью не причинялся вред простым гражданам.

Строгое исполнение гражданами своих обязанностей и высокая ответственность правителей, осознание ими важности своей  миссии и давали, по мнению белорусского просветителя, гарантию спокойствия  в государстве, создавали наиболее благоприятные условия для развития общества и личности.

 

 

3.Влияние идей  Симона Будного на законодательство  и судебную практику

 

Разрыв с радикалами в начале 80-х годов XVI века, не свидетельствовал о идейном поражении просветителя. Наоборот, учение Будного на самом деле победило: в новый Статут Великого княжества Литовского 1588 года вошло множество юридических норм, регулирующих взаимоотношения различных социальных слоёв – богатых и бедных, господ и подданных, чиновников и граждан, которые основывались на принципах, отстаиваемых белорусским теоретиком государства и права в своих трудах, во время полемики с анархистами.

С.Будный непосредственно не участвовал в разработке артикулов Статута 1588 года, но он повлиял на известных в то время деятелей права Остафея Валовича и Льва Сапегу, которые руководили подготовкой и выработали концепцию основного законодательного кодекса Белорусского государства. Лев Сапега в предисловии к Статуту, рассуждая о сущности права, его назначении, вслед за С.Будным, а также Аристотелем и Цицероном доказывал необходимость законов для общества, их незаменимую роль в жизни каждого человека.

Как и С.Будный, тогдашний подканцлер Великого Княжества не принимал идей анархистов, был возмущен их выпадами против государства и власти, а также осуждал защитников тирании. Подобно Будному, он являлся приверженцем создания правового государства, где господствовал бы закон, а не личная власть монарха или капризы чиновников. О совпадении взглядов на государство и право двух крупнейших мыслителей Беларуси свидетельствуют слова подканцлера, сказанные в том же предисловии: «Чего боятся те, кто руководствуется только своим эгоизмом и кому разум – враг!?. Они стремятся избежать любых ограничений, а законы, которым надлежит подчиняться, - готовы превратить в пыль. В древние времена непомерное самолюбие было присуще некоторым римским королевичам и юношам. Когда сенаторы думали о том, как им сбросить ярмо тирании и установить писанное право, те мешали им различными способами, не желая признавать над собой созданных законов. Они утверждали, что писанное право – глухое, его не упросишь, и оно как будто не отличает богатого от бедного, не делает разницы между людьми. Только государь, может проявить милость и посмотреть на человека. Поэтому лучше жить под королевской властью, чем попадать в опасность и ставить человеческое счастье в зависимость от исполнения закона. Но, подчеркиваю, такие мысли есть и возникают у людей своевольных, с необузданным нравом, которым угроза закона не нравиться и для них не по душе »

В очень ответственный момент, когда  готовилась новая редакция Статута, пересматривались многие артикулы, Будный своими полемичными трактатами оказал влияние не только на формирование концепции, но и на содержание конкретных разделов и артикулов. Очевидно, что влияние просветителя было косвенным, опосредованным, но, без сомнения – значительным и решающим. Так, в первом разделе крупнейшего кодекса законов Белорусского государства нашли отражение его размышления относительно функций и обязанностей великого князя, чиновников и граждан. То же самое можно сказать и про многие другие артикулы государственного, гражданского, военного, административного, семейного и уголовного права, теоретической основой которых стали, кроме всего прочего, мысли, высказанные С.Будным в «Катахезисе», а также в произведениях, которые вошли в состав сборника «О светской власти». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Заключение

 
 
То, что в Статуте 1588 года был реализован ряд гуманистических принципов: презумпция невиновности, главенство законов, религиозная толерантность, государственный и национально-культурный суверенитет, - это в некоторой  степени и заслуга Симона Будного, крупнейшего белорусского и европейского теоретика государства и права XVI века. 
 

 

 

 

 

 

Литература  

 
1. Саверчанка І.В. Сымон Будны – гуманист и реформатор.

2. Сокал С.Ф. Короткий обзор истории политической и правовой мысли Беларуси.

3. Шалькевіч В.Ф. История политической и правовой мысли Беларуси.

 


Информация о работе История правовой и политической мысли Беларуси: Сымон Будны