Воспитание учащихся в процессе производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
1.1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические требования к чертам личности мастера как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7
2.2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования……………………...11
2.3. Основные виды планирования воспитательной работы в училище и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14
2.4. Сущность, задачи и формы профориентационной работы мастера……..16
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
3.1. Содержание работы мастера производственного обучения……………..18
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии………………………………………………………….28
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения
6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...53

Файлы: 1 файл

курсовая по омопо и сд.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

• деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций учащихся, их интеллектуальных способностей;

• результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых  технологий, позволяющие приобретать  профессиональные умения будущим специалистам.

Трудно переоценить значение эмоционального контакта мастера производственного  обучения с учащимися, так как  это позволяет создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность  в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, усвоении приемов эффективной учебной  деятельности.

Критериями оценки эффективности  освоения мастерами производственного  обучения новых педагогических технологий могут быть следующие:

• соответствие дидактических  возможностей целям и задачам  обучения;

• наличие эмоционального контакта с учащимися, личностно-ориентированный  характер обучения и др.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, педагогическая деятельность мастера производственного  обучения является весьма разносторонней и ответственной, требует от него больших знаний, педагогического  опыта, профессионального мастерства и высокой общей культуры. Уроки  производственного обучения являются незаменимыми при развитии производственных способностей учащихся. Их умелая организация, продуманность индивидуальных творческих и групповых заданий, оригинальность и новизна форм деятельности способствуют развитию творческой, активной, самостоятельной  личности, что на наш взгляд является особо востребовано в современном  обществе.

Для успешной и плодотворной работы по обучению учащихся мастер производственного  обучения должен в совершенстве владеть  мастерством работы, мог успешно  отдавать свой профессиональный опыт прочные производственные навыки, и  личное безукоризненное выполнение производственных операций позволяют  мастеру в любой момент помочь учащемуся, быстро выявить и устранить  те или иные ошибки, научить правильно, выполнять все операции. От построения занятий и качество его проведения зависит постановка всего учебно-воспитательного  процесса.

Мастер производственного  обучения заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить  на уроках, ставит воспитательные цели. Для достижения поставленных целей  можно применять различные способы. Так, четкий и уверенный показ  приемов работы - вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии;

1. поощрение за бережное, экономное отношение к материально  - техническим средствами и наказание  за халатное, расточительное отношение  - способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина;

2. систематическая организация  выставок работ учащихся закрепляет  интерес к труду, к выбранной  профессии;

3. повышение оценки за  красоту изделия, тщательную внешнюю  отделку - способствует эстетическому  воспитанию;

4. четкая организация  учебной работы - приучает к дисциплинированности;

5. постановка в процессе  обучения содержательных задач  и проблем, когда у учащихся  возникает потребность в самостоятельном  поиске решений, содействуют развитию  у них познавательной активности;

6. правильно раскрытая  учащимся цель урока обеспечивает  сознательное усвоение знаний, умений  и навыков;

7. вооружение учащихся  способами самоконтроля в процессе  выполнения операции - позволяет  воспитывать умение саморегуляции  своих действий и так далее.

8. Важным для достижения  поставленных воспитательных целей  является личный пример мастера,  а также четкое планирование  воспитательной работы.

9. продуманные общественные  обязанности учащихся - воспитывают  чувство ответственности;

10. умелая организация  соревнования бригад или отдельных  учащихся - развивает их активность, творческое мышление;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Педагогический процесс в ПТУ. - Мн., 1983.
  2. Кузьмина  Н.В Педагогическая деятельность мастера -  М.,1983г
  3. Макаренко А. С. Полное собрание сочинений. Т.1.-М.: Изд-во АН СССР,1985.
  4. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – М., 1983.
  5. Немов Р. С. Психология.- Кн.2.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1999.
  6. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения (Методическое пособие).-М.: Изд. ВНМЦентр,1985.
  7. Титов А.И. Методика производственного обучения в ПТУ. - Мн., 1988.
  8. Харламов И. Ф. Педагогика.- М.: Юристъ,1997.
  9. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. – М., 1969.



Информация о работе Воспитание учащихся в процессе производственного обучения