Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:45, контрольная работа
Необходимым компонентом процесса обучения является дидактические средства, оптимальное сочетание которых помогает дошкольникам глубже познавать действительность, обогащает их впечатлениями, дает материал для наблюдений. Такими дидактическими средствами является слово (воспитателя, ребенка, художественное слово); образ (создаваемый с помощью технических средств, дидактических материалов; объекты живой и неживой природы, их изображения существующий в воображении ребенка) действие (ребенка, воспитателя, дидактические упражнения, элементарные опыты) Подбирают их в зависимости от возраста, форм мышления уровня умственного развития дошкольника.
Введение
Обучение дошкольников осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни, в различных видах деятельности детей с помощью форм организации учебного процесса.
Форма организации обучения - совместная учебная деятельность педагога и детей, осуществляется в определенном порядочного и установленном режиме. В значительной мере она выражает характер связи между педагогом и ребенком, их деятельности, место занятия и режим его проведения. В детском саду используют фронтальные, групповые, индивидуально-групповые и индивидуальные формы организации обучения Главным требованием в выборе формы организации обучения является необходимость содействия дошкольнику в его желании учиться. Как известно, ребенок развивается тогда, когда и он испытывает радость от процесса учебной деятельности, полученного результата.
Педагог должен уметь определять степень сложности учебных задач, заботясь, чтобы нагрузка была посильной для дошкольников. Важно обеспечить личностно-ориентированный стиль руководства учебной деятельностью детей, не допускать высокомерия, игнорирование их интересов, поверхностных оценок усилий. Все должно быть направленным на то, чтобы обучение было для них интересным, личностно значимым.
Необходимым компонентом процесса обучения является дидактические средства, оптимальное сочетание которых помогает дошкольникам глубже познавать действительность, обогащает их впечатлениями, дает материал для наблюдений. Такими дидактическими средствами является слово (воспитателя, ребенка, художественное слово); образ (создаваемый с помощью технических средств, дидактических материалов; объекты живой и неживой природы, их изображения существующий в воображении ребенка) действие (ребенка, воспитателя, дидактические упражнения, элементарные опыты) Подбирают их в зависимости от возраста, форм мышления уровня умственного развития дошкольника.
В раннем возрасте малыш получает новую информацию основном из-за действия с предметом, игрушкой, по словам воспитателя. В среднем дошкольном возрасте на переднем плане оказывается образ и слово, а действия способствуют закреплению знаний (например, практические действия в дидактической игре). В старшем дошкольном возрасте, когда развивается словесно-логическая форма мышления, возможны различные сочетания дидактических средств, зависит от материала, который изучается, индивидуальных особенностей детей.
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучающее взаимодействие взрослого и ребенка. Обучение в дошкольном возрасте это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми кто их усваивает.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Педагог как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.
Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения – является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности воспитателя и возрастных особенностей детей. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система педагога, сложившаяся система его взаимодействия с детьми. Методы обучения являются способами работы не только воспитателя, но и дошкольников. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.
Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду – занятие. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.
Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего – педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием. Таким образом, обучение – это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение).
Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи" готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.
В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организо-ванная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, обще¬ственного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обес¬печивает преемственность поколений, полноценное функцио¬нирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Содержанием обучения являются основные формы общественного сознания, прежде всего наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к труду. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.
Таким образом, мы видим, что в обучение оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, так как без обучения нет развития. Только получая новые знания, умения, навыки ребенок переходит с одной ступени развития на другую.
Областью дошкольной педагогики, исследующей закономерности процесса обучения детей дошкольного возраста, является дошкольная дидактика. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает – обучающий, наставляющий, поучающий. Предметом дошкольной дидактики является процесс обучения детей. Идеи обучения детей дошкольного возраста впервые возникли еще на заре становления педагогики как науки.
Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название – дидактические принципы. Впервые дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в 17 веке в книге «Великая дидактика, или как всех учить всему». Впоследствии К.Д. Ушинский дал им научное обоснование, опираясь на достижения физиологии и психологии 19 века.
Современная дидактика
выделяет ряд принципов
Принцип развивающего обучения. Обучение должно вести за собой развитие – данное положение Л.С. Выготского лежит в основе организации взаимодействия педагога и ребенка. Суть заключается в том, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его, чтобы ребенок затрачивал усилия для овладения новым материалом.
Принцип воспитывающего обучения. Обучение и воспитание неразрывные процессы, поэтому, когда воспитатель определяет содержание знаний, он намечает и воспитательные задачи, которые должны быть решены в процессе обучения.
Принцип доступности
обучения. По мнению ученых, обучение
только тогда результативно, когда
оно посильно и доступно детям.
Доступным должно быть и
Принцип системности и последовательности. Новые знания всегда должны опираться на имеющиеся у ребенка, быть связанными с ними и способствовать упрочению и уточнению их. На основе последовательного накопления знаний об окружающем мире у детей формируется система знаний, обобщенные понятия.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Исследованиями ученых доказано, что знания прочны тогда, когда они осознанны и осмыслены. Освоение знаний происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует. Для развития активности детей в процессе обучения педагог использует различные приемы: вопросы, сравнения, проблемные ситуации, элементарные опыты, эвристические беседы и т.д.
Принцип наглядности.
Так как мышление дошкольника
носит наглядно-действенный и
наглядно-образный характер, то данный
принцип имеет особое значение
в обучении детей. Использование
различных видов наглядности
– наблюдение живых объектов,
рассматривание предметов, картин,
образцов, применение ТСО, использование
схем, моделей в процессе обучения
и т.д. – способствует осознанному
восприятию тех явлений и
Принцип индивидуального подхода к детям. Индивидуальные особенности развития детей диктуют необходимость их учета и в процессе обучения малышей. Дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости, все задания, которые получают дети, должны соответствовать их уровню ближайшего развития, поэтому и степень сложности заданий должна быть различной для каждого ребенка, так как дети могут развиваться по-разному.
Руководствуясь дидактическими принципами, воспитатель достигает лучших результатов в обучении детей.
В стандартных МДОУ (муниципальных дошкольных образовательных учереждениях - детских садах), действующих на основании утвержденных образовательных программ, существует определенное распределение детей по возрастам в разные возрастные группы.
Варианты распределения:
ясельная группа - дети от 1,5 до 2 лет;
1-ая младшая группа - дети от 2 до 3 лет;
2-ая младшая группа - дети от 3 до 4 лет;
средняя группа - дети 4 и 5 лет;
старшая группа - дети 5 и 6 лет;
подготовительная группа - дети 6 и реже 7 лет (с 7 лет - обучение в школе).
Для чего это нужно?
Распределение по возрастам необходимо не только для удобств статистики. В первую очередь, это возможность группировать детей одного (близкого) возраста для достижения максимальных качественных успехов у детей при обучении знаниям и навыкам. Основываясь на возрастных особенностях группы детей, воспитатель может четко планировать цели и задачи обучения на весь год, разрабатывать конспекты этих занятий. Представьте себе вариант, где в одной группе находятся сразу и маленькие "ясельнички" и уже взрослые "будущие школьники", а Вам необходимо провести комплекс утренней зарядки! Малыши не смогут выполнять упражнения для старших деток, а старшим будет неинтересны всевозможные упражнения для малышей. Тоже относится и к другим видам занятий: математика, чтение, рисование и лепка... В разновозрастных группах все занятия подбираются согласно психологическим особенностям данного возраста.