Воспитание учащихся в процессе производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
1.1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические требования к чертам личности мастера как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7
2.2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования……………………...11
2.3. Основные виды планирования воспитательной работы в училище и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14
2.4. Сущность, задачи и формы профориентационной работы мастера……..16
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
3.1. Содержание работы мастера производственного обучения……………..18
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии………………………………………………………….28
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения
6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...53

Файлы: 1 файл

курсовая по омопо и сд.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

• вежливый, ласковый;

• выдержанный;

• точный;

• заботится об успехах своих учеников;

• любит свой предмет;

• интересно проводит уроки;

• веселый, жизнерадостный;

• требовательный;

• помогает отстающим;

• культурный;

• любит учащихся и уважает их.

 

 

 

 

2.2. Сущность инструктирования  как деятельности мастера производственного  обучения. Виды инструктирования

Для анализа и оценки педагогической деятельности и результатов учебно-воспитательной работы преподавателей и мастеров производственного  обучения необходимы определенные критерии. Наиболее приемлемые критерии, позволяющие  дать комплексную оценку опыта, разработаны  Н.М. Таланчуком:

новизна (ее уровень может  быть различным - от научных открытий до применения достижения науки и  рационализации отдельных элементов  педагогического труда);

высокая результативность (результаты обучения и воспитания, достигаемые  отдельными педагогами-новаторами, должны быть выше массовых показателей);

доказательность (основные показатели: достаточная проверка временем, получение тех же результатов  в работе различных педагогов);

стабильность опыта (результаты опыта должны быть идентичными не только при определенных, но и при  изменяющихся условиях обучения и воспитания);

преемственность (передовой  опыт всегда согласуется с массовым, не противоречит ему, а развивает  и совершенствует его);

перспективность (всякое новое  педагогическое явление лишь в том  случае является частью педагогического  опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике).

Используемые в производственном обучении документы письменного  инструктирования имеют две стороны: производственно-технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата обучения, и учебно-инструктивную, содержащую указания, как делать.

В зависимости от целей  и периода обучения можно выделить документы письменного инструктирования пяти видов.

В период изучения отдельных  трудовых операций (операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют  профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для учащихся все  изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных  объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.

После овладения учащимися  основными трудовыми операциями, в период, когда учащиеся начинают выполнять простые комплексные  работы, когда они отрабатывают несложную  технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость  в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего  использовать инструкционно-технологические  карты.

В период выполнения сложных  комплексных работ применяют  технологические карты.

В любой период обучения можно применять учебные алгоритмы  и карты-задания.

Карты-задания бывают различного вида.

Первый, основной вид - карта-задание - по изучению устройства и принципа работы оборудования.

Второй вид - по фиксации трудовых действий, изучению технологических  процессов, отработке фактического хода трудового процесса.

Карты - задания третьего вид - по обнаружению реальных отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.

Четвертый вид карты-задания - служит для выработки конкретных действий, определения условий, решения  ситуационных задач, разрешения производственных ситуаций.

Пятый вид - используется для  обобщения собственного опыта учащихся.

Применение письменных инструкций-заданий  для изучения учащимися оборудования и технологических процессов  на предприятиях создает условия  для формирования у них таких  профессионально важных умений и  навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного  и т.п.

Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие  для формирования у учащихся самостоятельности  в работе и способствует успешному  решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся - будущих молодых  рабочих.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и  самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого  учащегося на рабочем месте. Такая  индивидуализация позволяет учащемуся  многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых  условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Необходимо также иметь  инструкционную карту большого размера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой учащихся. Идентичное применение документа письменного  инструктирования в качестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве индивидуального пособия  помогает однозначному толкованию учебного материала, формированию не просто трудового  умения, а именно навыка выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированного рабочего.

Документы письменного инструктирования содержат наиболее рациональные и целесообразные последовательности выполнения трудовых действий, приемов, операций. Дидактическая  ценность письменных инструкций заключается  в сочетании различных видов  информации: словесных указаний и  рекомендаций, рисунков, эскизов, схем, графиков, контрольных вопросов и  т.д.

Применение документации письменного инструктирования, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность  в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого  учащегося, повысить самостоятельность  учащихся в процессе обучения.

Применение письменного  инструктирования способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменной инструкцией, учащиеся широко используют теоретические  знания, конкретизируют и расширяют  их.

 

2.3. Основные виды  планирования воспитательной работы  в училище и группе. Их взаимосвязь

В организации воспитательного  процесса в училище важную роль играет планирование.

План идеологической и  воспитательной работы определяет цели, задачи на планируемый период, содержание этой работы (основные направления, формы, методы работы, порядок мероприятий  воспитательной и идеологической направленности, сроки, место их проведения, участников и ответственных). Назначение плана  идеологической и воспитательной работы – упорядочить деятельность всех участников образовательного процесса по указанным направлениям, обеспечить его организованность, согласованность, скоординированность, системность, логику и последовательность реализации задуманного, соответствие форм и методов содержанию деятельности, а также единство и  взаимосвязь с учебным процессом.

Принципы планирования идеологической и воспитательной работы: целенаправленность, системность, управляемость процессов  и результатов, учет возрастных особенностей, интересов обучающихся, преемственность  запланированных мероприятий, последовательность, реалистичность.

Рекомендуется использовать перспективные планы идеологической и воспитательной работы сроком на 5 лет, на очередной учебный год  для решения стратегических и  тактических целей; планы работы педагогов и специалистов на год. Возможна разработка стратегического  плана на более длительные сроки. Как правило, планы работы содержат вводную часть в текстовой  форме и план мероприятий в  форме таблицы.

В целях совершенствования  воспитательной деятельности, более  детального ее планирования наряду с  перспективными планами идеологической и воспитательной работы могут составляться оперативные – рассчитанные на месяц, неделю, день. Такие планы разрабатываются  в форме таблицы, графика –  планы-графики, планы-сетки мероприятий, что позволяет более рационально  планировать и без перегрузок реализовывать предстоящую работу с учетом возможностей подготовки конкретных мероприятий.

В училище должны быть:

• план идеологической и воспитательной работы, утверждаемый руководителем училища;

• планы работы и учетная документация педагогов, осуществляющих воспитательный процесс;

• план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

• программы и расписание работы клубов, кружков, секций;

• план работы и протоколы заседаний методического объединения кураторов;

• план работы Совета профилактики, совместный план работы училища с инспекциями по делам несовершеннолетних, планы работы органов самоуправления, общественных организаций, комиссий, штабов;

• сценарии воспитательных мероприятий;

• информационно-аналитический банк результатов мониторинговых исследований воспитательного процесса;

• годовой отчёт.

В приложении к годовому плану также могут быть комплексно-целевые  программы, проекты, планы по различным  направлениям воспитания обучающихся  и другая учетная и планирующая  документация в соответствии со спецификой учебного заведения.

Системность в планировании идеологической и воспитательной работы позволяет объединить усилия всех педагогических работников для реализации запланированного, эффективно использовать разнообразные  формы и методы этой работы, способствует более качественному решению  поставленных задач с оптимальными затратами средств, сил и времени.

 

 

 

 

 

 

2.4. Сущность, задачи  и формы профориентационной работы  мастера

Профессиональная ориентация — это деятельность педколлективов, работников предприятий и учреждений, направленная на пробуждение у подростков интереса к определенному виду труда. Правильный выбор профессии —  неотъемлемая составная часть учебно-воспитательного  процесса в училище.

Определяя формы и методы проведения профориентационной работы, необходимо учитывать, что последняя  должна выступать как органическая часть целостного учебно-воспитательного  процесса, в котором и обучение труду, и профессиональная ориентация неотделимы друг от друга. Следовательно, методика профориентационной работы должна строиться на основе согласования с  методикой реализации учебного материала  по трудовой политехнической подготовке учащихся. Необходимо выбирать такие  формы и методы работы, которые  позволят научить учащихся максимально  и всесторонне оценивать с  позиций своих желаний и возможностей конкретный вид труда или профессию.

В ПТУ основное внимание уделяется трудовому обучению как  способу профориентации, непосредственно  связанному с трудом по определенной специальности в учебных мастерских, цехах, предприятиях и на строительных площадках. Профориентация проводится здесь не по многим специальностям, а по конкретным, близким к избранной  профессии.

Прежде всего профориентационная работа в ПТУ должна быть планомерной  и систематической. Она зависит  от преподавателей и мастеров училища. Наибольшее развитие получили такие  формы, как теоретическая подготовка к профориентационной работе педколлективов; проведение педколлективами училищ необходимых мероприятий, направленных на трудовое воспитание учащихся и  пр.

Конкретно мастер может проводить  профориентацию в следующих формах:

- разъяснительные беседы  с учащимися;

- дискуссии;

- проводить дополнительные  занятие во внеучебное время;

- организовывать посещение  учащимися тематических выставок  и т.п.

- организовывать экскурсии  на производство, встречи с передовиками  производства и т.п.

Профориентационая работа позволяет  учащимся профтехучилищ получить необходимую  информацию о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, и сделать  правильный выбор. Своевременное реагирование на востребованность рынка труда, интеграция разноуровневых образовательных программ, развитие социального партнерства, приведение учебно-материальной базы в соответствие с современными требованиями, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий – все это направлено на повышение качества подготовки специалистов, воспитание у молодежи чувства патриотизма, нравственности и ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Содержание работы мастера производственного  обучения

3.1. Содержание  работы мастера производственного  обучения

Профессиональные училища  на практике реализуют принцип неразрывной  связи профессионального и общего образования молодежи и сочетания  обучения с производственным трудом учащихся. Это определяет особенности  работы мастера производственного  обучения, который должен не только отлично владеть профессиональным мастерством, но иметь необходимую  педагогическую подготовку. Для того чтобы успешно обучать и воспитывать  учащихся, ему нужны разносторонние знания, высокая общая культура.

Информация о работе Воспитание учащихся в процессе производственного обучения