Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:40, реферат
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое истолкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам, земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям либо наряду с последними продолжают оставаться вершителями земных дел.
Новое время в Европе - это эпоха
буржуазных революций и последующего
развития капитализма на основе промышленного
переворота и политических преобразований.
Начало Нового времени связано с формированием
идеологии Просвещения, которая интеллектуально
подготовила буржуазные революции. Идеология
основывалась на убеждении в способности
человеческого разума познать действующие
в мире законы и изменить всю систему общественных
отношений. Политическая мысль начинает
уделять большое внимание проблеме индивида
как гражданина и характеру его взаимоотношений
с государством.
Гуго Гроций. Основными политическими
доктринами эпохи Просвещения стали теории "естественного права" и "общественного договора". Основателем
концепций считается голландский юрист
и дипломат Гуго Гроций.
Идеи, истоки которых лежат еще в Античности,
приняли классическую форму в эпоху, когда
стал актуален принцип личной свободы.
По Гроцию, естественные права предопределены
самой природой человека и по содержанию
представляют собой свободу всякого человека
использовать свои силы для сохранения
собственной жизни. Он выделил естественное
право и волеустановленное, которое, в
свою очередь, разделил на божественное
право и человеческое право. Хотя содержание
естественного права не расходится с божественной
волей, оно не может быть изменено даже
Богом. Человеческое право, хотя и является
изменчивым, в конечном счете не должно
противоречить человеческой природе и
естественному праву.
На основе концепции естественного права
возникла договорная теория происхождения
государства, трактующая его появление
как результат сознательной деятельности
людей. Теория опирается на выделение
двух состояний людей: естественного -
без государства и гражданского, основанного
на государственной власти и юридических
законах. Этот переход осуществляется
посредством заключения договора между
людьми. Хотя еще в догражданском состоянии
люди обладали естественными правами,
но они не были надежно защищены по причине
того, что не все индивиды достаточно разумны.
В лице беспристрастного государства
(правительства) люди получают безопасность
и защиту их естественных прав. Самые известные
версии договорной теории были созданы
Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо.
Томас Гоббс. Согласно английскому
мыслителю Томасу Гоббсу,
естественное состояние людей представляет
собой постоянный конфликт, войну всех
против всех. Подобная война вытекает
из эгоистической природы людей, их склонности
причинять друг другу вред, так и есть
следствие своеобразного равенства людей,
предполагающего права делать все, что
угодно, и против кого угодно. Инстинкт
самосохранения подталкивает людей к
заключению договора. Жертвуя своей свободой,
они приобретают защиту со стороны суверена
- государства. Само государство Гоббс
сравнивал то с искусственным человеком,
то с рукотворным богом, то с Левиафаном,
библейским персонажем, представляющим
собой огромное морское чудовище. Только
внушая страх своим подданным, государство
способно прекратить постоянную войну
людей. Заключив договор, люди уже не имеют
права от него отказаться, не имеют права
сопротивляться действиям суверена. Лишь
в том случае, если власть не способна
гарантировать самосохранение подданным,
она перестает быть законной. Сторонник
абсолютной монархии, Гоббс настаивал
на неделимом характере государственной
власти и был противником принципа разделения
властей.
Джон Локк. Соотечественник Гоббса
Джон Локк дал иную трактовку естественному
состоянию и отношениям людей с государственной
властью после заключения договора. Он
считал, что большинство людей следуют
естественным правам в силу своей разумности
и доброты, хотя и могут стремиться к собственной
выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном
судье. Создав государство (своеобразного
опекуна), народ выступает как его подопечный
и как его учредитель. Последнее дает право
народу отменять законы, которые противоречат
его интересам. Более того, народ имеет
право отнять власть у правителей, которые
нарушают их естественные права. Локка
называют отцом либерализма. Именно его
представление о естественных правах
человека легло в основу формирования
либеральной идеологии.
Жан-Жак Руссо. Самую
радикальную концепцию общественного
договора создал французский мыслитель
Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное
состояние, своеобразный "золотой век",
он считал, что гражданское состояние
должно гарантировать человеку возмещение
естественного равенства в виде договорно
установленных свобод. Руссо считается
отцом классической теории демократии,
так как именно ему принадлежит идея народного
суверенитета. Создав государство, люди
не отдают себя под власть суверена, а
являются носителями верховной власти.
Считая суверенитет народа неделимым,
он выступал против разделения верховной
власти между какими-либо органами. Законодательная
власть не может быть передана парламенту,
а должна осуществляться непосредственно
народом. Все законы создаются общей волей
народа.
Политические идеалы Руссо противоречивы.
Убежденный сторонник свободы, которому
принадлежит известное восклицание: "Человек
рождается свободным, но повсюду он в оковах",
- в своем политическом трактате "Общественный
договор" он конструирует модель политической
ассоциации, которая гарантирует личности
ее права и свободы. Но его модель создает
новые оковы. Общая воля народа, которая
формируется при заключении договора,
исключает те интересы, которые нельзя
обобщить. Индивид превращается в нераздельную
часть коллективного Целого. Никто из
граждан не может выразить своего частного
интереса. Руссо выступает против общественного
и политического плюрализма, считая, что
партии и частные ассоциации усложняют
процесс формирования общей воли. Он декларирует,
что тех граждан, которые не осознали своего
права на свободу и отказываются подчиняться
общей воле, можно заставить быть свободными.
Идеи Просвещения способствовали формированию
революционного сознания во Франции. Один
из первых документов Великой французской
революции - Декларация прав человека
и гражданина (1789 г.) - провозглашал право
человека на свободу, на собственность
и на сопротивление насилию. Получила
практическое воплощение и идея "общей
воли" Руссо. Знаменитый якобинец М.
Робеспьер и его сторонники использовали
идеи Руссо для оправдания массового террора.
Главным средством утверждения "общей
воли" стала гильотина. В годы революции
на ней погибло 17 тысяч человек, среди
которых были как сторонники монархии,
так и сами революционеры. В ХХ в. идея
господства коллективного Целого (государства,
общества) над личностью была реализована тоталитарными
режимами.
В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая теория разделения властей. Ее смысл
заключался в обосновании соответствующей
организации государственности, позволяющей
создать дополнительные гарантии против
тирании и нарушения политических свобод.
Дж. Локк, противник абсолютной монархии,
предложил поделить суверенитет между
двумя ветвями власти: законодательной и исполнительной.
Законодательная власть, хотя и является
верховной, не носит абсолютного характера.
Среди условий, которые ее ограничивают,
он называет равенство закона для всех,
для богатых и для бедных, а также направленность
закона на достижения блага людей. Функции
исполнительной власти принадлежат монарху
и министрам. Теоретическая модель Локка
отражала, как ему казалось, форму политического
управления, сложившуюся в Британии после
"Славной революции" 1688 г. На самом
деле ветви власти были не столь независимы
друг от друга: суд был частью исполнительной
системы, а монарх через министров оказывал
влияние на работу парламента.
Шарль Луи де Монтескье. Классический
вариант теории разделения властей был
создан французским просветителем Шарлем
Луи де Монтескье. Он восхищался Римской
республикой и конституционной монархией
Англии, видя в них воплощение смешанного
правления. Сторонник уравновешенных
конституций и разделения властей, он
идеализировал форму правления Англии,
считая, что в ней сочетаются лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как
верховном суде и демократии в законодательной власти
палаты общин. В подобном разделении полномочий
он увидел гарантии против произвола.
Монтескье сформулировал базовые положения
доктрины разделения властей:
2. Взаимоконтроль ветвей власти,
что позволяет достичь баланса
сил. Сторонник народовластия,
он понимал, что сам народ
в силу организационных
Джеймс Мэдисон. Идеи Монтескье оказали
большое влияние на практику конституционализма.
Последователем его идей был и один из
"отцов" американской конституции
Джеймс Мэдисон. Эффективность разделения
властей он связал с механизмом сдержек и противовесов, позволяющих
устранить угрозу тирании со стороны какого-либо
органа: хотя каждая власть имеют определенные
полномочия, но ряд из них контролируется
другими ветвями власти. Дополнительным
барьером от ошибок и произвола должно
было стать, согласно Мэдисону, разделение
самой законодательной власти на две палаты.
Идея системы сдержек и противовесов в
современном мире воплощена в конституциях
современных демократических государств,
что обеспечивает стабильность этих политических
систем. Так, исполнительная власть может
наделяться правом законодательной инициативы,
законы могут быть приостановлены правом
вето, в то же время глава исполнительной
власти может быть отрешен от должности
через процедуру импичмента при соответствующей
санкции Конституционного суда и др. Обращаясь
к проблеме форм правления, он разрабатывает
концепцию республиканского правления
как представительной демократии.
Иммануил Кант. Традиция Просвещения
была продолжена знаменитым немецким
мыслителем Иммануилом Кантом. Он заложил
философскую основу теории правового государства. По
Канту, государство - это объединение множества
людей, подчиняющихся праву. Но и сама
власть должна быть ограничена правом,
иначе она рискует перерасти в произвол
и тиранию. Идея всеобязательности права
в учении Канта соединяется с идеей народного
суверенитета, что выразилось в следующей
формуле: "Чего народ не может решить
относительно самого себя, того и правитель
не может решить относительно народа".
В правовом государстве сами граждане
в своих действиях руководствуются велениями
разума и моральными нормами, т.е. требованиями
категорического императива.
Консерватизм стал своеобразной реакцией
на идеологию Просвещения и
Гегель. Оппозицию либерализму и
идее народного суверенитета составила
политико-правовая теория Георга Вильгельма
Фридриха Гегеля. Восторженное отношение
к Французской революции и Наполеону к
концу жизни сменилось на критику демократии
и защиту прусского полицейского государства,
которое казалось ему реализацией политической
разумности. Он поставил государство выше
общества и личности. Личность приобретает
свободу, выполняя свой долг перед государством.
Само государство вправе защищать себя
от людей, чьи убеждения нарушают общественный
порядок. Вместе с тем Гегель внес большой
вклад в развитие последующей философской
и политической мысли, создав теорию диалектики
и обосновав идею закономерного хода истории.
Представляют интерес и взгляды Гегеля
на гражданское общество. Сторонники теории
общественного договора фактически отождествляли
гражданское общество с государством.
У Гегеля, хотя гражданское общество взаимосвязано
с государством, оно представляет собой
иное социальное образование, нежели государство.
В его учении гражданское общество неустойчиво
и конфликтно. Противоречивость общества
определяется имущественным неравенством
людей и наличием в его структуре сословий,
преследующих частные интересы. Напротив,
государство - это единый организм, так
как все его части существуют ради целого.
Соотношение гражданского общества с
государством - это соотношение рассудка
с разумом. Отсюда следует, что государство
призвано доминировать над обществом.
Только ограничивая гражданское общество,
государство может обеспечить его свободу.
Бенжамен Констан. После французской
революции традиция либерализма была
продолжена в трудах французского мыслителя
Бенжамена Констана. Он увидел главный
парадокс великой революции в том, что
народ-суверен оказался отчужденным от
власти. Тирания нового типа (якобинский
террор, бонапартизм) возникла как выражение
общей воли. Не отвергая идею народного
суверенитета, он, в противоположность
идеям Руссо, утверждает, что общая воля
не должна обладать неограниченным авторитетом
по отношению к индивидуальной воле. Свобода,
в толковании Констана, - это "мирное
пользование своей независимостью".
Гражданская свобода раскрывается в правах
индивида как свобода вероисповедания
и слова, свобода собраний, неприкосновенность
личности и собственности.
Алексис де Токвиль. Соотечественник
Констана и его младший современник Алексис
де Токвиль также был обеспокоен проблемой
защиты индивидуальной свободы от "тирании
большинства". Собственно он и ввел
понятие "тирания большинства". Он
был сторонником демократии и считал,
что падение правления аристократии и
демократические преобразования есть
универсальный процесс, вызванный утверждением
социального равенства. Спор о предпочтительности
демократии или аристократии решен в пользу
первой, но возможны разные альтернативы
демократии: равенство в сочетании со
свободой либо равенство без свободы.
Опасность для индивидуальной свободы
кроется в том, что демократия может обладать
трудноразличимым видом деспотизма - власть
общественного мнения, которая подавляет
любое несогласие.
Джон Стюарт Милль. Идея Токвиля о
том, что опасность для индивидуальной
свободы может исходить от общественного
мнения, нашла теоретическое продолжение
в учении английского мыслителя Джона
Стюарта Милля. Гарантией против подобной
тирании, по его мнению, должна стать абсолютная
свобода мнений. Подавление дискуссий
несправедливо и даже вредно для общества,
т.к. оно лишает себя возможности узнать
мнение, которое может оказаться верным.
Следование догмам, которые не подвергаются
экзамену свободного обсуждения, лишает
общество шанса дальнейшего развития.
Представители утопического социализма.
Противоречия развивающегося капитализма
породили новые представления о необходимости
общественных преобразований. Идея естественного
равенства людей перешагнула границы
политико-правового истолкования (политические
права, равенство перед законом) и распространилась
на сферу социально-экономических отношений.
Вопрос о наилучшем устройстве общества
рассматривался через призму решения
вопроса о ликвидации эксплуатации человека
человеком и решения других социальных
вопросов.
Они высказали целый ряд идей, послуживших исходным пунктом для коммунистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса.
Проектируемые ими черты будущего
справедливого общества уже не несли
черт уравнительности, свойственных первым
социалистическим утопиям. Более того,
ни Фурье, ни Сен-Симон не пошли по пути
полного упразднения частной собственности.
По Сен-Симону, полное равенство недостижимо.
Достижимое равенство состоит в ликвидации
паразитизма старых правящих классов.
Он высказал весьма оригинальные мысли
относительно политической власти в новом
обществе. Сен-Симон считал, что светская
власть должна принадлежать индустриалам
- наиболее способным представителям промышленного
класса, в который он объединил предпринимателей
и рабочих. Духовная власть должна быть
сосредоточена в руках ученых, их задача
- распространение знаний среди других
классов. Он полагал, что в будущем может
быть преодолена грань между управляемыми
и управляющими, а политическая власть
трансформируется в административную,
которая будет осуществлять управление
производственными процессами, руководствуясь
планом. Будущее общество представлялось
как единая промышленная ассоциация с
перспективой постепенного утверждения
всемирной ассоциации народов.
Ш. Фурье выступил с идеей децентрализации
власти. Будущее общество представлялось
ему как ассоциация автономных фаланг
(производственно-
Проект политической реорганизации общества
Р. Оуэна предусматривал объединение самоуправляющихся
на основе конституции "поселков общности
и сотрудничества" в национальные федерации,
которые, в свою очередь, перерастают в
объединение международного масштаба
с единым управлением и едиными законами.
Представители коммунистической теории.
Во второй половине XIX в. происходит становление
нового течения общественной мысли, оказавшего
значительное влияние на теорию и политическую
практику этого и следующего столетия
- марксизма. Как теория, идеология
и практика, он был разработан Карлом Марксом
и Фридрихом Энгельсом.