Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:40, курсовая работа
В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
1.1.	Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ 
2.1. Педагогические требования к чертам личности мастера как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7
2.2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования……………………...11
2.3. Основные виды планирования воспитательной работы в училище и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14
2.4. Сущность, задачи и формы профориентационной работы мастера……..16
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
 3.1. Содержание работы мастера производственного обучения……………..18
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии………………………………………………………….28
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на  тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения
6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...53
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические требования 
к чертам личности мастера 
как педагога-воспитателя………………
2.2. Сущность инструктирования 
как деятельности мастера 
2.3. Основные виды планирования 
воспитательной работы в 
2.4. Сущность, задачи и 
формы профориентационной 
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
 3.1. Содержание работы 
мастера производственного 
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. 
Требования к нему. Пример оснащения 
по конкретной профессии…………………
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция 
мастера производственного 
6.1. Профессиональная компетенция 
мастера производственного обучения…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В связи с переменами, 
произошедшими в последние годы 
в жизни нашего общества, перед 
всеми работниками 
Каким же сегодня должен 
быть наш выпускник? В первую очередь 
– это человек 
Поэтому одно из основных требований 
в современном подходе к 
Мастера производственного 
обучения (ПО)- первые поставщики рабочей 
смены. Характерные черты большинства 
из них – компетентность и высокий 
профессионализм, ответственность 
за порученное дело, способность обучать 
и воспитывать учащихся, вести 
за собой ученический коллектив. 
Мастерам ПО крайне важно и полезно 
систематически обращаться  к научной 
литературе по педагогике, психологии. 
Они призваны передать юношам и девушкам 
свои знания и опыт, воспитать активную 
жизненную позицию, сформировать личность, 
привить высокие морально-
В данной работе рассматривается 
одна из важнейших педагогических проблем 
- оптимизация урока 
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
Важнейшей особенностью производственного 
обучения как составной части 
учебно-воспитательного 
Согласно нормативным 
документам, подбором работ для включения 
в перечень занимается мастер производственного 
обучения. Однако опыт показывает, что 
решать эту проблему на уровне одного 
мастера нецелесообразно, так как 
необходимо создание номенклатуры изделий, 
обеспечение документацией, технологией, 
заготовками и инструментом в 
строго определенные сроки в соответствии 
со сводно-тематическим планом, выполнение 
операций смежных профессий и 
финишной операции по доведению изделий 
до товарного образца и 
Повышение качества профессионального образования в условиях рыночной экономики, несомненно, зависит от квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей. Методическая служба учебного заведения планирует и проводит мероприятия по повышению профессиональной и педагогической квалификации инженерно-педагогических работников училища. Формы повышения квалификации могут быть разными: семинары-практикумы, открытые уроки, научно-практические конференции, курсовая подготовка, самообразование и т. д.
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические 
требования к чертам личности 
мастера как педагога-
В профессионально-технических 
учебных заведениях мастера производственного 
обучения являются педагогами по определенной 
специальности, воспитателями учащихся. 
От них во многом зависит совершенствование 
учебного процесса, освоение учащимися 
современных технологических 
Мастер производственного обучения — центральная фигура в обучении и воспитании учащихся. На учебных занятиях мастер сообщает учащимся технические сведения, формирует у них производственные умения, навыки культуры труда.
Добросовестная работа мастера, обучающего молодежь, передающего ей свои знания и опыт, заботящегося о формировании у нее нравственных качеств, оказывает глубокое влияние на воспитанников. Труд педагога (мастера) является самой ответственной областью человеческой деятельности. Поэтому к мастеру (преподавателю) профессионально-технического училища предъявляется целый ряд требований.
Глубокое знание своего дела и любовь к профессии. Как бы ни стремился мастер (преподаватель) завоевать авторитет и уважение среди учащихся, он никогда не достигнет цели, если знает свой предмет поверхностно, если у него нет настоящей любви к своему делу, к своей педагогической профессии. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда его учащиеся будут чувствовать, что они от него получают реальные знания ремесла.
Мастер должен владеть и методикой обучения, применять разнообразные и наиболее эффективные методы обучения, уметь интересно не только рассказать о предмете, но и показать свое мастерство.
Мастеру очень важно систематически 
изучать успеваемость учащихся и 
их отношение к учебным занятиям 
(выполнение учебных работ, прилежание, 
самостоятельность в выполнении 
домашних заданий); следить за общим 
развитием учащихся, за выполнением 
ими правил поведения; воспитывать 
у учащихся интерес к общественным 
событиям, чувства долга и 
Мастеру необходимо записывать эти наблюдения, отмечать хорошие и плохие поступки учащихся и их предполагаемые причины, а также принимать меры по улучшению воспитания и обучения каждого учащегося.
Ведение педагогических характеристик 
на каждого учащегося дает мастеру 
возможность анализировать 
Об общей культуре мастера 
(педагога). Мастер не только обучает 
учащихся определенной профессии, но и 
всесторонне воспитывает их. На учащихся 
оказывает большое влияние 
Кроме знаний по своей специальности, мастер должен обладать сведениями по другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время интересуется молодежь независимо от профессии.
Мастер должен быть знаком с произведениями литературы, искусства, ориентироваться в вопросах физической культуры и спорта.
А. С. Макаренко писал, что 
педагог должен быть эстетически 
выразителен. Очень важно, чтобы 
преподаватель (мастер) был примером 
подтянутости и аккуратности. Хороший 
мастер с большой требовательностью 
относится как к 
Речь мастера должна быть убедительной, выразительной и доходчивой. Витиеватая, напыщенная речь, как правило, не убеждает. Более того, учащиеся не понимают ее. Не лучше и другой недостаток — сухость и невыразительность объяснений.
Важным фактором культуры речи является тон. Спокойный, ровный тон, несомненно, помогает доказать любую мысль, а раздражительность, нервозность вызывают ответную реакцию. Нельзя говорить на уроке очень громко или очень тихо. Громкая речь утомляет учащихся, и они постепенно начинают терять ход мысли педагога. Тихая речь не воспринимается, и интерес к уроку пропадает.
Очень важно уметь выслушать учащегося, не прерывать его ответ, дать ему закончить мысль.
Педагогический такт — важнейшее средство воздействия педагога на учащихся при решении самых различных вопросов в учебных ситуациях. Можно сказать, что педагогический такт — один из признаков педагогического мастерства мастера. От такта зависит не только качество учебно-воспитательного процесса, но и взаимоотношения педагога с учащимися, его авторитет. Педагогический такт — это, во-первых, уважение к личности учащихся и требовательность к ним; во-вторых, чуткость, внимательность к учащимся; в-третьих, доверие к учащимся и одновременно систематический контроль за их деятельностью. Педагогический такт несовместим с торопливостью в оценочных суждениях педагога и его выводах и решениях по поводу успеваемости и поведения воспитанников.
Учащиеся очень ценят 
педагогический такт: чуткий, внимательный 
подход к каждому ученику дает 
возможность отличать случайную 
ошибку от злого умысла, нечаянное 
действие от сознательного и 
Формирование хороших манер у учащихся — одна из важнейших задач воспитания. В манерах проявляется нравственный облик, внутренняя культура и, прежде всего, отношение к окружающим. Хотя манеры относятся к так называемой внешней культуре педагога, ими нельзя пренебрегать, так как они являются важным фактором личного примера в воспитании учащихся.
Авторитет мастера прежде всего определяется его педагогической подготовкой, уровнем его производственной квалификации, опытом, специальными техническими и методическими знаниями, педагогическим тактом, умением организовать коллектив учащихся.
Ниже приведен перечень качеств, которые хотят видеть учащиеся в педагоге, мастере:
• хорошо знает предмет, высокая квалификация;
• хорошо и понятно объясняет и показывает;
• всесторонне развит;
• умелый подход к учащимся;
• умеет заинтересовать своим предметом;
• относится к учащимся как старший товарищ;
• пользуется авторитетом;
• аккуратный;
• строгий, но в меру;
• служит примером в жизни и работе;
• одинаково относится ко всем, нет любимчиков;
Информация о работе Воспитание учащихся в процессе производственного обучения