Воспитание учащихся в процессе производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
1.1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические требования к чертам личности мастера как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7
2.2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования……………………...11
2.3. Основные виды планирования воспитательной работы в училище и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14
2.4. Сущность, задачи и формы профориентационной работы мастера……..16
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
3.1. Содержание работы мастера производственного обучения……………..18
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии………………………………………………………….28
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения
6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...53

Файлы: 1 файл

курсовая по омопо и сд.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

Деятельность учащегося  переплетается с активной деятельностью  мастера.

Деятельность учащегося  проходит самостоятельно под управлением  мастера (процесс самонаучения).

В ходе самостоятельной деятельности учащийся используют справочные материалы, а в не обходимых случаях обращаются за помощью к мастеру. Эффективности  деятельности учащихся этой части урока  во многом зависит о того, как  мастер подготовил её. Как направляет учащегося. Мастер, делая указания давая  пояснения, исправляя ошибки учащихся, создает предпосылки для интенсивной  самостоятельной их работы.

В основу самонаучения следует  брать производственную деятельность учащихся. При изготовлении материальных ценностей всегда присутствует фактор необходимости приобретения и использования  определенных знаний и умений. Учащиеся необходимо осознать задание, найти  оптимальное решение условия  выполнения, а затем уже приступить к выполнению задания. Самонаучение - процесс динамичный. Он вбирает  в себя как простое механическое воспроизведение первоначальные периоды  обучения, так и сложные, осознанные действия, включающие элементы самоконтроля и саморегулирования.

Под самоконтролем следует  понимать действия учащихся по проверке своей деятельности путем сравнения  полученных результатов труда с  эталоном. Другой вид самоконтроля - контроль результатов труда. Он обладает функциями констатации, фиксирующими возможность дальнейшего выполнения трудового акта. По времени проведения его следует подразделить на текущий  и конечный, т.е. он дискретен прерывист.

Саморегуляция - процесс  непрерывный и более сложный. Направленный в основном на рабочие  операции. Состояние работающего  и условия его деятельности. Учащиеся самостоятельно планируют время  и соответственно регулируют сам  трудовой процесс, изменяя при необходимости  его интенсивность сочетания  применяемых приемов и способов. Деятельность учащихся по самонаучению во многом зависит от того, как мастер подготовил их к самостоятельной  работе. Как провести подготовку к  уроку, и как управляет их деятельностью  в процессе урока. Поэтому важно  с первых уроков учить учащихся умению учиться. Важно отобрать и свести в определенную систему приемы и  способы активно - трудовой деятельности учащихся. Это - использование инструкционных, инструкционно-технологических карт и учебных карт, выполнения домашнего  задания, использование раздаточного дидактического материала и др.

Динамика формирования на уроках умений и навыков во многом определяется интенсивностью элементов  самонаучения. Подготовленностью учащихся, их умением самостоятельно учиться.

Использование технических  средств на уроках производственного  обучения.

Используемые в учебных  мастерских технические средства имеют  различное назначение. Их используют для показа трудовых приемов, действий и технологических операций, недоступных  для непосредственного наблюдения. Демонстрации сложных видов техники  и технологических процессов. Конкретной трудовой деятельности замедленный  тип применение мультипликации. (Расчлененный вид процесса).

При оборудовании рабочих  мест техническими средствами следует  сосредоточить смонтировать только такие средства, которые необходимы при изучении большинства тем  производственного обучения. Например, для учебных мастерских следует  подбирать кино - диапроекторы. Экранные средства, являясь действенной формой зрительно-звуковой наглядности. Служат педагогическим средством активизации  учащихся и эмоционального воздействия. На экране учащиеся видят как отдельные  действия, так и целые производственные процессы. Важное условие проведения уроков с применением кино - методически  правильно подбор учебных фильмов  и необходимость перспективного планирования показа. В учебных мастерских показывают краткометражные и фрагментарные  фильмы.

Отдельную подгруппу технических  средств обучения составляют тренажеры. Их широко применяют в профессиональной подготовки. Овладение любым трудовым процессов, как показывает практика, обязательно включает в себя тренировочную  деятельность, так и проведение самоконтроля (фиксацию и оценку своих действий). При выполнении упражнений в обычных  условиях самоконтроль проводится на основе лишь зрительных слуховых восприятий. При обучении на тренажере восприятия уточняются с помощью различных  приспособлений. Поэтому освоение той  или иной деятельности идет уже с  меньшим эмоциональными напряжением. Процесс обучения на тренажерах в  большинстве своем мало чем отличается от обучения на реальном объекте труда, методика его, как правило, следующая  обучающий излагает учебный материал; показывает приемы выполнения действий; в свою очередь, учащиеся воспринимают рассказываемое и показываемое, запоминаю  его, а затем приступают к самостоятельным  упражнениям на тренажере. Следовательно, умения и навыки формируются в  результате многочисленных повторных  упражнений с предварительным осознанием порядка действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. План-конспект  урока по экономике на  тему: "Налогообложение"

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие  знания:

1. Ознакомиться с понятие  о налогообложении.

2. Ознакомиться с разновидностями  налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:         

1. Знать о налогообложении.

2. Знать разновидности  налогов и объекты налогообложения.

3. Развивать новое экономическое  мышление у учащихся в современном  обществе, развивать умения обобщать, делать выводы, анализировать.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

1. Уметь воспроизводить  разновидности налогов и объекты  налогообложения.

2. Уметь строить ответы  на создаваемые вопросы.

3. Воспитывать деловые  качества характера, воспринимать  и понимать новые термины в  экономике.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая  беседа

Оборудование: СД «Экономика и право», проектор, наглядные пособия, рабочие тетради

Литература:

И.В. Липсиц «Экономика» часть 2

Место проведения:  Учебный  кабинет

Ход урока:

I. Организационный этап  – 1 мин.

Учитель:

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики  стоят у своих мест и садятся  после слов преподавателя).

Дежурный, кто сегодня  отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап  – 3 мин.

Учитель:

Мы изучили с вами раздел «Экономические проблемы безработицы. Конкуренция». На прошлом занятии  мы написали самостоятельную работу. Сейчас мы с вами проанализируем результаты работы.

Повторить вопросы:

-социальные программы;

- роль государства в  снижении безработицы;

Сегодня мы приступаем к  изучению нового раздела - «Налогообложение». В любой стране всякий вид деятельности, приносящей доход, облагается налогом.

Учитель: Что означает слово  «налог»?

Ученики: ???

III. Сообщение темы и  цели урока -1 мин.

Учитель:

Тогда запишите число и  тему сегодняшнего урока: «Налогообложение» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все  записали).

Каковы цели урока:

Ознакомиться с понятием налога

Ознакомиться с видами налогов

Изучить сущность налоговой  системы

Уметь применять знания на практике

IV. Изучение нового материала 

Учитель:

 Налоги – это обязательные  сборы, взимаемые государством  с физических и юридических  лиц с целью финансового обеспечения  государства.

 Сутью любого налога  является принудительное изъятие  в пользу государства части  дохода самостоятельного экономического  субъекта.

Учитель:  А для чего необходимы налоговые поступления  бюджету государства?

Ученики: ???

Учитель:  Бюджет необходим  государству для решения:

социальных задач - систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

для целей управления государством, то есть фискальных задач - содержания правительства, армии, милиции, судов  и других необходимых служб управления;

для повышения эффективности  народного хозяйства с помощью  налоговых льгот: льготы по налогам  предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в  данный период наиболее значимы для  всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского  хозяйства или производство учебников  для школ.

Налоги, таким образом, выполняют  в экономике две важнейшие  функции:

фискальную;

регулирующую.

Учитель:  На какие виды разделяются налоги?

Классификацию налогов можно  провести по различным основаниям.

Так, налоги бывают общие  и специальные. Поступления от общих  налогов идут в бюджет, а затем  полученные суммы распределяются по тем или иным направлениям и могут  быть потрачены на любые цели.

Поступления же от специальных  налогов направляются в специальные  бюджетные или внебюджетные фонды  и могут быть потрачены только на определенные цели. Например, сборы  от дорожного налога поступают в  дорожные фонды, которые расходуются  только на содержание и ремонт автомобильных  дорог, их реконструкцию и строительство.

Другим примером специального налога может быть налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы для финансирования работ геологов и буровиков.

Прямой налог – это  налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного  налогоплательщика. Прямые налоги взимаются  в процессе приобретения и накопления материальных благ. Так, подоходный налог  взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений).

К прямым налогам относятся:

личный подоходный налог;

налог на прибыль;

налог на наследство;

налог на имущество;

налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенностью прямого  налога является то, что агент, чей  доход уменьшается, и налогоплательщик, который перечисляет сумму налога государству, – это одно и тоже лицо.

Косвенный налог – это  налог, на потребление, уплата которого в конечном итоге производится налогоплательщиком за счет конечного потребителя. Например, налогом на добавленную стоимость  облагается продавец, однако он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства государству. Косвенный налог взимается  в процессе расходования материальных благ.

Как пример косвенных налогов  можно указать акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые в конечном итоге  оплачиваются потребителем товаров, в  стоимость которых включаются эти  налоги.

К косвенным налогам относятся:

налог на добавленную стоимость  – НДС;

налог с оборота;

налог с продаж;

акцизный налог;

таможенная пошлина.

 Учитель: В зависимости  от того, каким образом соблюдается  или не соблюдается принцип  соответствия доходов и налогов,  налоги различаются как прогрессивные,  регрессивные и пропорциональные.

Если доля суммы выплачиваемого налога в общей сумме доходов  не зависит от размера дохода, то такой налог является пропорциональным.

 Если доля суммы  выплачиваемого налога в общей  сумме доходов растет по мере  роста суммы дохода, то такой  налог является прогрессивным.

 Если доля суммы  выплачиваемого налога в общей  сумме доходов уменьшается по  мере роста суммы дохода, то  такой налог регрессивным.

 Прогрессивные налоги - наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять свое  хозяйство, модернизировать технику,  повышать заработную плату работникам  и тем способствовать улучшению  социальной обстановки в стране, регионе или городе.

Регрессивные - наоборот, столь  высоки, что не оставляют возможности  все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя  или государственного производства. Таким образом, повышая налоги не по силам плательщиков, государственные  власти ликвидировали частных собственников, вытесняя из страны НЭП в конце 20-х  годов.

Информация о работе Воспитание учащихся в процессе производственного обучения