Воспитание учащихся в процессе производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
1.1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические требования к чертам личности мастера как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7
2.2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования……………………...11
2.3. Основные виды планирования воспитательной работы в училище и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14
2.4. Сущность, задачи и формы профориентационной работы мастера……..16
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
3.1. Содержание работы мастера производственного обучения……………..18
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии………………………………………………………….28
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения
6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...53

Файлы: 1 файл

курсовая по омопо и сд.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

Повышение педагогической и  производственной квалификации мастера.

Одна из первоочередных задач  мастера по повышению квалификации - изучение передового производственного  и педагогического опыта, отбор  и использование в учебном  процессе того, что наиболее полно  отвечает специфике будущей профессии  учащихся, а также изучение вопросов материально- технического оснащения  мастерских училища и подготовки молодых рабочих для работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации мастера производственного обучения является стажировка на предприятиях. Во время стажировки мастер производственного  обучения работает по программе, утвержденной руководителем училища и соответствующего предприятия. Эта программа предусматривает  овладение опытом работы передовиков  и новаторов производства, ознакомление с технологией производства, современным  оборудованием, экономикой и организацией труда на предприятии, техникой безопасности. Большую помощь в овладении передовыми методами труда могут оказать  семинары-практикумы, организуемые в  училище. Их цель - изучение педагогического  и производственного опыта мастеров других училищ, обучение мастеров передовым  методам труда новаторов производства. Кроме того, на семинарах - практикумах  мастера овладевают техникой выполнения сложных производственных заданий. Хорошей школой повышения квалификации мастеров являться внутриучилищные  и районные педагогические чтения, а также методические совещания, многие мастера принимают в них  активное участие. При составлении  графика перемещений учащихся по рабочем местам необходимо учитывать, насколько они овладели навыками высокопроизводительной работы и нормами  выработки.

  Участие мастера в составлении перечня учебно - производственных работ

Одной из главной задач  подготовки мастера к новому учебному году является составление перечня  учебно - производственных работ, выполняемых  учащимися в учебных мастерских и на производстве.

Перечень учебно - производственных работ мастер производственного  обучения составляет на полугодие или  на год, под непосредственным руководством директора в соответствии с программой  производственного обучения. При   составлении перечня учебно- производственных работ необходимо учитывать их содержание, сложность ,объем для того , чтобы  учащиеся планомерно и последовательно  накапливали производственные умения и навыки в соответствии с учебной  программой определенного периода  обучения. Мастер обязан подбирать  объекты для выполнения рабочих  приемов, операций, и работ с применением  современного оборудования, приспособлений и инструментов в точном соответствии с программой производственного  обучения. Следует помнить,  что  обучение учащихся строиться по операционному  – комплексной системой, т.е. учащиеся вначале изучают операции и приемы работ,  а затем  закрепляют их при выполнении комплексных работ  по изготовлению специально подобранных  изделий, которые должны полностью  соответствовать учебным задачам  каждой темы.

Составленный перечень учебно - производственных работ до начала учебного года обсуждается вначале  на методической комиссии училища, на педсовете и утверждается директором или заместителем директора  по учебно-производственной работе.

Мастера производственного  обучения должны также периодически повышать свои знания и профессиональное мастерство в институте повышения  квалификации

 

 

 

 

 

3.2. Подготовка  к приему учащихся

Прием учащихся и участие  в комплектовании учебной группы - важный этап подготовки мастера к  новому учебному году, так как знакомство с будущими  учениками поможет  ему с первых дней занятий правильно  построить учебно-воспитательную работу. Поэтому задолго до начала учебного года мастер должен принять самое  активное участие в работе по профориентации в школах. Рекомендуется не только самому знакомить школьников и их родителей с профессией , которым  обучают в училище , условиями  приема, учебы, дальнейшими перспективами , но и  привлекать к проведению бесед  учащихся профтехучилища, которые рассказывают об учебе, о своих успехах . Профориентационной работой в школе не ограничивается обязанности мастера. Он должен принимать  непосредственное участие в работе приемной комиссии  и в комплектовании учебной группы. Чтобы составить  правильное представление о каждом из новичков, мастеру необходимо не только подробно ознакомиться с их личными делами, но и выяснить чем  интересуются новичок, где и как  он учиться, какую вел общественную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Методическая  подготовка

Методическая подготовка мастера к новому учебному году влияет на организацию производственного  обучения в течение всего учебного года. Поэтому она должна быть тщательно  продуманной, своевременной.

Чтобы подготовить рабочего соответствующего разряда, высокой  квалификации, мастер производственного  обучения должен ясно представлять себе какие знаний, умения и в какой  последовательности, и в какой  период обучения необходимо усвоить  учащимся. Для этого ему нужно  изучить квалификационную характеристику, учебные и сводно - тематические планы учебных программ производственного  обучения, спецтехнологии и других предметов теоретического обучения. Необходимо  также  подробно изучить  методические рекомендации в разделах программ производственного обучения. Мастер должен заранее выяснить, какие  материалы есть в училище, чего нет  и сообщить об этом директору.

Не может оставаться без  внимания мастера производственного  обучения  опыт новаторов производства, использование ими передовой  техники и прогрессивной технологии. Эти достижения необходимо использовать и в учебном процессе.

Для более успешного обучения и воспитания учащихся мастеру необходимо также изучать конструктивные и  методические материалы. Следить за обобщением передового опыта в журналах, газетах и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Подготовка  учебных материалов

Подготовка учебно - материальной базы и учебных мастерских к новому учебному году предусматривает ремонт старого и установку нового оборудования, переоборудование рабочих мест учащихся и мастеров, приобретение необходимых  инструментов, приспособлений, материалов, составление перечня учебных  работ. Разработку  технологической  документации, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, технических  средств обучения и т.д.

Особое внимание мастер должен уделять своевременному ремонту  имеющегося у него инструмента и  приспособлений, приобретению новых, приведению в порядок оборудования учебной  мастерской и рабочих мест. При  этом необходимо следить за тем, чтобы  инструменты и приспособления были исправны, отвечали требованиям безопасности труда и технической эстетики.

Как известно любовь к профессии  начинается с любви к училищу, мастерской, рабочему месту. Решающее значение при этом имеет первое впечатление  новичка. Поэтому нужно сделать  все возможное, чтобы день, когда  учащийся вступит впервые на порог  училища, запомнился ему на всю жизнь  как что-то значительное, праздничное, чтобы слова… мое училище, моя  мастерская  он произносил с гордостью. Не менее серьезно следует готовиться к занятиям с учебной группой  второго и третьего курсов, так  как учащиеся от первого периода  – усвоения приемов и первоначальных навыков выполнения основных операций переходят ко второму и третьему периоду обучения в мастерских и  к производственной практике.

Многообразие и сложность  учебно - воспитательных задач при  обучении учащихся требуют от мастера  особо ответственного и продуманного подхода к организации работы с группой и каждым учащимся в  отдельности. Чтобы правильно организовать процесс производственного обучения учащихся на предприятии необходимо изучить производственный процесс  и применяемые формы организации  труда.

 

 

 

 

3.5. Перспективно - тематическое планирование

Мастер производственного  обучения,  готовясь к учебному году, должен заблаговременно  разработать  такую методику проведения уроков производственного  обучения и план материально технического оснащения учебного процесса, чтобы  добиться высокой эффективности  овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками. При  составлении перспективно - тематического  плана мастер опереться на программу  производственного обучения и перечень учебных работ. Необходимо раскрыть цели изучения каждой темы учебной  программы производственного обучения, а также согласовать с преподавателями  специальных дисциплин для проведения контрольных и лабораторных работ, составление технологических процессов  обработки, проведение экскурсий, встреч с передовиками и новаторами  предприятий.

Одним из качественных показателей  урока является внедрение передового производственного опыта. Поэтому, разрабатывая перспективно - тематический план, мастер должен предусматривать  время на изучение передового опыта, изготовление необходимой оснастки, приспособлений для внедрения их на уроке.

Примерная структура перспективно - тематического планирования приводиться  ниже.

1. Номера и наименование  тем, подтем уроков программы.

2. Время, отведенное на  изучение темы, подтемы, на инструктаж, упражнения и производственную  деятельность.

3. Учебные цели темы, подтемы,  урока.

4. Материально- техническое  оснащение (наименование работ,  учебных и производственных материалов, инструментов, приспособления)

5. Техническая документация  и средства наглядности, чертежи,  технологические карты, технические  требования к работе

6. Межпредметные связи

7. Высокопроизводительные  методы труда и передовой опыт

8. Домашнее задание 

При планировании производственного  обучения необходимо правильно намечать расстановку учащихся по рабочим  местам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Подготовка  к изучению темы

В процессе подготовки к  изучению очередной темы учебной  программы мастер должен продумать, какую техническую литературы следует  изучить, что можно заимствовать из опыта передовиков производства базового предприятия с какими приёмами организации труда ознакомить учащихся. При подготовке к каждой теме, мастеру  следует определить какие операции, приемы работ, упражнения должны выполнять  учащиеся, перечень работ, материально- техническое оснащение урока. Техническую  и технологическую документацию, на что необходимо обратить внимание при работе на оборудовании при его  наладке и уходе за ним; способы  и приемы контроля качества продукции. Мастеру необходимо продумать, как  научить учащихся соблюдению требований  безопасности труда, бережному отношению  к инструменту и как активизировать учащихся при изучении данного материала.

Мастер должен помнить, что  при обучении любой профессии  есть приемы работ, которые требуют  более длительного освоения, но от них зависит квалификация учащегося  и его становление как специалиста. Однако очень часто эти подъемы  кажутся учащимся неинтересными, скучными. Чтобы сделать занятие более  интересным, увлечь учащихся, мастер должен особенно тщательно продумать объяснения, устроить урок так, чтобы учащиеся поняли необходимость правильного выполнения упражнений.

Самое главное чтобы учащиеся не только организованно, с интересом  выполняли упражнения, но и поняли их суть, научились самостоятельно оценивать правильность выполнения рабочих приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.7. Подготовка  к проведению занятия

Все занятия начинаются с  вводной беседы, во время которой  мастер рассказывает о базовом предприятии, его истории, выпускаемой продукции,  Рекомендуется также рассказать о себе, о своей работе, сколько  лет работает в училище. В первый день знакомства с профессией и мастерской надо стараться, чтобы новички не столько узнали что-либо интересное из рассказа мастера, сколько увидели  все это собственными глазами. Рекомендуется  показать и основные изделия –  эталоны, которые предстоит изготовлять  учащимся, а также наборы инструментов, продемонстрировать лучшие изделия, подчеркнув, что это сделано руками выпускников. В заключение целесообразно ознакомить учащихся с работами по изготовлению сложной продукции, которые им предстоит  сделать. От того насколько качественно  подготовился мастер к занятиям с  группой, во многом зависит успех  обучения и  воспитания  учащихся. Готовясь к занятию, мастер должен ознакомиться с литературой, посмотреть, что можно  внести нового в занятие по производственному  обучению, какую следует подготовить  материально- техническую базу, средства наглядности и т.д. Необходимо проанализировать предыдущее занятие, выяснить, что узнали его учащиеся на уроках теории, затем  определить дозировку времени на все разделы занятия, цель предстоящего занятия и его воспитательные задачи, наметить упражнения и работы, которые учащиеся будут выполнять  самостоятельно. Мастер должен помнить, что особенно тщательно следует  готовиться к показу приемов работ, т.е. продумать, как организовать демонстрацию, чтобы все учащиеся хорошо видели выполняемые приемы, поняли их. Для  этого мастеру следует заранее  самому поупражняться в показе приемов  работ, предусмотреть все, на что  необходимо обратить особое внимание. От того, насколько легко и правильно  он  демонстрирует упражнения, зависит  не только успех в обучении, но и  его авторитет. В ходе подготовки к занятию мастер должен тщательно  продумать методику его проведения, определить последовательность  демонстрации, увязать материал с уроками теоретического обучения, наметить учащихся, которых  нужно спросить в начале занятия, вызвать для повторения показанных приёмов, обдумать заключительный инструктаж.

 

 

 

3.8. Подготовка  технических средств

В процессе подготовки к  новому учебному году мастер производственного  обучения должен предусматривать применение технических средств обучения, особенно средств самоконтроля и моделирования  трудовой деятельности. Одним из таких  средств являются тренажеры-устройства, которые дают возможность формировать  производственные умения и навыки по заранее разработанной программе. При изучении сложных приемов  работ, показов процессов обработки, когда на все учащиеся группы могут  увидеть демонстрируемые  мастером приемы, полезно использовать плакаты, фильмы. Показ необходимо сопровождать объяснениями, занятие можно проводить  в кабинете спецтехнологии совместно  с преподавателем.

Информация о работе Воспитание учащихся в процессе производственного обучения