Воспитание учащихся в процессе производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
1.1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические требования к чертам личности мастера как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7
2.2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования……………………...11
2.3. Основные виды планирования воспитательной работы в училище и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14
2.4. Сущность, задачи и формы профориентационной работы мастера……..16
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
3.1. Содержание работы мастера производственного обучения……………..18
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии………………………………………………………….28
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения
6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...53

Файлы: 1 файл

курсовая по омопо и сд.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения

    1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6

Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ 

2.1. Педагогические требования  к чертам личности мастера  как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7

2.2. Сущность инструктирования  как деятельности мастера производственного  обучения. Виды инструктирования……………………...11

2.3. Основные виды планирования  воспитательной работы в училище  и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14

2.4. Сущность, задачи и  формы профориентационной работы  мастера……..16

Глава 3. Содержание работы мастера  производственного обучения

3.1. Содержание работы  мастера производственного обучения……………..18

3.2. Подготовка к приему  учащихся……………………………………………20

3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21

3.4. Подготовка учебных  материалов…………………………………………..22

3.5. Перспективно - тематическое  планирование……………………………...23

3.6. Подготовка к изучению  темы………………………………………………25

3.7. Подготовка к проведению  занятия………………………………………...26

3.8. Подготовка технических  средств………………………………………….27

3.9. Рабочее место учащегося.  Требования к нему. Пример оснащения  по конкретной профессии………………………………………………………….28

Глава 4. Урок производственного  обучения

4.1. Урок производственного  обучения. Построение и организация  урока…29

4.2. План-конспект урока  по экономике на  тему: "Налогообложение"……..37

Глава 5. Особенности воспитательной работы

5.1. Особенности воспитательной  работы……………………………………..45

5.2. Работа с родителями  учащихся…………………………………………….46

Глава 6. Профессиональная компетенция  мастера производственного обучения

6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49

Заключение……………………………………………………………………….51

Список использованной литературы…………………………………………...53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с переменами, произошедшими в последние годы в жизни нашего общества, перед  всеми работниками профессионального  образования сейчас встали новые, подчас трудновыполнимые задачи: в условиях социального, психологического, морального расслоения, материального упадка, неполноценного государственного регулирования  процессов обучения, отсутствия необходимой  учебно-программной документации выполнить  государственный заказ – обучение и воспитание грамотного специалиста, способного адаптироваться в этом непростом  мире и выдержать конкуренцию  на современном рынке труда.

Каким же сегодня должен быть наш выпускник? В первую очередь  – это человек конкурентоспособный, готовый к полноценной деятельности и саморазвитию в профессиональной и социальной сферах.

Поэтому одно из основных требований в современном подходе к формированию специалиста - воспитание творческой личности, ориентированной на продуктивную деятельность. Первоочередная роль в этом процессе отведена мастеру производственного  обучения.

Мастера производственного  обучения (ПО)- первые поставщики рабочей  смены. Характерные черты большинства  из них – компетентность и высокий  профессионализм, ответственность  за порученное дело, способность обучать  и воспитывать учащихся, вести  за собой ученический коллектив. Мастерам ПО крайне важно и полезно  систематически обращаться  к научной  литературе по педагогике, психологии. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие морально-этические  качества.

В данной работе рассматривается  одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного  обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются  основы мастерства, здесь проявляется  интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность  в качественном выполнении порученной работе.

 

 

Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного  обучения

    1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения

Важнейшей особенностью производственного  обучения как составной части  учебно-воспитательного процесса является обучение учащихся в процессе производственного  труда. Производительный труд, являясь  одним из средств обучения, призван  не только решать специфические задачи обучения профессии, но и давать определенный экономический эффект. В связи  с этим особое значение приобретает  изготовление в учебных мастерских учебного заведения изделий по заказам  предприятия, индивидуальным заказам  граждан и организаций. Производственная деятельность учебных мастерских во многом зависит от материально-технической  базы, оснащенности оборудованием, обеспеченности материалами и инструментом. Во многом производственная деятельность и качество профессионального образования  зависит от перечня учебно-производственных работ. Перечень должен соответствовать  требованиям учебных программ, уровню подготовки в соответствии с квалификационной характеристикой.

Согласно нормативным  документам, подбором работ для включения  в перечень занимается мастер производственного  обучения. Однако опыт показывает, что  решать эту проблему на уровне одного мастера нецелесообразно, так как  необходимо создание номенклатуры изделий, обеспечение документацией, технологией, заготовками и инструментом в  строго определенные сроки в соответствии со сводно-тематическим планом, выполнение операций смежных профессий и  финишной операции по доведению изделий  до товарного образца и последующей  реализации.

Повышение качества профессионального  образования в условиях рыночной экономики, несомненно, зависит от квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей. Методическая служба учебного заведения планирует и  проводит мероприятия по повышению  профессиональной и педагогической квалификации инженерно-педагогических работников училища. Формы повышения  квалификации могут быть разными: семинары-практикумы, открытые уроки, научно-практические конференции, курсовая подготовка, самообразование  и т. д.

 

 

Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ

2.1. Педагогические  требования к чертам личности  мастера как педагога-воспитателя

В профессионально-технических  учебных заведениях мастера производственного  обучения являются педагогами по определенной специальности, воспитателями учащихся. От них во многом зависит совершенствование  учебного процесса, освоение учащимися  современных технологических процессов.

Мастер производственного  обучения — центральная фигура в  обучении и воспитании учащихся. На учебных занятиях мастер сообщает учащимся технические сведения, формирует  у них производственные умения, навыки культуры труда.

Добросовестная работа мастера, обучающего молодежь, передающего ей свои знания и опыт, заботящегося о  формировании у нее нравственных качеств, оказывает глубокое влияние  на воспитанников. Труд педагога (мастера) является самой ответственной областью человеческой деятельности. Поэтому  к мастеру (преподавателю) профессионально-технического училища предъявляется целый  ряд требований.

Глубокое знание своего дела и любовь к профессии. Как бы ни стремился мастер (преподаватель) завоевать  авторитет и уважение среди учащихся, он никогда не достигнет цели, если знает свой предмет поверхностно, если у него нет настоящей любви  к своему делу, к своей педагогической профессии. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда  его учащиеся будут чувствовать, что они от него получают реальные знания ремесла.

Мастер должен владеть  и методикой обучения, применять  разнообразные и наиболее эффективные  методы обучения, уметь интересно  не только рассказать о предмете, но и показать свое мастерство.

Мастеру очень важно систематически изучать успеваемость учащихся и  их отношение к учебным занятиям (выполнение учебных работ, прилежание, самостоятельность в выполнении домашних заданий); следить за общим  развитием учащихся, за выполнением  ими правил поведения; воспитывать  у учащихся интерес к общественным событиям, чувства долга и ответственности, правдивость, честность, скромность, волевые  качества (решительность, смелость, активность, настойчивость и др.); изучать  материально-бытовые условия учащихся.

Мастеру необходимо записывать эти наблюдения, отмечать хорошие  и плохие поступки учащихся и их предполагаемые причины, а также  принимать меры по улучшению воспитания и обучения каждого учащегося.

Ведение педагогических характеристик  на каждого учащегося дает мастеру  возможность анализировать происходящие изменения, сдвиги в обучении и воспитании учащихся, способствовать развитию положительных  качеств.

Об общей культуре мастера (педагога). Мастер не только обучает  учащихся определенной профессии, но и  всесторонне воспитывает их. На учащихся оказывает большое влияние личный пример мастера, уровень его общей  культуры. Мастер (преподаватель) может  успешно решать педагогические задачи только в том случае, если он сам  является культурным, образованным, передовым  человеком общества.

Кроме знаний по своей специальности, мастер должен обладать сведениями по другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время интересуется молодежь независимо от профессии.

Мастер должен быть знаком с произведениями литературы, искусства, ориентироваться в вопросах физической культуры и спорта.

А. С. Макаренко писал, что  педагог должен быть эстетически  выразителен. Очень важно, чтобы  преподаватель (мастер) был примером подтянутости и аккуратности. Хороший  мастер с большой требовательностью  относится как к профессиональным занятиям, так и к своему внешнему виду. Он никогда не забывает, что  на уроке на него смотрят десятки  глаз.

Речь мастера должна быть убедительной, выразительной и доходчивой. Витиеватая, напыщенная речь, как правило, не убеждает. Более того, учащиеся не понимают ее. Не лучше и другой недостаток — сухость и невыразительность  объяснений.

Важным фактором культуры речи является тон. Спокойный, ровный тон, несомненно, помогает доказать любую  мысль, а раздражительность, нервозность  вызывают ответную реакцию. Нельзя говорить на уроке очень громко или очень  тихо. Громкая речь утомляет учащихся, и они постепенно начинают терять ход мысли педагога. Тихая речь не воспринимается, и интерес к  уроку пропадает.

Очень важно уметь выслушать  учащегося, не прерывать его ответ, дать ему закончить мысль.

Педагогический такт —  важнейшее средство воздействия  педагога на учащихся при решении  самых различных вопросов в учебных  ситуациях. Можно сказать, что педагогический такт — один из признаков педагогического  мастерства мастера. От такта зависит  не только качество учебно-воспитательного  процесса, но и взаимоотношения педагога с учащимися, его авторитет. Педагогический такт — это, во-первых, уважение к  личности учащихся и требовательность к ним; во-вторых, чуткость, внимательность к учащимся; в-третьих, доверие к  учащимся и одновременно систематический  контроль за их деятельностью. Педагогический такт несовместим с торопливостью  в оценочных суждениях педагога и его выводах и решениях по поводу успеваемости и поведения  воспитанников.

Учащиеся очень ценят  педагогический такт: чуткий, внимательный подход к каждому ученику дает возможность отличать случайную  ошибку от злого умысла, нечаянное  действие от сознательного и преднамеренного, правду от лжи. Терпение и выдержка со стороны педагога вовсе не значит, что преподаватель должен снижать  свои требования к учащимся. В борьбе с ошибками, поступками воспитанников, нарушающими требования, надо быть непримиримым, решительным и настойчивым.

Формирование хороших  манер у учащихся — одна из важнейших  задач воспитания. В манерах проявляется  нравственный облик, внутренняя культура и, прежде всего, отношение к окружающим. Хотя манеры относятся к так называемой внешней культуре педагога, ими нельзя пренебрегать, так как они являются важным фактором личного примера  в воспитании учащихся.

Авторитет мастера прежде всего определяется его педагогической подготовкой, уровнем его производственной квалификации, опытом, специальными техническими и методическими знаниями, педагогическим тактом, умением организовать коллектив  учащихся.

Ниже приведен перечень качеств, которые хотят видеть учащиеся в  педагоге, мастере:

• хорошо знает предмет, высокая квалификация;

• хорошо и понятно объясняет и показывает;

• всесторонне развит;

• умелый подход к учащимся;

• умеет заинтересовать своим предметом;

• относится к учащимся как старший товарищ;

• пользуется авторитетом;

• аккуратный;

• строгий, но в меру;

• служит примером в жизни и работе;

• одинаково относится ко всем, нет любимчиков;

Информация о работе Воспитание учащихся в процессе производственного обучения