История политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Представления об обществе и государстве в политических учениях античности.
Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.

Оглавление

Представления об обществе и государстве в политических учениях античности.
Платон – родоначальник философии объективного идеализма.
Политико-правовое учение Аристотеля.
II. Политические учения периода становления и развития капитализма.
Учения западных мыслителей.
Философское учение о государстве Т. Гоббса.
Дж. Локк – автор политической теории либерализма.
Основные формы правления по Ш.Л. Монтескье.
Политические идеи Ж.-Ж. Руссо.
Социально-политическая мысль XIX века.
Особенности политической мысли России.

Файлы: 1 файл

политология_испр.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

1) Философское учение о государстве Т. Гоббса

Одним из первых мыслителей, в трудах которого новые политические идеи получили яркое воплощение, был  англичанин Томас Гоббс (1588-1679). Его  политическая доктрина содержится в трудах: «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В основу своей теории государства и права Т.Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и эгоистичен, отсюда и возникает фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны - значит фактически не иметь никакого права ни на что.

Абсолютная власть государства – вот, по мнению Т.Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Согласно Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия, аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием, воплощенной в них, верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. И все же симпатии Т. Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства.

Подчиняя индивида абсолютной власти, Томас Гоббс тем не менее  оставляет ему право на восстание. Данным правом можно воспользоваться  тогда, когда суверен обязывает  индивида убить себя или запрещает  оказывать сопротивление врагам.

Строение государства  Т.Гоббс уподоблял устройству живого организма: суверена - душе, тайных агентов - глазам и т.д. Гражданский мир  сопоставлялся со здоровьем, а войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.

Томас Гоббс рассматривал политику не через призму теологии, а выводить ее законы из разума и опыта.

 

2) Дж. Локк – автор политической теории либерализма.

Свою теорию Дж.Локк (1632-1704)изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Дж.Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Особенно он концентрирует внимание в своей теории на моменте согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». Ратуя за режим законности Дж.Локк настаивал на следующем положении: кто бы конкретно не обладал верховной властью в государстве ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законам, а не путем импровизированных указов».Такая позиция Дж.Локка предвосхищала идею «правового государства».

Вопрос о государственной  форме тоже интересовал Дж.Локка. Он категорически отвергал абсолютистски-монархическое  устройство власти, а симпатии его  склонялись к конституционной монархии. Для Локка важнее всего было то, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора, чтобы она имела надлежащую «структуру правления». Суверенитет народа, по Дж.Локку выше, значительнее суверенитета, созданного им государства.

В дальнейшем идея приоритета прав личности над правами государства  и общества была положена в основу концепции либеральной демократии.

 

3) Основные формы правления по Ш.Л. Монтескье.

В ряду выдающихся политических мыслителей ХVIII века одно из почетных мест занимает Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Политические взгляды Монтескье, полные противоречий и компромиссов, нашли выражение в трудах: « О духе законов», « Персидские письма».

Для Монтескье, характерна тенденция рассматривать возникновение государства исторически, вскрывать закономерности политической жизни. Будучи одним из основоположников «географического направления» в социологии Ш.Л.Монтескье считал, что менталитет каждого народа, характер его законов зависят от географической среды: климата, почвы, величины территории. Так, жаркий климат способствует деспотии, холодный - демократии.

Анализируя формы правления  Монтескье, определяет три основные: республику, монархию, деспотию. К последней  форме государства он относится  резко отрицательно. Идею деспотизма «Дух законов» характеризует образно: «Когда дикари Луизианы хотят достать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Таково деспотическое правление». Монархия, по Монтескье, - это государство, в котором осуществляется политическая свобода. Суть ее состоит в том, чтобы делать не то, что хочешь, а то, что позволяют законы. Идея политической свободы связана у Монтескье с идеей гражданской свободы. Достигнуть ее можно путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта идея о разделении властей развивается в целую теорию, цель которой состоит в том, чтобы обосновать принцип законности.

Республика, по Монтескье, тоже форма умеренного правления, в  которой господствует принцип «добродетели» и осуществляется политическая свобода. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Идея была направлена против абсолютизма и впоследствии зафиксирована в ст.16 Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Идеи Монтескье получили большое распространение и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессирующей идеологии во Франции и других странах.

 

4) Политические идеи Ж.-Ж. Руссо.

Идеологом широких народных масс, в первую очередь, крестьянства был Жан-Жак Руссо (1712-1778). Взгляды Руссо на государство и право радикальнее политических идей Монтескье. Руссо сделал основным принципом своей теории идею народного суверенитета. В труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» общественное неравенство Руссо связывает с возникновением частной собственности. Первой ступенью неравенства было установление имущественного неравенства, второй - установление государственной власти, усугубившей экономическое неравенство политическим.

В государстве Жан  Жак Руссо различает законодательную и исполнительную власть. Первая является волей политического организма, вторая - его силой. Используя теорию Монтескье о формах правления, Руссо считает лучшей ту, при которой должностные лица избираются народом. Идея демократии пронизывает все учение Руссо о народном суверенитете.

 

5) Социально-политическая  мысль XIX века.

Социалистическая политическая мысль неоднородна и представлена как ортодоксальным, так и реформистским  направлением. Ортодоксальная традиция опирается на работы К.Маркса (1818-1883), Ф.Энгельса (1820-1895), которые трактовали государство как орудие политического господства экономически правящего класса. Они считали, что уничтожение частной собственности откроет дорогу к свободе. Альтернативное реформистское направление социалистической идеи представлено идеями немецкого социал-демократа Э. Бернштейна (1850-1932), критиковавшего классический марксизм, доказывавшего его классовую ограниченность. Социал-демократическая мысль смогла соединить идеи либеральной демократии с принципами социальной справедливости.

 

2. Особенности политической мысли России.

Политическая мысль  России имела отличную от Запада логику развития и опиралась на иную культурную традицию. Конкретные внутриполитические условия определили особенности тех проблем и способы их решения, которые обосновывались политической мыслью.

Первая особенность  состояла в том, что политические идеи вплоть до конца ХIХ века были составной частью религиозной, этической  и философской мысли и не обладали самостоятельным статусом, в единый узел увязывались экономические и политические преобразования. Политическая мысль сконцентрирована,  на этом этапе, на борьбе с феодализмом и поиске лучших путей исторического развития. Обосновывая идею ограничения власти монарха А.Н. Радищев (1749-1802) высказывался следующим образом: «Самодержавие наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Вторая особенность  была связана с тем, что политическая мысль России опиралась на культурную традицию соборности, отрицавшую ценность индивидуальной свободы. Традиция соборности, общинности предполагала иные, чем на Западе, средства организации жизни общества с акцентом на авторитарные начала власти.

Третья особенность  состояла в том, что важнейшей  составляющей политических теорий в  России была русская идея, благодаря которой обосновывался ее особый исторический путь. Самобытность России объяснялась развитой способностью ее народа примирять личную свободу и общее благо.

Четвертая особенность  проявлялась в востребованности политических идей практикой, в эмпирической функции политических теорий. Политические идеи выступали важным средством решения политических проблем: объединения земель, укрепления политического могущества князей. Концентрация политического могущества князей, царей, рост абсолютизма их власти опирались, во-первых, на тезис о божественном характере власти князя на Руси, и во-вторых, на идею согласия управляющих и управляемых, которая являлась основой российской государственности.

В ХIХ веке развитие политической мысли в России испытывало влияние либеральных идей европейского Просвещения. Анализ политических институтов в контексте ценностей индивидуальной свободы, принятых в либерализме был необычным для России. Особая заслуга в распространении идей гражданской свободы и социальной справедливости принадлежала профессору права Московского университета Б.Н. Чичерину (1828-1904), создавшему целое направление, которое вошло в историю как «государственная школа». Либеральные российские мыслители пытались соединить идею индивидуальной свободы с интегративными и регулятивными возможностями государства.

Консерватизм не был  однородным течением политической мысли, хотя его сторонники использовали общий  тезис - русскую идею. Одна часть  славянофилов, например философ, поэт А.С. Хомяков (1804-1860), писатель К.Н. Леонтьев (1831-1891) обосновывала самобытность России и при этом критически относилась к правящему режиму, предполагала отмену крепостного права. Другое направление в славянофильстве представляли реакционные консерваторы: историк Н.М. Карамзин (1766-1826), министр народного просвещения граф С.С. Уваров (1786-1855), обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827-1907). Они активно боролись против проникновения западных либеральных идей, идеализировали прошлое, делали акцент на традициях, обосновывали особый путь развития России, выразив его формулой: православие, самодержавие, народность. Их политическим идеалом была абсолютная монархия.

Другая крайность в  развитии политической мысли в России была представлена радикализмом, выступавшим  за коренные изменения в обществе. Анархисты, например, М.А.Бакунин (1814-1876), граф П.А. Кропоткин (1842-1921), исходили из тезиса: государство - это зло и его необходимо разрушить. Единственное по поводу чего у них были споры - это методы и сроки. Их политические идеи представляют собой утопии. Следует отметить, что анархизм в России долгое время трактовался односторонне. В его политической доктрине есть и рациональное зерно. Тезис П.А. Кропоткина о важности учета в политических взаимодействиях психологических качеств, установок представителей различных социальных групп чрезвычайно важен для объяснения политического поведения субъектов.

Таким образом, в конце  ХIХ века в России происходил процесс  кристаллизации политической науки  как самостоятельного научного направления. Он не был завершен вычленением политических идей из юриспруденции, истории, философии, но в рамках названных дисциплин многие проблемы уже были поставлены и анализировались. Политология как академическая дисциплина была признана в СССР лишь в 1989, а в России - в 1991г. До этого политическая теория не развивалась в качестве самостоятельной науки.

 

Список литературы:

    1. История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В. С. Нерсесянца. – М., 2000.
    2. Лазарев Ф. В., Трифонов М. К. Философия. - Симферополь, 1999.
    3. Социология: Курс лекций / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора М.И. Ненашева. - Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007.
    4. Урванцева Т.В.   Социальная политика: курс лекций / Т.В. Урванцева; - Киров: ВятГГУ, 2007

Информация о работе История политической мысли