Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:40, курсовая работа
В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе.
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения
1.1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения……….6
Глава 2. Методика воспитательной работы для ПТУ
2.1. Педагогические требования к чертам личности мастера как педагога-воспитателя………………………………………………………………………..7
2.2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования……………………...11
2.3. Основные виды планирования воспитательной работы в училище и группе. Их взаимосвязь………………………………………………………….14
2.4. Сущность, задачи и формы профориентационной работы мастера……..16
Глава 3. Содержание работы мастера производственного обучения
3.1. Содержание работы мастера производственного обучения……………..18
3.2. Подготовка к приему учащихся……………………………………………20
3.3. Методическая подготовка…………………………………………………..21
3.4. Подготовка учебных материалов…………………………………………..22
3.5. Перспективно - тематическое планирование……………………………...23
3.6. Подготовка к изучению темы………………………………………………25
3.7. Подготовка к проведению занятия………………………………………...26
3.8. Подготовка технических средств………………………………………….27
3.9. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии………………………………………………………….28
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения. Построение и организация урока…29
4.2. План-конспект урока по экономике на тему: "Налогообложение"……..37
Глава 5. Особенности воспитательной работы
5.1. Особенности воспитательной работы……………………………………..45
5.2. Работа с родителями учащихся…………………………………………….46
Глава 6. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения
6.1. Профессиональная компетенция мастера производственного обучения………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………...53
3.9. Рабочее место
учащегося. Требования к нему.
Пример оснащения по
Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:
выполнение санитарно-
организация рабочих мест учащихся;
организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;
организация рабочего места учителя;
оснащение мастерской оборудованием, инструментами, приспособлениями;
размещение и хранение учебного оборудования;
оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);
оснащение мастерских методическими и дидактическими материалами, ТСО;
наличие документации мастерской
(журнал заявок для текущих работ,
инвентарная книга, план развития и
совершенствования учебно-
Глава 4. Урок производственного обучения
4.1. Урок производственного обучения
Научно обоснованная организация обучении в учебных мастерских обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять его на практике, способствует воспитанию, соблюдению дисциплины и любви к своей профессий.
На занятиях в учебных
мастерских изучение операционных тем
чередуется с выполнением комплексных
работ. В начальной стадии осваивается
отдельные движения и приемы, а
затем действия и операции в целом.
Постепенное освоение учащимися
отдельных операций в соответствии
с дидактическим принципом
После усвоения основных приемов учащиеся переходят к выполнению комплексных работ по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляется и совершенствуется усвоенные знания, приобретаются широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Учащиеся постепенно овладевают количественными и качественными показателями труда.
Мастер производственного
обучения должен учитывать, что овладение
всеми операциями в отдельности
при обучении в учебных мастерских
еще не гарантирует качественного
изготовления того или иного изделия.
Выполняя задания на различных стадиях
обучения, учащиеся закрепляют ранее
освоенные приемы и способы выполнении
операций, совершенствуют точные скоростные
навыки. При этом они осваивают
выполнение неизвестных разновидностей
изученных операций, их сочетания, а
также изучают технологический
процесс в целом и его
Обучение в учебных мастерских предполагает последовательность восприятия учащимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда.
Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок.
Урок - это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой учащимся. Для него характерны: неразрывность задач, определенность решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; оптимальное сочетания коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость.
Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным предметам.
Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.
Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:
а) временное (занятие продолжается 6 часов);
б) содержательном (обучение
проводится, как правило, в процессе
производительного труда
в) в методическом, преобладающею часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельности учащихся;
г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.
Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:
-Уроки по освоению
трудовых приемов и операций,
цель которых дать учащемуся
технологические знания, сформировать
первоначальные умения
-Уроки по освоению
сочетаний операций и
Педагогическая
Построение и организация урока
Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, основная и заключительная части. Каждый из них выполняет определенную только ему присущую роль, но все они тесно связаны. Кратко рассмотрим каждый структурный элемент урока.
Урок всегда начинается с организационного момента. Мастер контролирует присутствие учащихся, проверяет их вешний вид. Сообщает учащимся тему занятия. Затем мастер проводит повторение теоретических знаний учащихся. А также проверку их практической подготовленности. Эффективность трудовой деятельности любого человека как показывает практика. Зависит во многом от его вдумчивости, осмысленности действий и добросовестности. Следовательно, этот элемент урока психологически готовят учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Повторение проходит в форме беседы, в ходе которой у учащихся восстанавливаются в памяти необходимые и на данном уроке сведения. Затем на практике проверяется качество трудовых приемов и действий, освоенных на предыдущих занятиях. Мастер заранее в ходе подготовки к данному року намечает контрольные вопросы и задания. Они должны быть преимущественно обобщающего типа.
Вводная часть урока направлена на подготовку учащихся к освоению новых навыков и умений, к выполнению определенных знаний, способствующих углублению и расширению профессиональных знаний, складывается из вводного инструктажа, инструктажа по безопасному ведению работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и разбора заданий учащимися группы.
Вводный инструктаж начинается с ознакомлением учащихся с целями и задачами данного занятия. Поэтому в предварительно разрабатываемом плане урока его задачи следует формулировать конкретно. На вводном занятие мастер обязательно останавливается на правилах безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном уроке. Мастеру следует подробно рассказывать об организации рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание учащихся на его особенности. После этого сообщает критерии оценок, разъясняет и распределяет задания среди учащихся, говорит об ученическом норме времени, сравнивая ее с нормой времени квалифицированного рабочего.
Практика показывает, что
на вводную часть отводится
Основную часть занятия учащиеся выполняют задания, подобранные мастером заранее. В ходе их выполнения учащиеся осваивают заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ учащиеся учатся применять свои знания в конкретных практических ситуациях. Важными моментами трудовой деятельности учащихся на этой части урока являются следующие:
организация рабочего места;
выбор и применение правильных приемов работ;
использование учебно-технологической документации;
соблюдение правил безопасности труда;
контроль выполнения приемов и действий;
Деятельность учащихся проходит под непосредственным руководством мастера. Мастер наблюдает за учащимися с рабочего места, а также в ходе целевых обходов. Результаты наблюдений рекомендуется записывать, это поможет квалифицированно провести заключительную часть занятия. Контроль осуществляется мастером, как в процессе трудовой деятельности учащихся, так и при приеме готовых изделий. В основу контроля должно быть положено выполнение тех или иных сочетаний приемов и действий в качество выполнения всего задания.
В процессе текущего инструктирования мастер направляет и корректирует трудовую деятельность учащихся. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест учащихся. Мастер заранее продумывает и определяет цель каждого обхода. Количество их зависит от содержания. Сложности учебного материала и особенностей учебной группы.
В заключительной части подводят
итоги занятия. На основе анализа
выявляются степень обученности
учащихся, слабые стороны обучения,
указываются причины появления
недостатков и способы их устранения.
Заключительная часть занятия состоит
из итогового инструктажа, домашнего
задания и уборки рабочих мет.
В итоговом инструктаже мастер кратко
рассказывает об успехах и недостатках
каждого учащегося, анализирует
их причины. Он подробно разбирает причины
появления типичных ошибок, отмечает,
как учащиеся использовали передовые
приемы и способы работы, и прогрессивную
технологию. Особое внимание мастер обращает
на соблюдение каждым учащимся правил
безопасного ведения работ. После
подведения итогов мастер говорит о
содержании будущего (следующего) занятия
и выдает задание на дом. Домашнее
задание может содержать
Построение урока должно способствовать возбуждению интереса учащихся к учебному материалу, развитию самостоятельности, воспитанию стремления к активному овладению умениями и навыками. Деятельность мастера на любой стадии урока не должна подавлять активность учащихся. Ход урока во многом зависит от содержания учебного материала. Имеющейся материально - технической базы, применяемых методов и средств обучения.
Решать поставленную цель выполнять задачи урока можно только при активной познавательной деятельности учащегося, с одной стороны и управления этой деятельностью мастером производственного обучения, другой стороны. Изучение этого вопроса показывает, что деятельность и учащегося и мастера на уроке осуществляется двояко:
Информация о работе Воспитание учащихся в процессе производственного обучения