Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:40, курсовая работа
В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
1.1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические требования к чертам личности мастера как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7
2.2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования……………………...11
2.3. Основные виды планирования воспитательной работы в училище и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14
2.4. Сущность, задачи и формы профориентационной работы мастера……..16
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
3.1. Содержание работы мастера производственного обучения……………..18
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии………………………………………………………….28
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения
6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...53
• вежливый, ласковый;
• выдержанный;
• точный;
• заботится об успехах своих учеников;
• любит свой предмет;
• интересно проводит уроки;
• веселый, жизнерадостный;
• требовательный;
• помогает отстающим;
• культурный;
• любит учащихся и уважает их.
2.2. Сущность инструктирования
как деятельности мастера
Для анализа и оценки педагогической
деятельности и результатов учебно-
новизна (ее уровень может быть различным - от научных открытий до применения достижения науки и рационализации отдельных элементов педагогического труда);
высокая результативность (результаты обучения и воспитания, достигаемые отдельными педагогами-новаторами, должны быть выше массовых показателей);
доказательность (основные показатели: достаточная проверка временем, получение тех же результатов в работе различных педагогов);
стабильность опыта (результаты опыта должны быть идентичными не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания);
преемственность (передовой опыт всегда согласуется с массовым, не противоречит ему, а развивает и совершенствует его);
перспективность (всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью педагогического опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике).
Используемые в
В зависимости от целей
и периода обучения можно выделить
документы письменного
В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.
После овладения учащимися
основными трудовыми
В период выполнения сложных комплексных работ применяют технологические карты.
В любой период обучения
можно применять учебные
Карты-задания бывают различного вида.
Первый, основной вид - карта-задание - по изучению устройства и принципа работы оборудования.
Второй вид - по фиксации трудовых действий, изучению технологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.
Карты - задания третьего вид - по обнаружению реальных отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.
Четвертый вид карты-задания - служит для выработки конкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач, разрешения производственных ситуаций.
Пятый вид - используется для обобщения собственного опыта учащихся.
Применение письменных инструкций-заданий для изучения учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.
Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие для формирования у учащихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся - будущих молодых рабочих.
Наибольший эффект управления
процессом обучения профессии и
самостоятельности учащегося
Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой учащихся. Идентичное применение документа письменного инструктирования в качестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного материала, формированию не просто трудового умения, а именно навыка выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированного рабочего.
Документы письменного инструктирования содержат наиболее рациональные и целесообразные последовательности выполнения трудовых действий, приемов, операций. Дидактическая ценность письменных инструкций заключается в сочетании различных видов информации: словесных указаний и рекомендаций, рисунков, эскизов, схем, графиков, контрольных вопросов и т.д.
Применение документации письменного инструктирования, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения.
Применение письменного инструктирования способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменной инструкцией, учащиеся широко используют теоретические знания, конкретизируют и расширяют их.
2.3. Основные виды
планирования воспитательной
В организации воспитательного процесса в училище важную роль играет планирование.
План идеологической и
воспитательной работы определяет цели,
задачи на планируемый период, содержание
этой работы (основные направления, формы,
методы работы, порядок мероприятий
воспитательной и идеологической направленности,
сроки, место их проведения, участников
и ответственных). Назначение плана
идеологической и воспитательной работы
– упорядочить деятельность всех
участников образовательного процесса
по указанным направлениям, обеспечить
его организованность, согласованность,
скоординированность, системность, логику
и последовательность реализации задуманного,
соответствие форм и методов содержанию
деятельности, а также единство и
взаимосвязь с учебным
Принципы планирования идеологической и воспитательной работы: целенаправленность, системность, управляемость процессов и результатов, учет возрастных особенностей, интересов обучающихся, преемственность запланированных мероприятий, последовательность, реалистичность.
Рекомендуется использовать
перспективные планы
В целях совершенствования
воспитательной деятельности, более
детального ее планирования наряду с
перспективными планами идеологической
и воспитательной работы могут составляться
оперативные – рассчитанные на месяц,
неделю, день. Такие планы разрабатываются
в форме таблицы, графика –
планы-графики, планы-сетки мероприятий,
что позволяет более
В училище должны быть:
• план идеологической и воспитательной работы, утверждаемый руководителем училища;
• планы работы и учетная документация педагогов, осуществляющих воспитательный процесс;
• план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
• программы и расписание работы клубов, кружков, секций;
• план работы и протоколы заседаний методического объединения кураторов;
• план работы Совета профилактики, совместный план работы училища с инспекциями по делам несовершеннолетних, планы работы органов самоуправления, общественных организаций, комиссий, штабов;
• сценарии воспитательных мероприятий;
• информационно-аналитический банк результатов мониторинговых исследований воспитательного процесса;
• годовой отчёт.
В приложении к годовому плану также могут быть комплексно-целевые программы, проекты, планы по различным направлениям воспитания обучающихся и другая учетная и планирующая документация в соответствии со спецификой учебного заведения.
Системность в планировании идеологической и воспитательной работы позволяет объединить усилия всех педагогических работников для реализации запланированного, эффективно использовать разнообразные формы и методы этой работы, способствует более качественному решению поставленных задач с оптимальными затратами средств, сил и времени.
2.4. Сущность, задачи
и формы профориентационной
Профессиональная ориентация
— это деятельность педколлективов,
работников предприятий и учреждений,
направленная на пробуждение у подростков
интереса к определенному виду труда.
Правильный выбор профессии —
неотъемлемая составная часть учебно-
Определяя формы и методы
проведения профориентационной работы,
необходимо учитывать, что последняя
должна выступать как органическая
часть целостного учебно-воспитательного
процесса, в котором и обучение
труду, и профессиональная ориентация
неотделимы друг от друга. Следовательно,
методика профориентационной работы должна
строиться на основе согласования с
методикой реализации учебного материала
по трудовой политехнической подготовке
учащихся. Необходимо выбирать такие
формы и методы работы, которые
позволят научить учащихся максимально
и всесторонне оценивать с
позиций своих желаний и
В ПТУ основное внимание
уделяется трудовому обучению как
способу профориентации, непосредственно
связанному с трудом по определенной
специальности в учебных
Прежде всего
Конкретно мастер может проводить профориентацию в следующих формах:
- разъяснительные беседы с учащимися;
- дискуссии;
- проводить дополнительные занятие во внеучебное время;
- организовывать посещение
учащимися тематических
- организовывать экскурсии на производство, встречи с передовиками производства и т.п.
Профориентационая работа позволяет
учащимся профтехучилищ получить необходимую
информацию о профессиях, пользующихся
спросом на рынке труда, и сделать
правильный выбор. Своевременное реагирование
на востребованность рынка труда, интеграция
разноуровневых образовательных программ,
развитие социального партнерства,
приведение учебно-материальной базы
в соответствие с современными требованиями,
внедрение в учебно-
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
3.1. Содержание
работы мастера
Профессиональные училища
на практике реализуют принцип неразрывной
связи профессионального и
Информация о работе Воспитание учащихся в процессе производственного обучения